Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Синтагматические отношения и метод ассоциаций


Синтагматические отношения и метод ассоциаций

Приветствую вас в рассылке «Советы практикующего логопеда и Логопедические Программы»!

Сегодня в выпуске:

  1. Устройство языковой системы. Синтагматические отношения.
  2. Метод ассоциаций. Различные ассоциативные игры.

Устройство языковой системы

Языковая система создаётся не единицами языка, а теми отношениями, которые выступают между языковыми единицами. Таким образом, выделяют 3 типа отношений между языковыми единицами:

  • Синтагматические;
  • Парадигматические;
  • Деривационные.

Сегодня подробнее поговорим о синтагматичнеских отношениях.

Противопоставление парадигматических и синтагматических связей было введено в науку Ф. де Соссюром; оно многое объяснило в строении языков, но и само пока еще нуждается в дальнейшем уточнении.

Один студент-филолог так объяснял другому, что такое синтагма и парадигма: «Все, что хочется написать в строку,— синтагма. Все, что хочется написать столбиком или в виде таблицы,— парадигма». Смешное и простодушное объяснение, но для самого первого знакомства с синтагмой и парадигмой оно годится.

Итак, синтагматические отношения — это отношения линейной зависимости между единицами языка (синтагма в переводе с др. греческого — расстановка, нечто соединённое). В основе синтагмы в языке лежит плавный последовательный переход от звука к звуку, от слова к слову, от предложения к предложению. Синтагматические отношения характеризуют сочетательные возможности языкового знака одного уровня, т.е. сочетание фонем с фонемами, морфем с морфемами, лексем с лексемами, и не просто так, а по законам сочетаемости в системе. Например, ворон соединяется с формой кричит, но не с формами кричу и кричишь, с прилагательным старый, но не с наречием старо; сочетаясь с летит, кричит и многими другими глаголами, нормально не сочетается с поет или кудахчет; мягкие согласные в русском языке соединяются с последующим и, но не с последующим ы.

Примеры синтагматических отношений:
в=о=д=а, во=да (фонетико-фонологический уровень);
вод=а, ид=у, син=ий (морфологический уровень);
учи=тель, при=ехать (словообразовательный подуровень);
высокий человек, высокий тополь (лексический уровень);
Гора высокая (синтаксический уровень).

Специфическим признаком синтагматических отношений является их одновременная реализация в тексте или речи. Таким образом, синтагматические отношения пронизывают все уровни языка и охватывают все единицы языка. Ребёнок воспринимает эти отношения спонтанно и бессознательно при условии нормального развития нервной системы, нормального формирования связей между речевыми центрами в коре головного мозга.

Синтагматические отношения на мозговом уровне начинают формироваться благодаря активной работе зоны Брока, находящейся в задней трети нижней лобной извилины левого полушария (поле 44). Люди с повреждением этой зоны или дети, у которых эта зона не работает полноценно, свободно артикулируют отдельные звуки, не проявляя трудностей, связанных с апраксией позы. Однако, они не в состоянии быстро переключиться с одного звука на другой и с другого на третий. Так, произнеся звук «б», они не могут переключиться на звук «к» и в задаче повторить сочетание «ба-ка» повторяют его как «ба-ба», а комплекс «би-ба-бо» повторяют как «бо-бо-бо» и т. д.

Это патологическое нарушение плавного перехода с одной артикуляции на другую лишает их возможности произносить целые слова, поскольку при этом требуется именно плавное переключение с торможением предшествующей артикуляции. Поэтому такие дети не могут произнести, казалось бы, простое слово «муха», артикулируя его как «му... ма», и т. д. Этот факт составляет центральный симптом «афазии Брока», или «моторной афазии», а также моторной алалии. Этот тип речевых расстройств представляет собой распад исполнительной части речевого акта в самых элементарных его формах., как раз активно формирующийся в детском возрасте, начиная с 6 мес.

В следующем выпуске подробнее поговорим о парадигматических отношенииях и их мозговой организации.

Метод ассоциаций

Для вычленения синтагматических и парадигматических отношений есть метод ассоциативного эксперимента.

В основе лежит ассоциативный тип поведения (на любой стимул человек отвечает реакцией, реакция может быть стимулом для следующей реакции). В нашем случае в качестве стимула выступает слово.

Запишите на листе слово «дом», а под ним слова, которые приходят вам в голову в связи с понятием «дом».

В следующем выпуске мы с вами определим, какими путями пошла ваша реакция и на каком уровне языкового развития вы находитесь.

Далее привожу описания различных игр, построенных по методу ассоциаций, в которые очень полезно играть в дружной компании.

Игра «Двойные шарады»

Играют парами. Две или три пары рассаживаются в круг так, чтобы игроки одной пары сидели напротив друг друга, то есть по кругу сначала идут подряд первые игроки всех пар, а затем вторые игроки всех пар в том же порядке.

Один из игроков задумывает слово — нарицательное существительное в единственном (если не существует, во множественном) числе — и сообщает его на ухо своему правому соседу, а тот, если играют вшестером, своему правому соседу. В итоге один игрок в каждой паре знает слово («знающий»), а второй — нет («угадывающий»).

Раунд начинает сосед загадавшего игрока. Он называет любую ассоциацию к загаданному слову. Ассоциация должна быть также нарицательным существительным в единственном (по возможности) числе и не должна быть однокоренным словом с задуманным. В ответ на это партнер по команде должен постараться угадать задуманное слово и назвать его. Если получилось — команда получает очко, если нет, свою ассоциацию называет следующий из знающих игроков. Угадывающий игрок может ответить и не в свою очередь, если точно уверен, что понял задуманное слово. Если угадал — его команда получит очко, как обычно, если нет — очко с команды снимается (–1).

Игра «Крокодил».

Настольный вариант хорошо описан в Википедии.

Есть также подвижный вариант. В нем один игрок пытается пантомимой объяснить загаданное слово, а другие предлагают свои варианты или задают наводящие вопросы. При этом нельзя угадывать слово по буквам или пользоваться (брать в руки, указывать) подручные предметы. Возможна индивидуальная (каждый игрок за угадывание получает очко) или командная (одна команда загадывает слово, во второй команде один игрок показывает, а остальные угадывают) игра.

Желаю вам хорошо провести время!

На сегодня всё! До новых встреч!

С уважением, Юлия.
Жду ваших писем

Другую полезную информацию Вы найдете на нашем сайте "Логопедические Программы".

Вы сможете обмениваться опытом с другими участниками, вступив в нашу группу вКонтакте "Логопедические Программы".


В избранное