Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Культура письменной речи. Помощь: русский язык и литература.


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Ресурс "Культура письменной речи"
Выпуск 2 4 августа 2001 г.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

В выпуске:
1. Принципы русской орфографии (часть 1)
2. Готовимся заранее. Экзамен по литературе (сочинение)
3. Минутка отдыха - выписки из работ учащихся
4. Информация

Принципы русской орфографии (часть 1)


      Многим, должно быть, покажется странным наше намерение вновь излагать нормы и правила современного русского правописания - ведь ныне существует огромное количество всяческих справочников и пособий на эту тему. Однако всякий раз, когда открываешь любое из подобных изданий, на память невольно приходит знаменитый анекдот о том, как проходит урок русского языка в грузинской школе. Помните: "Учитель говорит: "Дорогие дети, русский язык ужасно трудный. В нем, например, слова сол, фасол, вермишел пишутся с мягким знаком, а слова вилька, булька, тарелька - без мягкого знака. Понять это невозможно, это можно только запомнить"".
      Последняя фраза анекдота вполне отражает подход к изучению норм современного русского литературного языка отнюдь не только в грузинской, но и в самой что ни на есть русской школе. В самом деле, загляните, например, хотя бы в витиеватый свод правил написания сложных слов - и вы окончательно уверитесь в том, что составлявшего эти рекомендации жестокого и мстительного садиста обуревало одно стремление - во что бы то ни стало помешать кому бы то ни было овладеть тайнами грамотности. Цель вполне достигнута, ибо запомнить это нагромождение абсолютно нелогичных правил способен лишь тот, кого Господь наделил феноменальной памятью вкупе с полным отсутствием воображения. Впрочем, применить их на практике не в силах даже он. Судите сами: "Через дефис пишутся сложные терминологические образования, называющие различные сорта тканей: креп-армюр, креп-гофре, креп-диагональ <…> (но: крепдешин, файдешин, фильдекос, фильдеперс)". Здравомыслящий человек невольно задумается: "Что за странный принцип положен в основу этой классификации? Почему так требуется писать названия именно тканей? А как тогда - сортов мороженого или, скажем, предметов мебели? Да и вообще, принцип ли это, если он предполагает такое количество исключений? Надменные фильдекос и файдешин - им-то почему закон не писан, хотелось бы знать?". Впору воскликнуть: "Воистину нет правил для исключений!". Даже хорошо продуманные пособия (например, Н.С. Валгина, В.Н. Светлышева "Орфография и пунктуация. Справочник". М., 1993; М., 2001), где сделана попытка объяснить большинство написаний, демонстрируют явную невозможность уложить многие из таковых в прокрустово ложе правил. Скажем, почему прилагательное ветреный пишется с одним Н, а безветренный - с двумя. Мы не говорим уже о том, что язык - это живой организм, и потому он находится в постоянном развитии, изменении, в нем происходит стремительное обновление - в том числе и словарного состава, так что учесть все новые слова и зафиксировать их незыблемое написание не в силах ни один словарь. Суть проблемы состоит в том, что, к величайшему сожалению, даже относительно логичные пособия по современному русскому языку предлагают изучать правописание всего лишь как сумму практических приемов. Причем правила, регламентирующие эти приемы, столь путаны и порой противоречивы, что мало кто в состоянии их успешно применить. Например, подавляющее большинство претендующих на золотую медаль школьников-зубрилок в тестах по русскому языку изобразили слитное написание словосочетания в пол спичечного коробка (полспичечного), мотивируя свой выбор известным им и, заметим, вполне справедливым правилом: "Сложные слова с корнем пол (половина) пишутся слитно, если второе слово начинается с согласной, кроме Л ". Другой пример: "В предложении "Девушка была начитанна" начитана - краткое причастие, так как образовано от приставочного глагола, следовательно, это слово пишется с одним Н", - говорит студентка. Ответ вполне соответствует бездумно вызубренному правилу.
      Избежать подобных благоглупостей можно лишь одним способом: поняв ту внутреннюю логику, на стержень которой нанизаны все частные орфографические и пунктуационные правила и рекомендации по написанию. То есть, иначе говоря, достичь вершин не только знания, но и осознания.
      Спешим уверить отчаявшегося читателя грамматических справочников, что не так страшен великий и могучий русский язык, как его малюют Розенталь и иже с ним. Более того: русская орфография как исторически сложившаяся совокупность правил по справедливости считается одной из лучших в буквенно-звуковых    [буквенно-звуковое (иначе: буквенное, звуковое, фонетическое, буквенно-фонемное, алфавитное) письмо - особая система фиксации речи, при которой отдельный звук передается, как правило, при помощи одного знака (буквы)]     системах письма. Именно потому, заметим, что орфография наша представляет собой не хаотичный набор неизвестно на чем основанных требований, а логичную систему правил, базирующуюся на незыблемых принципах, поступиться которыми ее ничто и никто не заставит.

В продолжении мы расскажем о принципах русской орфографии...

Полный вариант статьи

С.Друговейко, кафедра русского языка СПбГУ

Готовимся заранее. Экзамен по литературе (сочинение)

      Подготовка к экзамену по литературе (сочинение) требует определенной системы. Помните, что в негуманитарных учебных заведениях первая тема всегда по литературе ХIХ века (первая половина ХIХ века: А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь - все произведения школьной программы с 5 по 9 классы, плюс вторая половина ХIХ века: А.Н. Островский, И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, Н.С. Лесков, М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов - проза; Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет - поэзия - все произведения школьной программы 10 класса.
       На гуманитарных факультетах этот материал программы 9 и 10 классов может быть разделен на две самостоятельных темы по принципу:
  1. Первая половина ХIХ века (А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь - все произведения школьной программы с 5 по 9 классы).
  2. Вторая половина ХIХ века (А.Н. Островский, И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, Н.С. Лесков, М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов - проза; Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет - поэзия - все произведения школьной программы 10 класса).
      Вторая тема - по литературе ХХ века: И.А. Бунин, А.И. Куприн, М. Горький, М. Шолохов, А. Фадеев, А. Платонов, М. Булгаков, Е. Замятин, М. Зощенко, А. Солженицын, В. Шукшин - проза; А. Блок, В. Маяковский, С. Есенин, А. Ахматова, М. Цветаева,Б. Пастернак, О. Мандельштам, А. Твардовский - поэзия.

      Третья тема - современная литература (например: "Стихи о природе в современной литературе", "Нравственные истоки подвига человека на войне", "Судьба деревни в современной прозе" и другие).

      В качестве подготовительного материала, позволяющего сориентироваться и заранее выбрать возможную группу тем для повторения, приведем варианты тем сочинений, которые предлагались абитуриентам санкт-петербургских вузов в 1999 - 2000 годах:
  1. "Отцы" и "дети" в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума".
  2. Тема любви в произведениях А.И. Куприна.
  3. Нравственные уроки русской истории (по литературе 60-90-х годов ХХ века).
Или:
  1. Семейная тема в русской литературе ХIХ века.
  2. Мое любимое стихотворение М. Цветаевой.
  3. Образ молодого героя (по литературе 60-90-х годов ХХ века).
Или:
  1. Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина.
  2. "Вечные" вопросы в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита".
  3. "Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые…" (по  литературе 60-90-х годов ХХ века).
Или:
  1. История России в произведениях М.Ю. Лермонтова.
  2. Революция в произведениях А. Блока и В. Маяковского.
  3. Человек и история (по литературе 60-90-х годов ХХ века).
      Очевидно, что темы четко ориентированы на определенный период литературного процесса. Рекомендуем начать подготовку с выбора литературной эпохи и связанных с ней писательских имен.
      Предлагаем прочитать и проанализировать с точки зрения соответствия теме и речевого оформления сочинения на различные темы программы, в частности связанные с творчеством М. Булгакова, А. Платонова, М.Горького, Б. Пастернака, А. Блока, М. Шолохова и других авторов. Каждому сочинению предпослан комментарий, помогающий осмыслить тему работы и задачи пишущего.
      Они размещены на сайте "Культура письменной речи" в разделе "Примеры сочинений".

С. Белокурова, преподаватель русской литературы

Минутка отдыха - выписки из работ учащихся

  • "И прячут в головки мягкий мох..." (о птенцах).
  • Вдоль дороги сидел воробей.
  • Мальчик пошел вперед рыбацкой гордостью.
  • Вдруг в пяти шагах от меня сидел под елочкой заяц. Он взял ружье, нацелился и говорит: "Не трогайте меня, простите".
  • Есенин борется за отмену крепостного права.
  • Кавказский край населяют есаулы, казаки и другие нации.
  • Лермонтов смело, с огромным энтузиазмом встал на путь освобождения России.
  • Все тело Лермонтова занимала свобода.
  • Все люди пачками уходят в отставку.
  • Каждое произведение писатель пропускает через душу или через почки, потому что все лишнее отфильтровывается и на бумаге появляются лишь плоды долгих размышлений и очищений.
Продолжение...
Из коллекции учителя русского языка Л. Соколовой

Информация
     Рабочая группа проекта "Культура письменной речи" готова ответить на ваши вопросы и выслушать ваши предложения. Приглашаем к сотрудничеству преподавателей-словесников. Ваши идеи, находки и наработки мы сможем разместить на сайте.
     Добро пожаловать к нам: http://www.likbez.hut.ru (зеркало: http://www.likbez.h1.ru)

Ведущий рассылки А. Белокуров
 

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Рейтингуется SpyLog

В избранное