Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Обучение через исправление ошибок 61


Я нашел лишь один способ
быстро и результативно учиться -
делать дело...
и исправлять найденные ошибки...

выпуск 61

Принципы обучения мышлению

В этой статье я рассматриваю принципы обучения мышлению школьников в возрасте от 7 до 14 лет. Такой предмет как мышление пока программой среднего образования не предусмотрен. Поэтому обучение может вестись либо индивидуально, либо в форме факультатива.

1. Мышление рассматривается не обособленно, а как неотъемлемая часть таланта – универсального инструмента по решению творческих задач. (Концепция таланта рассмотрена в другой статье.) Мышление связано с другими частями таланта, такими как чувства, воображение, энергопотенциал, психомоторика.

2. Универсальность. В процессе обучения может рассматриваться любая задача, из любой области знаний и деятельности. Определяющее условие только одно – уровень подготовленности учеников. Следствием принципа универсальности является большое разнообразие задач.

3. Чередование видов деятельности. Всю информацию можно условно разделить на три основных класса: слова, числа и образы. В соответствии с этим интеллект делят на вербальный, математический и пространственно-образный. Обычно в ходе одного занятия даются задания на все три вида интеллекта.

4. Принцип активности. Результат может быть получен только в процессе деятельности. Сам процесс деятельности является для мышления не менее важным, чем полученный результат. Даже при отсутствии желаемого результата процесс деятельности создаёт опыт, а значит, формирует мышление. Поэтому бездеятельность, пассивность являются самыми тяжкими нарушениями дисциплины. Со всеми вытекающими последствиями...

5. Принцип равенства. Успешность или проблемы в каких-либо видах деятельности не должны быть причиной дискриминации. Основным критерием развития является динамика собственных изменений. При этом некоторые преимущества в процессе занятий может давать собственная активность.

6. Журналирование. Каждый ученик использует свою рабочую тетрадь в том числе и как бортовой журнал, т. е. фиксирует все виды деятельности и полученные результаты. Это крайне необходимо для отслеживания динамики изменений.

7. Формирование базовых навыков. В мышлении, как и в любом виде деятельности, есть элементарные действия, которые должны выполняться быстро и правильно. Значительную часть любого обучения составляет именно формирование навыков. Здесь есть одна проблема - количественная оценка владения навыком. (Как проверить, что навык уже сформирован?) Для проверки и отработки очень многих навыков я использую компьютерные обучающие программы. Если на 30 вопросов дано не менее 28 правильных ответов, то я считаю, что проверяемый в достаточной мере владеет навыком. Таким образом, очень легко проверить, по каким навыкам имеются проблемы. И есть чёткий критерий, до каких пор продолжать формирование навыка.

8. Быстрая обратная связь. Обратная связь – это информация о том, насколько правильным было действие. В некоторых случаях обратная связь обеспечивается самой задачей, найденное решение говорит само за себя. При отработке навыков с помощью обучающих программ максимально быструю обратную связь обеспечивает компьютер. В остальных случаях требуется помощь учителя или напарника.

9. Игры – это серьёзно! Важнейшим средством развития мышления являются интеллектуальные игры. Весь процесс обучения можно рассматривать как большую игру. Игра развивает интерес, включает эмоции, т. е. увеличивает расход энергии. А значит, расширяет возможности в достижении целей.

Игры способствуют общению, развитию коллективизма и взаимопомощи.

Можно назвать ещё много положительных качеств игр, но не будем...

Для развития мышления используются интеллектуальные игры. В большинстве случаев для участия в игре не требуется каких-либо серьёзных знаний и длительной подготовки. Принять участие в игре может каждый. Но побеждает сильнейший. В нашем случае, это человек с большим опытом и с более развитым мышлением. Родители очень помогут своему ребёнку, если будут играть с ним в эти игры дома, в часы досуга. В большинстве случаев правила очень просты, осваиваются за несколько минут. Сами игры подбираются так, чтобы не занимать слишком много времени. И ещё, игры с ребёнком – это способ ненавязчивого контроля за его успеваемостью...

Вы можете легко отправить мне письмо.
Буду рад Вашим отзывам и новым вопросам.

Подписаться на рассылку можно через ее домашнюю страницу в каталоге
http://subscribe.ru/catalog/job.education.oshibka
Там же можно найти предыдущие выпуски.

Успехов Вам, Добра и Любви!
Мордвинов Яков

Дужественные рассылки на Subscribe.ru

Прежде всего ссылочка
для тех, кто решил изменить свою жизнь.

И еще одна ссылочка для любителей "системного подхода" :-)

Рассылка "Новости Школы Своего Дела"

Рассылка "Технология и искусство АДИ"

Рассылка "Альтернативно-Деятельностные Игры в Новосибирске"

Рассылка "Клуб "неНОРМАЛЬНЫЕ родители""

Рассылка "Знания, обреченные на успех"

Вече "Стратегия жизни"


В избранное