Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Тематические недели для занятий с детьми от 1,5 до 3 лет МОРЕ


План тематической недели Море
Тема новой тематической недели: МОРЕ. Сейчас кончается бархатный сезон и многие недавно вернулись с морского отдыха и наверняка привезли с собой красивые ракушки. Давайте поможем малышу вспомнить и запомнить что же такое море и кто в нем живет!

Смотрите больше фотографий, а также видео к этой статье на сайте mumtime.ru - Время для мам!

Технические пояснения:

  • Синим цветом в скобках я буду выделять более сложный материал, предназначенный для детей, знакомых с базовыми понятиями.
  • Некоторые задания охватывают не только указанный блок, но и какой-то дополнительный. Тогда название дополнительного блока я пишу в скобках голубым цветом.
  • Жирным шрифтом я выделяю базовые понятия, изучаемые на этой тематической неделе.
  • Блог mumtime является партнером интернет-магазина Лабиринт. Все ссылки на книжную продукцию, имеющиеся в тексте приводят к их описаниям в Лабиринте.
  • Я очень люблю сайт http://viki.rdf.ru с которого можно скачать (бесплатно и без всяких смс и т.п.) интересные авторские презентации на разные темы. В этом посте я даю много ссылок на презентации лесной тематики.

1. Вступление

План тематической недели Море
Рассказываем о море (с использованием наглядного материала: книг, карточек, презентаций и т.п.). Вот очень примерный текст рассказа: "В море очень много воды. Вся вода в море соленая. Когда тепло, то и море теплое и в нем можно купаться, плавать и плескаться! В морской глубине живут рыбы, морские растения, морские ежи, морские звезды и даже морские коньки! По морю плавают маленькие лодочки и большие корабли, которые построил человек. Люди очень давно начали строить лодочки и кораблики, чтобы путешествовать по морю."   Новые понятия тематической недели Море (в базовом варианте): море, волны, пляж, песок, ракушки. Морские обитатели: рыбы (акула, скат, рыба-зебра, тропические рыбки и т.п.), киты, дельфины, крабы, морские звезды (морские ежи, морские коньки). Лодка, корабль. Логико-математические представления тематической недели Море: большой-маленький, высокий-ниже-низкий, наверху-внизу, счет до пяти, цвета:изумрудно-зеленый, зеленый, синий, фиолетовый, желтый, одинаковые-похожие-разные, геометрическое понятие: линия, геометрические фигуры: треугольник, трапеция.

2. Пальчиковая гимнастика

1. Лодочка
Две ладошки прижму
И по морю поплыву.
Две ладошки, друзья, -
Это лодочка моя.
(Две ладошки сомкнуть лодочкой и делать волнообразные движения)
Паруса подниму,
(Поднять руки вверх)
Синим морем поплыву.
(Правой рукой делать волнообразные движения)
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
(Левой рукой делать волнообразные движения)

2. Рыбка
Рыбка в озере живёт
Рыбка в озере плывёт
(ладошки соединены и делают плавные движения)
Хвостиком ударит вдруг
(ладошки разъединить и ударить по коленкам)
И услышим мы – плюх, плюх!
(ладошки соединить у основания и так похлопать)

3. Ветер (из занятий "Музыка с мамой" Е.С. Железновой. Вот здесь оригинальное видео (№24. Краб) канала Музыка с мамой на youtube, также есть в этой книжке)
План тематической недели Море
Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.
Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.
(Руки стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу
основаниями, пальцы растопырены (крона пальмы). Дети Малыш раскачивает
руками в разные стороны, стараясь не поднимать локти.)

А под пальмой краб сидит
и клешнями шевелит,
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
(Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями. Пальцы
рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелят ими.)

Чайка над водой летает
(Ладони соединенены большими пальцами, остальные пальцы сжаты, разведены
в стороны (крылья). Ребенок "машет"ими в воздухе.)
И за рыбками ныряет,
(Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняют волнообразные движения.)
Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет.

А под пальмой...

Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.
(Ладони основаниями прижаты друг к другу. Пальцы согнуты (зубы).
Лёжа на тыльной стороне одной из рук, "открывают и закрывают рот" крокодила)

Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.
(Перевернув руки на другую сторону, повторяют движения.)

