Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Letters from "The Flying Dutchman"

  Все выпуски  

Letters from "The Flying Dutchman"


Letters from "The Flying Dutchman"
рассылка сайта: "Летучий Голландец- http://mer-maids.com"
.

Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий и путь опыта - это путь самый горький. Конфуций


Каждый выпуск этой рассылки является продолжением предыдущих выпусков. Первый выпуск рассылки 22.02.2006, все выпуски можно посмотреть здесь.
Отправить свой материал
или написать составителю:

inet.thoughts.letters-owner@subscribe.ru
Отписаться от рассылки:
inet.thoughts.letters-unsub@subscribe.ru
Выпуск: 17Дата: 2006-05-21


Здравствуй, дорогой Друг!

Вот и подходит к концу глава, посвященная медицинской и социальной моделям инвалидности. Сегодня мы снова ненадолго вернемся в Россию 2001 года ...

Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

Права и возможности инвалидов в Российской Федерации (Часть I)
10 сентября 2001 года

Специальный доклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" и направлен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

До начала правления Петра I социальная деятельность в России фактически существовала в форме помощи нуждающимся со стороны частных лиц и церкви. Из-за скудного достатка, однородности и неразвитости потребностей людей того времени формы помощи нуждающимся были просты. История говорит больше всего о милостыни и о богадельнях (т.е. богоугодных заведениях для призрения и содержания лиц, неспособных к труду), реже упоминается о выкупе пленных, о госпиталях, школах, о помощи погорельцам. Еще в 996 году великий князь Владимир, проявлявший большую милость по отношению к сиротам, поручил попечение и надзор за оставшимися без родителей детьми духовенству. С этого времени государство и церковь развивали систему призрения (присмотра) сирот, бедных и убогих. Но все эти меры носили эпизодический характер.

В середине XVI в. впервые формулируется идея оказания помощи нуждающимся и создаются реальные предпосылки для формирования системы государственного призрения. В 1551 году Стоглавый собор Русской православной церкви постановил просить, чтобы "благочестивый царь" повелел "всех прокаженных и престарелых описати по всем градам" и в них "устроити богадельни", поместив в последние "не могущих нигде же главы преклонити".

Постепенно в системе органов государственного управления выделяются специализированные структуры, оказывающие помощь нуждающимся. При царе Михаиле Федоровиче все относящиеся к призрению бедных дела были сосредоточены в патриаршем приказе, который одновременно осуществлял контроль за содержанием богаделен, сиротских домов и других благотворительных заведений, выделяя для этих целей остатки от патриарших и монастырских доходов. Остаточный принцип финансирования социальных программ в нашей стране имеет, таким образом, давние исторические корни. Вопросами оказания медицинской помощи ведал в то время особый аптекарский приказ. К этому же периоду времени относятся и первые попытки законодательного оформления социальных программ. При царе Алексее Михайловиче в 1650 году была издана Кормчая книга, имевшая законодательную силу и поручившая церкви и духовенству заботу о вдовах и сиротах.

К концу XVI в. на Руси исторически сложились и развивались три основных направления благотворительности и оказания социальной помощи нуждающимся: государственная, земско-церковно-приходская и частная (личная). Весь последующий социально-исторический период времени, вплоть до 1917 года, благотворительность и попечительство в Российской империи развивалось именно в рамках этих трех основных направлений, изменялись формы и методы оказания помощи нуждающимся в зависимости от конкретных социально-экономических условий и особенностей социально-экономического развития государства.

Значительный вклад в создание системы государственного призрения внес Петр I. К числу его многочисленных заслуг перед Россией надо отнести и то, что он впервые признал обязанность государства по призрению бедных, больных, увечных, сирот и других категорий нуждающихся. Уже к 1718 году только в Москве было устроено более 90 богаделен, в которых проживало до 4500 нищих, слабых и увечных, получавших содержание от казны.

Вопросам государственного призрения были посвящены многие указы Петра I. Так, указ 1712 года обязывал организовывать во всех губерниях сети госпиталей "для самых увечных" и "зело престарелых" людей. Их постройка и содержание поручались магистратам.

Указ 1715 года предписывал создавать при церквах в Москве и других городах специальные госпитали для "зазорных младенцев" (незаконнорожденных).

Указ 1724 года повелевал провести в пределах империи перепись всех нищих, сирот, больных и увечных, "которые работами себя пропитать не могут".

Система государственного призрения Петра I включала в себя несколько элементов:

осуждение нищенства и запрещение его;

запрещение раздачи милостыни профессиональным нищим;

задержание и преследование нищих;

определение мер собственно призрения и обязанностей по призрению (в том числе по отношению к бедным из лиц, служивших государству, главным образом солдатам, признание обязанностей, если не прямо государства, то, во всяком случае, таких общегосударственных институтов, как монастыри, и выделение на их призрение таких средств, которыми не располагают местные учреждения). Это установление можно рассматривать как начало создания системы льгот в отношении ветеранов, нуждающихся в помощи и поддержке государства;

признание за государством права создавать в области призрения и помощи нуждающимся обязательные нормы и требовать исполнения их.

Существенные дополнения в эту систему были внесены в период правления Екатерины II. В 1763 году при ее участии был открыт первый в России воспитательный дом, специализированное учреждение для призрения и воспитания детей. В каждой из Российских губерний были созданы специальные государственные органы призрения (Приказы). На них было возложено выполнение обширного круга задач - забота о народном образовании, оказании медицинской помощи, благотворительности, нравственном воспитании и преодолении пороков. Они занимались устройством народных школ, сиротских домов, больниц, убежищ для неизлечимо больных, богаделен, смирительных домов, заботились о безработных.

При Екатерине II впервые были созданы специализированные типы благотворительных заведений, которые до учреждения приказов практически не существовали. Прежде госпитали нередко служили и богадельнями, и домами для неизлечимо больных, и больницами одновременно. Богадельни пополнялись и взрослыми, и детьми, здоровыми и больными. И только в последней четверти XVIII века в нашей стране сформировались так называемые чистые типы благотворительных заведений: сиротских домов и детских приютов, богаделен и домов для неизлечимо больных, больниц; домов работных, смирительных и для умалишенных.

В условиях промышленной революции, положившей начало капитализму и ознаменовавшей собой переход к новым формам труда, социальная помощь основывается, в основном, на принципах общественного призрения филантропического характера.

В дальнейшем эта концепция уступает место идеям обеспечения больным и инвалидам определенной степени экономической самостоятельности. Впервые появляется определение понятия "реабилитация", данное фон Бусом в книге "Система общего попечительства над бедными" (1903 г.). Реабилитация в это время понимается как предоставление больным и инвалидам возможности трудиться. В тоже время в научных исследованиях и в практической работе зарубежных стран преобладающей является идея, согласно которой больной или инвалид, прошедший курс реабилитации, в дальнейшей своей деятельностью должен доказать право на социальную полноценность.

К 1917 году в России действовали тысячи государственных и благотворительных заведений. Не везде эти учреждения функционировали одинаково хорошо. Но система работала, в этих домах, приютах, больницах и богадельнях бедные люди находили помощь, кусок хлеба, крышу над головой, добро.

