Современное образование (Написание рабочей программы по дисциплине)
Автор рассылки "Современное образование" - Бармашова Л.В.
Написание рабочей программы по дисциплине
Добрый день, дорогие друзья!
Работа преподавателя начинается с написания рабочей программы по дисциплине. В соответствии с требованиями (пока проектов) стандартов третьего поколения необходимо переосмыслить преподавание своей дисциплины, исходя из требований компетентностного подхода к обучению студентов. Программа должна содержать цели освоения дисциплины, место дисциплины в структуре ООП ВПО, компетенции обучающегося, которые будут формироваться в результате изучения дисциплины, структуру и содержание дисциплины, образовательные
технологии по разделам и темам, содержание дисциплины по вопросам, которые будут изучаться в каждой теме, обязателен глоссарий по изучаемой дисциплине, чтобы студенту легче было бы ориентировать в терминах и определениях, желательно указать сокращения, которые будут использоваться при изучении данной дисциплины, список рекомендованной основной и дополнительной литературы.
В целях освоения дисциплины необходимо продумать формулировку таким образом, чтобы это было коротко и емко. Далее надо перечислить, что должен знать студент, уметь и чем должен владеть.
Например, целью освоения дисциплины «Управление персоналом» является овладение современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации. В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
Студент должен знать:
роль и место управления персоналом в общем организационном управлении и его связь со стратегическими задачами организации;
причины многовариантности практики управления персоналом в современных условиях;
бизнес-процессы в сфере управления персоналом;
организационно-правовые аспекты управления персоналом;
современные методы бора и обработки информации с помощью КП.
Студент должен уметь:
разрабатывать мероприятия по привлечению и отбору новых сотрудников и программ их адаптации;
разрабатывать программы обучения сотрудников и оценивать их эффективность;
использовать различные методы оценки и аттестации сотрудников и участвовать в их реализации;
разрабатывать мероприятия по мотивированию и стимулированию персонала в организации.
Студент должен владеть:
современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации;
современным инструментарием управления персоналом.
В разделе место дисциплины в структуре ООП ВПО необходимо перечислить с какими дисциплинами Ваша дисциплина имеет межпредметные связи, с указанием блоков по стандарту (федеральный компонент). Необходимо указать где далее будут использоваться студентом приобретенные знания, умения и навыки.
Например (это не является догмой, но будет проходным вариантом. Пределу совершенства нет). Данная дисциплина входит в федеральный компонент блока специальных дисциплин (СД.Ф.06). Данная дисциплина тесно связана с такими дисциплинами как «Психология и педагогика» (ГСЭ.Ф.06), «Русский язык и культура речи» (ГСЭ.Ф.08), «Социология» (ГСЭ.Р.03), «Правоведение» (ГСЭ.Ф.05), «Основы менеджмента» (ОПД.Ф.01), «Теория организации» (ОПД.Ф.04), «Организация производства на предприятии» (ОПД.Ф.04.2), «Организационное
поведение» (ОПД.Ф.09), «Социология и психология труда» (ОПД.Р.02), «Безопасность жизнедеятельности» (СД.02), которые изучаются в более ранних семестрах и студент уже имеет представление об организационной структур, о трудовых ресурсах предприятия, о личности и ее социальной роли в обществе, о трудовом коллективе, о функциях управления, об оплате и нормировании труда, об условиях труда, о стратегическом и оперативном планировании, об эффективности работы служб и отделов организаций (предприятий).
Знания, умения и навыки, приобретенные после изучения данной дисциплины, ложатся в основу изучения последующих дисциплин, таких как «Управленческие решения» (СД.Ф.02), «Информационные технологии управления» (СД.Ф.03), «Этика бизнеса» (ГСЭ.В.03). Полученные знания и умения будут использованы в период преддипломной практики.
В курсе «Управление персоналом» формируется ряд значимых компетенций, которые оказывают важное влияние на качество подготовки выпускников.
Далее необходимо прописать наиболее сложный и ответственный раздел «Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины». Компетенции основные прописаны в стандарте и их можно взять там (универсальные, профессиональные, общекультурные). Взаимозависимость компетенций, технологии обучения, оценочных средств и форм контроля должны быть представлены далее по тексту или выполнены в виде таблицы.
Получение студентом каждой компетенции происходит с помощью определенных технологий обучения, которые выбираются преподавателем. Каждой технологии обучения необходимо найти и предложить оценочное средство, посредством которого идет оценка результата работы студента. Форма контроля – это конечный результат (в форме чего) работы студента.
С уважением, Бармашова Лариса Викторовна Кандидат экономических наук, доцент, Директор филиала Московского государственного индустриального университета в г. Вязьме Смоленской области. http://barmashova.ru/