Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

План тематической недели ЛЕС.


Время для мам. Из практики и личного опыта.

ВЫПУСК №1

План тематической недели ЛЕС (для детей от 1,5 до 3 лет)

Сентябрь 6th, 2013 Anastasia Редактировать

Тематическая неделя ЛесЯ представляю вашему вниманию план тематической недели Лес. Такую тематическую неделю хорошо проводить перед или после прогулки по настоящему лесу или лесопарку. Если есть возможность сходить в лес несколько раз или, по крайней мере, показывать малышу в течение недели деревья – кустики – траву – цветы – грибы – это просто замечательно!

Технические пояснения:

  • Синим цветом в скобках я буду выделять более сложный материал, предназначенный для детей, знакомых с базовыми понятиями.
  • Некоторые задания охватывают не только указанный блок, но и какой-то дополнительный. Тогда название дополнительного блока я пишу в скобках голубым цветом.
  • Жирным шрифтом я выделяю базовые понятия, изучаемые на этой тематической неделе.
  • Блог mumtime является партнером интернет-магазина Лабиринт. Все ссылки на книжную продукцию, имеющиеся в тексте приводят к их описаниям в Лабиринте.
  • Я очеь люблю сайт http://viki.rdf.ru с которого можно скачать (бесплатно и без всяких смс и т.п.) интересные авторские презентации на разные темы. В этом посте я даю много ссылок на презентации лесной тематики.

1. Вступление

Тематическая неделя ЛесРассказываем о лесе (с использованием наглядного материала: книг, карточек, презентаций и т.п.). Вот очень примерный текст рассказа:

«В лесу растут деревья, кусты, травка с цветочками и грибочками. У деревьев есть ствол, ветки с листиками или иголочками. (В усложненном варианте выберите конкретные деревья, которые растут в вашем регионе или по которым у вас есть наглядный материал.) У кустиков нет ствола. Только ветки и листья (выберите конкретные кусты, которые растут в вашем регионе или по которым у вас есть наглядный материал). Часто на кустах растут вкусные ягоды. (Вкусные ягоды – малина, ежевика, но бывают и ядовитые ягоды — паслен, ландыш, вороний глаз, волчье лыко. Их есть нельзя! В лесу без взрослых ничего нельзя рвать и есть!).

Деревья высокие. Кустки ниже деревьев. Травка совсем низкая, растет на земле. Она ниже кустов, ниже деревьев. Еще на земле растут цветы (ромашка, колокольчик, ландыш), ягоды (черника, брусника, земляника) и грибы (белый гриб, лисички, опята – это съедобные грибы. Но грибы бывают и не съедобные – ядовитые , например: мухомор. Стишок для развития речи: Шел Егор через бор, видит гриб – мухомор. Хоть красив, да не беру, так сказал Егор бору).

В лесу живут разные животные: лиса, заяц, волк, медведь, ежик, белка, мышка. (Это животные, которые чаще всего фигурируют в сказках, стихах и мультфильмах. В усложненном варианте можно взять более редких животных: рысь, кабан, барсук, олень и т.п.). В лесу летают птички (дятел, соловей, кедровка, стриж). Они строят свои домики – гнезда на деревьях.

Новые понятия тематической недели Лес (в базовом варианте): деревья, кусты, трава, цветы, ягоды, грибы. Животные: лиса, заяц, волк, медведь, ежик, белка.

Логико-математические представления тематической недели Лес: большой-маленький,  высокий-ниже-низкий, наверху-внизу, счет до пяти, цвета: желтый, зеленый, синий, коричневый, геом. фигура: прямоугольник, геом. понятие: линия.

2. Пальчиковая гимнастика

1. За ягодами

(Массируем пальчики и загибаем по одному. Сначала на одной руке, а потом на второй)
Раз, два, три, четыре, пять, в лес пойдём мы погулять.
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдём
И братишке отнесём.

Тематическая неделя Лес2. За грибами

(Массируем пальчики и загибаем по одному. Сначала на одной руке, а потом на второй)
Этот пальчик в лес пошел
Этот пальчик гриб нашел
Этот пальчик чистить стал
Этот пальчик резать стал
Ну а этот только ел, оттого и растолстел.

3. Грибы

На полянке – толстячок.
(Правая рука сжата в кулак и поднята перед собой.)
Белый гриб – боровичок.
(Ладонь левой руки накрывается кулак правой.)
А под ним, дрожа немножко,
(Левая рука остаётся, правую убираем.)
Подняла улитка рожки.
(Указательные и средний пальцы правой руки подняты, большой палец придерживает остальные, можно слегка повращать рукой.)

4.  Зайчонок-трусишка (игра М.С. Рузиной)

Проснулся зайчонок, (Сомкнутые большой, безымянный пальцы и мизинец образуют мордочку зайца, вытянутые указательный и средний — ушки).
Потянулся спросонок.
Скок, скок, да поскок – (Кистью руки сделать несколько движений вверх-вниз, имитируя прыжки.)
Ускакал под кусток.

