Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Механизмы речевой деятельности и диагностика слухоречевой памяти


Механизмы речевой деятельности и диагностика слухоречевой памяти

Приветствую вас в рассылке «Советы практикующего логопеда и Логопедические Программы»!

Сегодня в выпуске:

  1. Механизмы речевой деятельности.
  2. Диагностика слухоречевой памяти и пути её развития.

Механизмы речевой деятельности

Впервые механизмы речевой деятельности в отечественной психолингвистике описал Жинкин Николай Иванович (См. его книгу «Механизмы речи»)

В понятие «механизмы речи» включаются следующие процессы:

  • процесс осмысления;
  • процесс удержания в памяти;
  • механизм упреждающего синтеза или вероятностного прогнозирования;
  • механизм выбора и организации слов.

Механизм осмысления

Это процесс установления смысловых связей и отношений.

Существует 3 уровня установления смысловых связей:

1. Межпонятийная связь на уровне двух понятий. В свою очередь эта связь делится на :

  • предикативную (связь между предметом и действием). Это одна из наиболее генетичски ранних типов связи. С неё начинается формирование речи, развитие детской речи в случае её отсутствия или патологии;
  • определительная или атрибутивная связь (большой дом, белая берёза…);
  • дополнительная связь (читать книгу, рисовать цветок…);
  • обстоятельственная связь (идти быстро, плакать громко…).

2. Связь между членами предложения, которая представляет собой комбинацию различных типов межпонятийных связей.

Например:

Белая берёза - 1 тип связи
Я вижу белую берёзу. – 3 типа связи
Белая берёза видна мне издалека. – 4 типа связи

3. Тема-рематическая связь.

Тема – это предмет разговора, то главное, о чём сообщает говорящий.
Рема – способ раскрытия темы.
Тема может быть одна, а раскрытие может быть разное.
Эта связь наиболее генетически поздняя . Она возникает у ребёнка в самую последнюю очередь. В случае поломки речевого механизма она страдает в первую очередь.

Механизм осмысления зависит от:

  • оперативной памяти человека;
  • от количества актуализируемых вербальных гипотез.

Оперативная память — это способность удерживать определенный объем информации в активном виде и производить с этой информацией различные действия в течение короткого периода времени.

Оперативная память является разновидностью кратковременной памяти, но подразумевает несколько большую продолжительность (до нескольких минут). Она в большей степени фокусируется на обработке, а не на приобретении информации. Оперативную память можно охарактеризовать как процесс анализа данных, которые в этот момент находятся в активной форме.

Оперативную память необходимо тренировать, используя, например, игру «Снежный ком»

Играют 2 и более человек.

1 вариант
Кто-то произносит 1-ое слово, как правило существительное, или словосочетание, чтобы дальше можно было продолжить фразу. Следующий человек повторяет это слово и добавляет 2-ое слово или словосочетание, и так фраза удлиняется до тех пор, пока кто-то не сделает ошибку.

Например:
Мой друг.
Мой друг пошел в кино.
Мой друг пошел в кино один.
Мой друг пошел в кино один, а девочек не взял.

2 вариант
Игроки договариваются, что все слова будут начинаться на определённую букву или что первыми словами будут числительные, а следующие слова будут начинаться на ту же букву, что и числительное.

Например:
Один оригинальный официоз,
Два диких дикобраза,
Три трепетных тарантула,
Четыре чумазых чародея чесали череп чудака,
Пять пухленьких пигалиц приятно пели, плотно пообедав,
Шесть шустрых шакалов швырялись шелковыми широкополыми шляпами,
Семь смуглых сирот смотрели серые снимки,
Восемь волооких воробьев варили вишневое варенье,

Количество актуализируемых вербальных гипотез свидетельствует о широте ассоциативных связей, о характере их изменений, о подвижности или косности мыслительных операций.

В любой вербальной ситуации человек моделирует связи по одному и тому же стереотипу.

Подробнее об ассоциативном эксперименте смотрите в одном из выпусков рассылки.

Механизм удержания в памяти

Этот механизм связан с организацией вербальной (речевой) памяти.

Память рассматривается как многоуровневая информационная система, которая обеспечивает приём, переработку, хранение и извлечение информации. Внутренняя организация вербальной памяти обеспечивается ассоциативными логическими, грамматическими и фонетическими связями между словами.

Удержание информации в памяти необходимо для полноценного усвоения языка, а также для осуществления полноценного разговора, а также другой речевой деятельности, когда необходимо постоянно помнить о предмете и оперировать различными вербальными ассоциациями, возникающими в процессе речевой деятельности.

Удержание информации обеспечивается, кроме оперативной памяти, кратковременной и долговременной памятью.

Кратковременная память является фильтром, через который проходит вся информация.

Долговременная память (ДП) обеспечивает длительное сохранение информации.

Она бывает двух типов:

  • ДП с сознательным доступом (т.е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию);
  • ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни человека).

Механизм упреждающего синтеза

Этот механизм заключается в том, что последующие элементы речевой деятельности в такой же мере влияют на предыдущие, как и предыдущие на последующие.

