Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Ключ к успешной карьере

  Все выпуски  

Ключ к успешной карьере


Добрый день, уважаемые подписчики!

 С радостью продолжаю выпуски рассылки "Ключ к успешной карьере".

Я буду знакомить вас с интересными, и главное, очень полезными материалами о том, как сделать карьеру!

Сегодня мы продолжаем поговорить о том, как стать главным бухгалтером.

Осваиваем теоретические аспекты бухгалтерского учета

1.3  Какова Методика бухгалтерского  учета.

 

Методика бухгалтерский учет – это методы работы бухгалтеров, такие как:

 

- Инвентаризация

- Документирование

- Оценка

- Калькуляция

- Счета и двойная запись

- Баланс и отчетность

 

Не так страшен черт, как его малюют. Так и все эти термины имеют вполне доступное объяснение.

 

Инвентаризация – Сверка фактического наличия товарно-материальных ценностей на предприятии с их количеством, отраженном в бухгалтерском учете. На практике это происходит так - идете на склад, считаете остатки товара, и сверяете их с остатками по бухгалтерскому учету. Поверьте мне на слово, совпадает не всегда. Тогда ставите в известность директора. Ваше дело- учет.

 

 

 

 

 

 


Документирование – способ регистрации всех операций в бухгалтерском учете. Документы можно разделить на Первичные, Учетные регистры и Отчетность.

 

Как уже отмечалось ранее, первичные документы - это счет - фактуры, накладные, приходные и расходные ордера, выписки с банковских счетов и т.д. Учетные регистры  -  это всевозможные журналы и ведомости, где бухгалтера отражают операции. Далее на основе занесенной информации составляется Отчетность.

 

Оценка –  не что иное, как определение каждой хозяйственной операции в денежной форме. Как же в бухгалтерском учете и без денег?

 

Калькуляция – применяется при определении цен на продукцию. Сначала определяем величину затрат на производство продукции (работ, услуг). Если выпускается  продукция нескольких видов (обычно так и бывает), определяются затраты отдельно по каждому виду.

 

Затем определяем Себестоимость. Для этого делим затраты по конкретному виду продукции на количество единиц выпущенной продукции данного вида. Вполне логично – затраты делим на количество.

Простая формула.

 

Затраты бывают прямые и косвенные.

Прямые затраты можно непосредственно отнести на определенную продукцию. Это материалы, из которых продукция изготовлена, зарплата рабочих, занятых в производстве и т.д. Для торговых предприятий это покупная цена плюс услуги по перевозке.

 

Косвенные затраты – это затраты предприятия в целом. Такие как зарплата администрации, охранные услуги, ремонт и т.д.

 

                            ЗАТРАТЫ :   Прямые + Косвенные

 

 

По окончании отчетного периода (месяц, квартал) косвенные затраты списываются на конкретные виды продукции.

 

Счета и двойная запись -  способ группировки при отражении хозяйственных  операций в бухгалтерском учете. Например, движение наличных денежных средства предприятия отражаются на счете 50 (касса).

 

Каждый счет имеет Дебет (левая часть)  и Кредит (правая часть).

Сальдо - это остаток счета.

(ДЕБЕТ, КРЕДИТ – это две части любого счета. Например, счет 50 «касса». Дебет счета нам говорит о том, сколько денег поступило в кассу, а Кредит нам говорит о том, сколько денег из кассы выдано.

 

САЛЬДО – любой счет имеет остаток на начало периода и остаток на конец периода. Вот эти остатки и называются САЛЬДО НА НАЧАЛО  и САЛЬДО НА КОНЕЦ)

 

 

В дебет попадает сумма, если средства предприятия увеличиваются (например, получено  в кассу 100 руб.). В  кредит -  если эти средства уменьшаются (выдано из кассы 100 руб.)

 

Счета бывают Активные, Пассивные и Активно-Пассивные.

На Активных счетах  ведется учет всевозможных средств  предприятия (денежные средства, материалы, готовая продукция, основные средства).

 

 Рассмотрим  структуру активных счетов на примере счета 50 (касса)

                    Счет 50

Дебет                                                                                            Кредит

   

________________________________________________________________

                                                                                                                            

1.     Остаток на начало

Периода  (дебетовое Сальдо)

      50 руб.

________________________________________________________________

2.   Получено в кассу                                     3. Выдано из кассы

      (дебетовый оборот)                                     (кредитовый оборот)

       100руб.                                                         20руб.

 

4. Сальдо конечное

    (дебетовое) 1.+2.-3. =130руб.

 

 

Понятно, что счет 50 «касса» не может иметь кредитового сальдо, т.к. денежные средства не могут быть отрицательной величиной. Таким образом, сальдо у активных счетов всегда дебетовое.  