Под кусточком лежит, (Сохраняя тоже положение пальцев, положить руку на стол, мелко трясти пальчиками-ушками.)
Сам от страха дрожит.
-Вдруг меня на дороге
Страшный волк сторожит?
Где же мамочка моя?
Пропаду, наверно, я.

Дениска (имя ребенка) скажет заиньке: (Левой рукой ласково гладить «зайчика» по «спинке» и «ушкам».)
- Будь, зайчишка, паинькой,
Тихо-тихо лежи,
И не трусь, не дрожи.
Скоро мама придет
И морковку принесет.

5. Ветер

Дует ветер нам в лицо, (Дуем)
Закачалось деревцо, (руки сильно качаются вправо, влево)
Ветерок все тише, тише, (руки слабее качаются вправо, влево)
Деревцо все выше, выше. (показать правой рукой, как растет деревцо)

6. В лес мы выпустим зверей (презентация с пальчиковой игрой)

3. Подвижные игры

1. Топотушки

(Топаем ногами и хлопаем в ладоши)
Топ-топ! Топотушки!
Пляшет зайка на опушке,
Пляшет ежик на пеньке,
Пляшет птичка на сучке,
Пляшет мышка возле норки,
Пляшет белочка на горке,
Пляшут уши и хвосты
Что стоишь? Пляши и ты.

2. Новоселье у зайца

Заяц в лес на новоселье (Держимся за руки, водим хоровод)
Приглашает на веселье.
В лес к нему пойдем сейчас
В гости ждет сегодня нас.
Ножки топ- топ, мы идем за поворот (Топаем ножками)
Руки хлоп-хлоп- развеселый мы народ (Хлопаем в ладоши)
Ножки выше поднимаем и по лесу мы шагаем (Идем, поднимая коленки)
Солнцу в небе улыбнись, а деревьям поклонись
Прыгаем мы через канаву, к зайцу мы идем в Дубраву. (Прыгаем через импровизированные препятствие (платочек, ленточка и т.п.))

3. Про медвежат

Медвежата в чаще жили, (Садимся на корточки)
Головой своей крутили. (Поворачиваем голову вправо, влево)
Вот так, вот так, вот так. (Еще раз)
Медвежата мед искали, (Встаем на цыпочки)
Дружно дерево качали (Поднимаем руки вверх и качаем ими из стороны в сторону)
Вот так, вот так, вот так. (Еще раз)
А потом они плясали (Встаем на полную стопу и подпрыгиваем, поднимая поочередно ноги)
Выше лапы поднимали
Вот так, вот так, вот так

4. Про зайчика

Зайка серенький сидит, (Садимся на корточки)
И ушами шевелит. (Подносим руки к голове и показываем, как зайчик шевелит ушками)
Зайке холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть:
Лапки вверх – лапки вниз, (Поднимаем и отпускаем руки)
На носочки поднимись. (Встаем на цыпочки)
Лапки ставим на бочок, (И на цыпочках идем по комнате)
На носочках скок-скок-скок.
Топай правою ногой, (Топаем правой ногой)
Топай левою ногой, (Топаем левой ногой)
Снова правою ногой, (Снова правой)
Снова левою ногой. (Снова левой)
А теперь вприсядку, чтобы не мерзли лапки. (Делаем три приседания)

4. Ручной труд – развитие мелкой моторики, творческих способностей

1. Лепка. Из альбома «Это может ваш малыш. Пластилиновые прятки.» Денис прячет за зелеными листиками злую большую ворону, которая мешает петь маленькой птичке. Если альбома нет, то нарисуйте сами на листке бумаги дерево и двух птичек (смотрите фотографии). Наше видео внизу страницы.

2. Аппликация – лепка. Денис приклеивает клеем-карандашом два дерева, которые я вырезала из подручных материалов, затем я леплю ежика, а Денис втыкает в него иголки-зубочистки (Я при этом проговариваю стишок: Чтож ты еж такой колючий? Это я на всякий случай! Знаешь, кто мои соседи? Лисы, волки и медведи!). И наконец он рисует синее небо, желтое солнце наверху и зеленую травку внизу. Наше видео внизу страницы.

3. Мишка из природных материаловкоричневые каштаны, шляпки желудей, пластилин.

4. Акварель. Рисование зеленых листиков на дереве. Я рисую фломастером прямоугольный ствол и веточки-линии, а Денис зеленой акварелью ставит мазки-листики.

5. Карандаш. Из альбома «Это может ваш малыш. Рисуем карандашами». Денис к шляпкам грибов подрисовывает ножки. Если у вас нет такого альбома, нарисуйте сами шляпки для грибов, как на фотографии ниже.

5. Чтение-рассматривание книг

1. Хорошо иметь книжку о лес и лесных обитателях. У нас, к сожалению, подходящей книжки не оказалось, поэтому пришлось воспользоваться энциклопедией старшего брата и книжкой-раскладушкой про лесных животных. Но я планирую купить вот такую: Сергей Махотин «Прогулки по лесу». 

2. Народные сказки: три медведя (а вот презентация по этой сказке), терем-теремок, лиса и заяц, Маша и медведь, волк и лиса, заюшкины слезы, Аленушка и лиса (презентация). Мне очень-очень нравятся книги сказок с рисунками чудесного детского художника Юрия Васнецова. У нас их много!

Волк и лиса Русские сказки Теремок

3. Сказки Сутеева: Палочка-выручалочка, под грибом.

Под грибом Сказки Сутеева

4. Книжки-раскладушки с лесными животными, деревьями, грибами.

6. Развитие речи

Основные понятия ребенок может повторять за взрослым. Тут важно следить за правильным произношением и ударением. Если малыш еще не говорит целые слова, то он может звукоподражать голосам животных, а также жестами показывать «большое дерево», «колючее» и т.п.

1. Показываете деревья, кусты, траву, цветы в траве, грибы настоящие на улице и нарисованные на картинке в книге или на компьютере. Много о них рассказывайте! Ориентируйтесь на текст из вступления и пусть он у вас день ото дня обрастает новыми деталями и подробностями.

2. Лесных животных, к сожалению, трудно показать в природных условиях, но можно сходить в зоопарк и сделать акцент именно на животных леса.

3. Если у вас есть куклы для кукольного театра, например, такие: или просто фигурки зверей и птиц -  поставьте импровизированный спектакль про лес и его обитателей. Я использую сказочные сюжеты или те, которые мы сочиняем вместе с моим старшим сыном Егором.

4. Игра волшебный мешочек.  Покажите ребенку фигурки лесных зверей, которых вы изучали, затем положите их в непрозрачный мешок (лучше не полиэтиленовый).П опросите ребенка достать определенного зверя на ощупь.

7. Логика-математика-внимание-память

1. Елочка из прищепок. Вырежьте прямоугольный ствол из плотного картона. Ребенок прицепляет к нему прищепки, как веточки у елочки. (+ мелкая моторика)

Тематическая неделя Лес2. Игры с карточками. Выберите несколько карточек с тематическими картинками (У нас это: дерево, лист, елка, шишка, грибок ). Начинать можно с четырех карточек и до бесконечности Мы сейчас играем в пять. Вот наши игры: разложить карточки, перечислить, что на них нарисовано, затем перевернуть («уложить спать») и вспомнить на какой карточке, что нарисовано. Хотела снять про это видео, но Денис, завидев фотоаппарат начал баловаться и карточками кидаться . Другой вариант: разложите карточки друг за другом и придумать небольшую историю, переходя от карточки к керточке, потом их перемешаете и спрашиваете малыша какая карточка лежала за какой.

3. Игры с крупой и горохом. (+ мелкая моторика) Насыпьте в миску (лучше не стеклянную) горох или любую крупу и закопайте в нее маленьких зверушек или нарисованные грибочки-ягодки-листики. Ребенок пальчиками откапывает, а вы их считаете, или спрашиваете кто это, как говорит и т.п. У меня Денис ищет в пиалке с горохом грибочки, мы их вместе считаем, а потом я спрашиваю где какой грибок и он показывает. Про это удалось-таки снять видео! Наше видео внизу страницы.

8. Музыка

Я подобрала около 30 минут звучания классической музыки (Штраус, Римский-Корсаков, Моцарт, Сен-Санс, Чайковский) в сочетании со звуками лесной природы. Прослушать эти композиции можно в группе ВКонтакте «Время для мам».

Так же по теме лес можно слушать и танцевать под песенку Никитиных «Резиновый ежик» и песню «Лесной олень»миз к/ф «Ох уж эта Настя».

9. Кино-мультфильмы

1. Грибок-теремок по сказке Сутеева Под грибом
2. Терем-теремок по русской-народной сказке
3. Три медведя по русской-народной сказке
4. Дудочка и кувшинчик по одноименной сказке В.П. Катаева

Все мультфильмы можно найти на сайте mults.info или в группе ВКонтакте «Время для мам»

5. Видеопрезентация Лес (annasalve) для малышей. Авторское видео. Маленькая девочка гуляет по лесу и ее мама объясняет самые простые понятия: деревья, кусты, трава, цветы и т.п.
6. Презентация «Звуки в лесу». Эта презентация наполнена фотографиями птиц и животных и звуками из леса. В ней поют разные птицы — скворец, синица, соловей, жаворонок и «говорят»  животные — лось, лиса, волк, медведь, енот

 

Видеоматериалы к этому выпуску смотрите на моем канале youtube.com

 

http://www.mumtime.ru

 


В избранное