В процессе речевой деятельности упреждение протекает на разных уровнях:

  • на уровне слова (сравните первый звук в словах сено, соль, сила – за счёт того, что следующие за первым звуки различны, органы артикуляции упреждают последующую нужную артикуляцию, т.е упреждение обнаруживается в характере артикуляционных движений);
  • на уровне словосочетания (это линия лингвистических и грамматических обязательств, где речь идёт о грамматических конструкциях, которые требуют употребления слова в той или иной грамматической форме);
  • на уровне связного текста (упреждение по линии смысловых обязательств, на уровне текста это рассматривается как план речевой деятельности).

Становление механизма упреждения является непременным условием развития письменной речи.

Эта способность ребенка (взрослого, любого пишущего) направлена на «удержание в памяти предыдущего текста и предвидения, предсказывания, упреждения последующего». Упреждающий синтез, по словам Н. И. Жинкина, — «одна из главных, ведущих сил, организующих процесс письменной речи, у младших школьников он не складывается даже в пределах отдельного предложения».
Предложения, которые нужно самостоятельно составить и записать, могут быть правильными только после специальной предварительной работы: выделение основы предложения (главных членов); составление словосочетаний; распространение основы предложения образованными словосочетаниями.

Нарушение данного порядка приводит к пропуску слов в составе предложения, к нарушению норм согласования и управления слов, к смысловым неточностям.

Механизм выбора и организации слов

В его основе 2 операции: выбор и комбинирование языковых элементов (необходимо выбрать основу слова и скомбинировать морфемы)

Методики диагностики слухоречевой памяти

Методика диагностики оперативной памяти  применяется для изучения оперативной памяти в тех случаях, когда она несет основную функциональную нагрузку.

Диагностика кратковременной слухоречевой памяти у младших школьников

Диагностика долговременной слухоречевой памяти

Нейропсихологическая диагностика слухоречевой памяти у дошкольников с 4,5 лет

Задание состоит в повторении звукового ряда из 3—5 гласных звуков (исключение согласных обусловлено сложностью их артикулирования и, следовательно, вероятностью артефактов). Звуковой ряд из 4 звуков предусматривает 4 попытки его повторения; ряд из 5 звуков — 5 попыток. Стимульный материал воспроизводится обследующим четко, с максимальной разборчивостью.
При необходимости тонкой диагностики состояния слухоречевой памяти проводится специальная проба — запоминание слов. Для детей 2—3 лет — 2—3 слова; для детей 3—4 лет — 4—5 слов; для детей 5-6 лет — 5-7 слов.
Учитывается способность запоминать не только сами звуки, но и их последовательность.

Звуковой ряд из 4 звуков: «И», «А», «О», «У»; из 5 звуков: «А», «И», «У», «Э», «О»;
Словесный ряд: из 4 слов: «НОС», «КОТ», «ЛЕС», «ПАР»; из 5 слов: «НОС», «КОТ», «ЛЕС», «ПАР», «СТОЛ».
Примечание: Проведение пробы возможно только при отсутствии у ребенка выраженных нарушений артикуляционного праксиса.

Диагностическое значение теста

Несформированность слухоречевой памяти, обусловлена незрелостью или поражением практически любой из речевых областей левого полушария мозга, поскольку в этот период функциональная дефицитарность любой из них приводит к ослаблению способности удерживать речевую информацию на слух.

Область функциональной недостаточности в мозге

Дефект слухоречевой памяти препятствует овладению не только импрессивной, но и экспрессивной развернутой речью, т.е. является одной из причин задержки речевого развития.

Приоритетные методы формирования и коррекции функции

1. Подготовка базы для развития слухоречевой памяти, т.е. прослеживание состояния низлежащих звеньев речевой функции.
2. Стимуляция развития оперативной слухоречевой памяти: последовательное и постепенное увеличение объема воспринимаемых на слух текстов.
3. Перестройка способа удержания речевого ряда на слух путем подключения запасных афферентаций: предметных, графических визуальных опор, а также специально обыгрываемых смысловых связей слов с их невербальными эквивалентами (образами, символами, схемами).

Примеры заданий.

  •  На начальном этапе показ рядов предметов, называние каждого из них по ходу демонстрации, а затем задание найти среди других картинок те, которые были показаны.
  • На последующих этапах— называние рядов предметов постепенным увеличением числа элементов и задания показать те предметы, которые были названы.
  • Обыгрывание отрабатываемых рядов слов: каждый предмет, обозначаемый словом, дается в руки ребенку, затем детей просят встать в том порядке, в котором эти предметы будут называться психологом.
  • Рисование или лепка предметов в порядке их называния преподавателем. Постепенно их число увеличивается с 2 до 4—5.

На сегодня всё! До новых встреч!

С уважением, Юлия.
Жду ваших писем

Другую полезную информацию Вы найдете на нашем сайте "Логопедические Программы".

Вы сможете обмениваться опытом с другими участниками, вступив в нашу группу вКонтакте "Логопедические Программы".


В избранное