Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Русский язык: о сложном – просто, о скучном – интересно. Выпуск 7. 'Слово - одежда всех фактов, всех мыслей'.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Русский язык: о сложном - просто,

о скучном - интересно!

Выпуск седьмой.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

 

Наша сегодняшняя встреча посвящена лексике, то есть области, в которой сосредоточено основное богатство языка – его словарный запас.

"Слово – одежда всех фактов, всех мыслей". Этими словами М. Горький подчёркивал неразрывную связь между содержанием и формой высказывания: эту одежду необходимо подбирать "по мерке" и "со вкусом". В первую очередь важно учитывать присущее каждому слову значение.

Возьмём такой пример: "На образе молодогвардейцев мы видим, как духовно росли и мужали наши современники в борьбе с фашистами". Написавший эту фразу не учёл, что современник – "тот, кто живёт в одно и то же время с кем-либо". Очевидно, вместо "наши современники" следовало написать наши сверстники.

Другой пример из сочинения: "Образ Базарова был подмечен Тургеневым верно". Но подметить значит "наблюдая, заметить, обнаружить". Получилось, что И.С. Тургенев был не создателем образа Базарова, а только тонким наблюдателем со стороны.

Попутно укажем, что слово "образ", часто встречающееся в работах школьников и абитуриентов, многими из них понимается нечётко. Например: "Героем комедии Грибоедова "Горе от ума" является образ Чацкого". Но ведь герой (главное действующее лицо) в этом произведении – сам Чацкий, а не его образ (художественное изображение человека в литературе). Аналогичная ошибка, связанная с неверным толкованием понятия "образ": "В романе "Евгений Онегин" представителем лучшей части дворянской интеллигенции является образ Евгения Онегина".

И здесь слово "образ" лишнее: представителем дворянской интеллигенции в романе был сам Евгений Онегин, а не его образ. Если взять ещё одну фразу из ученического сочинения: "Образ Печорина крайне противоречив в романе", то получается, что М.Ю. Лермонтов был слабым писателем, не сумевшим создать цельный, законченный образ. На самом деле, не о б р а з Печорина противоречив, а противоречив его х а р а к т е р.

Говоря о литературоведческих (и лингвистических) терминах, встречающихся в творческих работах старшеклассников, нельзя не упомянуть и о таких, как "язык" и "стиль". Если я з ы к – это совокупность лексико-фразеологических и грамматических средств, используемых его носителями для целей общения, воздействия, то с т и л ь – приёмы, способы, манера их использования. Неразличение этих понятий приводит к такого рода ошибкам: "В стиле романа "Отцы и дети" простые предложения чередуются со сложными, используются разные эпитеты, имеется много метафор, сравнений и т.д." (вместо В языке романа…); "Для языка ранних произведений М. Горького характерна романтическая приподнятость" (вместо Для стиля…).

Для правильной речи важно учитывать не только значение отдельно взятого слова, но и его связь с другими словами, так называемую лексическую сочетаемость, т.е. способность одного слова образовывать по смыслу сочетание с другим словом. Возьмём для примера такое предложение: " В 1917 году большевики завоевали революцию". Ученик, написавший эту фразу, не учёл, что революцию не з а в о ё в ы в а ю т, а
с о в е р ш а ю т (при этом завоёвывают власть).

С этой точки зрения вы сами можете оценить "достоинства" таких предложений из школьных письменных работ: "Однажды Павел предупредил мать, что к нему придут запрещённые люди" (подумайте, сочетается ли слово запрещённый с названиями одушевлённых предметов); "В конце романа Павел Власов – это уже закоренелый революционер" (подходит ли прилагательное закоренелый со своими значениями "застарелый, неисправимый" как определение к слову революционер?); "Наш народ верил в неминуемую победу в Великой Отечественной войне" (сравните: неминуемая беда, неминуемая гибель; удачно ли сочетание "неминуемая победа", укажите, каким подходящим словом можно заменить в этом сочетании прилагательное неминуемая); "Добролюбов под Катериной видел луч света, а под Кабанихой – тёмное царство" (удачно ли использован глагол видеть?).

С лексической сочетаемостью соединена логическая связь слов в предложении, которая тоже нередко нарушается в речи. Рассмотрим такое предложение: "Сложный и оригинальный внутренний облик Катерины нашёл своё отражение в её языке, самом ярком среди действующих лиц "Грозы" (язык оказался "действующим лицом").

А теперь сами найдите аналогичные ошибки, основанные на неправильном сопоставлении:

1. "Самым бедным из этой группы действующих лиц является язык Варвары".
2. "Подобно многим другим его произведениям идея этой повести вынашивалась писателем в течение ряда лет".
3. "Для языка Дикого, как и для других представителей "тёмного царства", характерны грубые выражения".
4. "Творчество Пушкина невозможно выделить из числа других мастеров слова".
5. "Горького можно поставить в один ряд с именами многих великих писателей".

Как вы исправили эти предложения?

Попытки расширить лексические связи, не считаясь с логикой высказывания, приводят иногда к курьёзным результатам. Например: "Молодёжь решила полностью взять в свои руки откорм свиней и уже в этом году добиться, чтобы две трети производимого молока были молодёжными".

Продолжение разговора о речевых ошибках и способах их предупреждения – в следующей рассылке.

До встречи.

Ведущий рассылки Анатолий Дядченко.

Слово верстальщику рассылки:

- В прошлой рассылке была допущена досадная ошибка в предложении "Десять дней шли дожди". В этом предложении подлежащим является слово "дожди", которое должно быть подчеркнуто одной чертой. Будьте внимательны!



Уважаемые подписчики, для вас в Школе рационального чтения действует специальная 4-х процентная скидка.

 

 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное