Ох, уж эти гарантии! В Киеве, в бытность
курсов «Домашней Академии», когда приходилось отвечать по телефону, вопрос
гарантии звучал достаточно часто: «А вы гарантируете, что я научусь»? Как будто
речь шла об утюге, стиральной машине или телевизоре!
Я долго думала, как отвечать. С одной
стороны, сказать, что не гарантирую, - кто придет? Но – с другой – мне
совершенно не хотелось (и не хочется!) брать на себя ответственность за
кого-то, т.е. гарантировать.
Нужен был третий вариант, и я его
придумала. Посмотрев в Книгу учета учеников, я видела номер последнего, кто к
нам пришел, и говорила: «Если вы к нам придете, то ваш номер в Книге учета
будет 561. Это значит, что 560 человек, пришедшие до вас, уже научились, мы ждем исключение!»
На том конце провода замирали, потом раздавался
легкий смех (или смущение): «Да я вроде не исключение…».
Итак, мои дорогие, исключения есть, я о них
уже писала. Из 5-6 тысяч будет один ненаучившийся, но в это число так же трудно
попасть, как в спортлото!
А вот еще одна история. Невыдуманная.
40-летняя женщина привела дочь на
компьютерные курсы. Насколько мама была красавицей, настолько дочь была
уродливой. И… психически больной. Она глупо улыбалась и невпопад вставляла
слова. Увидев компьютер, она подошла почти вплотную и стала рассматривать отдельно все его составные,
как инопланетянина. Я сразу поняла, что обучить ее хоть каким-то азам будет
нелегко.
А мама в это время рассказывала, с каким
трудом она накопила деньги на обучение, и как обижает отчим ее девочку, и как
она хочет, чтобы та чему-то научилась. Отказать ей – значило добавить к ее
безмерному горю еще крупицу, причем, немалую.
Тогда я предложила обучить ее машинописи.
«Если после этого вы найдете работодателя, то я берусь научить ее тому, что
будут требовать от нее на работе». На том и порешили.
Люда, назовем ее так, училась у нас не 20,
а 40 дней. Но ее уроки были примером для всех. У нее была высокая организация
выполнения порученного. Тогда мы еще учились машинописи на пишущих машинах, и
Людины упражнения можно было сразу давать другим в качестве образца.