Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Парное обучение

  Все выпуски  

Парное обучение


Информационный Канал Subscribe.Ru

 
Парное обучение
1 мая 2002

Я прошу извинения у тех читателей, которые давно читают нашу рассылку… За что? За то, что сегодня я пишу с некоторыми дополнительными пояснениями, которые им, может быть, покажутся излишними… Дело в том, что к нам постоянно присоединяются новые читатели. И что нам с ними делать прикажете? Вот-вот! Я и подумал, что для них нужны особые оговорки, ссылки на материал предыдущих, - порой ну ооочень давнишних! – рассылок и пояснения. Поэтому я и прошу извинения у тех из Вас, кому "и без того все ясно"…

Ну вот, свершилось… Вчера я провел первое парное занятие в "группе помощи отстающим ученикам" … Как бы это нам ее покороче называть? Обрисую общую обстановку.
Похоже на то, что в эту группу "скинули" всех тех, кто "плохо понимает основной язык общения" (в моем случае это немецкий, так как дело происходит недалеко от города Heidelberg в Германии). В группе дети разного возраста, от 12 до 17 лет, имеющие вот какие родные языки: испанский, итальянский, греческий, армянский, албанский, турецкий, русский и польский. 

Вчера в группе было 13 человек, но в пятницу будут еще несколько, так как вчера несколько классов занимались где-то вне школы. Похоже также, что эта группа занимается по своей отдельной программе, то есть в основном осваивает немецкий язык. У меня в ней три "спаренных" урока два раза в неделю, во вторник и в пятницу. 

Что меня очень радует, так это изобилие языков! Просто прелесть! Какой простор для детей! Заодно и я чему-нибудь научусь "по ихнему балакать"… Ну ладно, вернемся к дневнику событий.

Директор назначил "для начала" троих учителей, которые будут присутствовать у меня на трех уроках по очереди, "чтобы помочь в дисциплине"… Ну, думаю, держись, мальчик! Но на самом деле оказалось все "ОК!", - никаких проблем с детьми не возникло. Первая учительница, - которая пошла со мною не первый урок, - не дошла до класса: у нее было ушиблено колено, и она не могла подниматься по лестнице на третий этаж. Директор предложил заниматься нам в другом классе на первом этаже, в кабинете биологии. Пошли мы туда, а таааам!… Мама родная! Длиннющие лабораторные столы, привинченные к полу, а на столах разные ящики, тоже к столам привинченные! Мало этого, так еще аудитория амфитеатром, ступеньками… Я сказал "нет! мы тут не можем заниматься!", поблагодарил учительницу и сказал ей, что пусть она будет свободна, а мы пойдем на третий этаж, в тот класс, который мне показывал директор раньше, - там столы небольшие (на одно ученика) и пол ровный. Поэтому мы первый урок занимались без помощницы…

Пришли. Я сразу рассадил учеников парами, - брал за руку и усаживал. Выбирать не было времени, сажал "как придется". Нарисовал на доске стол "вид сверху, а возле, - через уголок, - два кружочка "ученики", - и сказал, что вот так мы будем всегда сидеть.
Попросил взять чистый лист. Взяли. На доске написал мое имя "на родном языке", а затем на немецком, и далее какой мой родной язык. Говорю, теперь вы напишите таким же образом на своих листочках про себя, а листочки отдадите мне. Вот, теперь эти листочки лежат передо мною, - сижу, любуюсь!

Ах да! еще мы делали таблички с именами… В школе есть специальные, согнутые уголком, подставочки из оргстекла, в которые можно засунуть кусок бумаги, довольно большой, - туда и вставили дети свои имена. Написали кто как, иное и прочитать невозможно, а иное – хоть на выставку!

Теперь, говорю, смотрите, я буду на доске рисовать, а Вы, как только догадаетесь, что я рисую, сразу кричите! Одна девочка говорит, что "наверное, надо поднять руку?" (в немецких школах поднимают один указательный палец). Я говорю, нет, кричите, так как я стою спиною и не могу видеть, кто был первым. Ну, рисую… Мой любимый рисунок "ботинок на виде сбоку". Я всегда начинаю с носка, затем веду подошву… Только чут-чуть загнул задний срез подошвы, - кричат сразу трое! И ботинка-то еще не видно, а – уже! По голосу слышал, кто кричал, похвалил.

