Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Культура письменной речи. Помощь: русский язык и литература.


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Ресурс "Культура письменной речи"
Выпуск 3 11 августа 2001 г.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

В выпуске:
1. Принципы русской орфографии. Часть 2. Морфологический (морфемный) принцип
2. Готовимся заранее. Экзамен по литературе (сочинение). Методические рекомендации. Выбор темы
3. Новости "Культуры письменной речи"
4. Перлы "знатоков"- выписки из работ учащихся

Принципы русской орфографии (часть 2)


       Итак, орфография русского языка представляет собой не хаотичный набор неизвестно на чем основанных требований, а логичную систему правил, базирующуюся на незыблемых принципах, поступиться которыми ее ничто и никто не заставит.
      Ведущим орфографическим принципом нашего письма является так называемый морфологический (или морфемный) принцип, суть которого состоит в следующем:
необходимо сохранять единообразное написание всех значащих частей слова (морфем, то есть приставок, корней, суффиксов и окончаний), несмотря на различие в их произношении.
      И это необычайно важно вот по какой причине: слово складывается из морфем, как дом из отдельных кирпичиков, и в каждой из таких частей заложена определенная информация о его значении и грамматических свойствах.

      Приведем несколько примеров. Самые простые: воды, вода, водяной (корень -вод- произносится
по-разному, но пишется одинаково, так как во всех словах является носителем их вещественного значения);
поезд, поехал, поезжай (приставка по- в этих словах пишется одинаково, вне зависимости от произношения, так как имеет значение, указывающее на время или способ действия);
дубовый, березовый (суффикс -ов-, производящий прилагательные со значением принадлежности, пишется одинаково, несмотря на разницу в произношении);
столом, стулом (окончание -ом пишется одинаково, несмотря на различие в произношении, ибо указывает на одну и ту же форму существительного мужского рода, а именно творительный падеж единственного числа).

      А вот примеры посложнее. Представьте, что вам необходимо изобразить на письме слово констанцский - прилагательное, образованное от названия города в Румынии. Можно, конечно, отправиться в библиотеку за толстенным орфографическим словарем. Но можно ведь "пойти другим путем", то есть призвать на помощь свой лингвистический опыт, имеющийся в багаже каждого носителя языка. Прилагательные от географических названий в большинстве своем образуются в русском языке при помощи суффикса -ск-, присоединяемого к основе производящего слова : Псков - псковский, Новгород - новгородский, Тарту - тартуский и т.п. (Этот суффикс является регулярной и продуктивной словообразовательной единицей, образующей относительные имена прилагательные с общим значением отношения, свойственности или типической принадлежности тому, что названо мотивирующим словом [За справками по поводу значений отдельных морфем советуем обратиться к следующему изданию: Ефремова Т.Г. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. М., 1996.] ) Следовательно, поскольку в слове Констанца производящей основой является корень констанц- ( не входит в основу, так как является окончанием, то есть изменяемой частью слова, только показателем его формы, и это легко определить - изменяя существительное Констанца по падежам, мы видим какая именно часть этой словоформы остается незыблемой: Констанц-ы, Констанц-е и т.д.), то к нему следует просто присоединить суффикс -ск- : констанц-ск-ий.

      Вывод первый: непременным условием овладения нормами современной русской орфографии является умение членить слово на морфемы.

      А теперь проверьте себя: попробуйте сделать морфемный анализ следующих слов и определить в них значения морфем: освободиться, намеренно, испортившийся, услышал, злейшего, птичий, открытого, заболеть, люблю, противодействие, таинственный, доел, продавали, крыльцо, объездчиком.

План морфемного анализа и правильные ответы будут представлены Вашему вниманию в следующем выпуске нашей рассылки.

Полный вариант статьи

С.Друговейко, кафедра русского языка СПбГУ

Готовимся заранее. Экзамен по литературе (сочинение)


Методические рекомендации (часть 1)
Выбор темы


      На выпускном (или вступительном) письменном экзамене по русскому языку и литературе предлагается три темы:
   1) по текстуально изученным в средней школе (колледже, лицее, гимназии) произведениям русской литературы XIX в.;
   2) по текстуально изученным в средней школе (колледже, лицее, гимназии) произведениям русской литературы 1-й половины XX в.;
   3) по произведениям современной русской литературы (70 - 90-е годы XX в.).

       Последняя тема часто называется "свободной", хотя в полном смысле слова таковой не является и предполагает самостоятельный выбор тех произведений современной литературы, которые экзаменующийся отбирает в качестве иллюстративного материала для своего сочинения. Примером могут служить темы, предложенные абитуриентам филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета:
      1. Тема будущего в пьесах А. Чехова.
      2. Маяковский-футурист.
      3. Новые имена в русской литературе 80-90-х годов XX в.

     Темы для сочинений составляются с таким расчетом, чтобы экзаменующийся смог продемонстрировать уровень своего культурного, интеллектуального, эстетического развития, т. е. способность воспринимать литературное произведение как факт искусства, умение логически интерпретировать литературное произведение, проявлять эстетический вкус при оценке того или иного литературного материала (текста).
     С точки зрения синтаксического оформления темы могут быть различны:
      - тема-понятие (например, "Тема долга и чести в русской литературе XIX века");
      - тема-суждение (например, ""Чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое" (А. Чехов)");
     - тема-вопрос (например, "Как вы понимаете смысл названия комедии А. Грибоедова "Горе от ума"?").


      Выбор темы - очень важный и ответственный этап в работе экзаменующегося над сочинением, так как от него во многом зависит качество исполнения сочинения и окончательный результат.
      При выборе темы экзаменационного сочинения следует учитывать ряд обстоятельств и руководствоваться определенными критериями.
      Во-первых, экзаменующийся должен понимать тему, уметь объяснить каждое понятие, вынесенное в ее название.
      Во-вторых, экзаменующийся должен знать и понимать материал, привлекаемый им для раскрытия темы, т. е. знать текст самого произведения (или произведений), привлекаемого (привлекаемых) для анализа.
      В-третьих, он должен уметь использовать сведения по теории и истории литературы, апеллировать к историческим и философским взглядам, необходимым для более глубокого раскрытия темы.
      Наконец, в-четвертых, он должен испытывать определенный интерес к избранной теме, что позволит ему написать более эмоциональное сочинение, обнаружить творческий потенциал своей личности. Немаловажную роль играет в данном случае и опыт в написании сочинений на подобную тему.
      Принимая во внимание совокупность перечисленных выше обстоятельств, экзаменующийся, в конечном счете, не должен отдавать предпочтение только одному из факторов (например, знанию текста или интересу к теме), но учитывать совокупность своих возможностей и выбрать тему так, чтобы она помогла обнаружить лучшие стороны его способностей и подготовки.

      Задание: Ознакомьтесь с подборками из трех тем и, сообразуясь с предполагаемыми экзаменационными условиями (малое количество времени, отсутствие вспомогательного материала, необходимость отказа от использования художественных текстов и т. п.), попробуйте выбрать тему на основе изложенных выше критериев и обоснуйте свой выбор.

1. Государство и личность в творчестве А. С. Пушкина.
2. Идейно-художественное своеобразие рассказа М. Горького "Старуха Изергиль".
3. Тема духовного богатства человека в русской литера туре 80-90-х годов XX в.

1. Поэт и гражданин в русской поэзии XIX в.
2. Русская деревня в творчестве И. Бунина.
3. Тема социальной справедливости в литературе 80-90-х годов XX в.).

1. Кавказская тема в творчестве М. Лермонтова.
2. Судьбы русской интеллигенции (по творчеству Б. Пастернака).
3. "Время эти понятья не стерло..." (по произведениям русской литературы 80-90-х годов XX в.).

Следующий этап - разработка темы сочинения - в очередном выпуске нашей рассылки.


            Полностью статья опубликована на сайте "Культура письменной речи".

Новости "Культуры письменной речи"

      С 5 по 11 августа на сайте опубликованы статьи:
Перлы "знатоков"- выписки из работ учащихся

  • Павел Петрович - аристократ до кончиков наманикюренных пальцев.
  • Царапинами, ссадинами, ранами облеплено все его тело.
  • Рождаются младенцы и выдавливают из себя слово "мама".
  • Во время войны бойцы срастались друг с другом.
  • Князь Андрей зазеленел, как дуб.
  • Весной крестьяне сажают урожай.
  • Середина конца 19 века.
  • В комедии Грибоедова изображены крепостные дворяне.
  • Терзаемый собственной гениальностью Гоголь медленно сошел с ума.
  • Лермонтов обладал большим талантом, но зря потратил его на этого гадкого Печорина.
Продолжение...
Из коллекции учителя русского языка Л. Соколовой

 
     Рабочая группа проекта "Культура письменной речи" готова ответить на ваши вопросы и выслушать ваши предложения. Приглашаем к сотрудничеству преподавателей-словесников. Ваши идеи, находки и наработки мы сможем разместить на сайте.  Добро пожаловать к нам: http://www.likbez.hut.ru (http://www.likbez.h1.ru)

Ведущий рассылки А. Белокуров
 
Все права защищены © ABL-2001.
Воспроизведение материалов допускается только со ссылкой на сайт "Культура письменной речи" .

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Рейтингуется SpyLog

В избранное