Все, что вы хотели спросить о шитье,но не знали где. Три кита швейного дела.
Дорогие
друзья!
Я
рада новой
встрече с
вами и
сегодня мы
поговорим о
трех или даже
четырех
китах или
компонентах,
из которых
состоит
швейное дело.
Непосредственное
изготовление
одежды
раскладывается
натри
составляющие:КОНСТРУИРОВАНИЕ,
МОДЕЛИРОВАНИЕ
И ТЕХНОЛОГИЮ.
Предваряет
эту троицу ДИЗАЙН.
ДИЗАЙН
одеждыотноситсяк
художественно-эстетической
области и
стоит в
непосредственной
близости, как
это не
покажется
странным на
первый
взгляд, к
архитектуре.Во все
времена в
одежде и в
архитектуре
просматривалась
общность
форм и
влияние
господствующего
стиля. Дизайном, как
одежды, так и
всего
остального
занимаются
на
профессиональном
уровне те, ктоспециально
обучался
этому и/или
расположен к
этому в силу
своего
художественного
мировосприятия.
Этилюдивыводят на
ясно
различимый
уровень идеи,
которые, так
сказать,
витают в
воздухе или
дажеформируют
будущее,находясь в
настоящем.
Однако все мы
в той или иной
мере
занимаемся
этим: в одежде
ли, в
оформлениибыта и дома
или
приусадебного
участка.
КОНСТРУИРОВАНИЕ
одежды- этоизначально
та ее область,
которая
рассказывает
нам кактакую
объемную,
трехмерную
форму, как
человеческая
фигура,изобразить
на плоскости.
Конструирование
в том виде, в
каком оно
существует в
настоящее
время –
относительно
молодое
явление. Если
пробежаться
в глубь
истории
костюма, то
можно
увидеть, что в
средние века,
конструированиеимеет
зачаточный и
примитивный
вид, а в более
ранние
исторические
периоды, его
не
существует
вовсе.
Сегодня
обучение
студентовконструированию
одежды
начинается с
развертки
человеческой
фигуры- способу
трехмерную
форму
изобразить в
двухмерном
пространстве.
Развертка
делается
сразу с
прикидом на
будущую
модель: т.е
разворачивается
либо верхняя
часть тела,
давая начало
конструкциям,называемым
плечевыми( т.е. те,
которые
держатся на
плечах -
платья,блузы,жакеты,
пальто), либо
нижняя часть
тела, давая
начало поясным
конструкциям
( те, которые
держатся на
поясе - юбки,
брюки).На этом
этапе
закладываются
и
необходимые
прибавки на
свободное
облегание,
необходимые
будущей
модели.
После
того, как
человеческаяфигура
изображена
на плоском
листе бумаги,
приходит
черед МОДЕЛИРОВАНИЯ.Говоря
здесь о
моделировании,
я имею в виду,
прежде всего,
так
называемое
техническое
моделирование.
Это способ
как
первичную
конструкцию
превратить в
конструкцию желаемой
модели,
заявленной
дизайнером,
которым
может быть
каждый из нас.
ТЕХНОЛОГИЯизготовления
одежды – это
раздел,
который учит
нас, какположить
правильно на
тканьконструктивные
детали
модели для их
раскроя, а
потомсшить
и обработать
все детали
выкроенной
конструкции
для придания
ей прочности
и
необходимой
эстетичности.
Каждому
из трех
разделов, а
так же
дизайну мы
будем
посвящать
наше
внимание.
А
теперь
немного
экскурса в
историю
костюма, а
заодно и
рассказо СТИЛЕ
и МОДЕ.
СТИЛЬ
в
искусстве –
это
художественный
языкэпохи,
ее
художественная
характеристика.
Основное
направление
стиля эпохи
проявляется
в единстве
художественных
признаков,
присущих
архитектуре,
изобразительному
и
прикладному
искусству,
одним из
которых
является
искусство
шитья.
Поэтому
стиль одежды
наряду с
другими
произведениями
прикладного
искусства
выражаети общую
направленность
стиля той или
иной эпохи.
Так,
для эпохи
античной
древнегреческой
культуры
было
характерно
утверждение
красотыи
достоинства
человека,
слияние
понятий
нравственности
и
физического
совершенства.
Прекрасное
тело
являлось
формой
выражения
прекрасной
души. Им
любовались,
его
изображали,
часто
обнаженным,
ваятели,
воспевали
поэты. Греки,
чья культура
питаласьот
цивилизации
Египта,
создали
костюм-
гармоничное
сочетание
ткани с
формой и
естественными
пропорциями
фигуры
человека,
выразившееся
в
бесконечном
разнообразии
складок,
драпировок в
одежде,
свободными
ниспадающей
с плеч. В этот
период
швейное дело
со всеми его
разделами
было
практически
в отсутствии.
Костюм тогда
был
искусством
драпировки.
Аналогичным
искусством
драпировки
является, и по
сей день
национальный
костюм Индии
– всем
известное
сари.
В
эпоху
средневековья,
когда
церковь
господствовала
во всех
областях
материальной
и духовной
жизни
человека,
сложился
особый
характер
костюма.Считалось
недостойным
и греховным
любоваться
красотой
человеческого
тела.Его
облачали в
громоздкие,
тяжелые
нарочито
вытянутые
формы,
лишенные
естественных
пропорций и
очертаний.
Узкое в
верхней
части, с
каскадом
сложных
складок и
необыкновенно
длинным
шлейфом –
такое платье
в сочетании свысокими
головными
уборами и
обувью
вынуждало
женщину
принимать
непомерно
прямую,
неудобную с
отклоненным
назад торсом
осанку. Такой
костюм был
выражениемобщего
стиля эпохи,
проявившегося
в изощренной
вытянутости
архитектурных
форм
устремленных
ввысь
соборов,
церемонности
и вычурности
быта, манер и
языка знати и
духовенства.
Вэпоху
Возрожденияинтерес к
человеку
пробуждается
вновь, что
создает
новый идеал
красоты, а с
ним и новый
характер
формы одежды.
Женская
одежда
становится
более
широкойудобной,
мягкой и
женственной
по форме.
Рукава в
женском
платье
членили
разрезами,
они состояли
из деталей
разных форм и
объемов,
повторяя
стиль,
принятый в
это времяв
архитектуре.
Стиль
барокко,
царивший в
Европе в 17 – 18
веках,
сложился под
влиянием
расцвета
абсолютизма
и дворянской
культуры.
Этому стилю
были присущи
торжественность,
величественность,
высокопарность.
В
архитектуре
это
проявилось в
грандиозности
масштабов,
как
отдельных
сооружений,
так и целых
ансамблей, в
пышной
декоративности
их внешнего и
внутреннего
оформления.
Наряд
женщины
отличался
своими
размерами и
контрастом
форм: тонкий
стан
сочетался с
пышной,
куполообразной
юбкой. Обилие
дорогих
кружев в
соединении с
парчой,
муаром,
бархатом и
атласом
делали
женскую
фигуру
величественной
и
впечатляющей.
В
эти эпохи,
Готика, Возрождение
и Барокко
конструирование
приобретает
свои первые
едва
заметные
очертания,
развивается
и технология
пошива, но по
сравнению с
сегодняшним
днем, все это
было весьма
кустарным и
ручным, можно
сказать
примитивным.
При этом
портные тех
времен
создавали
потрясающие
по сложности
и
трудоемкости
костюмы.
Преклоняю
перед ними
колена.
Сколько же
часов ручной
работы
требовалось
для создания
одногоансамбля?
Забавными
с точки
зрения
сегодняшнего
дня являются
некоторые
особенности
пошива тех
времен.
Например, в
эпоху
Возрождения
рукава к
платью не
пришивались,
а
привязывались
вдоль проймы
веревочками.
А во время
эпохи
барокко
платьево многих
местах не
сшивалось
вообще, а
представляло
собой набор
подготовленных
деталей,
которые надо
было собрать
и сколоть
прямо на
фигуре перед
одеванием.Теперь
понятно,
почему для
одевания
непременно
требовалась
обученная
служанка –
иначе с этим
было, просто
не справится.
А сколько же
времени
занимало
одевание?
Остается
только
гадать.
МОДА
– это
различные
видоизменения,
которые
возникают в
рамках
господства
одного стиля.
Так при одной
и той же
неизменной
форме могут
появитьсянекоторые
новые
пропорции,
например
положение
линии талии.
Могут
появиться
новые
дополнения к
одежде –
шляпы шарфы,
накидки, или
цветовые
сочетания в
костюме.
Изменяется
фактура
тканей или
форма
отдельных
частей
одежды. В
одних
случаях эти
изменения
проходят
бесследно в
других –
служат
основой для
возникновения
новой моды,
меняющей
установившийся
облик
костюма. А
значит и
самого
человека.
Мода по
своему
существу
очень
динамична. В
ней
проявляется
постоянное
стремление
человека к
обновлению,
совершенствованию
всего, что его
окружает, в
том числе и
одежды.
Посмотреть
некоторые
иллюстрации
к
сегодняшней
теме можно ТУТ:
http://55irina.livejournal.com/2009/04/23/
Там же я
показываю
несколько
своих работ,
ведь может
вы
задавались
вопросом : "Если
она
рассказывает
о шитье, что
же делает
сама?" Раз за
разом буду
показывать и
рассказывать
о том, что
было сделано
и делается
мною лично.
Сегодня это
несколько
примеров
исторических
костюмов.
На
этом, дорогие
друзья,прощаюсь на
сегодня и до
следующейвстречи.С вами была я,
Ирина
Асланова, и
рассылка: "Все,
что вы хотели
спросить о
шитье, но не знали где».
Напоминаю,
что
предыдущие
письма, если
вы их не
имеете,
можно найти
в архиве
сервера,
пройдя по
ссылке,
предоставляемой
в каждом
письме. По
прежнему жду
от вас писем с
вопросами и
вашими
комментариями
по адресу:
Кстати
писать мне можно и
прямо в ЖИВОМ
ЖУРНАЛЕ:
http://55irina.livejournal.com/
- вы
наверно уже
разобрались,
что на
иллюстрированную
часть я
приглашаю
вас именно
туда. Заходите,
регистрируйтесь,
обустраивайтесь
там. Но
писать комментарии
могут и
незарегистрированный
пользователи,если
я правильно
понимаю. Но с этим я
еще и сама до
конца не
разобралась.
Так что,
заодно и
попробуйте!