Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Выпуск Новостей Союза производителей нефтегазового оборудования от 4 января 2010 г.


4 января 2010 г.

Новости Союза производителей нефтегазового оборудования

Газета Минпромторга России опубликовала статью о ситуации с закупками нефтегазового оборудования

Газета Министерства промышленности и энергетики РФ "Ежедневник промышленного роста" опубликовала статью "Созданное фактически с нуля в 1990-е российское нефтегазовое машиностроение может исчезнуть, если не будут изменены правила закупок для госкомпаний", посвященную ситуации с производством оборудования для нефтяников и газовиков. В статье отмечается: "

Начать следует с того, что российские машиностроители с самого начала реализации проекта на Приразломном месторождении оказались в неравных условиях с иностранными компаниями. Ввоз техники для компании-оператора освобожден от импортных пошлин на весь срок работ. В результате российские компании потеряли важное ценовое преимущество. Так, для Приразломного проекта компания «Севморнефтегаз» уже ввезла списанную платформу Hutton, которая 15 лет добывала нефть и была утилизирована в Ставангере. В июле 2009 года состоялся спуск на воду на Выборгском судостроительном заводе морской платформы «Полярная звезда» для Штокмановского месторождения. Общая стоимость проекта для «Газпрома» составила 59 млрд рублей, но российским компаниям перепала лишь небольшая часть этой внушительной суммы. Верхние строения платформы были куплены у Samsung Heavy Industries (Южная Корея), а все буровое оборудование — у National Oilwell Varco (США).

Не лучше ситуация с трубопроводными проектами. В декабре 2008 года с британской Rolls-Royce был подписан крупный контракт на ввоз газоперекачивающих агрегатов для проекта «Северный поток». В марте 2009 года с Siirtec Nigi (Италия) заключен другой крупный контракт на проектирование и строительство установки по подготовке газа для «Северного потока». Восточный нефтепровод (ВСТО) укомплектовывают нефтеперекачивающими агрегатами из Швейцарии, откуда тяжелое и металлоемкое оборудование доставляют на Дальний Восток.

При этом упускается из виду, что состояние нефтегазовой отрасли для России является вопросом национальной безопасности в неменьшей степени, чем производство вооружения. Привязка крупнейших проектов к иностранной технике приводит к технологической зависимости российского сырьевого комплекса от зарубежных компаний. Стратегический проект «садится на иглу», становится уязвимым для давления со стороны поставщиков, тесно связанных с правительствами своих стран.

Отметим, что Норвегия и Китай, которые вообще не имели нефтегазового машиностроения, благодаря позиции правительства и государственных финансовых институтов создали отрасль с нуля (см. справку). В России, к сожалению, пока четко соответствующей выстроенной стратегии нет. В противном случае невозможно понять, как и почему ВТБ — государственный банк, призванный поддерживать отечественное машиностроение, — взял в начале 2009 года связанный кредит EXIM Bank of China на приобретение 30 китайских буровых установок на сумму более 110 млн долларов. При этом сама процедура тендера проводилась на безальтернативной основе, без российских предприятий. Наша страна имеет развитую промышленность, выпускающую буровые установки. Их собирают на Тюменском судостроительном заводе, Волгоградском заводе буровой техники, заводе «Уралмаш — буровое оборудование», Кунгурском машиностроительном заводе и ряде других предприятий. При этом значительное число самых разных отечественных предприятий задействовано в поставках материалов, узлов и комплектующих для буровых установок.

Самое, пожалуй, неприятное во всем происходящем то, что проблема снижения доли российских производителей в крупнейших нефтегазовых проектах возникла именно тогда, когда их реализация оказалась в руках российских же госкомпаний. В середине 1990-х отрасль работала по куда более понятным и прозрачным правилам благодаря специальной норме в законе «О соглашении по разделу продукции», предусматривавшей обязательную 70-процентную норму российского участия. В то время проекты по освоению новых крупных месторождений российские компании не интересовали и для привлечения к ним иностранных операторов был специально разработана концессионная, а по мнению некоторых критиков, компрадорская по своей природе схема, в которой вся деятельность по освоению и эксплуатации российских месторождений могла передаваться иностранным компаниям в обмен на долю от добытой нефти. По этой схеме, в частности, были реализованы проекты освоения Харьягинского нефтяного месторождения (оператор — Total), «Сахалин-1» (оператор — ExxonMobil) и «Сахалин-2» (оператор — Sakhalin Energy). То время российские производители нефтегазового оборудования сегодня вспоминают с ностальгией. По каждому проекту СРП создавалась комиссия, контролирующая выполнение нормы участия российских поставщиков, и зарубежные компании четко выполняли свои обязательства. Сегодня, к сожалению, новые проекты на шельфе реализуются без всяких обязательств недропользователя по отношению к российской промышленности".



Выскажите свое мнение


В избранное