Vihra - все о самых любимых и дорогих - наших детях
Выпуск номер:
24
2012-04-17 20:36
Мировоззрение ребенка посредством сказочных героев
Рассказывая или читая сказку ребенку снова и снова, мы порой сами себе задаем вопросы. Почему ребенку так нравятся сказки?
И почему именно на этом этапе развития малыш готов вновь и вновь
слушать ее? Какой смысл лежит в сказках, которые родители рассказывают
своим детям уже не одно столетие?
Естественно не мудрено, что такая известная детская любовь к сказкам и
заинтересовала психологов. Проведя определенные исследования, они
выяснили, что сказочные персонажи, которые любят детки уже не одного поколения, служат материалом для развития эмоциональной и познавательной сферы ребенка. Кроме того способствуют формированию личности малыша и степени развития ребенка.
Сказки благоприятствуют развитию памяти, внимания, мышления,
представлений о композиции, социальных и моральных нормах, первичных
математически представлений (счет, размер, количество,
последовательность), воображения, причинно-следственных связях, но и
конечно речи. Чтение сказок детям является определенным стимулирующим
направлением на определенное развитие ребенка: заметно
расширяется словарный запас, появляется чувство рифмы и ритма,
формируется восприятие и способность к подержанию диалога.
Психологи также нашли объяснение и феномена — малыш может слушать
одну и ту же сказку, где одни и те же сказочные персонажи много раз
подряд. И причем даже и требовать только ее и больше не соглашаться ни
на что другое. Во-первых, как уже говорилось выше, что сказка-это очень
богатый материал, и дети не хотят переходить к новому, пока еще не
усвоят урок. А во-вторых, ребенок еще не до конца верен в самом
постоянстве мира.
Дети слушают неизменный сюжет сказки и убеждаются в том, что за мышкой —
норушкой обязательно придет лягушка-квакушка, и только мышка, вильнув
хвостиком, может разбить яичко. Это создает у детей чувство
безопасности, убеждая в постоянстве законов общества и природы.
Иногда родители рассказывают сказки свои детям не подозревая о их многозначности и способности развития, а просто потому что сами их слушали в детстве от мамы и от бабушки.
Кто такой Колобок?
По своей сути это и есть маленький
ребенок, который желает поскорее узнать устройство жизни. Ведь дорожка в
лесу, по которой он катится это и есть жизненный путь с испытаниями.
Самый главный урок, который выносят дети из этой сказки это то, что
нельзя не спросив разрешения у взрослых уходить из дома. Как и сделал
сказочный герой сказки. Поэтому для колобка и сказка плохо закончилась.
Ребенок представляет, что мир огромен, и очень хороший, но в нем
существует и опасность. Поэтому нужно быть внимательным и слушаться
старших тогда и опасность обойдет стороной. При прочтении сказки следует
обратить внимание ребенка на то, что речь у колобка слишком
самоуверенная. А самоуверенность всегда лишается бдительности и
обязательно попадает в опасность. К тому же колобок на протяжении всей
сказки использует одну и ту же модель поведения со всеми другими
персонажами сказки, так как она была успешной. Но в определенный момент
колобок из-за своих успехов потерял бдительность, т.е. не смог
разглядеть в лисе опасность — и был съеден. Жизненный урок сказки должен
давать определенное развитие ребенку в том направлении, что необходимо
вовремя сориентироваться и сменить выбранную позицию на другую,
оптимальную для новых условий. Но с другой стороны, предназначение
колобка и было в том, чтобы его съели, ведь для этого его бабка и
испекла. А колобок его и выполнил. Ребенок должен вынести также из этой
сказки то, что у каждого есть свое предназначение, и он должен ему
следовать. Но, уже для более взрослого ребенка (младшего школьника) к
этому уроку добавляется еще один: придет время ребенок сам отправиться
исследовать мир, и ему на пути будет встречаться разные типы людей.
Сказка его предупреждает, что есть люди-волки, люди-зайцы, люди-медведи,
но и также есть очень сложные — люди-лисы. Сказочные персонажи формируют у ребенка внимательность к изучению людей. Подсказывают, что общаться можно со всеми, но с конкретной жизненной позицией и обязательно держать свой стержень.
Дружная «Репка»
А сказку «Репка» очень полезна, иногда почитать не только малышам, но и детям школьного возраста. Так как сказочные персонажи
сказки воспитывают у детей идею коллективизма и дружбы. Сказка также
учит преодолевать любые трудности не в одиночку, а совместными усилиями
вместе с близкими людьми. Нельзя опускать руки, а необходимо дружно и
смело бороться с проблемой. Ведь дружба и взаимоподдержка — это великая
сила. Кроме того сказка «Репка» учит гуманности, т.е. уважительно и
достойно относиться даже к самому маленькому существу. Именно крошечная
мышка и разрешила сложившуюся ситуацию. Осталось так бы репка в земле
зимовать! Сюжет сказка направлен и на то, чтобы сформировать у ребенка,
как у будущей самостоятельной личности, не бояться и не стесняться
просить о помощи. В жизни могут возникнуть разные обстоятельства, и в
первую очередь кто может придти на помощь-это близкие люди. Сказка
«Репка» достойное пример дружной и крепкой семьи.
Продолжение этой статьи, а также другие статьи о развитии,
воспитании и здоровье детей Вы можете прочитать на сайте vihra.ru
С уважением, Мария Литвинова omalyshah@mail.ru vihra.ru