Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Деривационные отношения и формирование словообразовательного навыка


Деривационные отношения и формирование словообразовательного навыка

Приветствую вас в рассылке «Советы практикующего логопеда и Логопедические Программы»!

Сегодня, в последнем выпуске этого учебного года, мы вспомним о деривационных отношениях в языковой системе, поговорим о формировании словообразовательного навыка у дошкольников, а также познакомимся с развивающими игрушками от логопеда.

Деривационные отношения в языковой системе

Деривационные отношения — это явления словообразования или образования новых языковых единиц (дериватов) на базе других (от лат. деривация — отведение, образование).

В процессе деривации происходит изменение формы, то есть структуры, или семантики, то есть содержания, единиц, принимаемых за исходные. Но в ряде случаев структура и семантика меняются одновременно.

Рассмотрим деривационные отношения на разных уровнях.

1. Фонетическая деривация на морфонологическом уровне: снег снежок.

2. Словообразовательная деривация: объявлять объявление.

3. Лексическая деривация: медведь (животное) — медведь (как характеристика человека).

4. Синтаксическая деривация: пришла зимазима пришла (экспрессивный порядок слов); человек рубит дерево человек рубит дерево топоромчеловек в куртке рубит дерево острым топором (распространение предложения).

Деривация, как и парадигматика, формируется на базе синтагматики.

Формирование словообразовательного навыка у дошкольников

Для того, чтобы научиться образовывать слова, ребёнок проходит 3 этапа:

  1. Формируется представление о родственных словах;
  2. Усваивается морфемный анализ слова;
  3. Закрепляется техника словообразования.

Усвоение словообразовательного навыка доступно уже дошкольникам.

Детям рассказывается, что у слов, как и у людей, есть родственники. Эти родственники чем-то похожи.

Дети пытаются отыскать это что-то похожее, выделяя на слух общую корневую часть. Далее группируют слова по принципу родственности, расселяя их в семейные домики.

Потом, закрепляя технику словообразования, самостоятельно подбирают к слову, изображённому на картинке, родственные слова.

Развивающие игрушки от логопеда

И в заключение хочется познакомить читателей рассылки с замечательным логопедом-рукодельницей, автором развивающих игрушек для коррекционных занятий.

Вот, что она написала о себе в своем Живом Журнале:

«Добро пожаловать :) Мой журнал про игрушки ручной работы, развитие детей и обучение в игре. Здесь соединяются моя профессия (логопедия, дефектология) и увлечение рукоделием. Вы сможете найти интересные идеи для себя и своих малышей или приобрести кое-что! Вопросы, советы, комментарии приветствуются :)»

Итак, знакомьтесь: http://shillopop.livejournal.com/

На сегодня всё! С этим выпуском наша рассылка уходит в отпуск до конца лета. Удачных вам летних каникул! До встречи в новом учебном году!

С уважением, Юлия.
Жду ваших писем

Другую полезную информацию Вы найдете на нашем сайте "Логопедические Программы".

Вы сможете обмениваться опытом с другими участниками, вступив в нашу группу вКонтакте "Логопедические Программы".


В избранное