Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Свой сайт - это просто! Пособие для чайников Выпуск 78. Разработка страниц 'для просмотра'


Свой сайт – это просто!
Пособие для чайников

Рассылка "Свой сайт – это просто! Пособие для чайников" создана в 2003 году. Общий тираж: 37 244.

Сайт рассылки: http://prostosite.ru/
Книги:

Галерея сайтов, созданных с помощью проекта


Автор и ведущая: Ольга Морозова

Выпуск 78

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодня в выпуске:

Вступление

Приятно приурочивать рассылки к праздникам. По крайней мере всегда есть, что написать во вступлении :)

Наступила долгожданная весна, приближается замечательный женский праздник - 8 марта. Ну а так как в связи с праздником по всей стране выходные, отправляю этот выпуск немного пораньше.

Не смотря на то, что в современном мире постепенно стираются понятия мужское-женское, представительницы "слабого пола", занимающиеся компьютерами, все еще вызывают удивление. А знаете ли вы, что первым в мире программистом была женщина (Ада Лавлейс)?

Однако, дорогие немногочисленные читательницы рассылки, желаю вам все-таки не вступать в гонку с мужчинами. К чему это? Не смотря на все права и возможности, несмотря на то, что каждая из нас может быть полностью самостоятельной, желаю вам оставаться прежде всего женщинами - хрупкими, нежными и горячо любимыми!

Интернет-магазин VaM Shop

Перед тем, как продолжить интереснейшую тему о юзабилити сайта, которой были посвящены прошлые выпуски рассылки, хочу рассказать вам об одном очень интересном инструменте.

Периодически в письмах мне присылают вопросы - как организовать на сайте продажу чего-либо? Чтобы не обрабатывать все вручную, давно появились интернет-магазины. Конечно, самый простой, но и самый дорогой путь - заказать создание интернет-магазина у веб-студии, возможно даже с написанием собственного движка для магазина.

Если же Вы обладаете даже минимальным сайтостроительским опытом, можно попробовать свои силы и в самостоятельной установке-настройке. Во-первых это конечно же обойдется вам с разы дешевле. Плюс, в процессе практики можно получить очень полезный опыт. 

С чего начать? С выбора движка для магазина. Сейчас существует масса готовых движков - как платных, так и бесплатных. Я хочу порекомендовать вам систему VaM Shop, которой сама пользуюсь. Из всех опробованных мною ранее она оказалась наиболее удобной. Движок магазина платный, но стоимость его невысокая и обычно окупается в первые же месяцы использования. Кроме того, перед приобретением у вас есть возможность оценить все возможность магазина в бесплатной демо-версии. Знакомьтесь:

Преимущества VaM Shop:

  • php код отделён от оформления.
  • smarty шаблоны, лёгкое изменение дизайна.
  • Установка/удаление модулей в "один клик".
  • Визуальный html-редактор.
  • Предустановленный и настроенный модуль дли интеграции магазина с системами типа Яндекс.Маркет
  • Возможность продажи виртуальных товаров, настройка способов оплаты для виртуальных товаров.
  • Возможность из магазина сделать каталог нажатием одной кнопки.
  • Доступ к загрузке магазина, обновлений, модулей в течение года.
  • Разграничение доступа к отдельным товарам и/или отдельным категориям товаров для разных групп покупателей.
  • Возможность настраивать индивидуальные шаблоны для разных категорий товаров, атрибутов.
  • HTML код, соответствующий стандарту XHTML.
  • CSS код, соответствующий стандарту CSS2.
  • RSS каналы.
  • И многое другое

Разработка страниц "для просмотра". С чего начать?

В идеале работа над юзабилити должна происходить не после того, как выясняется, что эффективность сайта равна нулю, а на самых ранних этапах создания. Построить удобный сайт, имея в голове четкое представление о его структуре и целях, значительно проще, чем, если описание его назначения будет сводиться к одному слову "представительство".

Прежде всего, планируя сайт, следует сформулировать, с какой целью он создается, и какие задачи будет выполнять. Если же сайт уже создан, но отдачи от него нет, также не будет лишним выяснить эти вопросы.

Основной критерий определения задач сайта, это то, какова цель его создания, коммерческий он, или некоммерческий.

Планируете ли Вы прямо или косвенно получать прибыль с сайта или он будет выполнять только информационную функцию?

Коммерческий сайт может иметь любой вид, но цель у него одна – продавать или способствовать продажам. Даже если сайт, представляющий некую компанию, на первый взгляд прямо не предназначен для получения прибыли, по сути, он способствует продажам, внедряя товар или бренд. Подобную задачу может также выполнять проект с тематическими статьями или форум, привлекая целевых посетителей — потенциальных клиентов.

Некоммерческие сайты, как правило, создаются общественными организациями, политическими движениями, а также людьми, имеющими схожие увлечения. Обычно такие сайты содержат много информации и не предлагают никаких товаров и услуг.

Примерами некоммерческих сайтов являются форумы, клубы по интересам, домашние странички, посвященные одному человеку и блоги (сайты, представляющие собой Интернет-дневники, которые ведутся наподобие новостной ленты).

Некоммерческие сайты создаются с целью получения новой информации, организации общения и обмена мнениями между людьми, объединенными общими интересами.

Разумеется, юзабилити важно для любого типа сайтов, но коммерческие обычно озабочены этим вопросом намного больше.

Исходя из того, к какому типу (коммерческому или нет) относится сайт, можно формулировать задачи, которые он должен выполнять. Сначала они могут быть представлены достаточно абстрактно: "продажа определенных товаров или услуг". Далее ставится вопрос о предполагаемых действиях посетителя. В качестве примера можно привести очень краткий, практически "идеальный" план действий:

  1. Посетитель заходит на страницу

  2. Читает информацию о товаре или услуге

  3. Делает заказ

В большинстве случаев все намного сложнее. Прежде чем сделать заказ, посетитель скорее всего посетит несколько других разделов сайта, причем последовательность их просмотра может показаться на первый взгляд нелогичной (об этом мы еще поговорим в конце первой части). Посетитель также может параллельно просматривать другие сайты, сравнивая цены и условия.

Нельзя исключать и ситуации, когда посетитель в момент просмотра сайта:

  • слушает музыку;

  • читает статью или сообщения на форуме;

  • разговаривает по телефону;

  • жарит котлеты;

  • а также совершает множество других посторонних действий, которые, разумеется, никак не способствуют повышению его внимательности и сосредоточенности.

Все люди разные. Кто-то лучше воспринимает информацию, кто-то хуже, кто-то устает после часа работы за компьютером, кто-то через двенадцать. Физические возможности также не у всех одинаковы – стоит учитывать, что существует немало людей с ослабленным зрением, а кто-то имеет нарушения в восприятии цвета.

Естественно, невозможно подстроить сайт под каждого пользователя индивидуально, поэтому все, что нам остается, это соблюдать некоторые общие требования, позволяющие создать приемлемый интерфейс для "среднего пользователя".

Невозможно учесть всех факторов, но составить примерный план действий посетителя все же стоит. Ведь именно на основании этого в дальнейшем будут продумываться различные составляющие сайта – тексты, расположение разделов, макет и так далее.

Цели и задачи сайта продуманы? Следующий этап – планирование структуры и иерархии всех страниц сайта. Начинается этот процесс с обобщения всей информации, относящейся к теме сайту, с последующим ее распределением по разделам и подразделам. Успешным завершением является составление списка, где подробно расписано, что будет находиться на каждой странице.

Далее создается каркас, макет сайта (статья "Эффективное планирование сайта. Каркас"). Нужно представить, где будет находиться заголовок, логотип, где содержание, меню и остальные элементы? Каркас рисуют на бумаге или в графических редакторах. Однако не обязательно придумывать что-то особенное, достаточно воспользоваться одним из распространенных вариантов.

 

Наиболее часто используемые схемы расположения элементов на странице.

На большинстве сайтов элементы расположены примерно так, как показано на рисунке и не стоит придумывать что-то сильно отличающиеся от этих схем. Почему?

Дело в том, что за время существования Интернета появилось несколько негласных "правил" расположения элементов, которые встречаются на большинстве сайтов. Они привычны посетителю и помогают легче ориентироваться. Например, это логотип в верхнем левом углу, щелчок по которому ведет на главную страницу сайта, меню в левой части экрана и так далее.

Некоторые из этих "правил" построены на достаточно логичных выводах. В западных языках текст читается слева направо и сверху вниз, поэтому типичный зритель бессознательно присваивает элементам, расположенным в том или ином месте на странице разные приоритеты. Для примера можно разбить страницу на четыре сектора. Разбиение на рисунке условное, подразумевается, что в первых двух секторах находится пространство, видимое без прокрутки, а чтобы увидеть остальное, страницу нужно прокручивать.

