Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

САД 21 ВЕКА. Школа-Практика Садовода.


Информационный Канал Subscribe.Ru

ШКОЛА-ПРАКТИКА САДОВОДА

ШКОЛА-ПРАКТИКА САДОВОДА.

САД 21 ВЕКА.

А.Р. Хочу сегодня познакомить Вас с новым материалом от Ирины Сергеевны. Он был напечатан в газете «ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА»,20Августа этого, 2004 года.

 

СПАС.

ЯБЛОЧНЫЕ КЛАССИКИ

 

Полновесным, благосклонным

Яблоком своим имперским,

Как дитя играешь, август

Марина Цветаева

Когда и как возник замеча­тельный обычай в день Преоб­ражения Господня освещать в церквах яблоки — установить уже трудно. Но испокон веков к яблоне было не просто потре­бительское, утилитарное отно­шение. В людском сознании она всегда была деревом из Эдемского сада. Овеянная ле­гендами, воспетая в устном на­родном творчестве и замеча­тельными поэтами, яблоня не­отделима от нашей духовной жизни. Дерево познания, муд­рости и добра, оно символизи­рует всё самое светлое, радос­тное, непреходящее, олицетво­ряет надёжность семейного очага.

Яблоня — коренное плодовое дерево России. В XVII веке при­езжавшие в Москву иностран­цы удивлялись растущим здесь наливным яблочкам. А ещё раньше, когда наши предки ис­пользовали в пищу только лишь плоды с дикой лесной яблони, даже считали, что стать и кра­сота здешних женщин оттого, что «у них есть зелёные ябло­ки, девицы их едят».

Вместе с горсточкой завёрнутой в тряпицу родной земли крестьяне-переселенцы везли на телегах в далёкую Сибирь и саженцы яблони. Потому что не могли представить себе жизнь без яблоневого сада. «В после­военное голодное время за то, что я сажал сады, председатель колхоза каждый день давал мне буханку хлеба. А я, мальчиком переживший ужасы войны в Бе­лоруссии, обескровленный фа­шистами в концентрационном лагере, до сих пор садом ле­чусь», — так говорил мне мой друг, известный плодовод Ген­надий Петрович Рылов.

Любили яблоки и русские пи­сатели, и не просто яблоки, а определённого сорта. И как знать, не были ли яблоки с их гармоничным биологическим составом своеобразным ката­лизатором их творчества.

Яблоневым садом и яблока­ми наполнено, может быть, одна из самых прон­зительных книг клас­сика русской литера­туры, прах которого недавно наконец об­рёл покой на москов­ской земле, Ивана Шмелёва — «Лето Господне». Вот как описывает он яблоч­ный Спас в храме: «Праздник Преобра­жения Господня. Зо­лотое, голубое утро, в холодочке. В церк­ви — не протолкаться. Нео­быкновенно весело. В спёртом горячем воздухе пахнет нынче особенным — свежими ябло­ками. Проплывают над голова­ми узелочки — всё яблоки, про­свирки, яблоки. И все, кажет­ся мне, только думают о яб­локах... И Господь здесь со все­ми. И Он тоже думает о ябло­ках. Ему-то и принесли их — «Посмотри, Господи, какие!» А Он посмотрит и скажет всем: «Ну и хорошо, и ешьте на здоро­вье, детки!..» Это и есть — Преображение». Любил Шме­лёв по нынешним меркам со­всем неказистое яблочко «гру­шовки московской», которое в пожизненной эмиграции ста­ло для него щемящим воспо­минанием детства, Родины: «И теперь ещё, не в родной стране, когда встретишь невид­ное яблочко, похожее на гру­шовку запахом, зажмёшь в ладони, зажмуришься — и в слад­коватом и сочном духе вспом­нится как живое, — маленький сад, когда-то казавшийся ог­ромным, лучший из всех садов, какие ни есть на свете, теперь без следа пропавший...»

Лучшим лакомством считал яблоки знаток российского быта Н.С. Лесков. Начиная ра­боту над книгой, он заранее за­ботился, чтобы у него под рукой были в запасе чуть терпкие, брызжущие соком плоды зна­менитых анисов.

Ф.М. Достоевский любил папировку. По словам близких, когда он писал «Бесов», то хмурился, вскакивал, ходил из угла в угол и беспрестанно ел яблоки.

Лев Толстой предпочитал антоновку, отдавал ей предпоч­тение, наверное, и Иван Бунин, иначе чем объяснить появление его знаменитого рассказа «Ан­тоновские яблоки».

В произведениях Антона Че­хова упоминаются боровинка, антоновка, апорт.

Трепетно относилась к ябло­кам Анастасия Ивановна Цве­таева. В последние годы её жизни на каждый очередной день рождения, который у неё приходился на конец августа, я приносила ей лучшие яблоки из своего сада в Переделкине. И однажды, когда объяснила, что это сорт «коричное новое», ус­лышала: «А ананас есть?» И на моё недоуменное «зачем?» продолжила: «Моя свекровь на­учила: 10 фунтов коричных яблок нарезать ломтиками и один, самый маленький ананас тоже нарезать ломтиками. Смешать их, и тогда каждая яблочная долька пропитается ароматом ананаса и нельзя будет отли­чить одно от другого — всё бу­дет ананасовое». Привожу дос­ловно, так как тогда, к счастью, записала под её диктовку.

К королеве детективов Агате Кристи замыслы приходили чаще всего когда она грызла яб­локи. Предпочтение же писа­тельница отдавала сорту «лобо».

День яблочного Спаса, «ше­стого августа по-старому», вос­петый Борисом Пастернаком в пронзительно-пророческом стихотворении «Август», стал днём поминовения поэта. По­клонники поэзии Бориса Леони­довича приходят в пределкинскую церковь, светят яблоки и несут их на его могилу. За день яблок оказывается необычно много, белый могильный обе­лиск как бы вырастает из их ве­ликолепия, а на нём в солнеч­ных лучах, падающих на баре­льеф, «в золоте второго Спаса», будто оживает лик поэта, тре­пещет его душа.

 

Обыкновенно свет без пламени Исходит в этот день с

Фавора,

И осень ясная как знаменье, К себе приковывает взоры.

Ирина ИСАЕВА,

доктор сельскохозяйственных

наук

 

 

 

 

 

 

 

 

Александр Рюрикович

ШКОЛА-ПРАКТИКА САДОВОДА.

САД 21 ВЕКА.

 


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Адрес подписки
Отписаться

В избранное