Все выпуски  

Знания или умения, что важней?


Почему-то стало нормой у нас, что в рукоделиях стало преобладать ремесленное над профессиональным. А ведь не всегда такое положение вещей было. В древности, ремесло выводило человека на очень высокий уровень профессионализма, такой, что выделял его среди других. Мастера пользовались уважением и почётом, и вовсе не только за свои умения, сколько за те знания, которые позволили им получить эти умения. Сегодня стали ценить только умения. Мы видим сплошь и рядом преобладание западного веяния,- поголовные "мастер-классы", во время которых так называемые "мастера", ничему не учат кроме как тому, чтобы следовать принципу "делай как я". В результате, прошедшие такое "обучение" как были невеждами так и остались. Единственное, что получили, так это возможность увидеть как кто-то изготовил нечто на их глазах. В лучшем случае, прошедший такое вот обучение сумеет повторить увиденное, не более. Есть ли смысл в таком "обучении"?

Многие из подобных "мастеров", коих сейчас большинство, ссылаются на то, что мол "так наши деды и прадеды, бабушки и прабабушки обучались,- глядели на то, как работают предшественники и перенимали их опыт". Но за таким утверждением кроется большое невежество или даже откровенная ложь. Если вы помните фильм Тарковского "Андрей Рублёв", там был показан момент передачи знания от отца к сыну (выплавление колокола). Если у кого мозги ещё на месте, то поняли, что на самом деле в мальчике РОДИЛОСЬ ЗНАНИЕ, он его выстрадал, или буквально вытащил из глубин прошлого. Такое умение "родить в себе Знание" воспитывается, культивируется, ему можно научиться.

Да, старые мастера балагурить не любили, но, за их умением всегда были глубочайшие знания, которые давались только тем, кто реально заслужил, а если быть точнее ВОСТРЕБОВАЛ эти знания. Находиться рядом с "учителем" и тупо повторять все его действия в ожидании, когда Знания войдут в тебя или пробудятся в тебе было бесполезно. Таким вот образом Знания не передавались. Оно возникало в человеке только тогда, когда в нём пробуждался так называемый "дух вопрошания" или, говоря проще, когда в нём пробуждалась необходимость именно в Знании и Понимании, а не только в перенимании умения от учителя.

Во многом мы наблюдаем упадок ремесленного Знания потому, что древний человек не заботился о том, чтобы передавать Знания. У них у самих внутри была некая способность вычитывать Знания из самих предметов ремесленного искусства, потому они и не переживали о том, что эти Знания пропадут, если их не передать. Так что же происходит сегодня? Большинство ремесленников никаким Знанием не обладает, и всё это потому, что они утратили какие-либо способности ВИДЕНИЯ СУЩНОСТИ ВЕЩЕЙ. В силу этого, лишили себя возможности получать Знания из ремесла. 

Второй негативный фактор, который вышел на поверхность - это коммерциализация процесса приобщения к ремеслу. Злачные места заняли не те, кто способен передавать Знания, а те, кто обладает достаточной долей наглости, чтобы объявить себя "гуру", "мастерами" или "учителями". Несмотря на то, что никакого ни морального, ни иного права на то, чтобы называться таковыми, они не имеют. Наличие корочек и дипломов не есть показатель уровня Знания, также как наличие изготовленных работ не есть показатель Умения. Передать Знание другому можно только если в тебе есть внутренняя связь с прошлым, умение соединить нить поколений, соблюдая преемственность, и более всего, умение пробудить в учениках "дух вопрошания", который даст им возможность рождать в себе Знание.


В избранное