Школьные управленцы корректируют свои представления!
Очередная организационно-деятельностная игра (ОДИ-33) по теме “Оперативные вопросы и тактические задачи управления школьным образованием”
состоялась с 7 по 12 февраля 2000 г. на базе профилактория “Лесной”. Участвовало более 70-ти управленцев краевых инновационных комплексов по созданию КСО и ИОСО – директора школ, заведующие управлений образования, члены Совета комплекса, руководители экспериментальных площадок.
Уже стало традицией, что зимний сбор – это место коррекции и уточнения наших представлений о предстоящей деятельности. Поэтому не случайно тематика дней и рабочих групп была разработана руководителем игры М.А. Мкртчяном так, чтобы на самой игре участники сталкивались с рядом проблем, и им приходилось нарабатывать другие способы выработки
стратегических целей, определения тактических ходов и решения оперативных вопросов. Ключевое событие сбора: лекция М.А. Мкртчяна об исходной проблеме современного образования - включенности каждого ученика в учебный процесс.
Об интенсивности мыследеятельности участников игры свидетельствует
хотя бы режим работы, включавший установочный доклад, обсуждение вопросов в группах, общее заседание, “вечерний университет”: начало – в 9 утра, а окончание - не ранее 21 часа! А для чего эти добровольные “муки”? Только личные изменения школьных управленцев в осознании действительного предназначения, состояния, проблем и трудностей образования и в “проигрывании” способов их решения позволят осуществить резкий сдвиг в создании новой образовательной практики на основе коллективных учебных занятий.
Своими размышлениями об организационно-деятельностной игре делятся ее участники. Чего ожидали? Что получили?
Полежаева Тамара Ивановна, руководитель площадки по КУЗ в средней школе села Грузенка Балахтинского р-на. Я уже не первый раз участвую в таких играх. Чего ждала от нее? Эмоционального подъема на последующую работу у себя в школе, встреч с людьми, давно знакомыми - узнать, как они живут и продвигаются. Ехала также для повышения своей квалификации: разобраться в понятиях “стратегия”, “тактика” и “оперативные вопросы”.
Игра во многом зависит от деятельности групп, от их самоорганизации. При определении, в какую группу пойти, искала такую, чтобы количество участников было небольшое. Такой оказалась, к счастью, группа: “Здоровье детей – один из узловых вопросов образования”.
На предыдущих сборах нравилось взаимодействовать с Надеждой Константиновной Райсвих и Галиной Викторовной Клепец. В группе были Алевтина Васильевна Макарчук - удивительный и неординарный человек – и Владимир Борисович Лебединцев. И в этот раз работа с ними была эффективна.
Мы в первый же день определили стратегию поведения группы в игре, наметили тактические ходы по ее осуществлению. В последующие дни вынуждены были все это уточнять и корректировать.
На третий день после установки М.А. Мкртчяна решили один из оперативных вопросов: распределили функции - выбрали руководителя группы, методолога, игротехника, докладчика и того, кто записывал текст нашего доклада.
Наша группа предложила не ограничиваться только игрой и продолжением работы в своих школах, как это происходило раньше. Мы решили взять ответственность на себя и начать осмысливать состояние здоровья детей на площадках, помогать собирать материалы в банк данных и освещать их в средствах массовой информации. Нужно показать общественности, что технология коллективных учебных занятий способствует сохранению здоровья учеников.
Хотя давно провожу открытые уроки для учителей–предметников, совещания завучей и директоров школ района, раздаю им литературу по КСО, только на этой игре осознала важность широкого распространения практики коллективных учебных занятий.
По приезду самочувствие было болезненное, но удивительное сочетание ОДИ и условий проживания помогло подлечиться, способствовало продуктивной мыследеятельности, поднятию настроения. Велика роль М.А. Мкртчяна. Он центр притяжения и вдохновения всех участников игры.
Малашина Людмила Петровна, методист Центра развития образования. Характерной особенностью этой игры было переосмысление значимости КСО-шного движения. На сборе обсуждались реальные достижения на наших экспериментальных площадках. Общество и государство должны знать, что могут от нас взять для решения своих проблем. Эта игра является исходной для последующих сборов, но уже на других уровнях : в 2001 г. будет конференция в масштабе СНГ, а в 2002 – международная.
Бусыгин Владимир Марсович, главный специалист Краевого управления образования. Ехал с желанием. Меня интересовало, с одной стороны, какие возможности есть у технологии коллективных учебных занятий по отношению к одаренным детям? Стало понятно: пока на практике технологию используют лишь для работы с одаренными, чья одаренность лежит в сфере школьных предметов. Насколько можно удовлетворил интерес к КСО. Дальнейшее продвижение, конечно, за рамками игры.
С другой стороны, было желание поисследовать игру: посмотреть, как устроена, как организуется, как работают люди, оправдываются ли их надежды. По сравнению с ОДИ Щедровицкого, где жестко идет процесс, игра М.А. Мкртчяна другая: участники менее напряжены, по ночам не работают.
Всем известен “мозговой шурм”, в котором всякая критика запрещена, снимаются барьеры для рождения идей. А здесь есть в каждой группе руководитель, методолог, игротехник. Критика распространена. Что она обеспечивает? По Мануку, она должна помогать. В отдельных выступлениях присутствовала некоторая боязнь сказать “не так”. Вообще-то, это естественно. Если есть движение, им надо управлять и людям указывать, что они делают неправильно.
Не ясно, существуют ли на игре специальные механизмы стиму-лирования эвристических взглядов, отношений, идей.
Задумывался, могут ли на этой ОДИ сложиться такие группы, которые выработают свои планы и программы и будут двигаться в одном направлении. К сожалению, не было места получить надежных данных.
Появилось новое знание о краевых инновационных комплексах по КСО и ИОСО: есть у нас комплексы, они стоят каких-то сил и затрат, оправдывают ли они ожидания, как сделать их эффективными? При этом стоит вопрос, хотя он и не был предметом игры - куда движется само краевое образование? Есть хорошая машина, но куда она движется? Эту тему мы обсуждали с Владимиром Александровичем Миновым чуть ли не каждый день еще в ГУНО.
Организаторам, вероятно, было важно мобилизовать участников игры на работу в КСО-шном направлении. Ведь демонстрация достижений площадок может привести к социальному признанию, повернет школы к этому направлению, которое будет востребовано властными структурами, обществом.
Для людей же значима игра тем, что их не забыли, что их приглашают, что они занимаются чем-то важным, что они небезынтересны. Ощущение своей значимости улучшает отдачу.
Изменилось ли их сознание? У начинающих “игроков”, несомненно. А у “закоренелых”… Поведение их в начале и в конце игры было вроде бы одинаковым. Не было замечено их особой эмоциональной вовлеченности. У начинающих же эмоции вспыхивали, это значит, внутри что-то происходило.
Есть ли чувство удовлетворенности? Время не зря прошло, значит, чего-то более полезного сделать было нельзя.
Мораль выпуска рассылки.
Мы продолжим публикации материалов “Вестника КСО”. Какие будут у Вас соображения – присылайте, потолкуем и опубликуем.