Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Аспирант и Соискатель

[aspirant] Проект факультета истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге "Говорящий художник", 19 марта

Аспирант и Соискатель N 8674 от 2009-03-11
участников 2392 Написать: job.education.aspirant-list@subscribe.ru
Проект факультета истории искусств
Европейского университета в Санкт-Петербурге

<<Говорящий художник>>

19 марта в 19 ч.
Конференц-зал
Гагаринская ул., 3 (метро <<Чернышевская>>)

Европейский университет в Санкт-Петербурге начинает проект, цель
которого - создание нейтральной территории для анализа современного
искусства, где станут встречаться художники и ученые. Ведущие
арт-деятели Москвы и Петербурга представят свое видение актуальных
художественных проблем. В программе весеннего семестра - Дмитрий Гутов и
Виктор Мизиано.

Русское актуальное искусство, связанное с нонконформизмом советской
эпохи, состоялось: оно представлено на мировой и национальной
художественной сценах, имеет своих героев, узнаваемых в
медиапространстве, порождает сенсации и скандалы. В то же время, оно
функционирует как относительно замкнутая система, сторонний взгляд на
которую возвращает наблюдателя к набившим оскомину вопросам: есть ли
основа для диалога общества и актуального искусства, насколько
актуальный художник действительно стремится воздействовать на
внехудожественный контекст, где пролегают (и насколько стабильны)
границы художественных практик и <<жизни>>?

Художники 1990-2000-х экспериментировали с сообществом, пытались его
пересконструировать, по-новому проводя границу между искусством и
жизнью. Но почему в любом случае эффект оставался богемно-маргинальным?
Почему основной потребитель подобных акций - на Западе, а не нашей в
стране, где возрастает потребность в новом сообществе и, соответственно,
возрастает потребность в новой системе смыслов?

Вопросы, еще недавно казавшиеся схоластическими, приобретают остроту в
разгар кризиса, когда, с одной стороны, начинает сокращаться арт-рынок,
а с другой как внешне бесцельная, так и открыто ангажированная
деятельность актуальных художников неизбежно будет вызывать более острую
реакцию различных общественных групп.

Эти вопросы требуют не злободневно-политического подхода: дискуссия в
таком ключе мгновенно приобретает публицистический характер. Нужна
<<методологическая перезагрузка>>. Общественные амбиции актуального
искусства неизбежно ставят вопросы: что искусство дает социологии и
теории повседневной жизни, и что они могут дать современному искусству?
Как выстраивается граница между искусством и средой - фигурой и фоном
(the fine line, в терминах Зерубавеля), или fringe (в терминах Уильяма
Джемса). Где находится рамка произведения, обязательна ли она? Не
сломана ли актуальным искусством структура ''фигура-фон'', обязательная
для визуальной репрезентации?

Следует вспомнить, что системный кризис 1970-х годов превратил
социальную историю искусства в Великобритании и США в одну из
центральных искусствоведческих методологий современности, нашедших опору
в актуальных художественных движениях. Теперь и нам пора пройти по этой
дороге, соединить возможности критического анализа и художественной
репрезентации, и вспомнить, что Россия имеет свою традицию социального
исследования искусств, которая была сформирована на основе отечественной
художественной практики 1920-х годов.

Актуальное искусство вписано в интернациональный контекст и, как
кажется, только в нем и может функционировать - рассчитывая как на
<<понимание>>, так и на <<приобретение>>. Не оказалось ли оно при этом
частью гламурной симуляции <<современности>> России (или демонстративной
анти-модерности, как о том могут свидетельствовать итоги последней
премии Кандинского)? Следует понять, какие общественные группы
оказываются заказчиками и потребителями актуального искусства в
сегодняшней России, какие могут в перспективе стать ими. Пора, наконец,
посмотреть <<назад>> и <<внутрь>>, чтобы понять, как опыт отечественного
contemporary art соотносится с главными русскими художественными
проектами прошлого: Передвижничеством, <<Миром искусства>> и авангардом?
Соотносится не в смысле преемственности <<языка>> (такая преемственность
далеко не всегда очевидн), а в области социальной - в способах
выстраивания дискурса, создания публики и превращения своей
художественной повестки дня в <<национальную>>. Опыты успешного решения
этих задач русское искусство знает.

Справка

Дмитрий Гутов

Закончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина
(Академия Художеств) в Санкт-Петербурге, факультет теории и истории
искусств.
Теоретик и практик современного искусства, автор более 20 работ,
посвященных как современным процессам искусства, так и его истории.
Организатор и идеолог <<Института Лифшица>> - центра исследования наследия
крупнейшего советского эстетика-маркиста М.А.Лифшица.
Автор многочисленных живописных, видео- и фоторабот.
Номинант на премию Василия Кандинского в разделе <<Проект года>>, 2008 г.
Участник индивидуальных и групповых выставок и арт-проектов:
Выставка "Борьба за знамя. Советское искусство между Троцким и Сталиным.
1926-1936 годы", Москва (2008), Проект "Верю", Винзавод, Москва (2007)
Выставка "Оттепель", приуроченная к 15-летию галереи Марата Гельмана,
Государственный Русский музей, Галерея Марата Гельмана, Мраморный
дворец, Санкт-Петербург (2007), Выставка Documenta, Кассель (2007)
Выставка "Повтор, канон, возврат, замедление, оцепенение", Галерея
Марата Гельмана Москва, (2006), ``9000 километров'' (Европейский
университет, 2006), 8 1/2. Художники начала века: видеоарт", галерея
WAM, Москва (2005), "Я чужой на этом празднике жизни", галерея "Файн
Арт", Москва (2003), Проект "Память тела (Нижнее белье советской
эпохи)", Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Петропавловская
крепость, Санкт-Петербург (2000), Проект "Искусство против географии",
Государственный Русский музей, Галерея Марата Гельмана, Мраморный
дворец, Санкт- Петербург (2000).

Контактный телефон: (812)275-51-42.
Электронный адрес: jbelo***@e*****.ru

-*Это 211 письмо от данного участника.

архив: http://subscribe.ru/archive/job.education.aspirant/msg/831638

Организатор и руководитель проекта: Славников Дмитрий - slavnik***@c*****.ru

Ответить   Wed, 11 Mar 2009 14:20:48 +0300 (#831638)