Разделение макета на условные секторы.

Наибольший приоритет, разумеется, присваивается первому сектору, расположенному в левом верхнем углу. Именно по этой причине в этой части страницы принято размещать логотипы. Второй сектор чуть менее важен, чем первый, но все же значим для страницы в целом.

Третий и четвертый секторы имеют наименьшую важность, так как расположены уже за пространством, видимым без прокрутки, а туда посетитель часто просто не заглядывает или осматривает поверхностно. Впрочем, надо учесть, что люди в основном так и просматривают сайты – поверхностно. И только если их заинтересует та или иная информация, они отнесутся к ней с большим вниманием.

Опираясь на эти знания, располагать элементы на странице значительно проще. Достаточно только определить приоритет каждого.

Письма читателей

(Ольга Морозова) На последний выпуск, к сожалению, пришло не так много откликов. Дорогие читатели, я жду ваших писем :)

Уважаемая Ольга! Почему во всех учебниках, так мало уделяется внимания ГЛУБОКОМУ изучению построения динамических страниц на основе языков программирования. Не надо боятся испугать юзера, надо заставить русских учить языки программирования! Все эти курсы "за 21 день" - этот липовый "чёс" по чайникам, уже изрядно надоел. Лучше бы помогли с основами PHP народу. С наступающим Женским Днём! Андрей.

(Ольга Морозова) Есть учебники программирования, а есть самоучители вида "быстро, просто, с нуля" и каждый находит свою аудиторию. Могу сказать, что обычным людям, владеющим компьютером на уровне пользователя, не так уж и интересны все эти языки программирования и особенно глубокое их изучение.

Даже к HTML - а это просто язык разметки - начинающие относятся с опаской. Сейчас все движется в сторону упрощения. Если раньше для того, чтобы построить сайт, нужно было быть "избранным", то сегодня это может сделать, говоря утрированно, любая домохозяйка. Этому поспособствовало появление визуальных редакторов, легких в установке движков для сайта, множество готовых решений дизайна. И, конечно же, самоучители вроде "свой сайт за 21 день".

Андрей, если вы считаете, что эта ниша все-таки несправедливо игнорируется, предлагаю вам восполнить этот пробел. С удовольствием бы ознакомилась с рассылкой-сайтом-учебником на эту тему.

Здравствуйте, Ольга.

Давненько я не читал Ваши рассылки. Открыл, а тут сразу поздравление. Спасибо за поздравсление с праздником.

Честно говоря, я уже давно отошел от сайтостроения: последний сайт был где-то год-полтора назад. Сайты делал разные, не только для себя, но и на заказ, размещал как на бесплатных, так и на платных хостингах. В основном это были сайты просто ради удовольствия. Подумываю о том, чтобы сделать несколько сайтов для контекстной рекламы, но на раскрутку нужно много свободного времени. Но все начиналось именно с изучения Вашего сайта, рассылки лет 5-6 назад. Самоучители по html с Вашего сайта у меня до сих пор лежат в отдельной папочке. Вы мне тогда очень помогли.

Ольга, я зашел на Ваш сайт, кликнул по рекламной ссылке и ушел с сайта - это неправильно. Имею ввиду то, что при нажатии на ссылку рекламируемый сайт должен открываться в новом окне, а не в этом же, чтобы посетитель не уходил - это я Вам как специалист-маркетолог говорю.

Ну а вообще, может Вам расширить деятельность своей рассылки: начать обучать людей раскрутке и продвижению. Это будет уже выход на новый уровень. Могу посоветовать один сайтик http://earnmaster.ru/. Там лежит очень много платного материала в свободном доступе по этой тематике. Конечно, то что все это распостраняется бесплатно нехорошо (сам продавал собственную книгу), но не закрывать же нам теперь глаза на это )).

Что-то я расписался. До свидания!
Максим Першин

(Ольга Морозова) Спасибо, Максим, за добрые слова. Насчет рекламных ссылок - это вы правы. К сожалению, такая уж политика у Google.

Здравствуйте Ольга!

Меня завут Ильгам Шакиров. Вашу книгу выпуска 2006 года " Супер сайт
за 21 день"покупал года два назад. Очень хороший самоучитель. В то
время у меня по многим причинам моя техника - компьютер не позволяла
мне работать. На моих трех разных дисках с программами имеется
программа FontPage настроенный на русский язык у которых после закачки в
компьютер имеются различия:

1. При открытии программы не появляется левая боковая панель. В
Вашей выше указанной книге стр. 22 имеется рисунок окна в котором
имеются для управления иконки с надписями, а именно : "страница", "
папки ", " отчеты ", "навигация", "гиперсылки", "задания".

2. В верхней части: файл, правка, обзор (у меня в место обзора
" Вид "). Далее в том же ряду в место инструменты у меня " сервис" ,
в место " Фремы " "Данные".

3. В самом нижнем имеются " НОРМАЛЬНЫЙ", у меня -"КОНСТРКТОР";
НТМL, у меня " С РАЗДЕЛЕНИЕМ"; " ПРОСМОТР ", у меня - " КОД "; за тем у
меня - " ПРОСМОТР".

Возможно версия у меня старая я незнаю. Пожалуйста объясните мне
немного.

(Ольга Морозова) Ильгам, поздравляю, у вас наоборот, более новая версия FrontPage. Работать с ней интереснее и проще, так что я могу только порадоваться за вас и пожелать дальнейших успехов.  

Здравствуйте Ольга! Звать меня Владимир мне 39 лет, я давно хотел научиться создавать сайты. Опыта ,было маловато да учителя не было. В книжном магазине как то увидел Вашу книгу СУПЕР-САЙТ за 21 день, приобрёл и как потом понял не зря. Спасибо, доходчиво понятно всё.
У меня теперь к Вам есть вопрос, если конечно у Вас есть время и желание мне помочь. ВОПРОС : Вот у меня допустим есть сайт и я хочу на нём кое что продавать (свою продукцию) а как сделать на сайте форму оплаты я не знаю, где её взять? Как её создают? (кошельки разные есть).Расскажите пожалуйста как это делается ,где взять такую форму, или может быть есть е-учебник который можно скачать с интернета с подробным описанием. Может, есть уже готовые ,которые можно скачать? Jможет у Вас есть? я просто не соображаю. Помогите, пожалуйста.
С уважением Владимир.

(Ольга Морозова) Владимир, для вас наилучшим решением в таком случае был бы интернет-магазин, так как он позволяет автоматизировать весь процесс.  

Следующее письмо пришло ко мне достаточно давно но, как мне кажется, ответ на него актуален и сейчас.  

Здравствуйте, Ольга. Меня зовут Павел. Я начинающий интернет-предприниматель. Я хочу задать Вам, как профессионалу своего дела, вопрос о блоге Word Press. Конечно, если у Вас есть время...

Я собираюсь работать над ресурсом, на котором буду выкладывать видео-уроки с захватом изображения экрана, связанные с установкой, настройкой, редактированием блога Word Press. А также установкой разных плагинов и т.п. Информации в интернете много. Но это все статьи, написанные зачастую профессиональным програмистским языком. Мой ресурс будет посвящен "чайникам". Я и сам не программист (лишь пользователь). В этих видео-уроках я хочу доносить простым языком технические моменты работы в WP. И самое главное...

В ближайшей перспективе я хочу сделать продукт - мультимедийный курс по работе в Word Press в видео формате, записанный на CD или DVD диске (долларов за $40 где-то). Это будет что-то вроде книги "Word Press для чайников", только все в видео уроках. Наподобие мультимедиа курсов Евгения Попова о создании сайта на PHP и т.д. (Вы наверное знаете).

И собственно ВОПРОС:
Тема сайтостроения насколько я понял популярна. В основном это куча студий, предлагающих услуги за приличные деньги. Но есть и обучающие инфо-товары (вроде Вашего курса), которые образуют своего рода оппозицию этим студиям. Мол, зачем платить $500-$1000 за сайт, если это самому сделать несложно.

Вы этим занимаетесь, это прибыльное дело? Как Вы думаете, будет ли курс по созданию сайта на Word Press пользоваться спросом?

(Ольга Морозова) Сложно предсказать, что будет пользоваться спросом, а что нет. Я рекомендую долго над этим не раздумывать - если интересная идея пришла в голову, стоит просто идти и делать. Пробовать. Потому что пока вы будете раздумывать, кто-то эти идеи уже воплотит.

Так, кстати говоря, и произошло. За последнее время появилась масса инфо-товаров по сайтостроению, учебников и курсов. В частности и по WordPress, потому что эта система, при грамотном ее использовании, позволяет создать информационный сайт на любой вкус и цвет. 

А на сегодня все. Успехов!


В избранное