Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Раба еды? Восстание рабов!

  Все выпуски  

Раба еды Продолжение «Как и когда формируется зависимость от еды?»


Густова Елена - Психологическая консультация OnLine

На главную | Обратная связь | Карта сайта
 
Автор проекта Консультации по почте Консультации OnLine Архив консультаций Статьи Заказ услуг


Форумы




Здравствуйте,

Хочу начать сегодняшний разговор с важного на мой взгляд замечания. Мы сейчас занимаемся археологией причин нашей пищевой тяги. Для этого пытаемся проанализировать свои детские впечатления и травмы, ранние отношения с мамой-папой. Чтобы прояснить картину вашего взрослого «сегодня» такая работа, на мой взгляд, очень полезна. Но давайте договоримся по-взрослому: в анализе причин нашей зависимости мы можем как угодно злиться на своих родителей, подвергать сомнению их отношение и действия к нам - детям, обвинять их в своих сегодняшних проблемах. Однако первый шаг к независимости любого рода – принять на себя ответственность за свое «сегодня». И своей взрослой частью отдавать себе отчет, что мы благодарны родителям, подарившим нам этот мир. Они любили нас, как могли, воспитывали из лучших побуждений, искренне желая нам безопасного, на их взгляд, счастья. И в каждом нашем болезненном симптоме есть ресурсная часть. За которую есть все основания быть благодарными судьбе. Мы обязательно исследуем свои ресурсы, закончив раскопки детства – обещаю!

     Продолжим исследование ранних причин пищевого рабства.

Хочу пояснить, почему придаю так много значения детским переживаниям. Я согласна с одним из направлений психоанализа, утверждающего, что модель ранних отношений «мать – дитя» формирует привычные модели взаимоотношений с самим собой – я -хороший, я –плохой, и со своим окружением. Эти модели с трудом опознаются сознанием, но часто являются бессознательными стимулами или тормозами в нашем сегодняшнем дне.

В самом начале жизни «с точки зрения ребенка, на свете нет ничего, кроме него само­го, и поэтому вначале мать — тоже часть ребенка. Первичная поддержка матери — важный фактор психического развития и становления отношений в раннем детстве. Она поддерживает окружающее младенца пространство, заботясь, чтобы мир "не обрушился" на него слишком рано или слишком сильно. Неуверенные в себе, тревожные или депрессивные матери не способны обеспечить такую поддержку, и ребенок может пронести свое раннее ощущение "шаткости" окружающего мира и отношений с близкими через всю дальнейшую жизнь.

Достаточно хорошая мать в процессе ухода за младен­цем и общения с ним создает потенциальное пространст­во для развития его отношений с миром. Она знакомит малыша с новыми объектами (пищей, игрушками, живы­ми существами), сообразуясь с его желаниями и возмож­ностями.»

К двум годам у ребенка начинает формироваться ощущение, что он – отдельный от матери. Он еще во всем от нее зависим, но для нормального развития ему важно пробовать свою самостоятельность.

Для отделения от матери, безопасного проживания моментов, когда ее нет рядом, в реальности ребенка появляется что-то, что «младенец ценит и любит, поскольку с помощью этого – игрушки, пустышки, бутылочки с молоком – он справляется с ситуациями, когда мать уходит и оставляет его в одиночестве»

Если мать недостаточно хороша и на первом году сформировалась связь, что только прием пищи гарантирует телесную и эмоциональную близость с любимым объектом, пища может стать и здесь основным утешением… Но теперь в ситуации отделения от матери… К этому есть много предпосылок – еда всегда связана с удовольствием, причем получение этого удовольствия – в отличие от многих других – по мере взросления все больше возможно в автономном, независимом от Других, формате… Таким образом пищевая зависимость получает еще одно подкрепление…Если значимые Другие могут отказываться выполнять желания ребенка, то по мере своего взросления он все больше получает доступ к самоудовлетворению через еду…

 Возможность мириться с несовершенством мира, то принимающего, то отвергающего наши желания и потребности, достигается путем формирования так называемого «постоянства объекта».  «Это внутреннее ощущение ребенка, что мать – даже сердитая и злая – все равно любит и принимает его со всеми его несовершенствами. В отсутствие любимого объекта его сформированный внутри постоянный образ  служит утешением и поддержкой. Этот внутренний объект, соединяя в себе желание и представление, обеспечивает устойчивое отношение к людям, которые бывают то доб­рыми и любящими, то агрессивными и сердитыми.»

Если мать непредсказуема и часто уклоняется от контакта с ребенком он остается беззащитным перед атаками негативных эмоций и страхов – как своих, так и со стороны его окружения. И на помощь опять приходит еда. Ведь она доступна и точно обладает качеством постоянства в этом изменчивом к ребенку мире.

Упражнение:

Найдите свою детскую фотографию – желательно до пятилетнего возраста. Общайтесь как можно чаще с этой замечательной маленькой девочкой, любя ее. Будьте с ней бережной, попробуйте услышать, что она хочет Вам сказать. Соединяйтесь с ней, защищайте её. Почувствуйте её любимой и успокоенной.

Надеюсь, Вы уже начали работать в направлении осознавания корней своего голода. Если нет, еще раз о дневнике:

Попробуйте в течение недели – двух внимательно относиться к своему голоду. В этом может помочь Дневник наблюдений – вспомните себя – юного натуралиста. Отмечайте, при каких обстоятельствах возникает чувство голода – в том числе свой эмоциональный фон, какие продукты вы предпочитаете, какие факторы – время суток, фаза менструального цикла, контакты с другими людьми – влияют на ваши вкусовые предпочтения. За пару недель  - а лучше это делать в течение месяца - вы увидите определенные закономерности вашего выбора.

Те, кто ведет дневник больше 3 недель, может сдать его на проверку aleks2003@bk.ru J Попробую его проанализировать и познакомлю со своими гипотезами.

В этом выпуске я цитировала книгу: автор Калина «Психоанализ»

До встречи,

Ира

  e-mail: lopatuhina@psy-help.com

В избранное