Теперь, говорю, берите тетрадки и делайте вот что: рисую рядом со столом и двумя кружочками алгоритм работы пары. "Рисую алгоритм" означает, что я его не записываю словами, а пишу знаками типа 

1. Р1 -> ботинок
2. Р2 - !
3. Р2 (1-2)

- и тут же расшифровываю, что это означает "первый партнер рисует картинку, а второй – угадывает, затем то же самое делают, но поменявшись ролями". При этом я пока не говорю им, что такая запись называется "алгоритм работы пары учеников". Зачем? Успею еще сказать - пока и так понятно…

После этого я свободен. Ну, конечно, возникают мелкие неувязки… Утрясаю. Оказалось, например, что один испанский мальчик "ни слова не говорит и не понимает"… Но об этом мне сказал, конечно, не он сам, а "итальянец". При этом он же мне сказал, что его итальянский "испанец" понимает немного. Пришлось тут же их посадить в одну пару. Они так и работали вдвоем почти все три урока, только на "математике" я их рассадил.

Работа пошла азартно! Я постоял возле окошка, полюбовался на них… И на себя, конечно, тоже слегка полюбовался! Еще бы! Видок что надо: шесть пар сидят и работают, только одна "нечетная" девочка сидит в одиночестве. Что с нею делать? Попробовал сам с нею сесть в пару… Отрывают! Куда там!! Оставил ее одну… Немного погодя посадил с нею другого ученика, а одну девочку оставил без пары… На втором и третьем уроках были обещанные учительницы, ими я и заполнил пробел, "превратив" их в учениц (о чем не преминули меня спросить дети "а она у нас ученицей будет?")… 

На следующем занятии попробую решить эту "проблему нечетного ученика" таким образом, что одного самого шустрого мальчишку (поляка) пристрою что-нибудь мне помогать. Может быть, приставить его к листку учета? Для начала? Потом они с этим листком и сами справятся… Нет, пожалуй, это повредит, - с листком учета пусть с самого начала знают, что "каждый отмечает сделанное сам!". Ну да ладно, придумаю для "нечетного" что-нибудь…

Все три урока я "развлекался" тренировкой "мгновенной остановки". Хлопаю трижды в ладоши и жду, когда "все остановятся и повернут головы и глаза в мою сторону"… Сперва громко хлопал, затем потише… Одна учительница было бросилась мне помогать, - останавливала тех, кто не слышал хлопков. Я ей один раз запретил, - сразу поняла… Я ей говорю, "мы же навык тренируем, не надо мешать тренировке"… К концу третьего урока уже неплохо останавливались, правда, начал сказываться азарт, - кое-кто, увлекшись работой, "ничего не слышал и не видел"… А ведь это радует! Не так ли?!!

В начале второго урока, когда они уже неплохо наладились рисовать и подписывать (а как же! обязательно! – под каждым рисунком надо "на родном и на немецком написать, что нарисовано"!) рисунки, я начал их "за ручку" пересаживать… Помните, как это называется? – "пары ограниченной сменности" это называется… Раза два было, что на лице одного из партнеров появлялась "надпись" – "с этим мне не нравиться!"…

Некоторые ученики так классно рисуют! Понарисовали огромное количество рисунков, - очень аккуратно, столбиками, и подписи "хоть на выставку!". Ну, вижу, хватить, надо "менять пластинку"… Похлопал в ладоши, говорю, переходим к другому занятию, будем считать. Пишу "6+5=" и спрашиваю, как это прочитать? Кое-кто знает, а вот как прочитать "=", - тут вышла заминка, но разобрались общими усилиями…

Да, забыл сказать, что при работе в "угадай рисунок" с надписями были трудности, поэтому пришлось дать первое домашнее задание "в следующий раз принести два словаря с родного и на родной"… Кроме того, второй пункт домашнего задания гласил "ко всем названиям дома найти и приписать артикли" (ну, в немецком это типа наших окончаний в словах)… Ну да, так вот, мы перешли к математике.

Опять "рисую" на доске алгоритм работы пары:
1. Р1 -> 6+5=
2. P2 -> 11
3. P2(1-2),
то есть на третьем шаге "смена ролей". Когда наладилась работа, я опять похлопал в ладоши и сказал, теперь изменим алгоритм (здесь я "мимоходом" употребил это слово), будем делать так: 
1. Р1 -> 6+5=
2. P2 -> 11 ->H1
3. P2(1-2)
"H1" – это значить "тетрадь Р1" (это от немецкого Heft – тетрадь), то есть "второй партнер пишет ответ своей рукой в тетрадь первого партнера". Замечательно пошло! Пишут! и хоть бы тебе что!! 
Еще чуть позже я добавил в алгоритм "запись примера словами", - нам же нужно по-немецки научиться писать-читать-говорить… Стали писать словами.

