Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Все, что вы хотели спросить о шитье,но не знали где. Три кита швейного дела.


 Дорогие друзья!

 

  Я рада новой встрече с вами и сегодня мы поговорим о трех или даже четырех китах или компонентах, из которых состоит швейное дело.

Непосредственное изготовление одежды раскладывается на  три составляющие:  КОНСТРУИРОВАНИЕ,  МОДЕЛИРОВАНИЕ  И  ТЕХНОЛОГИЮ. Предваряет эту троицу ДИЗАЙН.

 ДИЗАЙН одежды  относится  к художественно-эстетической области и стоит в непосредственной близости, как это не покажется странным на первый взгляд, к архитектуре.   Во все времена в одежде и в архитектуре просматривалась общность форм и влияние господствующего стиля. Дизайном, как одежды, так и всего остального занимаются на профессиональном уровне те, кто  специально обучался этому и/или расположен к этому в силу своего художественного мировосприятия. Эти  люди  выводят на ясно различимый уровень идеи, которые, так сказать, витают в воздухе или даже   формируют будущее,  находясь в настоящем. Однако все мы в той или иной мере занимаемся этим: в одежде ли, в оформлении  быта и дома или приусадебного участка.

 КОНСТРУИРОВАНИЕ  одежды  - это  изначально та ее область, которая рассказывает нам как  такую объемную, трехмерную форму, как человеческая фигура,  изобразить на плоскости. Конструирование в том виде, в каком оно существует в настоящее время – относительно молодое явление. Если пробежаться в глубь истории костюма, то можно увидеть, что в средние века, конструирование  имеет зачаточный и примитивный вид, а в более ранние исторические периоды, его не существует вовсе. Сегодня обучение студентов  конструированию одежды начинается с развертки человеческой фигуры  - способу трехмерную форму изобразить в двухмерном пространстве. Развертка делается сразу с прикидом на будущую модель: т.е разворачивается либо верхняя часть тела, давая начало конструкциям,называемым плечевыми( т.е. те, которые держатся на плечах - платья,блузы,жакеты, пальто), либо нижняя часть тела, давая начало поясным конструкциям ( те, которые держатся на поясе - юбки, брюки).На этом этапе закладываются и необходимые прибавки на свободное облегание, необходимые будущей модели.

 После того, как человеческая  фигура изображена на плоском листе бумаги, приходит черед МОДЕЛИРОВАНИЯ.  Говоря здесь о моделировании, я имею в виду, прежде всего, так называемое техническое моделирование. Это способ как первичную конструкцию превратить в конструкцию желаемой модели, заявленной дизайнером, которым может быть каждый из нас.

 ТЕХНОЛОГИЯ изготовления одежды – это раздел, который учит нас, как  положить правильно на ткань  конструктивные детали модели для их раскроя, а потом  сшить и обработать все детали выкроенной конструкции для придания ей прочности и необходимой эстетичности.

 

 Каждому из трех разделов, а так же дизайну мы будем посвящать наше внимание.

 

 А теперь немного экскурса в историю костюма, а заодно и рассказ  о СТИЛЕ и МОДЕ.

 

 СТИЛЬ  в искусстве – это художественный язык  эпохи, ее художественная характеристика. Основное направление стиля эпохи проявляется в единстве художественных признаков, присущих архитектуре, изобразительному и прикладному искусству, одним из которых является искусство шитья. Поэтому стиль одежды наряду с другими произведениями прикладного искусства выражает  и общую направленность стиля той или иной эпохи.

 Так, для эпохи античной древнегреческой культуры было характерно утверждение красоты  и достоинства человека, слияние понятий нравственности и физического совершенства. Прекрасное тело являлось формой выражения прекрасной души. Им любовались, его изображали, часто обнаженным, ваятели, воспевали поэты. Греки, чья культура питалась  от цивилизации Египта, создали костюм   - гармоничное сочетание ткани с формой и естественными пропорциями фигуры человека, выразившееся в бесконечном разнообразии складок, драпировок в одежде, свободными ниспадающей с плеч. В этот период швейное дело со всеми его разделами было практически в отсутствии. Костюм тогда был искусством драпировки. Аналогичным искусством драпировки является, и по сей день национальный костюм Индии – всем известное сари.  

 В эпоху средневековья, когда церковь господствовала во всех областях материальной и духовной жизни человека, сложился особый характер костюма.  Считалось недостойным и греховным любоваться красотой человеческого тела.  Его облачали в громоздкие, тяжелые нарочито вытянутые формы, лишенные естественных пропорций и очертаний. Узкое в верхней части, с каскадом сложных складок и необыкновенно длинным шлейфом – такое платье в сочетании с  высокими головными уборами и обувью вынуждало женщину принимать непомерно прямую, неудобную с отклоненным назад торсом осанку. Такой костюм был выражением  общего стиля эпохи, проявившегося в изощренной вытянутости архитектурных форм устремленных ввысь соборов, церемонности и вычурности быта, манер и языка знати и духовенства.

 

  В  эпоху Возрождения  интерес к человеку пробуждается вновь, что создает новый идеал красоты, а с ним и новый характер формы одежды. Женская одежда становится более широкой  удобной, мягкой и женственной по форме. Рукава в женском платье членили разрезами, они состояли из деталей разных форм и объемов, повторяя стиль, принятый в это время  в архитектуре.

 

 Стиль барокко, царивший в Европе в 17 – 18 веках, сложился под влиянием расцвета абсолютизма и дворянской культуры. Этому стилю были присущи торжественность, величественность, высокопарность. В архитектуре это проявилось в грандиозности масштабов, как отдельных сооружений, так и целых ансамблей, в пышной декоративности их внешнего и внутреннего оформления. Наряд женщины отличался своими размерами и контрастом форм: тонкий стан сочетался с пышной, куполообразной юбкой. Обилие дорогих кружев в соединении с парчой, муаром, бархатом и атласом делали женскую фигуру величественной и впечатляющей.

 В эти эпохи,  Готика, Возрождение и Барокко конструирование приобретает свои первые едва заметные очертания, развивается и технология пошива, но по сравнению с сегодняшним днем, все это было весьма кустарным и ручным, можно сказать примитивным. При этом портные тех времен создавали потрясающие по сложности и трудоемкости костюмы. Преклоняю перед ними колена. Сколько же часов ручной работы требовалось для создания одного  ансамбля?

Забавными с точки зрения сегодняшнего дня являются некоторые особенности пошива тех времен. Например, в эпоху Возрождения рукава к платью не пришивались, а привязывались вдоль проймы веревочками. А во время эпохи барокко платье  во многих местах не сшивалось вообще, а представляло собой набор подготовленных деталей, которые надо было собрать и сколоть прямо на фигуре перед одеванием.  Теперь понятно, почему для одевания непременно требовалась обученная служанка – иначе с этим было, просто не справится. А сколько же времени занимало одевание? Остается только гадать.

 

 МОДА – это различные видоизменения, которые возникают в рамках господства одного стиля. Так при одной и той же неизменной форме могут появиться  некоторые новые пропорции, например положение линии талии. Могут появиться новые дополнения к одежде – шляпы шарфы, накидки, или цветовые сочетания в костюме. Изменяется фактура тканей или форма отдельных частей одежды. В одних случаях эти изменения проходят бесследно в других – служат основой для возникновения новой моды, меняющей установившийся облик костюма. А значит и самого человека. Мода по своему существу очень динамична. В ней проявляется постоянное стремление человека к обновлению, совершенствованию всего, что его окружает, в том числе и одежды.

Посмотреть некоторые иллюстрации к сегодняшней теме можно ТУТ:

                  http://55irina.livejournal.com/2009/04/23/

Там же я показываю несколько своих работ, ведь   может вы  задавались вопросом : "Если она рассказывает  о шитье, что же делает  сама?" Раз за разом буду показывать и рассказывать о том, что было сделано и делается мною лично. Сегодня это несколько примеров исторических костюмов.

 На этом, дорогие друзья,  прощаюсь на сегодня и до следующей  встречи.  С вами была я, Ирина Асланова, и рассылка: "Все, что вы хотели спросить о шитье, но не   знали где».  Напоминаю, что предыдущие письма, если вы их не имеете, можно найти в архиве сервера, пройдя по ссылке, предоставляемой в каждом письме. По прежнему жду от вас писем с вопросами и вашими комментариями по адресу:

                                                            55irina.aslanova@gmail.com 

  Кстати писать мне  можно и прямо в ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ:  http://55irina.livejournal.com/ - вы наверно уже разобрались, что на иллюстрированную часть я приглашаю вас именно туда. Заходите, регистрируйтесь, обустраивайтесь там. Но писать комментарии могут и незарегистрированный пользователи,если я правильно понимаю. Но с этим я еще и сама до конца не разобралась. Так что, заодно и попробуйте!

ВАШ  ПРОВОДНИК   В   МИР   ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО   ШИТЬЯ  И  ЛУЧШЕЙ   ЖИЗНИ..

 

 

 


В избранное