Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Парадигматические отношения в языковой системе, метод ассоциаций


Парадигматические отношения в языковой системе, метод ассоциаций

Приветствую вас в рассылке «Советы практикующего логопеда и Логопедические Программы»!

Сегодня в выпуске:

  1. Парадигматические отношения в языковой системе.
  2. Метод ассоциаций (продолжение).
  3. Анонс онлайн-школы для родителей с детьми «Как хорошо уметь читать».

Парадигматические отношения в языковой системе

Парадигматические отношения немыслимы без синтагматических отношений, но противопоставлены им. Парадигма от греч. — пример, образец. Правильно говорил тот студент, что парадигму можно записать столбиком или в таблице. Например, парадигма русского склонения:

рука
руки
руке
руку
рукой
о руке

или парадигма фонем по глухости-звонкости:

С—З
Ф—В
Т—Д
К—Г
П—Б
Ш—Ж

Таким образом, парадигматические отношения — это отношения противопоставления и одновременно объединения языковых единиц. Они не линейны и не одновременны в потоке речи в отличие от синтагматических отношений. Парадигматические отношения пронизывают все уровни языка (фонетический, морфологический, синтаксический, текстовый). Первым парадигматические отношения выделил Фердинанд де Соссюр, назвав их ассоциативными.

Парадигматические отношения человек усваивает в процессе обучения в результате активной работы задних, гностических отделов мозговой коры, включающих различные строго дифференцированные гностические системы (преимущественно левого полушария). Это височные и теменно-затылочные отделы коры головного мозга. Если рассматривать формирование фонематических парадигм, то важную роль здесь будет играть работа вторичных отделов височной коры левого полушария. Поражение этих отделов или их неполноценная работа приведёт к невозможности фонетического анализа слов. Люди с поражением височных отделов левого полушария смешивает близкие, а иногда даже и далеко отстоящие друг от друга фонемы, резко извращает фонематическую структуру слов, что и приводит к хорошо известным в клинике «литеральным парафазиям». Так, человек с поражением левой височной области и височной афазией может заменить искомое слово «воробей» близким по звучанию словом «муравей» или относящимися к тому же классу словами «птичка», «галка» и т. д. Система слов, обозначающих предметы, оказывается резко нарушенной, и номинативная функция речи тут отчетливо страдает. Характерно, что обозначения предметов нарушены в этих случаях значительно больше, чем глаголы, связки и служебные слова, что отражает сохранную у этих людей предикативную функцию высказывания. Характерным является и тот факт, что общая синтагматическая и интонационно-мелодическая структура речевого высказывания также остается у этих людей значительно более сохранной, чем номинативная функция речи, опирающаяся на выбор парадигматически организованных обозначений.

Нарушение формирования парадигматичеких отношений на фонетическом уровне у детей носит название фонетико-фонематического нарушения речи (ФФНР) и требует специальной коррекционной работы.

Помимо фонематических парадигм языка существуют лексические и семантические парадигмы, овладение которыми столь же необходимо для развёрнутой правильной речи.

Для речевого сообщения мы отбираем из всех возможных лексических и семантических связей слова лишь одну, нужную для нашего высказывания, тормозя неадекватные для данной задачи лексические и семантические связи. Таким образом, выделение нужных слов, образующих «чувственную ткань» речевого высказывания, предполагает не только нахождение нужного, адекватного слова, но вместе с тем и торможение всех побочных, неадекватных задаче связей. Именно такая избирательность, или селективность, возникающих связей и характеризует бодрственное сознание человека.

Наблюдения показывают, что правильный отбор лексических и семантических связей может осуществляться лишь при нормальном состоянии наиболее сложных гностических отделов мозговой коры, и прежде всего третичных, теменно-затылочных отделов левого полушария.

Тонкая избирательная работа по выделению адекватных и торможению неадекватных лексических и семантических связей, осуществляемая данными отделами мозга, лежит в основе семантической организации речевого высказывания. Клинические исследования показывают, что поражение этих зон коры головного мозга неизбежно приводит к синдрому забывания слов, широко известному в клинике под названием «амнестической афазии».

Патологический процесс приводит теменно-затылочные отделы коры головного мозга в своеобразное «фазовое состояние», которое И. П. Павлов называл «уравнительным». В этом состоянии как сильные, так и слабые раздражители и их следы уравнены, и последние возникают с одинаковой вероятностью. Поэтому любые словесные значения, близкие по звучанию, по морфологической структуре и по смыслу, начинают всплывать у больного с равной вероятностью, и выделение адекватного значения и торможение неадекватных связей очень затрудняются. Все это приводит к отчетливым нарушениям процесса порождения речевого высказывания.

У детей неполноценная работа теменно-затылочной области приводит к алалии, ОНР. У них с трудом формируются лексические парадигмы (словарь) и парадигмы грамматических форм родного языка, речь таких детей бедна, часты вербальные парафазии (т.е. замена одного слова на другое, близкое по звучанию или по смыслу из-за невозможности точно подобрать нужное слово) и аграмматизмы (неправильное словообразование и словоизменение).

Подробнее о мозговой организации синтагматических и парадигматических отношений см. в монографии А.Р. Лурия «ЯЗЫК И СОЗНАНИЕ»

Метод ассоциаций

Итак, в прошлом выпуске рассылки было дано задание подобрать ассоциации к слову «дом».

Ваша реакция могла пойти двумя основными путями:

— синтагматическим, при котором к слову «дом» вы могли подобрать различные определения и др. части речи (дом — большой, светлый), таким образом, что из этих слов-ассоциаций можно построить линейную фразу.

— парадигматическим, при котором к слову-стимулу подбираются ассоциации, отражающие его категориальное значение, (дом — шалаш, жилище; дом — улица), либо отражающие значение составных частей (дом — крыша, дверь), либо субъективные значения восприятия этого понятия (дом — любовь, тепло, уют) и т.п.

Также ваши ассоциации могли быть случайными либо ориентированными на звучание слова (дом — ком).

Если у вас преобладали парадигматические реакции, то уровень образования понятий у вас достаточно высокий.

У детей дошкольного возраста как правило преобладают синтагматические реакции.

А теперь предлагаю вам расслабиться и посмеяться вместе с актёрами театра «Квартет И». Их миниатюра так и называется «Ассоциации».

Анонс онлайн-школы для родителей с детьми

Хочу поделиться с родителями дошколят 4–6 лет, желающими за лето обучить своё чадо некоторым навыкам чтения, следующей информацией: логопед Яна Борисовна Полей проводит онлайн-занятия «Как хорошо уметь читать».

Подробнее о процессе обучения: http://black-mammi.livejournal.com/265992.html

Порядок работы следующий: даются задания раз в неделю, желающие потихоньку их выполняют и отчитываются в комментариях. Подключаться к занятиям можно в любое время. Вы выполняете задания в своём темпе, отчитываетесь в соответствующем посте и получаете рекомендации.

Первое занятие с заданиями можно найти здесь: http://black-mammi.livejournal.com/267335.html

На сегодня всё! До новых встреч!

С уважением, Юлия.
Жду ваших писем

Другую полезную информацию Вы найдете на нашем сайте "Логопедические Программы".

Вы сможете обмениваться опытом с другими участниками, вступив в нашу группу вКонтакте "Логопедические Программы".


В избранное