Vihra - все о самых любимых и дорогих - наших детях
Выпуск номер:
25
2012-04-19 20:07
Обзор методик раннего развития ребенка
Посмотрите этот ребенок сильный и
смелый, шалун и фантазер, и не боится других детей. И сообразительный и
веселый и активный, так четко читает на утреннике стишки, умиляя этим
всех родителей. Он – маленький гений и заводила. Естественно у каждого
родителя возникнет желание, чтобы так говорили и о его ребенке.
Если да, то сразу созревает вопрос, что для этого нужно? И как этого
добиться? Каким методом или способом этому научить? Какая методика
раннего развития эффективна и какую именно стоит выбрать? И самое
важное, не принесут ли вреда эти занятия ребенку?
Креативные и прогрессивные мамы обычно вводят уже своих маленьких
гениев в специальные «школы развития» чуть ли не самого рождения.
Секции, кружки, репетиторы — все это сразу обрушается на еще неокрепшего
человечка. И поколение бабушек в один голос кричат: «Зачем лишайте
ребенка детства!». Педагоги, поддерживающие консервативные методы
развития настаивают на том, что всему свое время. Медицинский персонал, в
свою очередь предупреждает о возможных сколиозах, неврозах,
близорукости и так далее. И как поступать в данном случае? Как всегда,
истина где-то посередине. Для того чтобы понять, какое выбрать
оптимальное направление, и какая методика развития детей
подойдет вашему малышу и вам, необходимо знать, какой арсенал методик
могут предложить так называемые «педагогические технологии».
Ведь родитель обязан с каждой методикой ознакомится лично, и выбрать,
как им кажется наиболее подходящую. Всем известно, что гениями не
рождаются, а ими становятся. И поэтому в процессе изучения методик, а
впоследствии и объединения лучшего из каждой методики и применение их на
практике помогут раскрыть возможности, которые изначально заложены в
ребенке самой природой. А также и всесторонне развить и подготовить
малыша к уже взрослой жизни. Рассмотрим смысл наиболее популярных и
распространенных методик, ориентированных на раннее развитие детей.
Методика Никитиных
Никитины являются
родителями семерых детей и знамениты как авторы нетрадиционной системы
воспитания детей. В основе их системы лежит труд, близость к природе,
естественность и творчество. Дети-сами себе хозяева, т.е. своим
распорядку и поступкам. Родители их ни к чему не принуждают, а только
помогают разбираться в философских и жизненных проблемах. Взрослые не
опережают детей, а подталкивают и вступают с ними в диалог. Главной
задачей Никитиных — это развитие творческих способностей. Их методика раннего развития основывается на принципах:
свобода детского творчества в занятиях, т.е. не существует
специальных уроков, занятий, тренировок. Ребенок занимается столько,
сколько ему хочется при этом спорт сочетается с другими видами
деятельности;
спортивная обстановка в доме и легкая одежда: спортивный инвентарь
должен входить в повседневную жизнь ребенка самого раннего детства и
быть таким же обыденным доля ребенка как например, мебель.
неравнодушие родителей к тому, как и что у ребенка получается, да и в
целом к самой жизни ребенка (обязательное участие в играх,
соревнованиях). При этом родители должны придерживаться одной цели: не
мешать развитию малыша, а также не давить, требую определенных навыков.
Родители только помогают и создают определенные условия для их развития,
при этом ориентируются на желание и самочувствие ребенка.
Каждая Никитинская игра (по словам
автора) дает возможность подумать над тем, каким образом ее можно
расширить, и какие новые задания к ней добавить, чтобы ее
усовершенствовать. В основном практически все игры представлены в виде
головоломок, направленных на развитие образного и логического мышления.
Это своего рода НАБОР ЗАДАЧ, которые малыш решает при помощи кубиков,
квадратов из пластика или картона, кирпичиков, деталей конструктора и
т.п.
Методика Марии Монтессори
Создала своеобразную педагогическую
систему, которая максимально приближена к ситуации, когда ребенок сам
обучается. Данная система предусматривает раннее развитие детей и состоит из 3 частей: ребенок, окружающая среда, учитель. Ее методика развития детей
основано на девизе: «Помоги мне это сделать самому» и построена на
самопостроении личности ребенка им же самим, исходя из внутреннего
потенциала. Автор выделила впитывающее мышление и возрастную
чувствительность (сензитивность).
Известно, что ребенок обладает совсем иной формой мышления, чем
взрослые, т.е. он впитывает все происходящее в окружающей его среде. И
если родитель желают чтобы их ребенок хорошо развивался, они должны
создать вокруг малыша такую среду, где он мог бы найти все то, что ему
необходимо для полноценного развития: способы рациональной деятельности с
предметами, образцы социального положительного поведения и способы
эмоционального реагирования. При этом также у ребенка должна быть
возможность и «впитать» правильную речь. Кроме того Монтессори выделяет
сензитивные периоды в развитии детей, на которые взрослые не могут
повлиять. Игры методики автора включают в себя материалы по практической
жизни, сенсорике, развитию речи математике, письму и чтению. И все они
направлены для развития образного мышления.
Методика Глена Домана
Доман был уверен, что
основу любого знания, умения и профессии составляют факты, т.е. без
фактов нет знаний. И если набор этих фактов велик, то база знаний будет
выше среднего. И знания составляют базис интеллекта. Автор доказывает,
что усвоение ребенком полезных фактов (биты информации) будет служить
непременным ключом к развитию интеллекта. И поскольку дети все новое
схватывают с огромной скоростью и достаточно легко, то и качество
информации должна быть соответственной (а не путанной и неточной). На
этом и построена методика развития детей Домана.
Цель занятий — познакомить ребенка с тысячами ясных, точных и интересных
фактов. Но при этом факты должны строго систематизироваться по
категориям и разделам знаний (биты). К примеру, если раздел
«Литература», категория «Детские писатели», тогда биты «портреты
писателей». Рисунки или фото должны быть наклеены на картон размером 30
на 30. А на обратной стороне наносится точная информация. Например, бит
Земля-планета солнечной системы, ребенок должен именно так это понимать,
а утверждение что Земля — это планета, в которой мы живем, не будет
правильным для ребенка.
Продолжение этой статьи, а также другие статьи о развитии,
воспитании и здоровье детей Вы можете прочитать на сайте vihra.ru
С уважением, Мария Литвинова omalyshah@mail.ru vihra.ru