Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

AIN - all about hi-tech - комментарии

  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота

AIN - Агентство Iнтернет Nовостей 23.06.2000
http://ain.com.ua
ain@brams.com

| | комментарии | |

При использовании информации ссылка на AIN - Агентство Iнтернет Nовостей
http://ain.com.ua
обязательна

*********************************

Приносим извинения за проблемы с кодировкой, возникшие в последней рассылке
от 21 июня.

*********************************

 ...Плюс капитализация всего Интернета

Александр Брамс brams@brams.com

(Публикуется с сокращениями. Полностью статья опубликована в Internet.Ru
http://internet.ru/article/articles/2000/06/22/3149.html
)

Состоявшийся на прошлой неделе форум "Рынок капитала Украины - 2000",
который проводила компания "Финансовый Аналитик - Сервис"
http://www.fas.com.ua/ при поддержке
Украинского общества финансовых
аналитиков (УОФА), не только подтвердил увеличение интереса среди
капиталистов и финансистов к Интернету, но и стал подобием лакмусовой
бумажки для более точного определения современного состояния и развития
разнообразных тенденций в Интернете на Украине.

Ощущение, возникшее этой весной после конференции "Контент-проекты - новое
направление в сфере электронного бизнеса в Украине" (см.
http://www.subscribe.ru/archive/inet.ain/200003/29162708.html
и
http://www.subscribe.ru/archive/inet.ain/200004/03170640.html
), что не
позже осени 2000 года в "Украинском Интернете" наконец-то появится
внутренний финансовый оборот, достаточный для более серьезного восприятия
этого рынка, после прошедшего форума только окрепло - легкое ощущение
получило большой стимул для развития в более материальную форму восприятия.

Осенью прошлого года первый российский Интернет-предприниматель Павел
Черкашин ( Actis.Ru ), начавший бизнес и в Украине, сделал громкий прогноз
о том, что в 2000 году объем рынка веб-производства в Украине составит 1
млн. доларов. Тогда эта оценка была очень неожиданной для многих местных
веб-работников. Сейчас же некоторые эксперты говорят о том, что в
веб-производство на Украине уже вложено и инвестировано более $1 млн (пока,
правда, эта цифра не подтверждается реальными публичными примерами), а
предыдущий прогноз и ожидания кажутся значительно уменьшенными.

Сам автор прогноза также считает, что его ожидания были более чем оправданы.

Павел Черкашин: "Если честно, саму цифру я не проверял, потому что не было
пока такой задачи, но по темпам роста все идет в соответствии с этим
прогнозом. По крайней мере, хорошим показателем является инвестиционная
активность, которой год назад вообще не было и на смех поднимали тех, кто
говорил о каких-то венчурных фондах в Украине. Сейчас пока идет первая
волна инвесторов - небольших и агрессивных по отношению к
веб-предпринимателям. Пройдет еще немного времени и сюда придут крупные
западные и очень уважаемые инвесторы, которые будут действовать по
нормальным западным принципам. С точки зрения веб-производства,
Actis/Armitage http://www.armitage.kiev.ua
растет постоянно, постоянно
испытывает нехватку ресурсов, постоянно увеличивается стоимость проектов -
это то, что я вижу. Общую сверку объемов я еще не делал - прошло очень мало
времени для того, чтобы делать какие-то конкретные выводы".

Комментарии Павла Черкашина становятся еще более уместными в свете того,
что форум "Интернет: новые возможности для финансового сектора",
организованный Actis/Armitage в рамках форума "Рынок капитала Украины -
2000", был одним из самых интересных внутренних мероприятий, посвященных
Интернету.

Вообще же, основные информационные сообщения, анонсирующие форум, имели
приблизительно следующий заголовок: "Рынок капитала Украины: Интернет -
тема номер один". И это непроста. Всемирной сети было посвящено немало
специальных форумов.

15 июня проходили форумы: "Е-бизнес и финансирование интернет-проектов",
организованный компанией SigmaBleyzer http://www.sigmableyzer.com/
;
"Телекоммуникации", организованный компанией Укртелеком
http://www.ukrtel.net/. 16 июня - "Перспективы
электронного бизнеса:
возможность заработать реальные деньги" под руководством представителей
PricewaterhouseCoopers http://pwcglobal.com/
и "Интернет: новые возможности
для финансового сектора" (Actis/Armitage, http://www.armitage.kiev.ua).
С
отдельными докладами на форуме выступали премьер-министр Украины Виктор
Ющенко ("Общее макроэкоэкономическое обозрение ситуации в Украине: взгляд
Кабинета Министров Украины на проблему функционирования рынка капитала в
Украине"), а также председатель Государственного комитета по связи и
информатизации http://www.stc.gov.ua
Олег Шевчук, который говорил об
инвестициях в телекоммуникации Украины.