Через три месяца после Октябрьской революции 1917 года советской властью, взамен былой сети богаделен и домов призрения, были образованы органы социального обеспечения, в ведомстве которых создавались детские дома, дома инвалидов, престарелых. Понятие "благотворительность" было изъято из официального лексикона как христианский пережиток. В тоже время политика государства в отношении инвалидов продолжала традицию рассматривать инвалидов как объект благотворительности и в основном сводилась к назначению им государственной пенсии или помещению в специализированные дома инвалидов.

Государственная идеология способствовала формированию в общественном сознании представления о том, что в советском обществе проблем инвалидов не существует. Тяжелобольные инвалиды были помещены в дома инвалидов или вынуждены были находиться в своих квартирах, поскольку городская инфраструктура не позволяла им даже выбраться из дома.

В СССР осуществлялись определенные меры по использованию профессиональных возможностей лиц с нарушенной трудоспособностью в условиях гарантированности социальной защиты со стороны государства. Вместе с тем, работа по профессиональной ориентации, образованию, производственной адаптации и трудоустройству инвалидов была недостаточной.

То, что инвалид должен иметь те же права, что и здоровый человек, пользоваться теми же благами, не находило должного законодательного закрепления и практической реализации. Большинство инвалидов не могли реализовать ряд конституционных прав, в первую очередь из-за неприспособленности транспортных средств и строений для передвижения инвалидов-колясочников, неготовности, например, учебных заведений к их обучению, отсутствия учебных программ, отражающих специфику обучения инвалидов.

С другой стороны, сохранившееся у граждан чувство сострадания часто оказывало инвалидам на бытовом уровне неоценимую помощь.

Для оказания влияния на общественное мнение в отношении инвалидов и разработки рекомендаций правительствам по этой проблеме Организацией Объединенных Наций 1981 год был провозглашен Годом инвалида, а период 1983 - 1992 гг. - Десятилетием инвалидов. В начале отмеченного Десятилетия ООН также была принята "Всемирная программа действий в отношении инвалидов".

В 1991 году в нашей стране был принят закон "Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР", в котором были закреплены основные принципы и направления решения проблемы инвалидов.

В дальнейшем Российская Федерация, ориентируясь на достижения западной цивилизации, провозгласила себя правовым и социальным государством, привела конституцию страны и федеральное законодательство в соответствие с международными стандартами уважения прав человека, и в первую очередь с принятыми Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщей декларацией прав человека 1948 года, Декларацией социального прогресса и развития 1969 года, Декларацией прав инвалида 1975 года, Стандартными правилами обеспечения равных возможностей для инвалидов 1993 года, Всемирной программой действий в отношении инвалидов и др.

В нашей стране были разработаны и приняты законодательные акты по проблемам инвалидов, адаптированные к новым реалиям. В Указах Президента Российской Федерации 1992 - 1996 гг. изложена программа действий, направленных на поэтапное решение проблемы инвалидов. В 1995 году принят Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в котором впервые в отечественном законодательстве приоритетом социальной политики государства в отношении инвалидов становится реабилитация, т. е. система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение и возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации является восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.

Во исполнение этого закона Правительством Российской Федерации, Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации приняты постановления по вопросам об учреждении органов медико-социальной экспертизы, признании лица инвалидом, индивидуальной программе реабилитации инвалида, образовательных аспектах инвалидов и др.

Заслуживает внимания зарубежный опыт в этой сфере.

В социальной практике идея равенства прав граждан начала широко реализовываться только в 20-м столетии и прежде всего через защиту равных с другими прав для отдельных слоев общества.

Инвалиды оказались последними в ряду тех, кто обрел на западе равные со всеми права. Общество не сразу осознало, что нет смысла в демократии, если существует социальная изоляция инвалидов. Нигде благополучие инвалидов не пришло само по себе. За него боролись пикетами и митингами. Борьба шла по двум направлениям: за право иметь равные условия и возможности с другими людьми и за право на развитие врожденных способностей личности, право жить независимо, осмысленно, активно.

Сложившиеся в развитых странах системы социальной защиты инвалидов включают в себя ряд взаимосвязанных элементов, представленных нормативным закреплением прав инвалидов, прав и обязанностей государственных органов, общественных и благотворительных организаций, форм и методов их деятельности в этой сфере.

Конституционное и иное нормативное закрепление принципа равных прав инвалидов и неинвалидов, запрещение дискриминации человека по ряду признаков, в том числе по причине инвалидности - типично для законодательства ряда зарубежных стран.

Высказанная и обоснованная просветителями 17 века в концепции естественных прав человека идея о равенстве всех людей на Земле, как юридический принцип, была закреплена в Декларации независимости США 1776 года. В дальнейшем она нашла отражение в Декларации прав человека и гражданина Франции 1789 года, в других актах.

Достижением мировой цивилизации в гуманитарной сфере явилось принятие ООН в 1948 году Всеобщей декларации прав человека. В неё не были непосредственно включены разделы об отношении к инвалидам, но она провозглашала равенство прав "всех людей без исключения".

Затем последовало принятие ООН в 1975 году Декларации прав инвалида. "Инвалиды, - говорится в ней, - каковы бы ни были происхождение, характер и серьезность их увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и их сограждане того же возраста, что в первую очередь означает право на удовлетворительную жизнь, которая была бы как можно более нормальной и полнокровной".

Принцип равных прав инвалидов и неинвалидов предполагает, что потребности всех без исключения индивидов имеют одинаково важное значение. Имеющиеся в обществе средства следует использовать таким образом, чтобы создать для инвалидов условия жизни, при которых они могли бы осуществлять все человеческие формы деятельности, характерные для каждого человека данного общества.

В Соединенных Штатах Америки права инвалидов закреплены законодательно и включены в общую систему гражданских прав, запрещающую дискриминацию человека. Базовым нормативно-правовым актом в данном вопросе является Закон 1990 года "Об инвалидах", защищающий на федеральном уровне права этой социальной группы и запрещающий её дискриминацию в трудовых отношениях, в государственных органах власти, в местах общественного пользования, торговле, на транспорте. Закон предписывает органам власти всех уровней обеспечивать для инвалидов "равный доступ к получению преимуществ от различного вида деятельности, программ и услуг". Это включает пользование государственными системами образования, здравоохранения, социальных услуг, нахождение в судах, на избирательных участках и городских собраниях. Закон обязывает предпринимать "разумные изменения политики, практики и процедур для избежания дискриминации в отношении инвалидов". Кроме того, соответствующие государственные службы и строительные компании должны учитывать особенности инвалидов при возведении новых и реконструкции имеющихся зданий и строений, чтобы облегчить доступ в них людям, пользующимся инвалидными колясками. Администрация общественного транспорта не должна допускать дискриминации инвалидов при предоставлении своих услуг. Ей полагается обеспечивать инвалидам надлежащие удобства при посадке - высадке и проезде или предоставлять специальные транспортные средства тем инвалидам, которые не в состоянии самостоятельно пользоваться обычными видами общественного транспорта. Законом США "О трудоустройстве инвалидов" запрещается их дискриминация при приеме на работу, продвижении по службе, профессиональном обучении, оплате труда.

Конституция Канады также закрепляет принцип равноправия инвалидов и невозможности дискриминации их по принципу физической или умственной неполноценности.

В Основной Закон ФРГ в 1994 году внесена поправка следующего содержания: "Никто не должен ущемляться из-за своих недостатков (умственных или физических)". В настоящее время в ФРГ завершена процедура принятия IX раздела Кодекса социального законодательства (Реабилитация и участие инвалидов в жизни общества), в котором обобщены юридические предписания, касающиеся вопросов реабилитации и обеспечения прав инвалидов. Дополнение в Кодекс вступило в силу 1 июля 2001 г.

