Есть предложение, учитывая горячее экзаменационное
времечко, на время отвлечься от общих проблем и вопросов, имеющих отношение
к русскому языку как к средству общения, пласту национальной культуры,
и вспомнить, что русский язык – это ещё и предмет школьной программы,
и многим из вас, дорогие мои читатели, предстоит сдавать непростой экзамен.
В связи с этим позвольте предложить вам несколько советов,
опубликованных в своё время в газете "Русский язык". Надеюсь,
они окажутся полезными и своевременными.
1. Семь раз проверь
Накануне переводных, выпускных, вступительных экзаменов
напомним своим ученикам о том, что проверить письменную работу – дело
особой важности, и дадим несколько советов (или лишний – не лишний!
– раз напомним, как и что нужно проверять).Если это диктант и времени
на проверку мало, обдумываются самые ошибкоопасные места: все конструкции
с союзом и и
глаголы на -тся/-ться,
а кроме того, слова с возможными персональными ошибками. Обычно дети
знают, какие слова и конструкции им удаются хуже. Их-то и надо отыскать
и лишний раз обдумать. Например, у меня была ученица, которой никак
не давалось выражение в отличие от;
букву и после ч
она писала только в том случае, когда специально перечитывала работу,
чтобы найти коварное слово. Есть довольно грамотные люди, которые пишут
о вместо а
перед буквой в, наверное, инстинктивно
спрямляя путь от кружочка письменной буквы а наверх. Они должны знать
эту свою несчастную особенность.
2. Открыл – закрой
Пунктуационные ошибки нередко объясняются тем, что
ученики с не до конца сформировавшимся навыком замечают, скажем, причастный
или деепричастный оборот, ставят в его начале нужную запятую и с сознанием
исполненного долга переключают внимание на что-нибудь другое, не менее
важное и трудное. Таким ученикам стоит напомнить то, что Елена Викторовна
Владимирова называет "главным правилом пунктуации":
"Открыл – закрой!".
Нужно внимательно перечитать все предложения, которые начаты на одной
странице, а закончены на другой, – ученик, переворачивая страницу, может
отвлечься и не только забыть про знак препинания, но и слово недописать.
3. Найти и обезвредить
При работе над изложением и сочинением у пишущего появляется
некоторая свобода в выборе слов и конструкций, поэтому можно отказаться
от слова, в написании которого не уверен, упростить предложение, если
не удается разобраться в его устройстве и расставить знаки наверняка.
Зато возникает угроза речевых ошибок. С самой простой и распространенной
из них – немотивированным повтором – легче побороться, если перечитать
свою работу тихонько вслух, а если это невозможно (на экзамене,
к сожалению, скорее всего невозможно) – хотя бы шевеля губами; повторяющаяся
артикуляция позволит повтор "найти и обезвредить".
4. О пользе книги
Напомним, что во время письменного экзамена по литературе
выпускникам разрешается пользоваться текстом произведения. Это значит,
что можно в случае временного помрачения открыть, например, те страницы
"Войны и мира", где описано Шенграбенское сражение, специально,
чтобы уточнить, как пишутся слова артиллерист,
адъютант, а также Багратион,
Жерков, Болконский (это не шутка – даже отличники
в обстановке экзамена вдруг допускают чудовищные по неожиданности ошибки).
Обязательно нужно по книге проверять цитаты, даже если кажется, что
помнишь их наизусть. Почему-то часто пропускаются знаки на конце стихотворных
строк; об этом тоже следует сказать особо. Но бывает и так, что ученик
ослабляет внимание, списывая с книги, а потом к цитате уже не возвращается.
Поэтому важно не пропускать цитату во время сплошной проверки сочинения.
5. Исправленное – проверить. “Ершом”
Нередко пунктуационные ошибки возникают в местах исправлений:
бывает так, что всего одно слово зачеркнуто, а предложение из сложносочиненного
превратилось в простое, и запятая, минуту назад поставленная по веской
причине, теперь оказывается незаконной.
Многие замечали: сколько ни перечитывай то, что сам сочинил, все равно
обращаешь внимание на смысл и стиль, а не на знаки и буквы. А между
тем очень важно, дописав сочинение и доработав его текст, отвлечься
от его содержания и сосредоточить внимание только на орфографии и пунктуации.
Для этого полезна проверка "ершом", "задом наперед".
Текст надо читать с конца; разумеется, не по буквам и не по словам,
а по предложениям. Тогда связи между мыслями утрачиваются – и на первый
план выходит каждое отдельное предложение; можно разобраться в его структуре
и уточнить расстановку знаков.