Сайт MirHostinga.Ru
и компания ATLEX объявляют о начале конкурса среди владельцев «Домашних
страничек», размещающих свои сайты на бесплатном хостинге.
Главный приз — год хостинга и домен второго уровня! Подробнее >>>
Часть первая:
Увеличьте читабельность текстов, сделав осознанный выбор шрифта
В этой статье
я постараюсь разрешить проблемы и рассказать о подводных камнях,
связанных с публикацией текстов в сети, а также сформулировать
несколько принципов создания удобных и простых для чтения веб-страниц.
Текст, в контексте
удобного и понятного посетителю веб-дизайна — ваш самый
гибкий помошник; в последствие он может быть преобразован в звук
или шрифт Брайля, текст можно использовать для описания других элементов
страницы, его можно преподнести в различных размерах шрифтов. Среди
различных плохих и хороших для удобства пользователя элементов веб-сайта
текст — несомненно хороший, более того он настоящий герой.
Но как и у любого
героя, у текста есть и потенциальные отрицательные черты:
не может быть
изменен по желанию посетителя
сложно читать
из-за несовместимости шрифтов
иногда настолько
мал, что его невозможно прочесть
нечитабелен
из-за недостаточного контраста между цветом текста и фона или
по причине слишком «навязчивого» фона
при неправильном
разбиении на абзацы текст становится трудно воспринимаемым
представленный
в виде графики текст не может быть изменен по размерам или прочтен
программами голосового синтеза (TTS)
сложен для
восприятия, когда мигает или движется
Тем не менее,
вдумчиво следуя приведенным ниже советам, можно избежать всех этих
проблем. Во второй и третьей частях «Введения в оформление
текстов для веб» я хочу подробнее рассмотреть указанные выше
проблемы читабельности текстов и размеров шрифтов, но акцентом этой
статьи будет выбор удобных и доступных шрифтов.
Два пути к читабельному
тексту
Веб-дизайнер,
желающий создать удобный и функциональный сайт, может пойти двумя
путями. Самый простой можно выразить в следующей фразе:
Лучше всего
вообще не задавать размер и тип шрифта и оставить все на выбор
посетителя.
Более сложной
путь влечет за собой изучение «превратностей» веб-типографики
и принятие решения по выбору шрифта для вашего сайта. Для многих
дизайнеров контроль шрифта обусловлен требованиями создания торговой
марки, соответствия фирменному стилю, уместностью определенного
шрифта в каждом конкретном случае или просто личными предпочтениями.
Контроль над текстом может преследовать и цели повышения «юзабилити»
(удобства, функциональности, простоты) сайта; CSS позволяет управлять
полями, длинной, шириной, цветом, размером и семейством шрифта —
то есть всем тем, что позволяет cверстать текст для достижения максимальной
читабельности. Естественно страница, которую легко читать, очень
удобна для посетителя.
Если вы выбрали
первый путь (т. е. ничего не делать), то дальше можете не читать.
Этот путь хорош, если только не испортить текст неподходящими цветами.
Теперь вы знаете достаточно для создания читабельного текста. Вашим
посетителям вы подарите возможность выбора любимого шрифта и его
размеров, которые они могут задать в настройках браузера (проблема
лишь в том, что большинство посетителей скорее всего не догадывается
о возможности изменения этих настроек или не знает как именно это
сделать).
Если вы решите,
что именно вам нужно или чего вам просто хочется, возьмите в свои
руки управление размером, цветом, положением и гарнитурой шрифта
на веб-страницах. Но для этого необходимо понять, что вы никогда
не сможете контролировать эти параметры полностью. HTML не разрабатывался
для обеспечения замысловатых публикаций и мощной верстки. Напротив,
основная его цель — создание логической структуры документа,
в то время как визуализация оставлялась на усмотрение пользователя,
исходя из возможностей его компьютера.
Тем не менее
вы можете, с помощью CSS или уже морально устаревшего тега <FONT>,
снабдить веб-страницу своим «мнением» о том, как она
должна бы выглядеть. Далее в этой статье вы узнаете, что пользователи
могут изменить практически все ваши настройки шрифтов на свои с
помощью настроек браузера. И так и должно быть на удобном веб-сайте.
«Вы всегда
можете получить то, что хотите, но если постараетесь, то возможно
это будет то, что вам нужно», Mick Jagger.
Почему вообще
надо управлять текстом на веб-странице?
Гарнитура шрифта
веб-сайта или отдельного документа влияет на наше восприятие его
содержания. Поэтому одна страница выглядит строго и серьезно, другая —
непринужденно и весело или даже в стиле техно. Ясно, что оформление
сайта детской теле-программы (http://www.bbc.co.uk/cbbc/)
должно отличаться от оформления страницы политических курсов университета
(http://www.ksg.harvard.edu/prg/).
Также как и текст «Financial Times» (http://news.ft.com/home/uk/),
если он соответствует своей функции, должен отличаться от текста
на «The Tate Modern» (http://www.tate.org.uk/modern/default.htm).
Таким образом,
веб- и любая другая типография преследует определенные цели —
поддерживать и усиливать основное содержание ресурса или поведать
вам об авторе или публикации данного сайта. Это должен быть ключ
к пониманию статьи или другой публикуемой информации. Например,
текст древнего манускрипта лучше представить шрифтом, имитирующим
рукописный текст, т. к. это лучше всего отразит его древность.
Однако не так-то
просто найти примеры для подтверждения всего сказанного выше. Нельзя
гарантировать, что выбранный дизайнером шрифт и шрифт посетителя
будут одинаковы. Использование шрифтов в сети довольно проблематично;
оно содержит много подводных камней, с которыми придется столкнуться
начинающему веб-мастеру. Тем не менее прежде чем переходить к обсуждению
этих новых для типографии проблем, полезно будет рассказать в общем
о шрифтах и дизайне. Если это вам уже известно, пропустите следующую
главу.
Продолжение
в следующем выпуске рассылки…
Хотите
опубликовать собственную статью о web на сайте и в рассылке? Пишите.
Ссылки на авторов и большое человеческое спасибо гарантируются :)
Публикация статьи со ссылкой на ваш сайт увеличит количество
посетителей вашего проекта. А что может быть важнее!?
Постскриптум
Уважаемые подписчики,
если у вас
есть какие-то вопросы, предложения, пожелания касательно рассылки,
пишите на мой e-mail: yura@computerlibrary.info
если вам
нравится рассылка, присылайте всю интересную информацию (новости,
статьи и прочее) о веб-строительстве на
мой e-mail. Все, достойное внимания, будет опубликовано!
предложите
своим друзьям и знакомым подписаться на рассылку, ведь чем больше
читателей, тем больше я буду стараться!