Из последнего доклада председателя Госкомсвязи стали известны очень
интересные и показательные цифры (правда, их не всегда имеет смысл
проецировать исключительно на Интернет-бизнес, поскольку речь идет о рынке
связи в Украине в целом):

"В 1999 году доходы за предоставленные услуги связи составили 4,7 млрд.
грн., что составило 3,7% от ВВП Украины. За счет налогов и других
отчислений предприятия отрасли обеспечили приблизительно 3,4%
консолидированного государственного бюджета. Ожидается, что в 2000 году эта
цифра вырастет благодаря росту доходов.

Размер доходов отрасли составит 6,5 млрд. грн., а ее часть в ВВП составит
около 4%.

На начало 2000 года в Украине установлено 10,1 млн. основных телефонных
аппаратов. Приблизительно 80% основных телефонных аппаратов установлено у
населения. Телефонная плотность выросла с уровня 18.6 в 1996 году до 20.3
телефонов на 100 жителей на 1-й квартал 2000 года, при этом отстает от
уровня стран, где состоялась приватизация государственного телекома
(Эстония, Чехия, Венгрия - 34). Очередь на установку телефона на сегодня
составляет 2.65 человека. Значит, спрос на телефонные услуги в Украине не
удовлетворен полностью, вместе с тем, достигнутый нами уровень
телефонизации опережает такой же показатель в странах с аналогичным уровнем
ВВП на душу населения.

По мнению Олега Шевчука, общенациональное инвестиционное поле Украины
определяют следующие факторы:
"Политическая нестабильность; Макроэкономический кризис;
Ограниченность платежеспособного спроса;
Высокие налоги;
Несовершенная амортизационная система;
Девальвация национальной денежной единицы; Дороговизна внутренних кредитных
ресурсов;
Ограниченный допуск к внешним кредитным ресурсам; Несовершенство
законодательства в отношении иностранных инвестиций.

Эти факторы обуславливают низкую инвестиционную привлекательность
национальной экономики в целом. Тем не менее, отрасль связи имеет
значительный запас инвестиционной привлекательности для внутренних и
внешних инвесторов."

Но кроме этих негативных определяющих, по мнению Олега Шевчука, есть также
и факторы инвестиционной привлекательности украинских телекоммуникаций,
среди которых:

"Выгодное геополитическое расположение Украины и емкость рынка;
Рост активности потребителей при пользовании услугами связи;
Наличие значительного неудовлетворенного спроса; Наличие базовой
инфраструктуры;
Комитет связи проводит либеральную политику лицензирования; Высокий уровень
рентабельности;
Потенциал прибыльности за счет расширения спектра услуг и применение
пакетного подхода к потребителям; Возможности экономии на масштабах;
Законодательные гарантии государственной защиты иностранных инвесторов;
Освобождение от уплаты ввозной пошлины на имущество, которое является
взносом иностранного инвестора в уставный фонд предприятия.

При этом инвестиционный климат в отрасли по разным причинам еще не
соответствует требованиям инвесторов."

Форум "Перспективы электронного бизнеса: возможность заработать реальные
деньги" под руководством представителей PricewaterhouseCoopers был
интересен в контексте того, что данная компания является признанным лучшим
консультантом по е-бизнесу в мире и было черезвычайно интересно послушать
их первое публичное выступление на подобном мероприятии.

Очень много было сказано о прелестях е-бизнеса как такового. Среди них
основными являются возможности управления отношениями с потребителем
(маркетинг, сервис, организация сообщества, персонификация потребителя и
др.) Стоит отметить момент персонификации потребителя, на котором
докладчики останавливались отдельно, причем несколько раз. Интерактивные
возможности позволяют не только значительно удешевить затраты по
персонификации потребителя, но и вывести этот процесс на совершенно иной
уровень отношений, которые могут позволить значительно улучшить весь
остальной бизнес.

Признанной прелестью е-бизнеса также является возможность управления
административными ресурсами (ERP), позволяющая значительно уменьшать
административные расходы предприятия.

Много на форуме PricewaterhouseCoopers было сказано и об инвестициях. Были
приведены мировые примеры разнообразных принципов инвестиционных проектов.
Так, для создания е-банка, по мнению специалистов PricewaterhouseCoopers,
необходимо около $1 млрд. денежных вложений, для создания е-правительства
(как, например, сейчас делается в Сингапуре) - около $865 млн. Как пример
создания виртуальных рынков приводился рынок зерна, созданный в Рунете,
стоимость вложений в который оценивается в $150 тыс.

По прогнозам экспертов PricewaterhouseCoopers, объем инвестиций в России в
2000 году составит более $100 млн. В Украине же пока еще очень рано
говорить о е-коммерции и электронном бизнесе. Тут даже нет е-магазинов с
полной автоматизацией оплат, не говоря о сложнейших системах ERP или других
системах управления. Хотя, на этой неделе Национальный Банк Украины будет
проводить семинар по теме автоматизации электронных платежей. Он должен
сдвинуть с мертвой точки эту проблему, очень тормозящую, по мнению многих
практиков е-коммерции, развитие этого рынка в Украине.

Говорилось также о критериях оценок Интернет-проектов, и, по мнению
специалистов PWC, основным методом, с помощью которого можно оценивать
стоимость Интернет-проектов и компаний, является метод оценки ожидаемых
доходов (а не тех, которые уже были получены). При оценке очень важным
моментом является денежный поток от одного потенциального клиента, который
можно получить в данном бизнесе.

Как правило, такие оценки возможны при наличии нормальной общей статистики
по населению той или иной страны. Отсутствие такой статистики в Украине
также является очень негативным моментом для привлечения каких-либо
инвестиций - "в Украине статистических данных практически нет".

Кроме этого, были весьма интересны мнения "лучших консультантов мира" по
некоторым другим вопросам, на которые в эксклюзивном интервью ответил
партнер-консультант по управлению украинского офиса PricewaterhouseCoopers
Борис Краснянский:

А.Б..: Как Вы можете прокомментировать то, что некоторые иностранные
эксперты в области е-бизнеса оценивают применение возможностей
Интернет-бизнеса в Украине как шанс для реализации эдакого "Украинского
экономического чуда"?

Б.К.: Может ли в Украине быть экономическое чудо благодаря Интернету? Я в
этом вопросе, как ни странно, занимаю позицию умеренного оптимиста. Т.е.
отношусь к этому утверждению достаточно позитивно.

Можно привести несколько аналогий из других областей. Банковский сектор
Украины. На Западе до сих пор все банки при открытии счетов дают вам
чековую книжку. В Украине чековых книжек нет, не было и никогда не будет
для индивидуалов. Почему? По одной простой причине - банки начали выпускать
кредитные карточки. Т.е. фактически, как в свое время Монголия скакнула из
феодализма в социализм, украинский банковский сектор скакнул из совершенно
неразвитого обслуживания клиентов непосредственно в сервис пластиковых
карт.

Это аналогия. Технологии дают возможность перескочить через некоторые, не
совсем обязательные сейчас этапы. Благодаря технологиям многие крупные
украинские компании могут обойти стадию внедрения систем управления
ресурсами (ERP-систем) и основывать это на достаточно простых решениях:
хранилищах баз данных (DataWareHouse) и на Интернет-технологиях,
позволяющих Интернет-решения совокупно внедрять в компаниях, увязывать их с
клиентами, увязывать их с поставщиками и автоматизировать управление
бизнесом.

С этой точки зрения есть такой потенциал для "экономического чуда". Эти
решения дешевле. В украинских компаниях главная проблема - отсутствие
денег. Платить за крупные системы, стоящие десятки миллионов доларов, они
не будут - по крайней мере, в такой средне-долгосрочной перспективе.
Следовательно, они могут находить такие промежуточные решения.

Я думаю, что электронные закупки - это то, что начнет внедряться в
украинском бизнесе в самое ближайшее время."

Форум "Интернет: новые возможности для финансового сектора" под
руководством Actis/Armitage http://www.armitage.kiev.ua
был интересен самим
присутствием Павла Черкашина - руководителя головного офиса компании Actis
Systems.

Кроме того что Павел, как всегда, рассказывал очень интересно и
ненавязчиво, он привел интересные результаты собственных исследований. Так,
например, исследование-рейтинг самых "модных" тем среди венчурных
капиталистов в России.

Если еще в прошлом году тема Portal Community пользовалась максимальным
спросом среди инвесторов и вызывала наибольший интерес, то в этом году
ситуация значительно изменилась:

1. B2B - самая модная тема среди инвесторов - вертикальные рынки.
2. eService - решения и сервисы в Интернет, позволяющие предприятиям
экономить средства, которые они могли бы потратить при создании собственных
сложных ERP-систем.
3. Integrated Service - интеграция в Интернет различных медиа и бизнесов:
ТВ, мобильная связь и т.п.
4. Portal Community - ожидания у инвесторов по поводу тех денег, которые
могут приносить виртуальные сообщества, значительно уменьшились и во многих
случаях себя не оправдали. Вывод, который получили инвесторы, пытающиеся
вложить в подобные проекты деньги, очень простой - здесь могут выжить
только лидеры и только они смогут в достаточной степени реализовывать
заложенную в проект бизнес-модель.
5. Infrastructure - стратегические инвестиции в инфраструктуру Интернет -
ISP и т.п. Эти инвестиции требуют очень значительного времени отработки и
поэтому интересуют далеко не всех - в основном, стратегических инвесторов,
которых значительно меньше, чем венчурных.

Павел Черкашин, в отличие от экспертов PricewaterhouseCoopers, расмотрел
три варианта оценки Интернет-проектов: - оценка того, что уже достигнуто; -
оценка по отношению к лидерам; - оценка ожидаемых доходов. Хотя он также
больше склоняется к последнему варианту оценки проектов, но в то же время
отмечает, что на практике при разработке бизнес-планов российские
веб-работники автоматически прорабатывают все три варианта оценки.

Что же такого определил в современном состоянии и развитии разнообразных
тенденций в Интернете на Украине форум "Рынок капитала в Украине - 2000"?

Во-первых, это стало далеко не первым мероприятием образовательного
характера, давшим возможность тщательнее разобраться в вопросах привлечения
инвестиций самим Интернет-работникам, а также инвесторам, которые иногда и
не скрывают свою слабую подготовку в области Интернет-инвестиций. И тех, и
других на упомянутых специальных форумах было много.

Это дает все основания предполагать, что инвестиционный процесс в
Интернет-бизнесе в Украине пойдет по более грамотным сценариям и не будет
носить какой-то непонятно-ажиотажный характер, влекущий за собой сначала
бум денежных вложений в Интернет, а позже - бум разочарований. Здесь уже
честно говорят, что Интернет - это не панацея от всех бед. Здесь нельзя
быстро "срубить капусту". Но при рациональном подходе и понимании - зачем,
куда и сколько вкладывается - здесь можно получить немалые дивиденды.

В целом прошедшая конференция помогла более четко определить временное
пространство, которое является немаловажным фактором в Интернет-бизнесе.
Многие эксперты прогнозируют дальнейшее развитие приблизительно по
следующему сценарию: до середины лета будет происходить приглядка и
притирка разнообразных Интернет-проектов и инвесторов, к концу лета уже
можно будет реально говорить о нескольких десятках серьезных
Интернет-проектов в Украине, имеющих, кроме амбиций, также и материальное
обоснование для реализации этих амбиций. В середине осени эти проекты
выйдут на уровень оптимального развития и тогда, собственно, и можно будет
говорить о первом инвестиционном опыте в Интернет-проекты в Украине,
анализировать и делать выводы.

Пока же ожидания экспертов делятся приблизительно 50:50. Одна половина
считает, что инвестиционный процесс в ИТ-проекты в Украине будет достаточно
успешным для того, чтобы привлечь в сюда крупных стратегических
инвесторов. Другая часть думает, что в Украине ни один ИТ-проект пока не
способен приносить прибыль и поэтому вряд ли можно будет говорить о
каких-либо успешных инвестициях.

Главным же критерием успешности ИТ-проекта все-таки будет тот финансовый
оборот, который будет производить бизнес-модель проекта. Пока с созданием
таких бизнес-моделей в украинских ИТ-проектах дела обстоят не лучшим
образом. Время энтузиазма уже закончилось, но время настоящего бизнеса еще
не началось - это главный вывод, который можно сделать на сегодняшний день.

Публикуется с сокращениями. Полностью статья опубликована в Internet.Ru
http://internet.ru/article/articles/2000/06/22/3149.html

*********************************


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное