При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Работа, образование, карьера" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Здравствуйте, уважаемый читатель! Итак, продолжим… Отношения обычно увязываются с проблемой Главное следствие
"человеческого фактора" в переговорах состоит в том, что возникает
тенденция связывать отношения между сторонами с дискуссиями по существу дела. Обе
спорящие стороны, выдвигающая требования и отклоняющая их, как правило,
относятся к людям и проблеме, как к одному и тому же фактору. В семье замечания
вроде "В кухне беспорядок" или "На нашем банковском счете
осталось мало денег" могут быть сделаны просто с целью обозначить
проблему, но, скорее всего, будут восприняты как личное обвинение. Недовольство
какой-то ситуацией может побудить вас выразить его в отношении к человеку,
который ассоциируется у вас с этой ситуацией. Вообще при позиционном обсуждении
человеческое "я" начинает играть слишком большую роль. Другой причиной того,
что суть вопроса переплетается с психологическими аспектами, является то
обстоятельство, что люди делают из замечаний по существу дела необоснованные
выводы, относятся к ним как к фактам, указывающим намерения данного человека и
его отношение к этим фактам. Этот процесс, если только мы не проявляем
осторожности, является почти автоматическим; мы очень редко осознаем, что
толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное.
Так, из сути приведенного выше конфликта, в котором пришлось разбираться
профсоюзному деятелю, следует, что Иванов вообразил, будто Петров что-то против
него имеет, тогда как Петров считал, что он поощрил Иванов, поручив ему
ответственное задание. При позиционном торге
возникают противоречия между существом проблемы и отношениями участников
переговоров Сведение переговоров к
волевой борьбе с целью достижения победы осложняет все взаимосвязанные аспекты
этого процесса. Я рассматриваю вашу позицию, как заявление о том, что вы
предпочитаете закончить переговоры таким, а не иным образом; с моей точки
зрения, ваша позиция указывает на то, как мало вы заботитесь о наших
взаимоотношениях. Если же я сам займу твердую позицию, которую вы сочтете
неразумной, то вы, в свою очередь, будете считать ее окончательной; в итоге
легко прийти к заключению, что я не очень высоко ценю наши взаимоотношения или
же вас самих. Позиционный торг
предполагает удовлетворение интересов участника переговоров и по сути дела и по
поводу установления добрых отношений, выторговывая одно за счет другого. Если в
конечном счете для вас важнее взаимоотношения с управляющим, тогда, вероятно,
вы уступите в решаемом вопросе. Либо если благоприятное решение вопроса вас
заботит больше, чем уважение или симпатия другой стороны, то в таком случае вы
можете поступиться отношениями ради дела. "Если вы не согласитесь со мной
по этому пункту, это будет вам многого стоить. Мы с вами встречаемся в
последний раз". В то же время, уступив в существе дела, вы можете н не приобрести дружеского расположения; вы не достигнете
ничего большего, а только убедите другую сторону, что вас можно провести. Отделите отношения от
существа дела; занимайтесь непосредственно "человеческим фактором" Решение существа вопроса
и поддержание хороших рабочих отношений не обязательно должны быть целями,
противоречащими друг другу, если стороны решились и психологически настроились
учитывать оба эти аспекта. Стройте ваши отношения на точном восприятии,
недвусмысленном общении, подходящих эмоциях и долгосрочном и целеустремленном
подходе. Имейте дело непосредственно с людьми; не пытайтесь решить эту проблему
за счет уступок по сути дела. Когда вы разбираетесь в
психологических проблемах, следует использовать соответствующие приемы. Так,
если ваши ощущения неясны, ищите возможность узнать больше; если страсти
накаляются, найдите способ "выпустить пар". Если возникает
недопонимание, надо постараться наладить общение. Для того чтобы найти
путь в джунглях человеческих отношений, полезно всегда учитывать три основные
категории: восприятие, эмоции и общение. Различные проблемы отношений
между людьми попадают в одну из этих трех "корзин". В переговорах легко
забыть, что вы имеете дело не только с проблемами других людей, но и со своей
собственной. Ваше возмущение или огорчение может помешать достижению выгодного
для вас соглашения. Ваше восприятие будет, скорее всего, односторонним, и вы не
сможете выслушать другую сторону или продуктивно общаться друг с другом.
Приемы, предлагаемые ниже, одинаково применимы как к вашим собственным
проблемам, так и к проблемам другой стороны. Восприятие Выяснение образа мысли
другой стороны - это не просто полезный процесс, способствующий решению вашей
проблемы. Само мышление оппонента и есть проблема. Заключаете вы сделку или
улаживаете спор, разногласия, возникающие при этом, определяются несовпадением
хода вашей мысли с рассуждением другой стороны. Когда два человека ссорятся,
они обычно спорят по поводу какого-либо объекта, например о найденных часах, на
которые оба предъявляют права, либо из-за какого-то события, например каждый из
них может обвинять другого в автомобильной аварии. То же самое относится и
к странам: Марокко и Алжир спорят по поводу сектора Западной Сахары; Индия и
Пакистан враждуют, обвиняя друг друга в разработке ядерной бомбы. В таких
обстоятельствах возникает желание больше узнать об объекте спора или о событии.
Спорящие рассматривают часы или следы тормозов на месте катастрофы, изучают
Западную Сахару или подробную историю развития ядерных вооружений в Индии и
Пакистане. В конечном счете,
однако, причиной конфликта является не объективная реальность, а происходящее в
головах людей. Истина - это просто еще один дополнительный аргумент, возможно,
хороший, а возможно, и нет, который помогает справиться с расхождениями. А сами
расхождения существуют постольку, поскольку они образуются в мышлении людей. С
этой точки зрения, опасения, даже необоснованные, являются реальными, и с ними
необходимо разбираться. Надежды, даже нереалистические, могут вызвать войну.
Факты, даже установленные, могут не иметь никакого отношения к решению
проблемы. Обе стороны могут согласиться в том, что кто-то потерял часы, а
другой нашел их, но тем не менее расходиться во мнении о том, кто же должен
получить их. В конечном счете может быть установлено, что автомобильная
катастрофа была вызвана лопнувшей шиной, которая прошла 50536,62 км, однако
стороны могут спорить по поводу того, кто должен оплатить ущерб. Подробная
история и география Западной Сахары, как бы тщательно они ни были изучены и задокументированы, не являются материалом, с помощью
которого можно было бы разрешить спор между Марокко и Алжиром. Ни одно
разбирательство того, кто и когда начал разрабатывать ядерные устройства, не
утихомирит разногласий между Индией и Пакистаном. Каким бы полезным ни
было обращение к объективным фактам, в конечном счете именно реальность в том
виде, в котором видит ее каждая из сторон, составляет проблему переговоров и
открывает путь к ее разрешению. Поставьте себя на их место То, каким вы видите мир,
зависит от того, с какой, образно говоря, колокольни вы на него смотрите. Люди
склонны видеть то, что хотят увидеть. Из массы подробной информации они
расположены изымать те факты и сосредоточивать внимание на тех из них, которые
подтверждают их предварительные представления, и не обращать внимание или
ошибочно интерпретировать те из них, которые ставят под вопрос эти
представления. В процессе переговоров каждая из сторон может видеть только достоинства
своей позиции и только упущения другой стороны. Способность видеть
ситуацию такой, как она представляется другой стороне, сколь бы трудно это ни
было, самое важное искусство, которым можно овладеть. Недостаточно знать, что
кто-то видит вещи по-другому. Если вы хотите оказать на кого-то влияние, вам
также необходимо беспристрастно разобраться, насколько оправданна его точка
зрения, и ощутить эмоциональный накал его уверенности. Недостаточно изучать
участников переговоров, как пчел под микроскопом; вы должны ощутить себя этой
пчелой. Для этого вы должны быть готовы попридержать свое суждение в течение
некоторого времени, по мере того как вы "примеряете" взгляды других.
Они могут верить в то, что их подход настолько же "правилен", насколько
вы уверены в своем. Вы видите на столе стакан, наполовину заполненный
охлажденной водой. Ваша супруга видит грязный полупустой стакан, который может
оставить след на отделке из красного дерева. Обратите внимание на
противоположные представления у квартиросъемщика и хозяйки, договаривающихся о
возобновлении аренды: Представления квартиросъемщика Представления хозяйки Плата за квартиру и так уже слишком высока. Цена за квартиру долгое время не увеличивалась. Учитывая рост цен на все остальное, я не могу себе позволить платить за
квартиру больше. Учитывая рост цен на все остальное, я нуждаюсь в росте дохода с
арендуемого помещения. Квартиру давно пора заново покрасить. При нем квартира очень износилась и пришла в негодность. Я знаю людей, которые за подобную квартиру платят меньше. Я знаю людей, которые за подобную квартиру платят больше. Молодые люди вроде меня не могут себе позволить снимать дорогую квартиру.
Молодые люди вроде него обычно производят много шума и плохо обращаются с
квартирой. Плата за квартиру должна быть снижена, поскольку этот район пришел в
запустение. Мы, хозяева, должны поднять цены, чтобы повысить престиж нашего района. Я хороший квартирант: у меня нет ни кошек, ни собак. Я сойду с ума от его громкого радио. Я всегда плачу за квартиру, как только она попросит. Он никогда не платит, пока я не попрошу. Она холодна и официальна, никогда не спрашивает, как у меня дела. Я тактичный человек и никогда не вмешиваюсь в личную жизнь жильца. Понять точку зрения
другого человека - не значит согласиться с ней. Правда, если вы лучше
постигнете его образ мышления, то можете подойти к пересмотру ваших собственных
взглядов на преимущества той или иной ситуации. Но это не цена за понимание
взглядов других людей, это выгодно. Это помогает вам сузить область конфликта,
а также продвинуться вперед в вашей собственной заинтересованности, получившей
новый стимул благодаря полученному знанию. Продолжение в следующем
выпуске рассылки… До скорой встречи! |
В избранное | ||