Уже дома я подумал, что нужно каждый алгоритм зарисовать на листок и прикрепить на стенку в классе, при этом для каждого алгоритма можно придумать свой значок, скажем, для "угадай рисунок" это может быть "ботинок", а для "математики" – просто запись "6+5=11". Для прикрепления на любую стенку, - абсолютно без вреда для краски, можно даже к обоям крепить! - никакого повреждения!! – у меня есть двухсторонняя клеящая лента. Развешу по стенкам! Показал пальцем "вот по этому алгоритму работаем" – и! вперед, ребята, поехали!!!

Снова многие исписали примерами целую страницу… Быстро работают! и аккуратно! Но вот что удивительно, - все без исключения пишут примеры только на сложение! Я специально прошелся по классу – только на сложение! Вот ведь какая сила инерции мышления!! Кошмар!

Однако, многие под нажимом партнера, которому "простые примеры скучны", пишут уже трехзначные числа и придумывают всякие комбинации, при которых устно не просто так вот вдруг сосчитать! Вот вам и дифференциация!! Автоматически!!! Сама происходит! Каждый ученик получает нагрузку в меру своей способности "поднять". Прекрасно!

Но, вижу, и это занятие начитает надоедать. Хлопаю в ладоши, останавливаются еще не вдруг, но уже лучше… Говорю, меняем работу, будем писать под диктовку. Возьмите какую-нибудь книжку. Книжки в классе есть разные, даже замечательные географические атласы есть (пригодятся! но чуть позже, когда слегка научимся говорить). Начали работать "взаимный диктант". Текст не показывать партнеру! Хоть по буквам, но – устно! Ну, это пока плохо получалось… Показывают текст. 

Тут и третий пункт домашнего задания созрел. Хлопаю в ладоши (уже совсем тихонько, трижды, неплохо слышат и "замирают")… Дома, говорю, подберите тексты слов эдак на 30 и читайте их "до потери пульса", чтоб от зубов отлетало… Поспрашивали, что да как… Разобрались… А тут и третьему уроку конец… Все довольные, веселые, не утомленные… И я тоже, конечно.
Теперь "оглянемся назад"… Вроде бы, с точки зрения парной технологии, особых ошибок я не сделал… Весь ввод свалил на плечи учеников (для тех, кто не знает: "ввод" это как раз и есть самая трудоемкая часть парной технологии, - откуда в процесс поступает новая информация? если от учителя, то это плохо, - трудоемко, - не только учителю, но особенно плохо при этом то, что тем самым у ученика отбирается эта функция "добывать новое").

Сожалею, что забыл показать некоторые работы учеников для всей группы! А были! были такие показательные листы! Ровно и аккуратно изрисованные и исписанные! Правда, один раз одному ученику я дал возможность нарисовать его рисунок на доске и написать подписи под ним, - он был очень рад.

Какие планы "вперед"? Начнем использовать листок учета. Когда будем работать по "угадай рисунок", то будем отмечать количество рисунков, нарисованное для партнера, - в клеточку (в колонку с номером партнера) просто будем ставит цифру. Таким же образом будем учитывать, - на другом листке, я их заготовил много (кому нужна форма, - пишите, вышлю), - количество прорешанных примеров.

Тут, кстати, есть работа для "нечетного" ученика, - написать имена всех в листок учета. Позже каждый будет вписывать свое имя сам, когда освоятся вести учет… Но это мало… Что бы еще такое для него придумать? Конечно, есть еще "дополнительные индивидуальные задания"… Но с ними – хлопотно!… Надо что-то такое "автоматическое и постоянное", то, что не нужно каждый раз заново придумывать…

Возьму с собою магнитофон, покажу, как надо работать с песнями. Пусть потихоньку подбирают для себя песню, - фонограмму, слова… На это понадобится время, пока все в группе заимеют по одной хотя бы песне. 

Ну вот, пожалуй, на сегодня "дневник" закончен. Ах! какие возможности открываются передо мною!! Аж дух захватывает!!! Дам каждому по одной земле (в России аналог "земле" – область, в Германии 15 земель), пусть каждый изучает и превращает себя в "профессора" по данной земле. Сначала – общая география, затем экономика, затем… Дааа! А потом каждый возьмет по какой-нибудь стране на выбор… И – поехали! Нет пределов!
Мечты? Конечно! Мечты есть самое главное отличие человека от остальных животных. Разве нет?

Привет! - Григорий Олегович,
================
gromyko@surfeu.de
.
 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное