Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Консультации зоопсихолога Ольги Кажарской, Австрия Часть 178: Гиперактивные собаки. ( продолжение)


Часть 178: Гиперактивность собаки

Издательство «Догфренд Паблишерс» выпустило книгу Марии Хензе «Гиперактивная собака. Практическое руководство для владельцев, тренеров и зоопсихологов». ЗооАтлас прочитал книгу и задал вопросы о гиперактивности, ее причинах, способах решения проблем и профилактике издателю и зоопсихологу Ольге Кажарской. Сегодня мы публикуем вторую часть интервью. (Первая часть интервью: «Собаки бывают гиперактивными — как и люди»).

— Мария Хензе в своей книге «Гиперактивная собака. Практическое руководство для владельцев, тренеров и зоопсихологов» большое внимание уделяет терапии. И часть программы лечения — это изменение поведения самого человека. Часто ли приходится сталкиваться с человеческим упрямством и нежеланием понимать, что поведение собаки зависит от поведения владельца?

— Да, это самая большая проблема, с которой приходится сталкиваться. Потому что люди буквально цепляются мертвой хваткой за свои привычки и представления. Причем, многие это делают неосознанно. Например, у меня был клиент, который мне сам рассказывал симптомы и факторы стресса своей собаки. Казалось бы, успех терапии с таким хозяином был обеспечен. Но не тут-то было! Хозяин не мог отказать себе в желании заниматься с собакой спортом — до упада, до гиперактивности — он для того и завел собаку — и кстати, очень любит ее. Людям всегда кажется, что проблему можно решить каким-то другим способом, не затрагивая свой стиль жизни, хотя проблемы собак непосредственно связаны с условиями, в которых они живут. Поэтому мы можем помочь только тем, кто гибко мыслит и может посмотреть на себя со стороны — глазами собаки.

— Какие ошибки допускаются при дрессировке собак, которые приводят к гиперактивности? Хотя Вы слово «дрессировка» и не употребляете, но в России именно оно, к сожалению, во многом определяет занятия с собаками.

— К гиперактивности приводят травмы, которые собака получает от жестоких наказаний. Как мы знаем, такие наказания могут доходить до ударов электрошоком, избиения собак или подвешивания в воздух на строгом ошейнике или удавке. На этом фоне традиционные рывки за поводок и окрики, от которых у собак, как минимум, моментально пропадает желание работать, воспринимаются как детская шалость — хотя если «шалить» слишком часто, в сумме получится тот же травмирующий эффект. Как известно, травму можно получить в результате одноразового сильного воздействия — или в результате многократного травмирующего опыта. От такого обращения одни собаки становятся пассивными, а другие, наоборот, гиперактивными, и предсказать, как среагирует на истязания нервная система конкретной собаки невозможно.

Абсолютное большинство курсов для собак в России используют методы, основанные на убеждениях столетней давности (начала 20 века). В те времена теория обучения находилась в зачаточном состоянии. Она была заложена Павловым и ограничивалась парой аксиом. Собака воспринималась как набор реакций, и дрессировщику надо было только подать ей правильный стимул — в том числе болевой. Что из этого вышло на самом деле вполне понятно: масса убитых и покалеченных собак и кинологическая система, которая, как магнит, притягивает людей определенного склада. Эта система до сих пор продолжает штамповать гиперактивных собак и собак с другими проблемами поведения.

— В какие игры лучше всего играть с гиперактивными собаками и собаками, близкими к этому состоянию?

— В первую очередь, это спокойные игры, требующие концентрации. Предпочтение отдается играм, основанным на работе носом, решении задачек на смекалку. Мы также используем упражнения на прохождение снарядов аджилити — только в очень медленном темпе (слоу аджилити), чтобы собака могла сосредоточиться на своих движениях. Хорошо помогают игры, когда собака спокойно исследует предмет, достает из него что-то съедобное и сосредоточенно жует его (см. статью на сайте Догфренда «Развивающие игры своими руками»). Причем, надо помнить, что даже во время таких игр собака может перегрузиться. В таких случаях игра на успокоение снова превратится в источник стресса. Поэтому, занимаясь с собакой, надо следить за ее состоянием, чтобы вовремя сделать перерыв. Мы часто выдаем собакам игрушки и лакомства, которые она может жевать долго и с наслаждением. Это их успокаивает.

— Какие «звоночки» в поведении нормальной собаки должны насторожить владельца и указать на то, что собака приближается к границе гиперактивности?

— Во-первых, надо насторожиться, если у собаки изменилось поведение в знакомой ситуации или появились странные привычки. Многие из этих новых привычек можно найти в списках симптомов стресса. Особенно часто наблюдается склонность к резким реакциям на стимулы, на которые собака раньше реагировала спокойно. Например, она всегда спокойно реагировала на звонок в дверь — и вдруг начала от него вздрагивать и заливаться лаем. Собака может внезапно начать показывать пугливую или агрессивную реакцию.

Во-вторых, у собаки могут внезапно проявиться физические проблемы: произойти изменения состояния шерсти, появиться зуд, понос, выделения из глаз и т. д. Обычно с такими проблемами обращаются к ветеринару. Но это могут быть симптомы стресса, предвещающие гиперактивность.

В-третьих, если собака долго не может успокоиться после какой-то активности. Нормальным считается, если она успокаивается минут за 15 после того, как она, например, возбужденно поиграла или вернулась с активной прогулки. Собака, близкая к гиперактивности, еще долгое время будет оставаться активной. Чаще всего в этом случае хозяевам кажется, что собака не нагулялась — и они стимулируют ее еще больше. Таким образом для многих начинается заколдованный круг — собака становится все более активной, и хозяева стараются предоставить ей все больше занятий. Все это продолжается, пока повышение активности не дойдет до абсурда, когда собака будет активна чуть ли не круглосуточно.

Мария Хензе Гиперактивная собака

— Кроме тренировок, условий жизни и питания, Мария Хензе пишет и о медикаментозном лечении. Насколько это необходимо? Или все-таки можно обойтись и без медикаментов?

— Медикаменты бывают разными. Есть психофармакологические средства, а есть витамины и успокоительные на основе трав. Психофармакологические средства — это «коты в мешке». Несмотря на то что их многократно тестируют прежде, чем выпустить на рынок, и массово прописывают пациентам, никто не знает, как они действуют на самом деле. Мозг слишком сложно устроен и слишком плохо изучен, чтобы точно сказать, как на него повлияет то или иное вещество — да еще в таком сложном аспекте как психическое состояние индивидуума. Нередко положительный эффект, полученный сразу после применения медикамента, через некоторое время сменяется отрицательным. Так, некоторые антидепрессанты сначала повышают настроение, а потом вызывают еще более сильную депрессию.

Поэтому медикаментозное лечение — это только крайняя мера для тех, кто не смог справиться с проблемой иначе. Это своего рода костыль, который в некоторых случаях помогает пережить самый тяжелый начальный период терапии. Мы предпочитаем успокоительные средства, основанные на травах. В это время собака может быть совершенно неспособной сконцентрироваться даже на короткое время, чтобы воспринять простые сигналы хозяина. Поэтому ее надо успокоить — и воспользоваться этим состоянием, чтобы развить хотя бы минимальную способность сконцентрироваться. Тогда появляется своего рода «окно концентрации», которое можно постепенно расширять, продолжая занятия.

Витамины и минеральные вещества помогают восстановить нервную систему. Такие медикаменты кажутся необходимыми для любой собаки, особенно со слабой нервной системой.

— Когда я читала книгу, у меня перед глазами очень часто вставали картинки, где главными героями были не владелец и собака, а родитель и ребенок. Многие рекомендации и объяснения, на мой взгляд, применимы и в ситуациях с гиперактивными детьми и просто с очень активными…

— Так и есть: все сказанное применимо и к людям. Нервная система всех животных устроена очень похоже, особенно у млекопитающих. Она работает по одним и тем же законам. Ее веками исследовали с использованием одновременно экспериментов над животными и над людьми. Теперь полученных знаний стало достаточно, чтобы уйти от механического подхода в психиатрии.

Зная о факторах и симптомах стресса, можно проанализировать состояние человека — вместо того, чтобы приписывать ему диагноз «гиперактивность» и начинать пичкать медикаментами. Например, высокоодаренных детей долгое время считали гиперактивными, потому что они реагируют на стресс от скуки повышением физической активности. В школах, насколько я знаю, это достаточно частая проблема. Множество восприимчивых детей не способны перенести стресс от грубых отношений в семье или чрезмерной активности своих родителей. Такие дети нередко не способны расслабиться и, словно заведенные, все время ищут себе занятия или усваивают особые виды поведения, помогающие им успокоиться (так называемые «вредные привычки»).

Новые знания о состоянии стресса помогают избавляться от ложных представлений. Так, людей с психическими травмами нередко отличает особое трудолюбие. Такие люди могут работать до состояния полного истощения. Раньше мы считали это качество положительным. Теперь мы знаем, что это реакция психики на состояние хронического стресса, когда мозг не способен отдыхать и от этого подсознательно ищет постоянных занятий.

Часто родители стремятся нагрузить своих детей занятиями, которые якобы должны способствовать развитию. Помимо уроков в школе, такие дети еще посещают разнообразные кружки. Таким образом, рабочую неделю ребенка можно сравнить с рабочей неделей взрослого-трудоголика! Но мало кто задумывался над тем, что дети, у которых нет времени на полноценный отдых, тоже подвергаются опасности стать гиперактивными. Их организм привыкает к жизни в режиме повышенного стресса. Рано или поздно они могут стать жертвами болезней, связанных с нервным перенапряжением, а также потерять всякую мотивацию к обучению.

— Кстати, если в семье есть ребенок-дошкольник и гиперактивная собака или очень активная. Что делать?

— Я бы попыталась вылечить собаку. Но все зависит от тяжести ее состояния, а также от активности самого ребенка и желания родителей заниматься больной собакой. Я знаю семью с четырьмя маленькими детьми и гиперактивным выжлой. Скорее всего, собака стала гиперактивной именно от того, что вокруг нее столько активных детей, которые не дают ей покоя, и их родители, которым совершенно безразлично состояние собаки.

— «Гиперактивная собака» — это единственная книга Марии Хензе или есть еще? И если есть, будете ли издавать другие?

— Мария вместе со своими коллегами написала еще две книги. В одной из них говорится о современной школе для собак, где нет муштры, где все упражнения послушания разучиваются простым методом положительного подкрепления, где много внимания уделяется построению контакта с собакой и где занятия организованы с желанием развивать естественную любовь животных к обучению. Обучение — это удовольствие, а не насилие!

Вторая книга рассказывает о том, как открыть в собаке ее таланты и развивать их. Обе книги принадлежат немецкому издательству Cadmos. Я надеюсь, что они появятся на русском рынке, так как Cadmos уже работает в России.

— Какие книги сейчас готовит «Догфренд Паблишерс» к выходу на русском языке?

— Мы готовим к выпуску несколько проектов: книгу по развивающим играм для собак, две книги Лесли МакДевит (США), в которых рассказывается о повышении стрессоустойчивости собаки, а также давно обещанную книгу Александры Семеновой (Голландия), в которых автор развенчивает 100 самых глупых мифов о собаках.

Беседовала Светлана Бибик, ЗооАтлас

Начало интервью читайте здесь: «Собаки бывают гиперактивными — как и люди»

В избранное