Работа посвящена рассмотрению вопросов безопасности предпринимательства во всех основных сферах коммерческой деятельности.
Уважаемые коллеги, мы надеемся, что у Вас все хорошо и Вы готовы к новой информации об укреплении своего бизнеса. Сегодня мы продолжаем работу по теме: Аудит безопасности фирмы. Аудит деятельности при обеспечении собственной безопасности.
======
Рассмотрим эти действия подробней
(Действия, приводящие к неправомерному овладению конфиденциальной информацией)
Разглашение выражается в сообщении, передаче, предоставлении,пересылке, опубликовании, утере и в других формах обмена и действий с деловой и научной информацией. Реализуется разглашениепо формальным и неформальным каналам распространения информации. К формальным коммуникациям относятся деловые встречи,совещания, переговоры и тому подобные формы общения: обменофициальными деловыми
и научными документами средствами передачи официальной информации (почта, телефон, телеграф и др.).К неформальным коммуникациям относятся личное общение (встречи,переписка и др.), выставки, семинары, конференции и другие массовые мероприятия. Кроме того, средства массовой информации (печать,газеты, интервью, радио, телевидение и др.). Как правило, причинойразглашения конфиденциальной информации является недостаточное знание сотрудниками
правил защиты коммерческих секретов инепонимание (или недопонимание) необходимости их тщательногособлюдения. Тут важно отметить, что субъектом в этом процессевыступает источник (владелец) охраняемых секретов.
Утечка информации осуществляется по различным техническимканалам. Известно, что информация вообще переносится или передается либо энергией, либо веществом. Это либо акустическая волны (звук), либо электромагнитное излучение, либо лист бумаги (написанный текст) и др. С учетом этого можно утверждать, что по физической природе возможны следующие пути переноса информации:световые лучи, звуковые волны, электромагнитные волны,
материалы и вещества. Соответственно этому классифицируются и каналыутечки информации как визуально-оптические, акустические, электромагнитные и материально-вещественные. Под каналом утечки информации принято понимать физический путь от источника конфиденциальной информации к злоумышленнику, посредством которогопоследний может получить доступ к охраняемым сведениям. Дляобразования канала утечки информации необходимы определенныепространственные,
энергетические и временные условия, а такженаличие на стороне злоумышленника соответствующей аппаратурыприема, обработки и фиксации информации.
Несанкционированный доступ к источникам конфиденциальнойинформации реализуется различными способами: от инициативногосотрудничества, выражающегося в активном стремлении продатьсекреты, до использования различных средств проникновения ккоммерческим секретам. Для реализации этих действий злоумышленнику приходится часто проникать на объект или создавать вблизинего
специальные посты контроля и наблюдения – стационарныхили в подвижном варианте, оборудованных самыми современнымитехническими средствами.
Среди форм и методов недобросовестной конкуренции находят наибольшее распространение: - экономическое подавление, выражающееся в срыве сделок и иныхсоглашений (48%), парализации деятельности фирмы (31%), компрометации фирмы (11%), шантаже руководителей фирмы (10%); - физическое подавление: ограбления и разбойные нападения наофисы, склады, грузы (73%), угрозы физической расправы над руководителями фирмы и ведущими
специалистами (22%), убийства изахват заложников (5%); - информационное воздействие: подкуп сотрудников (43%), копирование информл1ии (24%), проникновение в базы данных (18%),продаж конфиденциальных документов (10%), подслушивание телефонных переговоров и переговоров в помещениях (5%), а такжеограничение доступа к информации, дезинформация; - финансовое подавление включает такие понятия, как инфляция,бюджетный дефицит,
коррупция, хищение финансов, мошенничество; - психическое давление может выражаться в виде хулиганских выходок, угрозы и шантажа, энергоинформационного воздействия.
Основными угрозами информации являются ее разглашение, утечка и несанкционированный доступ к ееисточникам.
Каждому из условий неправомерного овладения конфиденциальной информацией можно поставить в соответствие определенные каналы, определенные способы защитных действий и определенныеклассы средств защиты или противодействия. Совокупность определений, каналов, способов и средств представляется в виде следующейсхемы.
ВЫВОДЫ
Изложенное можно кратко сформулировать так: 1. Информация – это ресурс. Потеря конфиденциальной информации приносит моральный или материальный ущерб. 2. Условия, способствующие неправомерному овладению конфиденциальной информацией, сводятся к ее разглашению, утечке и несанкционированному доступу к ее источникам. 3. В современных условиях безопасность информационныхресурсов может быть обеспечена только комплексной системой защиты
информации. 4. 3ащита информации должна быть:непрерывной, плановой, целенаправленной, конкретной, активной, надежной и др. 5. Система защиты информации должна опираться на системувидов собственного обеспечения, способного реализовать еефункционирование не только в повседневных условиях, но ив критических ситуациях.
===================================================== Авторы составители: Ярочкин В.И. - доктор технических наук, профессор академии военных наук, академик Всемирной академии наук комплексной безопасности. Бузанова Я.В - специалист в сфере информационной безопасности. Клыков Ю. А. - главный редактор журнала "Соционика, психология и межличностные отношения: человек, коллектив, общество". Подписной индекс агенства Роспечать - 47655. ===================================================== Если Вы хотите обменяться с нами своими соображениями по данной тематике, предложить свои работы для участия в этом проекте, провести подготовку специалистов своей фирмы в области безопасности предпринимательства или обсудить эту тему с авторами, то можете: - написать нам в бесплатный дискуссионный лист "Культура безопасности" код economics.school.culture по адресу economics.school.culture-list@subscribe.ru - написать нам письмо по адресу socionic@mail.ru - написать нам через Агент Mail.ru работает по адресу socionic@mail.ru - позвонить по телефону в Москве +7-499-195-4149, Ярочкину Владимиру Ивановичу.
Кроме того, мы готовы дать Вам рекомендации по подбору литературы данной тематики или разместить информацию о Вашей деятельности в сфере безопасности предпринимательства.
Приглашаем рекламодателей ===================================================== Полное или частичное воспроизведение или размножение материалов, опубликованных в настоящем издании, допускается только со ссылкой на авторский коллектив: Ярочкин В.И., Бузанова Я.В., Клыков Ю.А., издательство ЗАО "Паруса", журнал "Соционика, психология и межличностные отношения: человек, коллектив, общество" (ISSN 1684-8152). =====================================================