Ну, вот! Едва успели мы с Михалычем сочинить «аналитическую записку» по поводу «пенсионной» войны между Минздравом и частными пенсионными фондами (обещали в продолжение темы – см. выпуск 21/31), как потребность в ней отпала. Вопросы разрешились в законодательном порядке. Почти разрешились. По крайней мере - на ближайший год.
Ответы статс-секретаря Минздрава Ю. Воронина на пресс-конференции в РИА Новости, прошедшей сегодня, раскрыли все те инициативы сторон, которые вошли в заключительную часть поправок пенсионного законодательства и будут приняты Госдумой на последнем своем заседании завтра 23 ноября. Иначе говоря, все уже стало известно из «осведомленных источников». (Послушать и посмотреть видеозапись интервью можно, опять, на главной странице нашего сайта )
Кто кого переиграл в законодательных инициативах? Сказать трудно. Но, похоже, праздновать, ни тем, ни другим в полной мере не придется.
Напомним, читатель, что яблоком раздора между двумя уважаемыми противниками стал накопительный элемент – или, по иному, НЧ. Т.е., та часть страховых взносов в ПФР (6%), которая направлялась дальше на инвестирование (накопление) в НПФ - УК и в ВЭБ (в ВЭБ – Внешэкономбанке по традиции концентрируются, так называемые, «молчуны»).
Общий объем перечисленных на накопление средств по прикидкам спецов составляет уже более 1,4 триллиона рублей. Нехило. Хотя за цифры не ручаемся – у каждого автора свой измеритель.
Так вот, желание Минздрава вернуть эту НЧ обратно в ПФР, отняв ее, естественно, у НПФ и УК (и, даже, - у ВЭБа), натолкнулось на большое нежелание частной пенсионной системы (подписанной ранее на обязательное пенсионное страхование – ОПС) и, в т.ч., ВЭБа, расставаться с накопительным элементом. Как – никак деньги, почти 1,5 трлн.рублей.
Кто от таких сумм откажется? При капитализме (а мы, друг-читатель, вроде как, там и проживаем теперь) это не принято. За деньги надо бороться. Даже если в определении противных сторон присутствует слово «социальный». Даже, если прямой интерес прикрыт убедительной риторикой и доказательным красноречием, направленным на защиту своих «прав» на пенсионные деньги.
Вернув пенсионные накопления в ПФР в страховую часть пенсии, Минздрав закрывал бы дефицитные «дыры» в бюджете ПФР, хотя бы на какое-то время, сняв головную боль о лишних заботах…
НПФ-ы же, потеряв накопительную часть, в большинстве своем просто «сдулись» бы до нормальных размеров, перестав подпитывать СМИ рассказами о похождениях своих бравых агентов. Правда, некоторым НПФ-ам пришлось бы «сдуться» до полного отсутствия жизненной емкости. (Не секрет – именно пенсионные поступления по ОПС позволили негосударственным пенсионным фондам многократно увеличить свои пенсионные резервы.)
И даже «народному» ВЭБу, у которого храниться бОльшая часть «накопительного элемента» пришлось бы поддерживать штаны…
Итак, дело сделано – народные избранники поставили (по версии Ю. Воронина) в этом году все точки над Е. Частной пенсионной системе оставили накопительный элемент, подтвердив приверженность капиталистическому направлению развития пенсионной системы. Но и не пропустили инициативы НАПФ на «более самостоятельное управление накопительным элементом». Желание НПФ-ов устанавливать свои сроки выплаты накопительных пенсий, отличные от «принятых» в государственной пенсионной
системе, натолкнулось на жесткое противодействие конкурента – должно быть, вступили в бой влиятельные члены. Правила игры должны быть одни – для всех участников обязательного пенсионного страхования. Тут «карты сдает» государство. Естественно, с помощью своего полномочного представителя – Минздрава.
Заключительный легкий нокаут, нанесенный «здравым» Министерством всему сообществу НПФ, может оказаться для него тяжелым нокдауном. Ибо нанесен он со знанием «медицинского» устройства тела противника – по самому интимному месту организма. По деньгам. По собственным деньгам. Теперь выплачивать накопительную часть пенсии негосударственным (и государственным тоже) фондам придется пожизненно. А на такие сроки НПФ-ы явно не рассчитывали. Как не рассчитывали
и на создание дополнительных накопительных резервов и на покрытие годовых убытков. А это все деньги - тот случай, когда «деньги не делают деньги».
А что-же сами пенсионеры, особенно будущие? Никто не приглашает к битве... разве что, к наблюдению за событиями. Или надо за кого-то "болеть"?
А собственные мнения, соображения, пожелания? Михалыч вон, сам хотел бы распорядиться своими накоплениями (если б они у него были). А ты, читатель?
Увы, в "правилах игры" это не прописано...
На этом, пожалуй, мы поставим точку (хотя, признаемся честно, лично мы с Михалычем, к НПФ-ам неприязни не испытываем – работают же где надо. Наверное, сказываются особенности национального устройства….)
До следующей встречи,
Егорыч
PS. Не думай, читатель, что окончательная развязка конфликтов пенсионного соперничества завершена. В следующем году нас ждет новая Дума, «новый» президент…
И впереди еще «Новая стратегия… до 2020-го, и до 2050-го