 

На Пассивных счетах отражаются источники средств предприятия  (кредиты банков, уставный капитал и т.д.),  т.е. информация о том, чьи эти средства.

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрим  структуру пассивных счетов на примере счета 67 (расчеты по               кредитам)

    

                                       Счет 67

Дебет                                                                                            Кредит

   

________________________________________________________________

                                                                        1.Остаток на начало

                                                                     Периода (кредитовое Сальдо)

                                                                           100 руб.

                                                                                      

________________________________________________________________

2.   Погашено кредитов                                 3. Получено кредитов

      (дебетовый оборот)                                     (кредитовый оборот)

       50руб.                                                         200руб.

                                                                        4. Сальдо конечное

                                                                            (кредитовое) 1.+3.-2. =250руб.

 

 

Если все полученные кредиты будут погашены, конечное сальдо будет равно нулю. Но мы не можем погасить кредитов больше, чем взяли. Как мы видим из этого примера, сальдо у пассивных счетов всегда кредитовое.

 

 

На Активно-Пассивных счетах сальдо может быть как дебетовым, так и кредитовым.

 

 

Рассмотрим  структуру активно-пассивных счетов на примере счета 71 (расчеты с подотчетными лицами).

 

     Вариант первый.

 

      Работник был должен предприятию на начало периода 20руб. Потом взял еще в подотчет на хозяйственные нужды 150руб. Таким образом,  работник стал должен 170руб. Он купил материалы и отчитался (сдал авансовый   отчет) на 110руб. И в результате остался должен  60руб. Конечное сальдо дебетовое.

 

 

 

 

 

 

 

                                       Счет 71

Дебет                                                                                            Кредит

 _______________________________________________________________

                                                                                                                            

1.Остаток на начало

Периода (дебетовое Сальдо)

      20 руб.  работник нам должен

________________________________________________________________

2.   Взял из кассы в подотчет                             3. Сдал авансовый отчет 

      (дебетовый оборот)                                          (кредитовый оборот)

       150руб.                                                              110руб.

 

4. Сальдо конечное

    (дебетовое) 1.+2.-3. =60руб.

 

Вариант второй.

 

Предприятие было должно работнику на начало периода 30руб. Это может случиться, если работник купил некие предметы за свои деньги, отчитался, а в кассе денег для расчета с ним не было. Далее, деньги наконец-то появились и работнику выдали в подотчет 100руб. Он купил еще материалов на 120руб. и отчитался. Таким образом, на конец отчетного периода предприятие осталось должно работнику 50руб. (сальдо кредитовое). Похоже, что работник очень любит свою компанию.

 

                                     Счет 71

Дебет                                                                                            Кредит

   

________________________________________________________________

                                                                                                                            

                                                                             1.Остаток на начало

                                                                       Периода (кредитовое Сальдо)

                                                                              30 руб.                                 

                                                                              Мы должны работнику.

________________________________________________________________

2.   Взял из кассы в подотчет                             3. Сдал авансовый отчет 

      (дебетовый оборот)                                          (кредитовый оборот)

       100руб.                                                              120руб.

 

                                                                               4. Сальдо конечное

                                                                              (кредитовое) 1.+3.-2. =50руб.

 

Есть также несколько счетов, а именно 90 «продажи», 91 «прочие доходы и расходы»,  которые не имеют начального и конечного сальдо.

Это происходит потому, что остатки по этим счетам на конец отчетного периода  должны быть в обязательном порядке списаны на счет 99 «Прибыли и убытки», тем самым они как бы закрываются.

 

В итоге получается, что счет может иметь сольдо и дебетовое, и кредитовое и нулевое. Все зависит от того, какой это счет.

 

Всякая операция в бухгалтерском учете отражается одной суммой одновременно на двух счетах: по дебету одного счета и по кредиту другого. Это и называется Двойной записью. А сама запись операции называется Проводкой.

 

Например, операция по выдаче из кассы денег в подотчет будет одновременно отражена по дебету счета 71 «расчеты с подотчетными лицами» (пассивный счет) и по кредиту счета 50 «касса» (активный счет).

 

Это означает, что деньги ушли из кассы (их стало меньше), но в тоже время эту же сумму нам стол должен работник.

 

Или еще пример - операция по выдаче из кассы зарплаты будет одновременно отражена по кредиту счета 50 «касса» (активный счет)  - деньги ушли из кассы  (их стало меньше) и по дебету счета 70 «расчеты по оплате труда» (пассивный счет) – деньги получены работником, а, следовательно, долг предприятия перед ним уменьшился.

 

Хочу обратить ваше внимание на один тонкий момент. В последнем примере на первый взгляд может показаться, что уменьшение средств произошло сразу  в двух местах - уменьшились деньги в кассе и уменьшился долг. Но если долг предприятия уменьшился, это и означает, что средства его увеличились! Т.е. если вы отдали долг - ваших средств стало больше.

 

И так с любым движением денег – если где-то их стало меньше, значит,  в другом месте что-то на эту же сумму добавилось.  Почти как в жизни  - вы идете в магазин, отдаете деньги и получаете товар. Двойная запись! Если вы, конечно, не идете в казино. Тогда вы отдаете деньги, и это сразу падает вам на убытки. Тоже двойная запись, правда,  не очень приятная.

 

(ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ – Этот термин означает, что любая проводка имеет две части Дебит и Кредит. Это совершенно гениальное изобретение, которое позволяет без проблем фиксировать все хозяйственные операции предприятия.)

Взаимосвязь счетов посредством двойной записи называется корреспонденцией счетов, а сами счета, участвующие в двойной записи – корреспондирующимися.

 

Чтобы ваш бухгалтерский учет был правильный, необходимо правильно сделать проводки. Для этого нужно проанализировать, как изменились средства предприятия (что конкретно уменьшилось, а что увеличилось), а потом выбрать подходящие счета по ПЛАНУ СЧЕТОВ.

 

Рассмотрим вышесказанное на следующих примерах:

 

Пример 1.

 

С расчетного счета в кассу предприятия получены денежные средства      для выдачи зарплаты и на хозяйственные расходы, в размере 100 000 руб.

 

В данном примере задействованы два счета 50 «касса» и 51 «расчетный счет». В кассе количество денег увеличилось, а на расчетном счете уменьшилось. Оба  счета являются активными, следовательно, увеличение средств будет отражаться по дебету счета, а уменьшение - по кредиту.

 

В результате проводка по данной операции будет выглядеть следующим образом:

 

      Дебит счета 50 и одновременно Кредит счета 51  - 100 000руб.

      Обычно это записывается короче: Д50 / К51 – 100 000руб.

 

  Или на схеме: 

 

                                              Счет 50

Дебет                                                                                            Кредит

   

________________________________________________________________

                                                                                                                            

        

       Сальдо начальное 

         ------   ________________________________________________________________

 

1.   Получено в кассу               

      с расчетного счета                                    

 

       100 000руб.                                                        

 

 Сальдо конечное

        100 000руб.

 

                                             Счет 51

Дебет                                                                                            Кредит

   

________________________________________________________________

                                                                                                                            

       Сальдо начальное 

         100 000руб.   ________________________________________________________________

                                                                                  1.   Сняты деньги в кассу                                 

                                                                                        100 000руб.                                                        

 

 Сальдо конечное

        --------

 

Пример 2.

 

Вернемся к примеру о зарплате. Выдана из кассы зарплата работникам предприятия в сумме 50 000руб.

 

Здесь будут задействованы следующие счета: 50 «касса» (активный) и

70 «Расчеты по оплате труда» (пассивный). После выдачи зарплаты средства в кассе уменьшились.  Задолженность предприятия перед работниками тоже уменьшилась.

 

       Проводка:  Д70 / К50  - 50 000руб.

 

  Или на схеме: 

 

                                              Счет 50

Дебет                                                                                            Кредит

   

________________________________________________________________

                                                                                                                            

       

       Сальдо начальное 

         100 000руб.   ________________________________________________________________

 

                                                                                     1.   Выдана зарплата                

                                                                                           50 000руб.

 

                                                                                                          

 

 Сальдо конечное

        50 000руб.

                                             Счет 70

Дебет                                                                                            Кредит

      _______________________________________________________________

                                                                                                                            

                                                                                        Сальдо начальное 

                                                                                       50 000руб.   ________________________________________________________________

1.   Выдана зарплата                                 

     50 000руб. 

                                                      

                                                                                      Сальдо конечное

                                                                                       --------

 

В данном примере, как вы заметили,  по счету 70 имеется начальное сальдо кредитовое 50 000руб. Это означает, что предприятие должно было работникам зарплату в размере 50 000руб. на начало периода. После того, как из кассы были выданы деньги, долга не осталось, и поэтому конечно сальдо равно нулю.

 

В бухгалтерском учете все счета делятся на  синтетические и аналитические.

 

Разница между ними состоит в том, что на аналитическом счете ведется дополнительный учет в разрезе  какого- либо показателя, тоесть мы можем посмотреть информацию отдельно по каждому из подотчетников, или поставщиков, или других показателей.

 

Например, аналитический счет 71 «расчеты с подотчетными лицами» ведется в разрезе по подотчетным лицам, или лучше сказать – в аналитике по подотчетным лицам.  Это значит, что если Иванов взял из кассы 100 руб. в подотчет, то эта сумма попадет не просто на счет 71, а именно на Иванова. Проводка будет такая  Д71-Иванов / К50.

 

Внутри любого счета (синтетического или аналитического) могут быть открыты субсчета. Например , счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» может иметь субсчета 62/1 «Оптовые покупатели» и 62/2 «Мелкооптовые покупатели». Или счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» имеет субсчета «Расчеты по пенсионному обеспечению», «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию» и др.

 

Субсчета нужно построить так, чтобы из бухгалтерского учета можно было получить понятную, доступную  информацию.

 

Существует стандартный план счетов, утвержденный приказом Министерства финансов. Но каждый главный бухгалтер настраивает свой план счетов, в зависимости от конкретной ситуации. Например, если в компании два расчетных счета, то к счету 51 «расчетный счет» нужно открыть субсчета 51/1 «расчетный счет в Сбербанке краевом» и 51/2 «расчетный счет в Сбербанке городском».

 

 Всего насчитывается  около 100 счетов. Фактически же на предприятии используется  20-30 счетов, выбор которых зависит от рода деятельности предприятия.

 

 

Вот мы и подошли к тому понятию в бухгалтерском учете, о котором знают все - Баланс. Если даже человек далек от бухгалтерии, то все равно знает, что бухгалтера сводят баланс. А если вы спросите начинающего главного бухгалтера о первом опыте на работе, то многие скажут вам, что ночью перед  последним днем отчетности сводили баланс.

 

 Первый самостоятельно сделанный баланс - это как первая любовь, запоминается навсегда. Работа главного бухгалтера совсем не скучная, а напротив, наполнена эмоциями. Итак…

 

Баланс и отчетность.

 

Баланс и отчетность – Все, что подлежит бухгалтерскому учету, рассматривается с двух позиций: что это такое и откуда взялось.  Именно этот принцип и положен в основу баланса предприятия.

 

Баланс представляет собой таблицу,  которая состоит из двух частей. Эти части называются АКТИВ и ПАССИВ.

 

В Активе сгруппированы все средства предприятия, а именно - остаток денежных средств в кассе и на расчетном счете, остаток имеющихся товаров на складах (в суммовом выражении) и так далее. Вы отработали квартал и хотите знать, какими средствами вы располагаете на конец квартала.

 

Т.е. представьте, что вы решили сделать ваш личный баланс. Что вы будете делать? Посчитаете все свои сбережения – вклады в банках, домашнюю заначку, деньги в кошельке, пошарите в карманах.  Но это, конечно, не все. У вас еще есть квартира (если нет - у вас все впереди). Ее стоимость тоже пойдет в Актив, в квартире есть мебель. Еще посчитаете, сколько стоит машина, одежда и, чуть не забыли, другу заняли на прошлой неделе - это тоже ваш Актив.

 

 Теперь мы должны сформировать Пассив - источники образования всех этих  средств. Откуда появились у вас деньги? Разумеется, вы работали и получали зарплату. Можно сказать, что в некотором роде это была торговая деятельность - вы продавали свои возможности на рынке труда, много тратили на свои потребности, но не все, у вас оставалась прибыль (очень условно, конечно). Из этой прибыли и сложились имеющиеся у вас средства.

 

 Кроме того, при покупке квартиры вам пришлось взять кредит в банке. И вы еще не полностью его погасили. Да и у родителей пришлось занять на покупку машины. Все эти суммы попадают в Пассив.  

 

Сумма всех показателей Актива или Пассива баланса называется его Валютой. Понятно, что сумма всех строк актива должна быть обязательно равна сумме строк пассива (именно поэтому указанная таблица и называется балансом).

 

Происходит это потому, что в активе и пассиве баланса отражены одни и те же средства, только рассмотренные с двух разных точек зрения (по составу – в активе, по источникам – в пассиве). Позже вы познакомитесь с установленной формой баланса.

 

Некоторые строки баланса отражают остаток по конкретному счету, другие – являются суммой остатков по нескольким счетам.

 

 

 

                     МЕТОДЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

                                  - Инвентаризация

                                  - Документирование

                                  - Оценка

                                  - Калькуляция

                                  - Счета и двойная запись

                                  - Баланс и отчетность

 Напишите мне glavbuhtrening@yandex.ru 

 

Удачи во всех ваших начинаниях!

Екатерина Прищеп

 


В избранное