Закон Великобритании "О недискриминации инвалидов" 1995 года также включает принцип равных прав инвалидов и неинвалидов.

В Венгрии принцип равных прав закреплен в законе "О правах инвалидов и обеспечении для них равных возможностей" 1998 года.

В 36 законах Китая имеются нормы, гарантирующие права и интересы инвалидов.

Наличие статистических данных о количестве инвалидов в стране, прогнозирование и выявление динамики роста численности инвалидов, причин инвалидности, разработка системы мер по её предупреждению, определение возможных затрат государства на эти цели имеет важное значение.

В третьем тысячелетии население планеты должно осознать наличие инвалидов и необходимость создания для них нормальных условий жизни. Согласно статистике, в среднем 10 % жителей нашей планеты (более 500 млн. чел.) имеют врожденные или приобретенные ограничения жизнедеятельности, один из десяти человек страдают от физических, умственных или сенсорных дефектов и не менее 25 % всего населения страдают расстройствами здоровья. Примерно, одна семья из четырех имеет в своем составе инвалида.

Эти цифры красноречиво говорят о масштабности проблемы и, помимо её всеобщего характера, свидетельствуют о широком распространении этого явления в любой стране, особенно в странах с большой численностью населения. Согласно информационно-справочному материалу Министерства иностранных дел Российской Федерации (исх.№. 653/дгпч от 25.04.2001г.) в Китае насчитывается более 60 млн. инвалидов, что составляет 5 % от численности населения, в США - 54 млн. инвалидов, что составляет 19 %.

Настораживающими являются прогнозы динамики роста численности инвалидов в мире, особенно активного трудового возраста, например, в Канаде в течение ближайших 15 лет их число может увеличиться более чем в 2 раза. Самой неблагоприятной оценивается ситуация среди коренного населения, где умственными и физическими недостатками страдают почти 30 % взрослого населения - показатель, более чем в 2 раза превышающий средние цифры по стране (информация МИД РФ от 25.04.2001г.).

Рост инвалидов в международном масштабе объясняется как ростом самого показателя, свидетельствующего об ухудшении здоровья жителей планеты, так и расширением критериев определения инвалидности, прежде всего по отношению к лицам пожилого возраста и в особенности к детям. В общем контингенте инвалидов мужчины составляют более 50 %, женщины - более 44 %, 65-80 % составляют люди пожилого возраста.

Причинами наступления инвалидности в мире считаются:

- болезни сердечно-сосудистой системы (более 25 %);
- злокачественные новообразования (более 22 %);
- травмы (более 14 %);
- болезни органов дыхания и туберкулез (около 8 %);
- психические расстройства (около 3 % ).

Из класса болезней органов кровообращения ведущее место занимают цереброваскулярные болезни (более 35 % ) и ишемическая болезнь сердца (более 37 % ), уровень которых составляет 15,1 и 14,8 случаев на 10 тыс. населения.

Распространенность инвалидности в целом выше среди городского населения по сравнению с сельскими жителями.

Увеличение общего числа инвалидов во всех развитых странах мира и, особенно, числа детей-инвалидов (насчитывается от 0,12 % в Великобритании до 18 % в Канаде от общего числа инвалидов) поставило в число национальных приоритетов этих стран проблему предупреждения инвалидности и профилактики детской инвалидности (информация МИД РФ от 25.04.2001г.).

Термин "предупреждение инвалидности", согласно Стандартным правилам обеспечения равных возможностей для инвалидов, означает осуществление комплекса мер, направленных на предупреждение возникновения физических, умственных, психических и сенсорных дефектов (профилактика первого уровня) или на предупреждение перехода дефекта в постоянное функциональное ограничение или инвалидность (профилактика второго уровня).

В Федеративной Республике Германии, согласно Кодексу социального законодательства, особое внимание со стороны государства уделяется реабилитации инвалидов и мерам раннего обнаружения болезни с использованием всех доступных средств для максимально возможного вовлечения их в полноценную жизнь общества, устранения или уменьшения последствий заболевания.

На начальном этапе, как правило, оказываются услуги медицинского характера: лечение в больницах, курортно-санаторных организациях и 19-ти специальных реабилитационных центрах (на 3200 койко-мест) посредством лечебной гимнастики и спорта, массажа, особой терапии с учетом характера инвалидности. В центрах изготавливаются протезы, предоставляются ортопедические и другие вспомогательные средства. При этом предпочтение отдается, по возможности, амбулаторному способу лечения.

На втором этапе реабилитационных мероприятий оказывается содействие (с учетом физических возможностей, склонностей, профпригодности и опыта) в получении необходимых навыков для последующей трудовой деятельности на рынке труда, профессиональной подготовке и переподготовке. Этим целям служат 28 заведений профтехобразования для взрослых (на 15 тыс. мест), учебный план которых включает приобретение профессий в сфере торговли, управления, промышленности, техники, а также в области здравоохранения и социальных услуг. При необходимости возможно проживание в интернате.

Для инвалидов с психическими отклонениями образовано 8 особых тренировочных центров со сходными задачами (на 457 мест).

Молодые люди, которые находятся под наблюдением врачей, психологов и педагогов, и которым по состоянию здоровья противопоказано производственное обучение, постигают основы подходящих профессий в одном из 46 специальных учебных заведений (всего 12,3 тыс. мест).

В США, Великобритании, Канаде, Германии в результате реализации национальных программ по профилактике детской инвалидности почти 100 % новорожденных обследуются на наследственные заболевания - фенилкетонурию и врожденный гипотиреоз, что позволяет своевременно выявлять эти заболевания, целенаправленно проводить лечение и избежать отставания в психическом развитии ребенка. За счет использования цитогенетических и перенатальных исследований предупреждается рождение детей с генетическими и врожденными заболеваниями. Ранняя аудиологическая диагностика позволяет выявлять детей, страдающих врожденной глухотой и проводить раннюю реабилитацию.

Положителен опыт этих государств в вопросе определения возможных затрат и реального выделения средств на осуществление реабилитационных мероприятий. По данным за 1999 год в ФРГ (6,6 млн. инвалидов) только на эти цели было выделено 53 млрд. марок (около 675,2 млрд. российских руб.), в Канаде (4,2 млн. инвалидов) - около 1,5 млрд. канад. дол. (около 27 млрд. руб.), в Великобритании ( 5 млн. инвалидов) - около 1 млрд. фун. ст., что составляет 41 млрд. руб. (информация МИД РФ от 25.04.2001г.).

Законодательством зарубежных стран закрепляются институты социальной защиты инвалидов, определяется круг государственных органов, участвующих и ответственных за реализацию программ защиты этих граждан или координирующих вопросы социальной защиты инвалидов.

С середины 70-х годов в ряде государств мира были приняты специальные законодательные акты по проблемам инвалидов. Они представляют практический интерес для России.

В Германии, например, выделяются три формы социальной защиты инвалидов, а именно, социальное страхование, компенсации и помощь. Вопросы социальной защиты инвалидов регулируются законами:

Об инвалидах 1974 года;
Об единообразии мер по реабилитации 1974 года;
О содействии инвалидам в пользовании общественным транспортом 1979 года;
О борьбе с безработицей среди инвалидов 2000 года;

Кодексом социального законодательства.

В указанных актах содержаться юридические предписания, касающиеся вопросов обеспечения прав и реабилитации инвалидов, в том числе гарантий их избирательного права, обучения, образования, пользования общественным транспортом, специального оборудования рабочих мест, улучшения их положения на рынке труда, снижения безработицы этой категории населения.

Законодательной основой системы защиты прав инвалидов в Великобритании являются законы:

О национальной помощи 1948 года;
Об инвалидах 1986 года;
О пособиях по пожизненной инвалидности и для работающих инвалидов 1991 года;
О социальном обеспечении 1994 года;
О недискриминации инвалидов 1995 года и др.

Данные законы, наряду с конституционными правами, провозглашают права инвалидов на обучение и образование, более легкий и удобный доступ к товарам широкого потребления, социальным службам, образованию и жилью, на получение работы. Законы и подзаконные акты требуют, чтобы все вводимые в эсплуатацию железнодорожные поезда были полностью обустроены для перевозки инвалидов, включая удобный въезд инвалидных колясок. С конца 2000 года эти правила распространяются на новые городские автобусы и автобусы дальнего следования.

В реализации программ социальной защиты инвалидов в развитых странах мира участвуют, наряду с государственными органами, общественные организации и благотворительные союзы.

В США общий надзор за соблюдением федерального законодательства по делам инвалидов и недопущением в отношении их какой-либо дискриминации возложен на министерство юстиции. Контрольные функции по обеспечению прав инвалидов в различных областях имеют и другие федеральные ведомства:

министерство образования (отдел специальных образовательных программ);
министерство здравоохранения и социальных служб (управление по гражданским правам);
министерство жилищного строительства и городского развития (отделы по правам инвалидов и по обеспечению равных возможностей при строительстве жилья);
министерство труда (управление программ по заключению трудовых соглашений);
министерство транспорта (федеральная администрация городского транспорта при министерстве);
министерство по делам ветеранов (по вопросам инвалидов - ветеранов);
министерство сельского хозяйства (отдел распределения талонов бесплатной продовольственной помощи инвалидам, обмениваемых в магазинах на продукты питания);
комиссия по гражданским правам;
комиссия по соблюдению равных возможностей при трудоустройстве и др.

В Канаде программы, направленные на решение проблем инвалидов, существуют более чем в 30 министерствах, агентствах и других государственных органах. Общую координацию социальной адаптации инвалидов осуществляет министерство развития людских ресурсов (бюро по делам инвалидов). Бюро занимается сотрудничеством с другими государственными институтами, мониторингом научных исследований в данной области. Главными направлениями деятельности бюро являются: обеспечение соблюдения гражданских прав, обучение, трудоустройство, улучшение жилищных условий, решение проблем транспортировки инвалидов, доступ их к всевозможным источникам информации. Под эгидой Министерства развития людских ресурсов существуют Фонд возможностей, Федерально-провинциальная программа содействия трудоустройству инвалидов, программа "Социальное развитие в партнерстве".

Министерство канадского наследия вовлечено в работу с инвалидами через управление по делам спорта, координирующее параолимпийский спорт, а также строительство специально оборудованных спортивно-оздоровительных центров по всей стране, а также через управление национальных парков, осуществляющее программу усовершенствования доступа инвалидов в парки и рекреационные зоны.

Министерство транспорта занимается вопросами доступности и безопасности транспортной системы Канады для инвалидов.

Министерство иностранных дел и международной торговли Канады предоставляет бесплатную и доступную информацию различным категориям инвалидов о путешествиях, приемлемых для людей с ограниченными возможностями, и оказывает им консульские услуги.

Опыт США, Великобритании, Канады и других стран свидетельствует, что выплата предусмотренных их законодательством пособий по инвалидности осуществляется посредством реализации ряда программ социальной защиты инвалидов.

В США выплата пособий по инвалидности осуществляется по линии Программы дополнительных пособий малоимущим (ПДПМ). Она финансируется и контролируется федеральным ведомством - администрацией по социальному страхованию. ПДПМ представляет собой программу помощи, гарантирующую минимальный уровень доходов нуждающимся инвалидам. Система расчета выплат довольна сложна, определяется рядом факторов (степенью утраты трудоспособности, семейным положением, количеством иждивенцев, уровнем получаемых доходов) и составляется таким образом, что при росте дохода снижается размер пособия. В частности, вводится понятие "существенная зарплата", которая в настоящее время для большинства инвалидов определяется в 740 долларов (около 21460 руб.), а для потерявших зрение, в 1240 долл. (около 36 тыс. руб.) в месяц. Если заработок превышает данный уровень, это рассматривается как показатель достаточных возможностей инвалида к труду и способность обеспечить себя материально самостоятельно.

Суммы пособий регулярно пересматриваются и на январь 2001 года составляли на человека 530 долл. (около 15 тыс.руб.) в месяц, на супружескую пару - 796 долл. (около 23 тыс.руб.).

Для инвалидов - ветеранов сумма пособий постоянно меняется и в настоящее время колеблется от 101 долл. (для лиц с 10 % инвалидности) до 2100 долл. (от 3 до 60 тыс.руб.) в месяц для ветеранов, признанных полными инвалидами.

В Канаде программой содействия трудоустройству инвалидов предусматривается возможность получения молодежью специального или высшего образования, а также опыт работы для последующего трудоустройства. В рамках специальной программы "Стратегия трудоустройства молодежи" существуют определенные льготы для работодателей, трудоустраивающих инвалидов в возрасте до 30 лет, а также компенсируется стоимость специального, необходимого для них оборудования. В соответствии с программой "Социальное развитие в партнерстве" учебным заведениям, социальным советам, добровольным организациям, неправительственным организациям и агентствам, созданным не с целью получения прибыли, работающим с инвалидами, предоставляется помощь в организации и финансировании специальных проектов. Непосредственные организации инвалидов также могут пользоваться этой программой.

Инвалид - студент пользуется рядом финансовых льгот и привилегий в соответствии с Канадской программой студенческих займов. Ему выделяется дополнительная субсидия в размере 5000 канад. долларов (около 90 тыс.руб) на расходы, связанные с обучением (например, на приобретение специального записывающегося устройства или оплату услуг помощника).

Лица, вносившие в процессе своей трудовой деятельности отчисления в Канадский пенсионный фонд и прекратившие работать по инвалидности, имеют право на получение льготной (до достижения 65-летнего возраста) пенсии.

Большинство социальных программ и выплат, касающихся инвалидов, находится в ведении органов власти субъектов канадской федерации (провинций). Однако, после 1996 года федеральное и провинциальные правительства провозгласили вопросы обеспечения инвалидов своим коллективным приоритетом и в 1998 году правительство Канады и правительства провинций и территорий подписали план "Вместе. Канадский подход к проблемам инвалидов", в котором отражены основные направления долгосрочной политики в этой области, которая строится на базе трех идей: 1) инвалиды являются полноценными членами канадского общества; 2) инвалиды должны иметь возможность участвовать во всех сферах жизни общества; 3) необходимо создавать условия для превращения инвалидов в максимально независимых членов общества. Акцент сделан на то, что вне зависимости от характера принимаемых в дальнейшем программ, инвалиды становятся их участниками, а не полностью зависимыми, пассивными получателями государственных дотаций.

