Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

ЗАНЯТИЕ №42. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ В 1907–1914 ГГ.


Информационный Канал Subscribe.Ru

ЗАНЯТИЕ №42. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ В 1907–1914 ГГ.

Основные события

1906 г., 9 ноября — Начало проведения столыпинской аграрной реформы

1907 г., 3 июня — Новый избирательный закон

1907–1912 гг. — III Государственная Дума

1912–1917 гг. — IV Государственная Дума

1909 г. — Выход в свет сборника «Вехи»

1912, май — Основание газеты «Правда»

1912 г. — Ленский расстрел

Важнейшие понятия и термины

Третьеиюньская система

Конституционное самодержавие

Право-октябристское большинство

Октябристско-кадетское большинство

Военно-полевые суды

«Столыпинские галстуки»

Отруба и хутора

Крестьянский поземельный банк

Ликвидаторство и отзовизм

Богостроительство

Богоискательство

Действующие лица

Столыпин П.А.

Социал-демократы

Большевики

Ленин В.И.

Богданов А.А.

Луначарский А.В.

Малиновский Р.В.

Петровский Г.И.

Меньшевики

Плеханов Г.В.

Мартов Ю.О.

Дан Ф.И.

Чхеидзе Н.С.

Либеральные деятели

Струве П.Б.

Бердяев Н.А.

Булгаков С.Н.

Франк С.Л.

Гершензон М.О.

Милюков П.Н.

Основные варианты экзаменационных вопросов:

Третьеиюньская монархия в России

Внутренняя политика России в 1907–1914 гг.

Столыпинская аграрная реформа

Содержание ответа

1. Третьеиюньская система.

Одновременно с роспуском II Государственной Думы 3 июня 1907 г. был изменен избирательный закон. Это позволило правительству получить послушную Думу, состав которой совершенно не отражал общественных настроений в стране.

В III Думе заседали 147 правых депутатов, 154 октябриста, 28 прогрессистов, 54 кадета, 26 представителей национальных групп, 14 трудовиков и 19 социал-демократов.

Тем не менее сам факт существования Думы имел принципиальное значение. Правительству приходилось считаться с думой, предоставлять по ее требованию документы, раньше считавшиеся секретными, убеждать депутатов. Дума утверждала бюджет и депутаты нередко старались воспользоваться этим для давления на правительство.

В Думе фактически оказалось два большинства. В зависимости от позиции октябристов по тому или иному вопросу могло быть создано право-октябристское или октябристско-кадетское большинство. Советские историки вслед за Лениным полагали, что такая ситуация была создана царизмом сознательно, поскольку позволяла ему маневрировать между дворянством и буржуазией.

Однако в настоящее время многие специалисты считают, что два большинства возникли в Думе вопреки желанию царского правительства, стремившегося обеспечить единое правое большинство. В то же время оказалось, что правое большинство, к созданию которого в Думе правительство стремилось (и которое реально было создано в Государственном Совете), отказывается принимать многие правительственные законопроекты, считая их слишком либеральными. Поэтому ряд предложений правительства принимался именно голосами октябристско-кадетского большинства.

В IV Государственной Думе, собравшейся в 1912 г., было 185 правых, 98 октябристов, 48 прогрессистов, 59 кадетов, 21 представитель национальных групп, 10 трудовиков, 13 социал-демократов. Таким образом, Дума стала еще более правой, в то время как общество в целом полевело. При этом в Думе особенно усилились крайне-правые, имевшие острые разногласия с октябристами. Поэтому право-октябристское большинство стало почти невозможным и все чаще складывалось октябристско-кадетское. Принятые им законы блокировались Государственным Советом, что вело к параличу законодательной деятельности.

Тем не менее правительство не могло обходиться без Думы, хотя Николай II неоднократно высказывал желание превратить ее в совещательный орган, т.е. пересмотреть Манифест 17 октября 1905 г. Дума была необходима для того, чтобы создавать иллюзию единения царя с народом. Лишение Думы законодательного статуса грозило острым конфликтом с буржуазными либералами и даже умеренно-правыми политиками, что вело к полной изоляции режима от общества.

Поэтому историки иногда характеризуют третьеиюньский режим как «конституционное самодержавие». Это означает, что по сути политический строй оставался самодержавным (в частности, правительство по-прежнему было ответственно только перед царем, а не перед Думой), но уже не мог обходиться без конституционного прикрытия.

2. Репрессивно-карательная политика

Новый премьер-министр П.А. Столыпин поставил задачу навести твердый порядок и прекратить революционный хаос, без чего, по его мнению, невозможно было осуществить серьезные преобразования. «Сначала успокоение, потом реформы», — провозгласил он. Широко распространились карательные экспедиции и военно-полевые суды. Смертной казни в 1907–1909 гг. подверглось более 2600 чел., что по меркам начала XX в. составляло колоссальную цифру. Резко ужесточился тюремный режим. Несмотря на провозглашенную свободу печати, продолжала действовать политическая цензура.

Либеральная оппозиция и революционеры видели в Столыпине прежде всего душителя свободы. В оппозиционных газетах «столыпинским галстуком» именовали виселицу.

3. Столыпинская аграрная реформа

Важнейшей составной частью внутренней политики России после революции 1905–1907 гг. стала аграрная реформа, получившая название столыпинской. Цель реформы состояла в быстром разрушении общины. Это объяснялось, во-первых, пониманием экономической невыгодности общинного землепользования, во-вторых, стремлением создать обширный слой зажиточных крестьян-собственников, который мог бы стать прочной преградой на пути революции. Резкая смена отношения правительства к общине была вызвана массовым крестьянским движением в 1905–1906 гг. Рассчитывая оградить от посягательств помещичью землю, правительство стремилось одновременно с формированием слоя собственников ослабить аграрное перенаселение. Наиболее радикально настроенных малоземельных крестьян предполагалось частью переселить на окраины, частью превратить в наемных работников.

Начало реформе положил указом 9 ноября 1906 г., позволивший крестьянам выходить из общины с землей. 14 июня 1910 г. был принят закон, облегчивший выход из общины.

Выйдя из общины и «укрепив» землю в собственность, крестьянин мог потребовать, чтобы вся его земля, расположенная чересполосно с чужими полосами, была собрана в единый участок — отруб. В том случае, если он переезжал из деревни на свою землю, отруб становился хутором. Перейдя на отруб или хутор, крестьянин мог вести хозяйство, не оглядываясь на общину, в частности, на принятый в общине севооборот.

Укрепленную землю можно было продать и купить. Помощь крестьянам в купле-продаже земли оказывал Крестьянский поземельный банк, предоставлявший ссуды под залог земли.

Выйдя из общины и продав землю, крестьянин мог получить ссуду и отправиться в Сибирь, где переселенцам на льготных основаниях предоставлялись участки земли (до 15 дес. на душу), семена, инвентарь. Проезд переселенцев также осуществлялся по льготным тарифам.

Реализация столыпинской аграрной реформы продолжалась до I Мировой войны. С началом войны этот процесс резко замедлился. Общину покинули 26% дворов, которым принадлежало 14% надельной земли. Охотнее всего общину покидали разорившиеся крестьяне, которые были уже не в состоянии вести самостоятельное хозяйство. На отруба и хутора перешли примерно 10% дворов. Им принадлежало около 9% крестьянской земли. Хуторское расселение крестьян провалилось: на хутора перешло менее 2% дворов.

Переселение в Сибирь приняло массовый характер. В Сибири осели 2,5 млн. крестьян. Правда, несколько сот тысяч переселенцев не смогли устроиться на новом месте и вернулись в европейскую Россию разоренными.

Реформа встретила сопротивление значительной части крестьянства, особенно среднего, опасавшегося, что разрушение общины обернется массовым разорением. Нередки были случаи, когда соседи избивали крестьян, выходивших из общины, поджигали их имущество и дома. Психология крестьянской массы оставалась традиционной, уважительное отношение к частной собственности еще не сформировалось. Даже те крестьяне, которые поддерживали ликвидацию общины и переход к частной собственности на землю и индивидуальному землепользованию, требовали предварительно провести донаделение крестьянства за счет помещичьих земель. В этом состояло принципиальное расхождение между правительством и крестьянством.

С другой стороны недовольство Столыпиным высказывали и крайне правые, считавшие, что премьер слишком благоволит к «чумазым лендлордам», т.е. зажиточным крестьянам, в ущерб дворянству. Острое недовольство правых вызывала и предложенная Столыпиным реформа самоуправления, предусматривавшая усиление роли крестьянства в земстве.

В целом реформа способствовала буржуазной перестройке сельского хозяйства, дальнейшему разложению крестьянства. Но по-настоящему ликвидировать аграрное перенаселение и разрешить агарный вопрос она не смогла, тем более, что после гибели Столыпина в 1911 г. осуществление преобразований замедлилось. В годы реформы сельскохозяйственное производство России переживало подъем. Однако урожайность в Европейской России выросла меньше, чем в Польше, где реформа не проводилась. Следовательно рост производства был связан не столько с реформой, сколько с погодно-климатическими и иными факторами.

Столыпин рассчитывал провести реформу за 20 лет. В Думе он говорил: «Дайте нам 20 лет и мы перевернем Россию!» Темпы проведения реформы свидетельствуют, однако, что реально осуществить переход от общинного к индивидуальному землепользованию можно было лет за 50–80. А такой срок был слишком велик для третьеиюньской системы, не имевшей массовой социальной поддержки. Не случайно поэтому в науке нередко высказывается мнение, что реформа опоздала на несколько десятков лет. Осуществленная лишь после первой российской революции, она оказалась не в состоянии предупредить новый революционный взрыв, тем более в условиях Мировой войны.

4. Революционное движение в 1908–1913 гг.

Поражение революции 1905–1907 гг. вызвало спад общественной активности в стране, резкое снижение числа забастовок. Если в 1907 г. бастовало около 750 тыс. чел., то в 1908 г. — 176 тыс., в 1909 г. — только 64 тыс., а в 1910 г. — 46 тыс. Почти прекратились политические стачки. Все чаще забастовки стали заканчиваться поражением бастующих.

В тяжелом положении оказались все революционные партии. Многие активные участники революционного движения оказались репрессированы или вынуждены эмигрировать. Другие отошли от участия в политической борьбе. На деятельности эсеров тяжело сказалось разоблачение провокатора Е. Азефа, долгое время возглавлявшего «Боевую организацию». Партия оказалась надолго расколота и практически прекратила свою революционную деятельность до 1910 г.

В среде социал-демократии тоже возникли острые разногласия. Часть меньшевиков выступила за ликвидацию нелегальной деятельности и превращение РСДРП в партию парламентского типа. Сторонники этого пути получили название ликвидаторов. С другой стороны, в среде большевиков возникло течение отзовизма во главе с А. Богдановым, призывавшее отозвать представителей социал-демократии из Думы, профсоюзов и других легальных организаций и вести только нелегальную борьбу в глубоком подполье.

Разочарование в революционных возможностях пролетариата породило в среде социал-демократов идею вести пропаганду в форме новой религии — «религии труда». С этим предложением, получившим название богостроительства выступал, в частности, А.В. Луначарский.

Против ликвидаторства и отзовизма выступили большевики во главе с Лениным и меньшевики-партийцы во главе с Плехановым. Обе группы призывали к сочетанию легальных и нелегальных методов. Менее жесткую позицию по отношению к ликвидаторству занимали т.н. меньшевики-примиренцы, группировавшиеся, в частности, вокруг газеты «Голос социал-демократа» (Ю. Мартов, Ф. Дан).

Подъем революционного движения начался в конце 1910 г. вслед за оживлением промышленности. Особенно мощным толчком к росту стачечного движения стал расстрел рабочей демонстрации на Ленских золотых приисках. В ответ на запрос, сделанный по этому поводу депутатами Думы, министр внутренних дел Макаров заявил: «Так было, так будет!» В стачках протеста против Ленского расстрела участвовало свыше 300 тыс. чел. В 1913 г. и первой половине 1914 г. бастовало почти 2 млн. чел., что свидетельствовало о приближении нового революционного кризиса.

В 1912 г. большевики и меньшевики-партийцы провели в Праге VI конференцию РСДРП. Правда, многие организации РСДРП и видные партийные лидеры, такие как Плеханов, уклонились от участия. На конференции было принято решение о несовместимости ликвидаторства с членством в РСДРП. Конференция знаменовала важный этап на пути окончательного разрыва большевизма и меньшевизма и их превращения в различные партии. В IV Государственной Думе, избранной в 1912 г., большевики (6 чел.) и меньшевики (7 чел.) составили отдельные фракции 1.

Важнейшим рупором большевистских взглядов стала основанная в мае 1912 г. легальная газета «Правда». Главной органом меньшевизма была газета «Луч».

5. Либеральное движение в 1908–1913 гг.

События 1905 г. и последовавшая за ними реакция испугали многих сторонников либеральной оппозиции, показав им, что революция практически неизбежно связана с насилием. Это вызвало тяжелый идейный кризис либерального движения. В 1909 г. под общей редакцией П.Б. Струве вышел сборник «Вехи», авторами которого были видные мыслители и публицисты: Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, М.О. Гершензон и др.

Авторы «Вех» обвиняли русскую интеллигенцию в безответственности, в слепом поклонении народу вместо стремления способствовать его культурному подъему. «Делали революцию в то время, когда вся задача состояла в том, чтобы все усилия сосредоточить на политическом воспитании и самовоспитании», — писал Струве. «Вехи» призывали перейти от борьбы за распределение к борьбе за создание национального богатства.

В революционной среде «Вехи» были восприняты как манифест политического ренегатства 2. Против «Вех», звавших интеллигенцию к отказу от политической деятельности, выступили и многие либеральные деятели, в частности П.Н. Милюков.

Свидетельством пересмотра русским либерализмом своего идейного багажа стали окончательный отказ от увлечения марксизмом (ряд видных либералов вышел из среды «легальных марксистов») и напряженный религиозный поиск, вошедший в историю русской общественной мысли как богоискательство (не путать с богостроительством!)3.

6. Кризис третьеиюньской системы

После гибели Столыпина, погибшего в 1911 г. от рук анархиста и одновременно агента охранки Д. Богрова, преобразовательные планы были оставлены. Ослабление проправительственного центра в IV Государственной думе, нарастающая критика в адрес правительства как со стороны правых, так и со стороны либералов, а главное — рост политических стачек и антиправительственных выступлений свидетельствовали об углубляющемся политическом кризисе третьеиюньской системы.

На что следует обратить внимание при ответе

Тема сложна наличием различных сюжетов. Их необходимо излагать таким образом, чтобы просматривалась взаимосвязь. Поэтому сначала следует изложить общие принципы функционирования третьеиюньской системы, потом — конкретные сведения о внутренней политике режима, а после этого дать характеристику общественного движения. Завершить ответ следует общим выводом о закономерности крушения третьеиюньской системы.


Примечания

1 Руководителем меньшевистской фракции IV Думы был Н. Чхеидзе, большевистской — Р. Малиновский, а после то, как он был изобличен в качестве платного агента полиции, — Г. Петровский.

2 Выражение В.И.Ленина. В советский период сборник «Вехи» находился под строжайшим цензурным запретом.

3 Богоискательство, породившее замечательную русскую религиозную философию, протекало вне рамок официального православия, что свидетельствовало об отрыве Русской Православной церкви от важнейших духовно-нравственных исканий общества.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное