Путь к согласию. Переговоры без поражения! ДЕЛАЙТЕ РАЗГРАНИЧЕНИ
Здравствуйте, уважаемый
читатель!
Итак, продолжим…
ДЕЛАЙТЕ
РАЗГРАНИЧЕНИЯ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ УЧАСТНИКИМИ ДИСКУССИИ И ОБСУЖДАЕМЫМИ ПРОБЛЕМАМИ
Начало
Участник переговоров прежде всего человек
Каждый участник переговоров преследует двойной интерес: относительно
существа дела и взаимоотношений между партнерами
Отношения обычно увязываются с проблемой
При позиционном торге возникают противоречия между существом проблемы и
отношениями участников переговоров
Отделите отношения от существа дела; занимайтесь непосредственно
"человеческим фактором"
Восприятие
Поставьте себя на их место
Не делайте вывода о намерениях людей, исходя из собственных опасений
Ваша проблема - не вина других
Обсуждайте восприятие друг друга
Ищите возможность для действий, неожиданных с точки зрения другой стороны
Позвольте другой стороне сделать ставку на результат, предоставив верную
возможность участвовать в процессе
"Спасти лицо": ваши предложения должны соответствовать
возможностям партнеров
Эмоции
Прежде всего осознайте свои и их чувства
Обнаружьте свои эмоции и признайте их законными
Позвольте другой стороне "выпустить пар"
Не реагируйте на эмоциональные проявления
Используйте символические жесты
Общение
Внимательно слушайте и показывайте, что вы слышали то, что было сказано
Говорите так, чтобы вас поняли
Говорите о себе, а не о них
Говорите ради достижения цели
Предварительные действия облегчают работу
Построение работающих отношений
Будьте готовы разбираться с проблемой, а не с людьми
Каждый знает, как трудно вести дела, избегая непонимания, не сердясь и не
ссорясь, словом, не переходя на личности.
Профсоюзный лидер спрашивает: "Ну, кто призывал к забастовке?"
Иванов выходит вперед:
"Я. Опять этот болван - мастер Петров. В пятый раз за две недели он
отправил меня из бригады на замену. Он что-то против меня имеет, с меня
достаточно. Почему я должен заниматься всей черной работой?"
Позже профсоюзный лидер
предъявляет претензии Петрову: "Почему ты все время придираешься к Иванову?
Он говорит, что ты послал его на замену пять раз за две недели. Что
происходит?"
Петров отвечает: "Я
выбрал Иванова потому, что он лучше других. Я знаю, что могу доверять ему, и с
ним дела в бригаде без бригадира будут в порядке. Я посылаю его на замену,
только когда в другой бригаде нет старшего, в другом случае посылаю Ершова или
еще кого-нибудь. С этим гриппом много народу не работает. Я и не знал, что Иванов
возражает. Мне казалось, ему нравится ответственность".
В другой ситуации на
заводе по производству двигателей представитель рабочих приходит к управляющему
и говорит: "Я благодарен вам, что вы нашли время встретиться со мной. Я
хотел поговорить с вами о проблеме, которая возникла у рабочих относительно
новых правил. Составленный распорядок работы несправедлив по отношению к рабочим
ночной смены. На дневной смене рабочим позволено собирать компоненты двигателя
не полностью, а самое трудное и утомительное задание остается для ночной смены.
Мы хотели бы обдумать, каким образом можно пересмотреть этот производственный
распорядок..."
Управляющий, перебивая:
"Можете дальше не продолжать. Вы и ваши рабочие участвовали в разработке
производственного распорядка и правил. Я лично участвовал в переговорах по
поводу распорядка работы. Я выслушал ваших людей и сам подготовил эти правила.
Вы хотите сказать, что я сделал ошибку?"
"Нет, но..."
"Вы считаете, что я
несправедлив?"
"Конечно, нет, но
думаю, что нынешний распорядок привел к последствиям, которые никто из нас не
мог предусмотреть, и..."
"Послушайте, я был
назначен на этот завод, чтобы наладить производство после нескольких лет спада,
и я это сделал. Ваши рабочие удовлетворены лучшими условиями работы и
увеличившейся зарплатой, поскольку новые правила подняли производительность
завода. А теперь вы хотите начать все сначала и подвергнуть риску все, чего мы
достигли, из-за нескольких незначительных жалоб? Вы что, принимаете меня за
глупца? Не хочу слышать больше ни слова!"
И что теперь? Станет ли
представитель рабочих и дальше настаивать на своем, чем рассердит управляющего
и, вероятно, ничего не добьется? Добрые рабочие отношения с управляющим важны
для него. Должен ли он оставить это дело, несмотря даже на то, что он убежден в
несправедливости распорядка работы и в том, что это может привести к спаду в
будущем?
Что происходит в этих
случаях?
Участник переговоров
прежде всего человек
Основополагающей
реальностью переговоров, которая легко забывается в процессе осуществления
международных и деловых контактов, является тот факт, что мы имеем дело не с
абстрактными представителями "другой стороны", а с людьми. Ваши
партнеры за столом обладают эмоциями, глубокой приверженностью к определенным
ценностям, различными жизненными основами и взглядами, более того, они
непредсказуемы. Кстати, как и вы.
Этот "человеческий
фактор" переговоров может быть полезным или разрушительным. Процесс
выработки соглашения может стимулировать психологическую решимость получить
взаимоприемлемый результат. Действенные отношения, в которых со временем
возникают доверие, понимание, уважение и дружелюбие, могут превратить каждые
последующие переговоры в более спокойный и эффективный процесс. А желание
ощущать себя порядочным человеком и заботиться о том, что о тебе подумают
другие, часто может способствовать большей восприимчивости к интересам других
участников переговоров.
Кроме того, люди сердятся,
приходят в уныние, боятся, настраиваются враждебно, расстраиваются и обижаются.
Все это легко поддается устранению. Люди склонны видеть мир со своей точки
зрения и зачастую путают свое восприятие с реальностью. Им обычно не удается
правильно интерпретировать, что, например, вы имеете в виду, да и сами они
хотели сообщить вам вовсе не то, что вы подумали. Недопонимание может усилить
предубеждение и вызвать контрреакцию, тем самым
создается порочный круг; рациональный поиск вероятных решений становится
невозможным, затем следует провал переговоров. Целью такой игры становится
подсчет очков, подтверждение собственных негативных впечатлений и поиски
виновных - и все это идет в ущерб существенным интересам обеих сторон.
Неспособность
восприимчиво относиться к другим как к личностям с их особенностями может
катастрофически отразиться на переговорах. Чем бы вы ни занимались в любой
момент переговоров, начиная с подготовки к ним и далее, стоит спрашивать себя:
"Достаточно ли я уделяю внимания человеческому фактору?"
Каждый участник
переговоров преследует двойной интерес: относительно существа дела и взаимоотношений
между партнерами.
Достичь соглашения,
которое удовлетворяло бы его насущные интересы, хочет каждый участник
переговоров (с этой целью они и ведутся). Кроме того, он заинтересован и в
определенных отношениях с другой стороной. Торговец антиквариатом хочет
одновременно и получить доход и сделать клиента постоянным покупателем. Ведущий
переговоры стремится, как минимум, поддерживать работающие отношения,
достаточно благоприятные для установления приемлемого соглашения, если таковое
возможно с учетом интересов каждой из сторон. Однако обычно на карту ставится
большее.
Переговоры
преимущественно ведутся в контексте имеющих продолжение отношений, поэтому
каждый раунд переговоров важно осуществлять так, чтобы он в большей мере
способствовал развитию будущих отношений и будущих переговоров, а не мешал им.
В самом деле, продолжение отношений важнее, чем результат каких-то конкретных
переговоров, идет ли речь о долгосрочной клиентуре, партнерах по бизнесу,
членах семьи, коллегах-профессионалах, правительственных чиновниках или об
иностранных государствах.