Представляет интерес и правительственная национальная программа Великобритании "Новая профессия для инвалидов", созданная в апреле 2000 года Общественной комиссией по правам инвалидов во взаимодействии с государственными органами и ассоциациями работодателей и устанавливающая, что главным доходом для людей, не имеющих работы по причине своей инвалидности, является пособие по нетрудоспособности. С апреля 2000 года действуют три вида пособий:

1. Еженедельные пособия в течение первых 28 недель с момента болезни (для инвалидов и тех, кто не получает пособие по болезни) в размере 50.90 фунтов стерлингов (более 2 тыс.руб.);
2. Еженедельные пособия в размере 60.20 фунтов ст. (около 2,5 тыс.руб) с 29 по 52 неделю болезни;
3. Еженедельные пособия в размере 67.50 фунтов ст. (около 3 тыс.руб.), выплачиваемые после 52 недель болезни.

В дополнение к этому базовому пособию различным категориям инвалидов выплачиваются следующие виды пособий:

пособие по пожизненной инвалидности - оно рассчитано на оказание дополнительной материальной помощи гражданам с тяжелой формой инвалидности старше 65 лет, а также получившим инвалидность в раннем возрасте и не успевшим заработать и скопить себе капитал. Право на получение этого пособия зависит от степени инвалидности заявителя, необходимости оказания помощи по уходу за ним и назначается, если заявитель нуждается в посторонней помощи в течение трех месяцев. Та часть пособия, которая предназначена для оплаты помощи по уходу, зависит от степени инвалидности и составляет соответственно 53.55 , 35.80 и 14.20 фунтов ст. (что равно 2200, 1500, 600 руб.) в неделю. Часть пособия, предназначенная для оплаты расходов по передвижению, составляет либо 37. 40 фунтов ст. (более 1500 руб.), либо 14.20 фунтов ст. (около 600 руб.) в неделю;

пособие по тяжелой инвалидности выплачивается гражданам Великобритании в возрасте 16 - 65 лет по прошествии первых 28 недель инвалидности, не имеющим возможности получать пособие по нетрудоспособности по причине недостаточных вкладов в систему Национального страхования. Пособие не зависит от размера заработной платы, не облагается налогом, составляет 40.80 фунтов ст. (более 1,6 тыс.руб.) в неделю и в зависимости от возраста получателя может увеличиваться на сумму до 14 фунтов ст. (более 560 руб.);

пособие - "гарантия дохода по инвалидности" действует с 6 апреля 2001 года для людей с тяжелой формой инвалидности в возрасте до 60 лет, которое зависит от доходов, выплачивается в виде дополнения к другим пособиям, и составляет 134 фунта ст. (около 5,5 тыс.руб.) в неделю (информация МИД РФ от 25.04.2001г.).

С октября 1999 года введен налоговый кредит (по сути - пособие) инвалидам, заменивший ранее выплачиваемое пособие работающим инвалидам, в целях повышения уровня их доходов. Размер кредита с апреля 2001 года для одного человека в неделю стал составлять 160 фунтов ст. (более 6,5 тыс.руб.) и 246 фунтов ст. (более 10,0 тыс.руб.) в неделю для семьи с одним ребенком.

С 2001 года британское правительство предоставило единовременный грант (денежную ссуду) на работу в размере 100 фунтов ст. (более 4,0 тыс.руб.) для инвалидов в возрасте от 25 лет, получающим пособие по нетрудоспособности в течение одного года и желающим перейти от системы пособий к работе. Инвалиды имеют право работать, если труд идет на пользу их общему состоянию и на него тратится не менее 16 часов в неделю. Заработная плата в таком случае не должна превышать 59.50 фунтов ст. (около 2,5 тыс.руб.) в неделю.

Пособия за увечья, полученные на производстве, либо производственные болезни зависят от размера доходов. Выплаты за производственные травмы производятся в случае, если с работником случилось несчастье на рабочем месте и если он выплачивал подоходный налог. Представители свободных профессий и британские военнослужащие исключаются из этой схемы. К пособиям этой категории относятся:

пособие по инвалидности, полученной в результате производственного увечья, выплачивается еженедельно в течение 90 дней с момента увечья. Размер его зависит от степени инвалидности. При 100 - процентной инвалидности выплачивается 109.30 фунтов ст. (около 4,5 тыс.руб.), при 90 % - 98.37 фунтов ст. (более 4,0 тыс.руб.), 80 % - 87.44 ф.ст. (более 3,5 тыс.руб.), 70 % - 76. 51 ф.ст. (более 3,1 тыс.руб.), 60 % - 65.58 ф.ст. (более 2,6 тыс.руб.), 50 % - 54.65 ф.ст. (более 2,2 тыс.руб.), 40 % - 43.72 ф.ст. (более 1,7 тыс.руб.) , 30 % - 32.79 ф.ст. (более 1,3 тыс.руб.);

доплата к сокращенному заработку (в дополнение к главному пособию по инвалидности, максимальный размер - 43.72 фунта ст. или около 1,8 тыс.руб.);

пособие на ребенка (22.25 фунтов ст. или более 900 руб.);

пособие по уходу за инвалидом, возраст заявителя от 16 до 65 лет, исключая студентов дневного обучения, зарплата которых не превышает 50 фунтов ст. (более 2,0 тыс.руб.) в неделю. С апреля 2001 года еженедельный размер составляет 72 фунта ст. (около 3,0 тыс.руб.).

Международный опыт организации социальной защиты граждан свидетельствует, что расходы на эти цели в основном покрываются взносами работодателей или финансируются от страховых премий. К тому же, ежегодно выделяется определенная сумма из государственного бюджета, которая покрывает в среднем до 10 % расходов.

В Великобритании взносы с добавлением из бюджета хранятся в национальном Фонде Страхования.

Расходы в рамках безвзносовых пособий, пособий подлежащих проверке нуждаемости и пособий детям полностью покрываются общей налоговой системой Великобритании.

Согласно законодательству ФРГ, расходы социальной защиты в основном финансируются от страховых премий. Основа взноса образуется от зарплаты и трудовых доходов. Доход от взносов совместно с другим доходом, например от капитала, является достаточным для покрытия расходов текущего года. Исключая обязательный резерв, данная система функционирует по принципу текущего финансирования.

В основном взносы платит только работник, поскольку работодатель за внесенную им сумму взносов, впоследствии удерживает эту сумму из зарплат работников. Работодатель производит оплату взносов в счет своих расходов только за рабочих с очень маленьким доходом и по страховым выплатам за травмы.

Кроме доходов от взносов, определенную роль в реализации схем страхования по инвалидности играют и субсидии государства. Все пособия социальной защиты за пределами схем страхования финансирует также государство. Источником этого финансирования является общее налогообложение.

Изучение опыта социальной защиты инвалидов в передовых странах Европы, Азии, а также Канады и США, в которых положение инвалидов позволяет им максимально реализовывать возможность вести полноценную жизнь, обладать равными правами наряду с другими гражданами, представляется полезным для России, находящейся в данном вопросе на начальном этапе своего развития.

Россия в статье 7 Конституции Российской Федерации 1993 года провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальное государство выступает гарантом и защитником интересов прав и свобод не какой-то одной социальной группы или нескольких групп населения, а всех членов общества. Мировое сообщество о социальном характере государства судит и по его отношению к инвалидам.

Государственная политика в отношении инвалидов должна быть направлена на предоставление им равных с другими гражданами возможностей в реализации экономических, социальных, культурных, личных и политических прав, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, и устранение ограничений их жизнедеятельности с целью восстановления социального статуса инвалидов, достижения ими материальной независимости.

В Российской Федерации эти вопросы касаются свыше 9 млн. её граждан, признанных в установленном порядке инвалидами и состоящих на учете в органах социальной защиты населения, а с учетом данных Министерства здравоохранения Российской Федерации о показателях физического, психического и социального благополучия всего населения - почти каждого третьего россиянина. В перспективе возможен рост численности этой категории граждан как в абсолютном, так и относительном выражении.

Наряду с ростом численности инвалидов прослеживаются тенденции качественных изменений их состава. В обществе вызывает озабоченность увеличение числа инвалидов среди лиц трудоспособного возраста, они составляют 45 % от числа первично признанных инвалидами граждан. За последнее десятилетие опережающими темпами увеличивалось число детей - инвалидов: если в РСФСР в 1990 году на учете в органах социальной защиты населения состояло 155,1 тыс. таких детей, то в Российской Федерации в 1995 году этот показатель возрос до 453,7 тыс., а в 1999 году - до 592,3 тысяч детей.

Вызывает тревогу то, что, по информации Министерства здравоохранения Российской Федерации, ежегодно в России рождается 50 тыс. детей - инвалидов с детства.

В последние годы наблюдается увеличение численности инвалидов вследствие военной травмы. В настоящее время их количество составляет почти 42,2 тыс. человек.

В России права инвалидов на участие в жизни общества и защита их интересов закреплена федеральным законодательством и рядом подзаконных актов. Они направлены на предоставление им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других конституционных прав и свобод. В Основном Законе государства права и свободы инвалидов отдельно не оговариваются, а предоставляются им наряду со всеми гражданами России, подчеркивая тем самым их равноправие.

Вместе с тем, правовое закрепление принципа равных прав инвалидов и неинвалидов, запрещение дискриминации человека по причине инвалидности в Российской Федерации отсутствует, что в реальной действительности затрудняет реализацию инвалидами ряда установленных для них законодательством прав. Например, большинство инвалидов из-за несозданных государством условий передвижения в общественном транспорте, въезда и выезда в жилые и учебные строения инвалидных колясок, отсутствия специальных программ обучения, необорудования учебных мест, несмотря на то, что право на образование гарантировано Конституцией Российской Федерации и Законом Российской Федерации "Об образовании", не могут обучаться на равных со здоровыми гражданами в учреждениях общего образования.

По этим и многим другим причинам не могут быть в полной мере реализованы и иные права и возможности инвалидов.

В 1996 году вступил в силу Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в котором с учетом мировой практики, определены понятие и критерии инвалидности; акцент сделан не на полную или частичную потерю трудоспособности, а на нуждаемость в социальной помощи из-за стойкого расстройства функций организма; определена компетенция федеральных органов по социальной защите этой категории граждан; установлены права и льготы, предоставляемые инвалидам; определена система реабилитации инвалидов и обеспечения их жизнедеятельности и др. В целом закон соответствует рекомендациям Организации Объединенных Наций.

Но между официально провозглашаемой политикой в области социальной защиты инвалидов и её реализацией наблюдается разрыв и несогласованность. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, оказались в числе беднейших слоев населения. По информации Министерства труда и социального развития Российской Федерации, средний размер ежемесячной пенсии по инвалидности вследствие общего заболевания составляет - 698 руб., вследствие военной травмы - 627 руб., вследствие трудового увечья - 716 руб. В условиях, когда среднедушевой денежный доход в большинстве субъектов федерации не достигает прожиточного минимума, а более трети всего населения страны находится за чертой бедности, трудно предъявлять претензии только к органам исполнительной власти республик, краев, областей и органам местного самоуправления. В обращении к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации неработающих матерей детей-инвалидов с поражениями опорно-двигательного аппарата из Архангельской области говорится, что за уход за своими больными и беспомощными детьми они получают 72 рубля, пенсия детей-инвалидов в месяц равна 561 рублю, а прожиточный минимум в области составляет 1200 рублей ( из жалобы гр.Л. к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, вх.№ Кл-782 от 11.05.2001г.).

Вместе с тем современное специальное законодательство Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов направлено на решение проблем, связанных с приспособлением объектов физической и информационной среды к нормальной жизнедеятельности инвалидов, реализацией системы льгот и компенсаций, специальных мер в отношении инвалидов в таких сферах как образование, занятость, реабилитация, здравоохранение, физкультура и спорт, культура. Необходимо перейти от теоретической декларации международных принципов социальной защиты инвалидов к их практической реализации.

После вступления в силу Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", была создана нормативная правовая база, определяющая порядок признания лица инвалидом. Постановлениями Правительства Российской Федерации создана государственная служба медико-социальной экспертизы, утверждено Положение о порядке признания граждан инвалидами. В основу определения инвалидности заложены принципиально новые критерии, характеризующие не утрату способности к труду в обычных условиях, а нарушения жизнедеятельности человека. Совместным постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации утверждены классификация и временные критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы.

Для инвалидов в Российской Федерации предусмотрена система различных льгот и компенсаций, способствующих их социальной реабилитации и интеграции в общество.

К их числу относится льготное обеспечение инвалидов жилой площадью с учетом состояния здоровья и других обстоятельств, право на дополнительную жилую площадь при наличии определенных заболеваний, оплачиваемую на льготных основаниях. Вместе с тем, вопрос обеспечения инвалидов жильем в субъектах федерации продолжает оставаться очень острым и медленно решаемым из-за недостаточного финансирования. Сложная экономическая обстановка, трудности, возникающие с бюджетным финансированием жилищного строительства, приводят к массовым нарушениям жилищных прав инвалидов практически во всех субъектах федерации. При проверке по жалобам, поступившим в 2001г. к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации от инвалидов-чернобыльцев и "ликвидаторов" В. (вх. № В-188), П. (вх. П-121), проживающих в г.Москве, было установлено, что Правительству Москвы средства из федерального бюджета по программе "Жилье - ликвидаторам" выделялись, начиная с 1996 года. Однако улучшение жилищных условий инвалидам-чернобыльцам, пользующимся внеоочередным правом на получение жилья, предполагается осуществить начиная только с 2001 года. Льготное улучшение жилищных условий "ликвидаторам" Правительством г.Москвы в ближайшие годы не планируется. Для разрешения данного вопроса Уполномоченным повторно предложено первому заместителю Премьера Правительства г.Москвы Ресину В.И. и Прокурору города выявить причины неисполнения Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и принять меры по восстановлению нарушенных прав "чернобыльцев".

Не разрешается проблема обеспечения инвалидов жильем в субъектах федерации и с помощью института безвозмездных субсидий на строительство жилья. Инвалиду II группы И., воспитывающей без мужа двоих детей, самостоятельно решающей жилищную проблему своей семьи, для оплаты стоимости двухкомнатной квартиры на условиях долевого строительства не хватает 48 тыс. руб. Её обращение в администрацию Белгородской области о выделении безвозмездной субсидии на строительство жилья с целью погашения недостающей суммы осталось не разрешенным (вх. № У-69). Администрация области должна найти возможности для решения этого вопроса.

К Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации обратились рабочие казанского предприятия "Электроконтакт" Всероссийского общества слепых (ВОС), инвалиды I группы по зрению, в связи с изъятием у них части квартир строящегося жилого дома, возводимого на средства республиканского бюджета и средства бюджета Центрального правления ВОС. В связи со сложившейся ситуацией инвалидами была объявлена бессрочная публичная голодовка в знак протеста. О нарушениях прав инвалидов Уполномоченный проинформировал Президента Республики Татарстан. После вмешательства Уполномоченного по распоряжениям Президента республики и главы администрации г.Казани квартиры для целевого распределения инвалидам по зрению были предоставлены (информация Аппарата Президента Республики Татарстан исх.№ М-02-432/10.6 от 23.08.2001г.).

По обращению Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации к Главе администрации Липецкой области Королеву О.П. об оказании помощи инвалиду I группы В., получившему ранение в ходе боевых действий в Чеченской Республике, в приобретении жилой площади в г.Липецке, из администрации области получен ответ (вх. № 538) о выделении 265 тыс. руб. на приобретение 2-х комнатной квартиры площадью 53,2 кв.м. Заселение должно состояться в сентябре 2001г.

Вместе с тем, в отдельных субъектах Российской Федерации принимаются акты, ущемляющие права инвалидов на жилищное обеспечение, установленные федеральным законодательством. Так, распоряжением губернатора г.Санкт-Петербурга от 06.03.2000г. № 225-р "О мерах по улучшению жилищных условий участников Великой Отечественной войны 1941-1945г.г." участники войны, ставшие инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и имеющие право на первоочередное бесплатное получение жилья, в нарушение статей 14, 15 Федерального закона "О ветеранах" не были включены в списки первоочередников. Данное распоряжение губернатора также не предусматривало внеочередное обеспечение жилой площадью инвалидов войны I группы. Во исполнение заключения Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на нарушение администрацией города прав ветеранов-инвалидов распоряжением губернатора г.Санкт-Петербурга от 05.02.2001г. № 145-р внесены изменения в данное распоряжение и восстановлены права более 2 тыс. участников войны - инвалидов на внеочередное или первоочередное обеспечение жилой площадью (вх.№ 1540).

В числе льгот, установленных для инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, предоставляется 50% скидка с квартирной платы и коммунальных услуг. Инвалидам устанавливается 50% скидка за пользование телефоном и радиоточкой. Социально-бытовое обслуживание инвалидов должно осуществляться на льготных условиях или бесплатно. Ремонт бытовых приборов, необходимых для социальной адаптации, тифло-, сурдосредств должен производиться также бесплатно или на льготных условиях. Инвалиды должны не на бумаге, а в жизни пользоваться правом бесплатного проезда на всех видах городского и пригородного транспорта, иметь реальные возможности получать льготы для передвижения на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта.

Определенные шаги сделаны в России и по созданию нормативной правовой базы в области реабилитации инвалидов. Реабилитация инвалидов представляет собой систему медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. В развитие положений закона, содержащего понятия основных аспектов реабилитации, федеральной базовой и индивидуальной программ реабилитации, Правительством Российской Федерации издан ряд постановлений и распоряжений по данным вопросам. На основе этих нормативных документов формируется реабилитационная инфраструктура. Сеть реабилитационных учреждений должна развиваться на всей территории страны с целью максимального приближения их к месту проживания инвалидов. Они призваны проводить мероприятия по восстановлению или компенсации инвалидам утраченных функций, консультировать инвалидов и членов их семей.

В России функционирует 605 реабилитационных центров и отделений, из них 179 для взрослых и 426 для детей-инвалидов. Однако, не везде уделяется должное внимание созданию областных реабилитационных центров. По информации председателя Свердловской общественной организации инвалидов "Спутник" Л.Л.Коноплиной в области проживает более 290 тыс. инвалидов. Но несмотря на активные пятилетние действия организации, настаивающей на создании Свердловского областного информационно-культурного центра для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, он до сих пор не создан (вх. № 2383 от 30.05.2001г.). Правительству области следует реализовать данную инициативу.

Вместе с тем, в качестве положительного примера следует отметить действия Правительства Свердловской области в создании областного госпиталя для лечения и реабилитации инвалидов войн на 220 койко-мест, медицинское и материальное обеспечение деятельности которого активно осуществляется заместителем председателя Правительства области Спектором С.И. Услугами госпиталя пользуются инвалиды войны не только данной области, но и других регионов Урала и Сибири.

Председатель общественной правозащитной организации "Совет солдатских матерей" г.Северодвинска Архангельской области обратилась с просьбой о проведении бесплатной операции бывшему рядовому внутренних войск МВД России С., получившему ранение во время боевых действий на территории Чеченской Республики (вх.№ С-213 от 15.02.2001г.). После обращения Уполномоченного Военно-медицинским управлением Главного командования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации принято решение о вызове С. на обследование и лечение в Главный военный клинический госпиталь ВВ МВД России. Лечение рядового С. проведено.

Законодательством предусмотрено создание условий для свободного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. Первым документом этого ряда явился Указ Президента Российской Федерации от 2.10.1992 г. № 1156 "О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности". Во исполнение этого указа постановлением Совета Министров Российской Федерации с аналогичным названием и постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08 1994 г. № 927 "Об обеспечении формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности", предусмотрено внесение в законодательные акты по вопросам строительства требований о проведении обязательной экспертизы проектно-сметной документации на застройку городов и других поселений, строительство и реконструкцию зданий и сооружений с точки зрения обеспечения доступности их для инвалидов. Этими актами установлены меры ответственности за нарушение данных требований.

Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" рассматривает формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности как одно из направлений их реабилитации. В частности, он содержит положение об обязанности органов и организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, обеспечить условия инвалидам для свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры и для беспрепятственного пользования общественным транспортом, средствами связи и информации.

В настоящее время положения, обеспечивающие учет интересов инвалидов и других маломобильных групп населения содержатся в действующих строительных нормах и правилах, откорректированных с целью учета в них требований доступности зданий и сооружений для инвалидов.

В регионах России местными экспертными органами должен быть установлен контроль за качеством проектной документации на строительство и реконструкцию зданий и сооружений в части обеспечения доступа инвалидов к зданиям, сооружением и входящим в их состав помещениям для беспрепятственного получения необходимого комплекса услуг.

Определенная работа проводится по оснащению объектов социальной инфраструктуры реабилитационным оборудованием, по разработке и внедрению современных реабилитационных технологий. Положительным примером в данном вопросе может служить опыт администрации Белгородской области в создании областного реабилитационного Центра пострадавших от последствий чернобыльской катастрофы и Госпиталя для ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, где учтены требования по формированию доступной среды жизнедеятельности инвалидов. Помимо этого, администрацией области приняты меры по оснащению центрального стадиона, улично-дорожной сети г. Белгорода, крытых рынков в ряде районных центров пандусами для передвижения инвалидов на инвалидных колясках, а также специально оборудованы пешеходные пути, подземные переходы, подъемники и лифты, места для парковки транспорта инвалидов, общественные туалеты, необходимые поручни, ограждения и приспособления для них ( информация Департамента социальной политики администрации Белгородской области от 29.03.2001г. исх.№ 10/430).

К сожалению, таких примеров мало. Несмотря на очевидную приоритетность и актуальность проблемы социальной поддержки инвалидов, сложившаяся в России ситуация в этой сфере является критической. Длительное отставание от уровня развитых стран в развитии и использовании новых социальных технологий продолжает увеличиваться. Так, в г. Москве около 127 тыс. жилых домов, и только не больше сотни из них приспособлено для инвалидов-колясочников. В этих домах имеются пандусы, подъемники или грузовые лифты, с учетом того, что вес инвалидной коляски достигает 32 кг. Специальными пандусами, по которым можно въезжать на инвалидных колясках, оборудовано только 1 / 3 часть подземных переходов столицы, а специальные съезды для инвалидов имеются лишь в 67 переходах из 5000 переходов города, из 159 московских гостиниц лишь две оборудованы пандусами, из 400 крупных торговых центров всего 50 доступны людям на колясках. Только одна станция метро "Алтуфьево" оборудована пандусом и подъемником, который был открыт 7 лет назад и с тех пор ни разу не работал (Аргументы и факты, № 25 от 20.06.2001г.). Вместе с тем, например, в Духовно-культурном центре Москвы (Отрадное) православный храм и часовня, а также синагога оборудованы пандусами для инвалидных колясок.

Специальными устройствами, облегчающими жизнь инвалидам, должны быть оборудованы также аэропорты, железнодорожные и автовокзалы, тротуары и дорожные переходы. Должны быть отдельные стоянки и номера для автотранспорта инвалидов, специальные туалеты, что является обычным для многих стран мира.

В последние годы в ряде субъектов Российской Федерации наметились тенденции в разрешении данной проблемы. Например, Московской городской Думой принят Закон г.Москвы от 17.01.2001г. № 3 "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы", призванный в совокупности с мерами организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия способствовать обеспечению свободы передвижения маломобильных граждан и созданию им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Закон содержит общие требования по приспособлению объектов для беспрепятственного передвижения, доступа к ним инвалидов в соответствии с действующими градостроительными, строительными нормами и правилами, и устанавливает ответственность за их нарушение в городе Москве.

Данный закон определяет тенденции к интеграции инвалидов в общество, устранению дискриминационного воздействия архитектурных, транспортных и коммуникационных барьеров, ущемляющих права и свободы маломобильных граждан.

Аналогичные законы приняты и действуют в других субъектах Российской Федерации.

Учитывая, что формирование доступной для инвалидов сферы жизнедеятельности в России находится на начальном этапе своего становления, Минтрудом России также разработан и представлен в Правительство Российской Федерации проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в ст. ст. 15, 16 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Эти изменения приводят нормы Закона в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации. Им предусмотрено создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. Законопроект содержит нормы, обязывающие соответствующие органы выполнять требования по приспособлению средств транспорта, связи и информации, а также объектов социальной инфраструктуры для доступа инвалидов, и предусматривает санкции за невыполнение этих требований.

Государство также законодательно определило меры медицинского обслуживания инвалидов.

В общем контингенте инвалидов мужчины составляют 55,2 %, женщины - 44,8 %, в каждой возрастной группе уровень общей инвалидности среди мужчин больше, чем среди женщин. Лица пенсионного возраста составляют 80 % от общего числа инвалидов, инвалиды Великой Отечественной войны - более 15 %, инвалиды I группы - 12,7 %. II группы - 58 % , III группы - 29,3 %.

Структура распределения инвалидности (по информации Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.03.2001г. исх. № 2510/2569-01-12) в связи с общим заболеванием в России следующая: на первом месте болезни сердечно-сосудистой системы (22,6%), далее следуют злокачественные новообразования (20,5%), затем травмы (12,6%), болезни органов дыхания и туберкулез (8,06%), на пятом месте находятся психические расстройства (2,7%).

Например, в Ростовской области по состоянию на 01.01.2001 г. инвалиды, страдающие заболеваниями кровообращения, составляют - 35,4%, онкологическими заболеваниями - 11,3 %, болезнями нервной системы - 4,7 %, (информация Министерства труда и социального развития администрации Ростовской области от 11.04.2001г. исх.№ МП/888). В г. Москве соответственно - 31,1%, - 16,5%, - 7,6 % и заболеваниями органов дыхания - 4,1% (информация Комитета социальной защиты населения Москвы от 18.04.2001г. исх.№ 01/4900/02825).

Наибольшее число лиц, впервые признанных инвалидами, зарегистрировано в Северо - Западном (123,4 на 10 тыс. населения), Западно-Сибирском (59,9) и Поволжском (59,3) регионах.

В результате позднего выявления и низкой эффективности лечения увеличивается число инвалидов больных туберкулезом в России. В 1995 году их насчитывалось в стране 65,5 тысяч, в 1996г. - 76,2 тыс., в 1999г. - 96,0 тыс. человек. Уровень первичной инвалидности в связи с туберкулезом вырос и составил в 1999г. 2,6 чел. на 10 тыс. чел., в то время как в 1992г. этот показатель был 1,4 чел.

Туберкулез - показатель нищеты и обездоленности. Наиболее широкое распространение, как свидетельствует мировая история, он получает в условиях войны, бедствий и страданий людей в послевоенный период. За годы перестройки основная масса населения России пережила нечто подобное.

Туберкулез - это явление и социальное. Экономический рост страны, улучшение жизни людей будут способствовать искоренению этого недуга.

Наблюдается увеличение больных туберкулезом среди осужденных. Только в 2000г. их насчитывалось около 17 тыс., из которых 15 тыс. туберкулезных больных содержалось в изолированных помещениях исправительных учреждений, а около 2 тыс. - среди здоровых осужденных. Причин этого много, но одной из них следует считать недостаточное медицинское обеспечение заключенных.

Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации ежегодно рассматривается большое количество жалоб осужденных на ненаправление администрациями учреждений исполнения наказания медицинских документов на освидетельствование органами медико-социальной экспертизы и невозможность установления им, в связи с этим, группы инвалидности, на плохое медицинское обслуживание и лекарственное обеспечение. Например, осужденный Д. (вх.№ Д-75) обратился к Уполномоченному с жалобой на отказ администрации учреждения, где он отбывает наказание, подготовить и направить медицинские документы, подтверждающие нарушение его здоровья, в учреждение государственной службы медико-социальной экспертизы с целью установления ему соответствующей группы инвалидности. После вмешательства Уполномоченного вопрос о направлении осужденного Д. на МСЭК был разрешен положительно. http://rehab.karelia.ru/documents/doklad.html

(Продолжение следует)

Вот так, дорогой Друг! Вот так ...


Судовой журнал "Летучего Голландца":
Летучий Голландец - Судовой журнал


Адрес для получения RSS-новостей форума: http://forum.mer-maids.com/rss.php
Адрес для получения WAP-информации форума: http://forum.mer-maids.com/wap/
Адрес для получения WAP-информации Службы Знакомств: http://dating.mer-maids.com/wap.php

Путеводитель по "Летучему Голландцу": http://mer-maids.com/noscript.html


Новости медицины в Израиле и мире от jnews.co.il:

На сегодня всё, мешок разобран и прибито к мачте последнее письмо ...

Удачи тебе! Твой почтальон с "Летучего Голландца"

Оценить эту рассылку (голосование) вы можете здесь: http://mer-maids.com/poll/letters.php

Рассылки Subscribe.Ru
Letters from "The Flying Dutchman"
Рассылка 'Letters from "The Flying Dutchman"' 


В избранное