Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Развитие предметной отнесённости слова. Развитие понимания речи.


Развитие предметной отнесённости слова. Развитие понимания речи.

Приветствую вас в рассылке «Советы практикующего логопеда и Логопедические Программы»!

Сегодня в выпуске:

  1. Развитие значения слов в онтогенезе: развитие предметной отнесённости слова в пассивной речи.
  2. Развитие понимания речи у неговорящих детей.
  3. Тематическая неделя “Игрушки для развития речи”.

Развитие предметной отнесённости слова в пассивной речи

Прежде чем говорить о развитии обозначающей функции слова в онтогенезе, необходимо вспомнить, что у слова есть два основных значения: конкретное значение (по научному, денотативный компонент значения слова) и общее значение (сигнификативный компонент значения слова).

Другими словами, одно и то же слово имеет общее значение, которое объективно сложилось в истории и которое потенциально сохраняется у разных людей, отражая вещи с различной полнотой и глубиной, а также каждое слово имеет смысл, под которым мы имеем в виду выделение из этого значения слова тех сторон, которые связаны с данной ситуацией и аффективным отношением каждого конкретного человека.

Лучше понять , как разграничиваются эти значения, можно на примере, который приведён в работе А.Р. Лурия «Язык и сознание»:

…« Слово «уголь» имеет определенное объективное значение. Это черный предмет древесного происхождения, результат обжига деревьев, имеющий определенный химический состав, в основе которого лежит элемент С (углерод). Однако смысл слова «уголь» может быть совершенно различным для разных людей и в разных ситуациях. Для хозяйки слово «уголь» обозначает то, чем разжигают самовар или что нужно для того, чтобы растопить печь. Для ученого уголь — это предмет изучения, и он выделяет интересующую его сторону этого значения слова — строение угля, его свойства. Для художника — это инструмент, которым можно сделать эскиз, предварительный набросок картины. А для девушки, которая испачкала белое платье углем, слово «уголь» имеет неприятный смысл: это что-то, что доставило ей в данный момент неприятные переживания.»…

А вот ещё более наглядный пример:

…«Взрослый культурный человек располагает обоими аспектами слова: и его значением, и его смыслом. Он твердо знает устоявшееся значение слова и вместе с тем может каждый раз выбирать нужную систему связей из данного значения в соответствии с данной ситуацией. Легко понять, что слово «веревка» для человека, который хочет упаковать покупку, имеет один смысл, а для человека, который попал в яму и хочет выбраться из нее, это средство к спасению. Только при некоторых нарушениях психики, например при шизофрении, резко страдает возможность выбрать смысл, соответствующий ситуации, и если человек, который упал в яму и которому бросили веревку, будет рассуждать о качествах веревки, скажем о том, что «веревка — это вервие простое», и будет резонерствовать вместо того, чтобы действовать, это будет свидетельствовать о явном отклонении его психики от нормы»….

Итак, в слове каждого человека содержится его значение и смысл.

Сегодня, мы начнём знакомство с особенностями развития у ребёнка конкретного значения слова (предметной отнесённости или денотативного значения слова) и рассмотрим развитие предметной отнесённости слова у ребёнка в пассивной речи. Исследователи выявили, что на усвоение предметной отнесённости слова у ребёнка огромное влияние оказывают ситуационные факторы, такие как положение ребёнка, субъект, обращающийся к нему, жест, которым сопровождается слово, и интонация, с которой оно произносится.

Этот момент подтверждается рядом опытов.

1. Опыт М.М. Кольцовой

Ребенку назывался определенный предмет; он поворачивал глаза к этому предмету и тянулся к нему; задача исследователя заключалась в том, чтобы проследить, какие условия нужны, чтобы ребенок понял значение слова и отнес его к нужному предмету или действию. Оказалось, что на ранних этапах ребенок усваивает предметную отнесенность слова, только если он сам находится в определенном положении, например лежа, или если слово произносилось определенным субъектом (например, матерью), сопровождалось определенным жестом, произносилось с определенной интонацией. Если все эти условия имелись налицо, ребенок обращал взор к предмету и тянулся к нему. Если одного из этих признаков не было, слово теряло свою предметную отнесенность и ребенок не реагировал на него. Так, для ребенка 6—7 месяцев, который лежа воспринимал голос матери, называвшей определенный предмет, и реагировал на него соответствующим взором, достаточно было изменить его положение (например, посадить ребенка), чтобы слово теряло значение и реакция на него исчезала.

На следующем этапе положение ребенка оказывалось уже несущественным для сохранения предметной отнесенности слова, но то, кто именно произнес слово, каким голосом оно произнесено и каким жестом сопровождалось, продолжало иметь решающее значение. Так, если слово «кошка» произносила мать, ребенок поворачивал к ней глаза, однако если это же слово произносил отец, ребенок уже не реагировал соответствующим образом.

На дальнейших этапах уже и субъект, который произносил слово, не оказывал решающего влияния, но ребенок сохранял «предметную отнесенность» слова только в том случае, если слово сопровождалось указательным жестом или включалось в определенную практическую (чаще всего игровую) ситуацию. В противном случае оно теряло свою стойкую предметную отнесенность. Следовательно, на этом этапе восприятие слова еще не отделялось от сопровождающего его жеста или действия, которые продолжали оставаться его неотъемлемой характеристикой. Только примерно ко второй половине или к концу второго года жизни слово уже полностью эмансипируется от всех привходящих условий и получает свою стойкую предметную отнесенность. Теперь ребенок избирательно реагирует на названный предмет независимо от того, сопровождается слово указательным жестом, действием или нет. Таким образом, слово приобретает самостоятельную предметную отнесенность только к середине или к концу второго года жизни.

2. Опыт французского исследователя Тапполе

Ребенку конца первого — начала второго года жизни по-французски задавался вопрос «Ou est la fenêtre» («Где окно?»), и ребенок поворачивался к окну. Казалось бы, предметная отнесенность слова «окно» сложилась достаточно прочно. Но, когда вслед за этим Тапполе, сохраняя тон вопроса, задавал ему тот же вопрос на незнакомом ему немецком языке («Wo ist das Fenster?»), ребенок опять поворачивался к окну, но отнюдь не потому, что он знал немецкий язык, а потому, что он реагировал не на сами слова, а на их интонацию и на ситуацию, в которой они применяются.

Все эти опыты показывают, что предметная отнесенность слова в пассивном языке ребенка проходит сложную историю. Аналогичные результаты были получены и при изучении активной речи ребенка путем анализа того, как ребенок сам употребляет слова, но об этом мы поговорим в следующем выпуске рассылки.

Развитие понимания речи у неговорящих детей

Этап развития понимания речи является основным, если у неговорящего ребёнка уровень понимания речи очень низкий. В практических целях рекомендуется выделять несколько уровней становления понимания речи у детей с речевым недоразвитием:

Нулевой: ребёнок с сохранным слухом не воспринимает речи окружающих, иногда реагирует на своё имя, реже на интонации запрещения или поощрения;

Ситуативный: ребёнок понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром. Знает имена близких и названия своих игрушек, может показать части тела у себя, у родителей, у куклы, но не различает по словесной просьбе изображений предметов, игрушек, хорошо ему знакомых.

Номинативный: ребенок хорошо ориентируется в названиях предметов, изображённых на картинках, но с трудом ориентируется в названиях действий, изображённых на сюжетных картинках. Совершенно не понимает вопросов косвенных падежей (Чем? Кому? С кем?…)

Предикативный: ребёнок знает много названий действий, легко ориентируется в вопросах косвенных падежей, поставленных к объектам дейcтвий, изображённых на сюжетных картинках, различает значения нескольких простых предлогов (положи на коробку, в коробку, около коробки). Не различает грамматических форм слов.

Расчленённый: ребёнок различает изменение значений, вносимых отдельными частями слова (морфемами) – флексиями (окончаниями), приставками, суффиксами.

Рекомендации по формированию пассивного словаря у детей с первыми тремя уровнями понимания речи:

1. Продолжать накапливать пассивный предметный словарь на основе названий игрушек, частей тела, предметов одежды, туалета, домашнего обихода, с которыми ребенок ежедневно соприкасается, названия животных, которых часто видит.

2. Если ребёнок твёрдо знает названия многих предметов, то следует сразу переходить к изучению действий, которые этот предмет может осуществлять, а также вопросов связанных с ними: Где? Куда? Что? Кому? Откуда? Помнить о том, что у детей с недоразвитием речи пассивный глагольный словарь гораздо меньше пассивного предметного словаря, поэтому необходимо более активно расширять именно глагольный словарь.

С этой целью обыгрывать различные бытовые ситуации с помощью игрушек. Игры-занятия такой направленности могут называться так:
«Катаем игрушки на машинке»
«Собираемся с игрушками на прогулку»
«Кормим зверей»
«Будем строить башни и дома»
«Большая стирка»
«Как игрушки купаются»
«Как игрушки ложатся спать»
«На приёме у доктора Айболита»

3. На первых этапах не требовать точности понимания отдельных слов, таких как там-тут, здесь-там, открой-закрой, куда-откуда, чем-с чем. Ребёнок при обучении пониманию вопросов Где? Кому? Куда? Откуда? должен опираться не на различное звучание этих слов, а на широкий контекст вопроса. Для этого в вопросах должны быть подсказывающие слова, хорошо знакомые ребёнку. Эти подсказки будут убираться по мере того, как ребёнок научится понимать тот или иной вопрос.

4. С неговорящими детьми, плохо понимающими обращённую к ним речь (при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте), логопедическая работа начинается с многократного проговаривания ситуации. Фразы должны быть короткими из 2-4 слов и произносится с паузами по 2-3 раза. Одни и те же слова необходимо употреблять в разных грамматических формах, отражающих различные взаимоотношения между предметами ( Это что? - Машина. - Кати машину. -Машина что делает? Машина едет. Положи кубик на машину. – Где кубик? -На машине.) Все слова проговаривать с естественной интонацией, но несколько нарочито выделять ударный гласный, растягивая его.

5. Если ребёнок не понимает просьбу взрослого, то взрослому необходимо самому взять нужный предмет или совершить действие, а потом ещё раз назвать этот предмет и действие, совершённое с ним.

6. В работе с неговорящими детьми не рекомендуется перегружать их пассивный лексикон словами с отвлечённым значением или обобщающими словами.

Полезная литература по теме:

  1. Жукова Н.С и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.
  2. Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребёнок не говорит?
  3. Грибова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона.

Тематическая неделя «Игрушки для развития речи»

И напоследок хочу поделиться с вами информацией о намечающейся тематической неделе от логопеда-дефектолога Евгении Ершовой «Игрушки для развития речи», который пройдёт с 26 по 30 сентября в рамках проекта «Мамина школа» 

Евгения предлагает попробовать разложить по полочкам игрушки, которые помогают речевому развитию. Каждый день тематической недели будут рассматриваться игрушки, полезные для развития речи. Все желающие смогут сделать собственную игрушку и обсудить, как в неё правильно играть.

Все подробности по ссылке http://mamina-shkola.livejournal.com/73852.html

На сегодня всё! До новых встреч!

С уважением, Юлия.
Жду ваших писем

Другую полезную информацию Вы найдете на нашем сайте "Логопедические Программы".

Вы сможете обмениваться опытом с другими участниками, вступив в нашу группу вКонтакте "Логопедические Программы".


В избранное