Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

В гостях у Весны - творчество и игры с детьми: Осеннее творчество


 Новости блога "В гостях у Весны"

Архив рассылки      Блог "В гостях у Весны"

Группа в контакте      Instagram      Канал на YouTube

Автор блога - Антонина Ефимова, Весна

* Что нового, осеннего в блоге? *

Наше осеннее рисование

Наше осеннее рисование

Эта осень прошла для нас с Машей плодотворно. Мы собрали много осенних листьев, засушили их между страницами книг, потихонечку доставали и рисовали, рисовали...

О нашем рисовании с помощью осенних листьев и будет данная статья.

Читать подробнее в блоге...

 

 Осенние поделки в садик

Осенние поделки в садик

Пока погода стояла теплой и ясной, мы с Машей успели сделать для садика осенние поделочки.

Читать подробнее в блоге...

 * Другие статьи с блога*

Карточки с наклейками и самодельные паззлы

 Карточки с наклейками и самодельные паззлы

 А мы с дочкой сделали много-много карточек с изображениями на совершенно разную тематику! Такие карточки можно использовать в играх и разнообразных развивающих занятиях.

Читать подробнее в блоге...

 

 Колыбельная дочке

 Колыбельная дочке

Читать подробнее в блоге...
 * Это интересно *

Марина Озерова. О раннем развитии дошкольников, игре и творческом мышлении

 Примерно до 5-6 лет у всех детей доминирует правое полушарие головного мозга. Именно оно отвечает за творческие способности, фантазию, оперирование образами, эмоциональную сферу, оно действует очень быстро.


Если родители принимаются за «раннее обучение» малыша, они нарушают естественное развитие правого полушария мозга, и это уже невозможно компенсировать в более старшем возрасте. Левое полушарие ответственно за логическое мышление, вербальную сферу, оперирование символами (буквы, цифры, схемы и т.п.), оно действует сравнительно медленно. Обучая малыша в раннем возрасте, родители стимулируют несвоевременное развитие левого полушария в ущерб правому – творческому. В дошкольном возрасте у всех детей доминирует именно образное мышление, ребенок способен мыслить только «наглядно». Что же происходит, если взрослые вмешиваются в ход естественных процессов?

Как мы уже отметили, именно правое полушарие управляет эмоциональной сферой. Если этому не уделяется достаточное внимание, палитра чувств и эмоций ребенка оскудевает, ощущения и переживания упрощаются, выражение их становится либо примитивным, либо невозможным. В последнем случае – переживание эмоций внутри себя – ребенок идет самой короткой дорожкой к сложным невротичским заболеваниям. Последствиями слишком раннего обучения является также агрессия, синдром дефицита внимания, импульсивность, неуправляемость – это плоды неразвитости эмоциональной сферы.

Левое (логическое) полушарие действует медленно. К тому же, вербальная сфера не является доминантной у дошкольника. При обучении взрослый постоянно подгоняет ребенка, чтобы тот быстрее запоминал, быстрее отвечал, быстрее оперировал знаковыми системами. При этом долгий путь, который должен совершить ребенок, используя собственные мыслительные операции, сокращается до механического запоминания и «выдачи» информации.

Еще одна опасность раннего обучения – родителям придется вести контроль за учебной деятельностью ребенка, даже если не они сами выступают в роли учителей. Это приводит к тому, что «безусловная любовь», необходимая для нормального развития психики ребенка, подменяется выполнением родительских ожиданий. Родители порицают или хвалят ребенка в связи с его заслугами на учебном поприще. Они оценивают его как личность соответственно достижениям. У ребенка формируется представление о себе как отвергнутом, нежеланном для родителей, если он не может выполнять определенные условия (досчитать до стольких-то, прочесть предложение, и т.п.).

Для нас, взрослых, основная, доминантная деятельность – труд, в различных проявлениях. При этом необходима «ориентация на результат» - мы подспудно ожидаем «плодов» своего труда. Точно также некоторые взрослые оценивают деятельность ребенка, ожидая результатов. Но игра – это процесс, она не ориентирована на результат! Именно процессуальная сторона игровой деятельности необходима для развития ребенка, а вовсе не результат какой-либо игры («собрал мозаику»). Если взрослые искусственно ориентируют ребенка на результат деятельности, они ломают важные психологические преобразования, происходящие только в дошкольном возрасте, и только в игре.