А под пальмой…

4. Ракушки и камешки
(Массируем пальчики и загибаем по одному. Сначала на одной руке, а потом на второй)
К морю синему пойду
Камушки там соберу
И ракушек целую ладошку
Раз, два, три -
Мама, посмотри!

5. Ракушки (из книги пальчиковые игры для самых-самых маленьких)
План тематической недели Море фотография www.labirint.ru
Пять ракушек у моря:
Скорей посмотри.
"Фшшшшх", - волна сказала -
Осталось только три.

Три ракушки красивые
Лежат в морской траве.
"Фшшшшх", - волна сказала -
Осталось только две.

Две ракушки остались,
Опять бежит волна.
"Фшшшшх", - волна сказала -
Осталась лишь одна.

Лежит в песке ракушка
У носа моего.
"Фшшшшх", - волна сказала -
И нету ничего.

3. Подвижные игры

1. Волна
По морю бежит волна,
(Пробежаться на носочках)
А за ней еще одна,
(Пробежаться на пяточках)
Эта выше
(Пробежаться на носочках и с поднятыми вверх руками)
Эта ниже
(присесть на корточки, показать, что волна ниже),
Эта вовсе не видна.
(Сидя на корточках, накрыть голову руками).

Повторить упражнение, но теперь пробежаться на внутренней и внешней стороне стопы.

2. Море волнуется раз...
Мама говорит: "Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри!" Ребенок изображает морскую фигуру, мама отгадывает, что это за фигура. Затем роли меняются.

3. Рыбка (Из книги М. С. Рузиной "Пальчиковые и телесные игры для малышей")
Это веселая игра-догонялки. Ребенок складывает ладони вместе — это рыбка. «Рыбка», извиваясь, плывет, а ребенок бежит. Мама догоняет, «рыбка» увертывается. Если рыбка поймана, роли меняются. Тогда уже мамины руки становятся рыбкой, и вместо слова «мама» произносится имя ребенка.
Рыбка, плыви!
Мама, лови!
Рыбка, уплывай!
Мама, не давай!
Рыбка быстра,
А мама - хитра!

4. Ручной труд – развитие мелкой моторики, творческих способностей

1. Акварель - лепка. Денис закрашивает разными оттенками синего, фиолетового и изумрудно-зеленого весь лист. Когда он высыхает, мы вместе лепим морских жителей: ската, дельфина, морских звезд, рыбку и морскую змею.

2. Лепка с использованием природных материалов. Денис размазывает пальчиком по картонке синий (море) и желтый (песочек) пластилин, а затем вдавливает у него ракушки (можно и камешки, но у нас их не оказалось).

3. Аппликация (+ математика). Я заранее сделала картонные заготовки: маленькие синие треугольники, три зеленых треугольника - один большой и два поменьше, три желтых трапеции.

4. Клеем наклейки. Денис клеил их вместе с папой. Потом они мне радостно показали результат и работа куда-то задевалась. Поэтому, к сожалению, не могу ее продемонстрировать, зато могу посоветовать тематические наклейки:
План тематической недели Море План тематической недели Море
  5. Лепка с использованием природных материалов и коробки из под яиц. Денис сначала вдавливал в углубления синий пластилин с одной стороны и желтый с другой. А затем вставлял в него ракушки (мы в этом году много набрали!)

5. Чтение-рассматривание книг

1. Хорошо иметь книжку о море и морских обитателях. У нас вот такая: "Океаны. Энциклопедический путеводитель". К сожалению, ее сейчас перестали выпускать, зато вышло переиздание этой энциклопедии: "Моря и океаны". Это красочная энциклопедия, которую интересно читать и рассматривать в любом возрасте. Часто мы изучаем ее все вместе с обоими детьми. Еще я планирую купить вот такую книгу уже непосредственно для чтения: "Энциклопедия умников и умниц. Моря и океаны".

2. Стихи: В. Маяковский "Это книжечка моя про моря и про маяк", М.Ю. Лермонтов "Белеет парус одинокий...", С.Я. Маршак "Кораблик",
В. Маяковский
С.Я. Маршак

3. Сказки: А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке", Р. Киплинг "Краб, который играл с морем", "Откуда у Кита такая глотка", А. Митяев "Шесть Иванов, шесть капитанов", С. Сахарнов "Морские сказки".
А. С. Пушкин Р. Киплинг С. Сахарнов Морские сказки

4. Книжки-раскладушки с морскими обитателями.

6. Развитие речи

Основные понятия ребенок может повторять за взрослым. Тут важно следить за правильным произношением и ударением.

1. Учимся составлять рассказ по картинке. Для этого берем картинку из любой книжки на морскую тему и задаем наводящие вопросы: "Кто нарисован на картинке?", "Какого он цвета?", "Что он делает?" и так далее по ситуации. Внимание! Здесь важно, чтобы ребенок научился отвечать развернуто, т.е. не просто: "Красная", а: "На этой картинке нарисована красная рыбка".

2. Чтобы посмотреть морских обитателей запланируйте поход в дельфинарий или океанариум. И пусть по возвращении домой малыш всем по очереди расскажет, кого он видел и что ему понравилось больше всего.

3. Учим наизусть небольшие стихотворения. Для начала пусть вы читаете стихотворение, а ребенок вставляет отдельные слова, затем строчки, а потом дойдет очередь и до четверостиший.

7. Логика-математика-внимание-память

План тематической недели Море
1. Соедини одинаковые наклейки линией.
На лист наклейте в два столбика одинаковые наклейки в разном порядке. Предложите малышу сначала показать пальчиком, где одинаковые, а потом соединить одинаковые наклейки линией. Денис пока плохо соединяет линией, хотя находит одинаковые хорошо. Наше видео внизу страницы.

2. Игры с карточками. Найдите несколько одинаковых или похожих карточек на морскую тему. Я просто вырезала некоторые карточки из альбома, а другие нарисовала сама. Выложите один набор карточек перед ребенком, рассмотрите их, перечислите, что на них изображено. Затем давайте малышу карточки из второго набора по одной и просите положить ее рядом с такой же или похожей. Наше видео внизу страницы.

План тематической недели Море
3. Пазл деревянная магнитная рыбалка.
Вызывает наизменный восторг у детей. Самая неубиваемая - деревянная. Мне нравится производство Винтик и Шпунтик. Мою рыбалку этого производителя вы видите на фотографии. Сейчас сходила на их сайт, почему-то таких уже не делают , а предлагают вот такие: "Морские приключения" и "Пазл рыбалка". Играть просто и интересно: сначала рыбки ловятся на магнитную удочку, а потом надо найти домик для каждой рыбки.

4. Что лишнее. У меня есть еще одна деревянная магнитная рыбалка. Она представляет собой сборную коробочку, набор рыбок, лягушек и морских звезд, каждых фигурок по 5 штук и 4 удочки. Впрочем, если бы у меня не было такой рыбалки, я сделала бы фигурки из картона, как грибочки на тематической неделе Лес. Сама игра заключается вот в чем: выкладывем перед ребенком 3 рыбки и 1 морскую звезду и спрашиваем: кто лишний? Если вы играете в подобную игру первый раз, то сначала нужно объяснить ребенку, что все рыбки одинаковые, а морская звезда другая, она отличается от рыбок, поэтому она лишняя.

8. Музыка

Я подобрала около 30 минут звучания классической музыки (Вагнер, Римский-Корсаков, Моцарт) в сочетании со звуками моря. Еще "морские" песни для детей:
1.На далекой Амазонке
2. Песенка о море
3. Белые кораблики
4. Презентация-клип на песню Ю. Антонова Море
Прослушать эти композиции можно в группе ВКонтакте «Время для мам».

9. Кино-мультфильмы

  1. Катерок
  2. Осьминожки
  3. В порту
  4. Сказка о золотой рыбке
  5. Шесть Иванов, шесть капитанов
Все мультфильмы можно найти на сайте mults.info или в группе ВКонтакте «Время для мам»

Презентация Мы едем на море в 2 частях (с сайта http://babyroom.narod.ru). Фотографии морских обитателей с небольшими рассказами о них.

Презентация Море и его обитатели. Для тех, кто помладше. Презентация сделана по методике Глена Домана.

Обучающее кино из серии Бэби Эйнштейн: Baby Neptune (ссылка на видео с youtube.com)

Тематические недели - это весело!

Подписывайтесь на мою рассылку на Subscribe.ru: Тематические недели для занятий с детьми от 1,5 до 3 лет

 

В избранное