Количество подписчиков нашей с вами рассылки перевалило за 11 000. Поздравляю!
ВОТ ЕЩЕ НОВОСТЬ!
Обложка учебного видеофильма «Учимся выступать публично», снятого автором рассылки, получила третье место на Киевском Международном фестивале рекламы в разделе «Упаковка промышленных товаров». Справедливости ради нужно сказать, что первое и второе места в этой номинации не присуждались. Я понимаю, что в фильме упаковка – не главное. Но все равно приятно. Более подробно об этом здесь. Более подробно не о том, что мне приятно, а о фильме, разумеется.
СЛАВА БЕЗ ГРАНИЦ
Статьи автора рассылки опубликованы у Украине в журнале «Менеджмент и менеджер» №1, 2003 и «PR-менеджер» №№1, 3. Рекомендую.
МАТРИЦА. ПЕРЕГРУЗКА
Смутные и безрадостные мысли, порожденные в авторе рассылки просмотром продолжения «Матрицы» были развеяны неожиданным наблюдением. Речь Морфиуса (после которой состоялась дискотека) выстроена в точности по законам композиции, которая предлагается Радиславом Гандапасом на тренинге и в фильме. Настала пора и подписчикам рассылки получить о них представление. Итак…
КОМПОЗИЦИЯ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ
Все мы писали школьные сочинения, многие из нас учились в музыкальных школах, некоторые даже писали рассказы. И все мы знаем, что и музыкальные и литературные произведения создаются по законам композиции. Давайте вместе вспомним, из каких частей композиция состоит.
1. Вступление (увертюра, завязка и т.п.) – примерно 20% общего объема произведения
2. Основная часть (развитие темы) – 60%
3. Заключение (финал, развязка) – 20%
Не забыли ли мы чего-нибудь? Конечно, кульминация. Где она находится? Правильно, в конце третьей части, непосредственно перед заключением.
Давайте сначала подумаем, кто придумал законы композиции. Нормальная лобовая логика подсказывает нам ответ: «Конечно же, композиторы!». Но почему тогда пятилетний Моцарт написал первое свое произведение полностью по законам композиции, хотя никогда о них не слышал? Да и сейчас тысячи композиторов-самоучек создают неплохие (иногда) песни, тоже по тем же законам. Но трудно предположить даже, что Земфира или Шнуров всерьез говорят о композиции своих песен. Хотя она есть. «Тогда писатели!» - выкрикивает с места логика. Тогда почему некоторые авторы бестселлеров пишут свои повести, романы и рассказы по законам композиции, хотя последний раз это слово слышали в школе? Но пишут же. И неплохо (иногда).
Может, подумаем над тем, зачем ее придумали? Чтобы мучить бедных детишек в школах по всему земному шару, чтобы редакции имели право отвергать рукописи одаренных писателей, но не закончивших Литинститут имени Горького, чтобы не пущать на эстрадную сцену прекрасных, но малообразованных музыкантов. Вот! Непохоже на правду.
Давайте перестанем играть с логикой, она никогда не угадает. Давайте пойдем другим путем. Я всегда ищу аналогии тех или иных методик в живой природе. И если аналогию найти ни сложно, значит, методика имеет право на существование. В противном случае, я считаю ее просто выдуманной. Работать она не будет.
Есть ли в живой природе аналоги композиции. Есть. Все биологические процессы проходят по законам композиции. Давайте вспомним, к примеру, как мы болеем. Вот вы почувствовали легкое недомогание, вирусы уже ведут разрушительную работу в организме, но вы еще чувствуете себя здоровым. Так, немного голова побаливает, - ВСТУПЛЕНИЕ. На следующее утро вы просыпаетесь с уже явной головной болью, ломотой в суставах, температурой и шикарным настроением – на работу идти не надо! Вызываем врача, получаем больничный, зашибись (!) – ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Спустя три дня наступает страшная ночь, когда температура выскакивает из градусника, голова болит и кружится как барабан в Поле чудес, пот течет Ниагарским водопадом, родственники (к вашей недоброй радости) носятся вокруг с чашками и грелками… К утру, вы с трудом засыпаете. Проснувшись, понимаете, что вам стало гораздо легче. Хотя мокрая простыня,
завязанная узлом под вами, несколько портит удовольствие. Что миновало этой ночью? Правильно, кризис – КУЛЬМИНАЦИЯ заболевания. Любой начинающий медик скажет вам, что кризис – решающий момент. Либо вы отправляетесь на тот свет, либо поправляетесь. В любом случае, вам становится легче. Мы не можем с достаточной достоверностью рассматривать первый вариант, поэтому остановимся на выздоровлении. Итак, температура спала, появился аппетит, слабость и головная боль еще наблюдаются, но участковый врач не хочет принимать это во внимание и закрывает вам больничный. Это финальная часть, или ЗАКЛЮЧЕНИЕ (в хорошем смысле этого слова).
Давайте рассмотрим такой биологический процесс, как прием пищи. Оговоримся только, что мы берем тут классический вариант. Фаст-фуд и японцев, которые едят сначала яблоки, потом помидоры, мы рассматривать не будем. Итак, мы начинаем обед с закусок: шпротинка, маслинка, салатик – ВСТУПЛЕНИЕ. Затем идет самое объемное блюдо обеда – суп (борщ, солянка, щи, окрошка) – ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. После чего с неотвратимостью конца света мы заносим инструмент над самым калорийным блюдом – вторым. Да-да, кусок мяса со сложным гарниром, рыба с овощами, котлета по-киевски с жареным картофелем, сарделька с капустой – КУЛЬМИНАЦИЯ. Которая приводит к развязке обеда – ЗАКЛЮЧЕНИЮ: компот. Или кофе. С пирожным. И сигареткой. Так обедает большинство трудящихся? Так!
В конце концов, человек сексом занимается по законам композиции. Кстати, ничего, что я причисляю к биологическим процессам такую возвышенную вещь, как… прием пищи? Ничего? Ну ладно. Если же кому из подписчиков тема секса неприятна (или неприятен процесс), они могут этот абзац не читать. Так вот давайте займемся сек… то есть, я хотел сказать, давайте займемся рассмотрением того, как воплощены законы композиции в отношениях мужчины и женщины. Впрочем, не только. Но не это является нашей темой. Здесь я тоже оговорюсь, что мы рассматриваем классический вариант. Извращения и фаст-фуд не могут быть нашими объектами. Итак, все начинается с предварительных ласк. Прелюдия, как говорят нам произведения по сексологии. Или ВСТУПЛЕНИЕ. Когда достигнуто состояние «не могу больше!», происходит (после небольшой и досадной заминки, если используются неодобряемые церковью и Госкомстатом
препараты или приспособления) переход к самой продолжительной - ОСНОВНОЙ ЧАСТИ. Надеюсь, взрослым людям не нужно объяснять, что именно является признаком перехода к основной части. Некоторые несознательные участники тренингов неоднократно предлагали мне между вступлением и основной частью ввести промежуточную философскую категорию – ВВЕДЕНИЕ. Но я категорически против подобного смешения терминологии. Итак, в финале основной части тех участников, кому повезет раньше, ждет КУЛЬМИНАЦИЯ – процесс кратковременный, но насыщенный ощущениями и звуками. Что неизбежно ведет к угасанию интереса к происходящему. Но конечности наши по инерции еще продолжают совершать неосознаваемые движения, которые в литературе стыдливо назвали финальными ласками. Если мы рассчитываем на повторные встречи с соучастником процесса, то финальные ласки могут включать и неожиданные признания, и завышенные эпитеты,
описывающие всю полноту и радость от перенесенных тяжких телесных удовольствий. Это ничто иное, как предсказанное автором рассылки ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Даже в такой малосвязанной с сексом, музыкой и литературой области жизнедеятельности человека, как спорт, - находится место законам композиции. Проведение приема в вольной борьбе также включает четыре фазы: захват, выведение из равновесия (пихание соперника руками, или лукавое привлечение его тела к своему), после чего следует коварная подножка, или (что еще хуже) бросок, затем, для закрепления своего мнимого и преходящего превосходства над низвергнутым соперником, происходит продолжительное публичное глумление, называемое спортсменами удержанием. Налицо снова законы композиции: захват – ВСТУПЛЕНИЕ, ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (требующая наибольших затрат физических сил) – выведение из равновесия, КУЛЬМИНАЦИЯ – стремительный бросок, и завершающая фаза – удержание – ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
И это далеко не полный перечень сфер жизни, где действую законы композиции. В известном смысле и вся жизнь человека проходит по этим законам. Отсюда мы можем сделать предположение, что поскольку законы композиции являются стержнем, на котором зиждутся как биологические, так и многие другие процессы, то и публичное выступление должно отвечать требованиям этих законов. И не по безосновательной прихоти автора рассылки, а по той причине, что в этом случае, публичная речь будет органична для слушателей, а, следовательно, приведет к желанной цели. В противном случае, у нас есть шанс при всем богатстве аргументов не достичь результата и долго потом ломать голову над тем, что же мы сделали не так.
В следующем выпуске рассылки вы узнаете о значении каждой из частей. А также о том. Что следует говорить во ВСТУПЛЕНИИ и ЗАКЛЮЧЕНИИ.