Игровая деятельность спонтанна, стихийна. Для ее появления или возобновления не нужны специальные условия. В основе учебной деятельности всегда лежит мотив. Только при наличии мотива учащегося его учебная деятельность будет эффективной. Только если ученик станет субъектом обучения, он сможет овладевать новыми познаниями – ведь насильно невозможно научить ничему. У дошкольника такое новообразование, как мотив обучения, отсутствует в силу особенностей развивающейся психики. Вопросы об устройстве мира – это не то же самое! Таким образом, в учебной деятельности детей младшего возраста отсутствует мотивация и подкрепление положительных познавательных эмоций, что скажется впоследствии на нежелании заниматься самообразованием (учеба ради оценок, для мамы, за награду и пр.). но самое печальное, что ребенок уже не сможет пережить непосредственную радость самостоятельного открытия.

Осмысливая рассуждения многих родителей о том, почему они учат своих детей как можно раньше, я пришла к выводу, что представление о роли интеллекта и мышления в будущей жизни ребенка невероятно занижено. В самом деле, неужели интеллект нам нужен только для учебной деятельности? Задумайтесь, не приходится ли вам сталкиваться с разрешением сложных противоречий в личной, семейной, общественной жизни? Всегда ли мы имеем однозначный ответ, мыслим в полярных категориях «черного и белого»? Нет, вариативность ума прежде всего понадобится человеку не в учебной деятельности, а в социальных отношениях. Но вариативность, это незаменимое свойство интеллекта, развивается ТОЛЬКО в игре и творческой деятельности ребенка. Именно игровая деятельность лишена заранее заготовленных клише, она развивается свободно, в самом процессе, управляется самими игроками. К тому же, одно из важнейших свойств мышления – креативность – также формируется в игре, а именно учебная деятельность в слишком раннем возрасте препятствует его появлению. Ведь «научная информация» не подлежит изменению или «переделке» ребенком, он просто должен ее пассивно усвоить. Дважды два - только четыре, буква «А» - только «А», и точка. Никакой самостоятельности или креативности мышления здесь нет и не может быть. Знания и «левополушарные» умения оперировать знаковыми системами – это воспроизводящее мышление, его результатом является только повторение того, что ребенку преподали, а не «новый продукт» мышления. Только творческое, созидающее мышление предполагает нахождение детьми собственных решений, новых и оригинальных подходов. Продуктивное мышление может быть только новаторским, это его основное отличие от репродуктивного. Раннее обучение ребенка приучает прежде всего к использованию чужих стереотипов, отсутствию самостоятельности в мышлении, искореняет стремление к собственным поискам.

  * Маша говорит *

 Продолжаю записывать на память говорушки Маши ;)

 Маша поет песенку: "Идет бычок качается, вздыхает на ходу: "Ой, доска кончается.....ммм.. Я крепкий. Поэтому не упаду". ;)

Занимались с Машей чем-то творческим. Маша мне говорит: "Мама, будь в моей команде, показывай свои листики папе".

Что-то Маша сделала не так, не помню, что, но я сказала: "Что за дурная привычка!". Маша мне в ответ: "Мама, я же ваша дочка любимая". Подумала, что я ее как-то назвала нехорошо. Потом объясняла ей, что такое привычка.

Маша папе: "Пап!". Папа: "Пока занят". Маша: "Это недолгий вопрос". Папа весь во внимании)) Маша: "Съезди, пожалуйста, в магазин и купи мне сок". ;)

После купания в ванной. Я еще не успела Маше полотенце накинуть. Она стоит и песенку поет:

"Очень холодно стоять, стали ручки замерзать.

Очень холодно стоять, стал носик замерзать.

Очень холодно стоять, стали ножки замерзать".

Недавно Маша загадала мне загадку: "Плывет, плывет как в речке лед". Ответ: "Кораблик".

Достаю для Маши черные колготки. Маша их увидела и говорит: "Черные колготки - это вообще ужас. Я их вообще спрячу, если вы мне их будете давать. Я никогда их не надену". 

До новых встреч и всего вам самого хорошего!

Антонина Ефимова Весна

Использование материалов рассылки и блога "В гостях у Весны" разрешено при обязательном указании автора и ссылки на блог - http://vesna4you.ru/.

В избранное