Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Для Вас, педагоги! Список статей из периодических изданий 2023. Выпуск № 5-6


Муниципальное бюджетное учреждение культуры

"ПУБЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА"

Новоуральского городского округа

Зал универсальных фондов

ДЛЯ ВАС, ПЕДАГОГИ!

Аннотированный список статей периодических изданий и Интернет-ресурсов

Выпуск N 5-6

[2023]

 

НОВОУРАЛЬСК  СЕГОДНЯ

Бушманова З. Школа как смысл жизни // Нейва. - 2023. - 25 янв. (№ 7). - С. 6 : фот.*

О новоуральских учителях-ветеранах Нине Ивановне Денисовой, Валентине Павловне Петрухно, Тамаре Александровне Крыловой.

Живое слово звучитснова // Нейва. - 2023. - 25 янв. (№ 7). - С. 2 : фот.*

В Новоуральске состоялся первый конкурсный концерт городского поэтического фестиваля "Живое звучащее слово" для детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья.

ЕГЭ

Подготовлены новые редакции порядков проведения ГИА-9 и ГИА-11 на 2023-2024 и последующие учебные года. – Текст : электронный // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки : офиц. сайт Рособрнадзора. – URL:https://obrnadzor.gov.ru/news/podgotovleny-novye-redakczii-poryadkov-provedeniya-gia-9-i-gia-11-na-2023-2024-i-posleduyushhie-uchebnye-goda/(дата обращения: (03.03.2023).*

Минпросвещения России и Рособрнадзор подготовили проекты приказов с новыми редакциями порядков проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования и среднего общего образования. Изменения направлены на совершенствование и упорядочивание процедур проведения ГИА-9 и ГИА-11, итогового собеседования и итогового сочинения (изложения), в том числе в целях соблюдения прав участников ГИА и повышения объективности проведения экзаменов. Новые редакции порядков подготовлены с учетом предложений органов управления образованием и граждан. Данные изменения вступят в силу со следующего 2023-2024 учебного года. Изменятся сроки, в которые выпускники прошлых лет могут участвовать в ЕГЭ: со следующего года сдавать экзамены они смогут только в резервные сроки основного периода проведения экзаменов.

УЧИТЕЛЮ  ФИЗИКИ

К юбилею ЛидииАлександровны Бордонской // Физика в школе. - 2022. - № 8. - С. 59-61 : 1 фот.

К 75 летию со дня рождения доктора педагогических наук, профессора Лидии Александровны Бордонской.

Кабанова Л. А. Использование компьютерного моделирования на уроках физики как метода развития аналитического мышления учащихся / Л. А. Кабанова, С. В. Кабанов // Физика в школе. - 2022. - № 8. - С. 41-45 : 1 рис., 2 табл.

Предложен метод развития аналитического мышления учащихся при интеграции уроков физики и информатики.

Лебединцев В. Б. Совместное изучение по технологии переформулирования вопросов / В. Б. Лебединцев, М. В. Минова // Физика в школе. - 2022. - № 8. - С. 16-26 : 4 рис.

Рассматриваются нюансы подготовки учебных текстов, деятельности учителя по обеспечению продуктивного взаимодействия учащихся в парах.

Ловягин С. А. Развитие цифровой грамотности на уроках физики // Физика в школе. - 2022. - № 8. - С. 33-40 : 2 рис.

Описаны шесть элементов цифровой грамотности.

Мельников Р. А. Академик Николай Геннадиевич Басов : к 100-летнему юбилею со дня рождения / Р. А. Мельников, О. А. Саввина // Физика в школе. - 2022. - № 8. - С. 3-8 : 1 фот.

Н. Г. Басов – первооткрыватель квантовой электроники, благодаря чему появилась возможность применения лазера в науке и технике. Родился в г. Усмань Тамбовской губернии.

Милинский А. Ю. О наблюдении дифракции света в домашних условиях / А. Ю. Милинский, О. М. Шкарина // Физика в школе. - 2022. - № 8. - С. 46-49 : 3 рис.

Описана домашняя лабораторная работа по наблюдению дифракции лазерного излучения и расчету по дифракционной картине разрешения дисплея смартфона.

Свиридов В. В. Проблема внеземной жизни как дидактический аттрактор в преподавании астрономии и естествознания / В. В. Свиридов, Е. И. Свиридова, Е. С. Степанова // Физика в школе. - 2022. - № 8. - С. 50-58.

Астрономию и естествознание на базовом уровне общего образования следует рассматривать как учебные дисциплины нового типа, естественнонаучные, общекультурные, структурные элементы которых должны отличаться высокой связностью как внутренней, так и внешней.

Филиппов В. В. Методические аспекты выполнения заданий ЕГЭ по физике: раздел "Механика" / В. В. Филиппов, О. А. Манаенкова // Физика в школе. - 2022. - № 8. - С. 9-15 : 6 рис.

Проанализированы результаты единого государственного экзамена по физике за 2016–2021 годы, приводятся примеры заданий, их анализ и типичные ошибки.

Хусравбеков Л. Д. Разработка качественного инструмента для педагогических измерений // Физика в школе. - 2022. - № 8. - С. 27-32 : 15 табл.

Рассматриваются недостатки тестовых заданий, которые возникают из-за не имеющейся у разработчиков достаточной информации о методиках разработки тестовых заданий и конструирование педагогических тестов.

УЧИТЕЛЮ  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

Российская Федерация. Министерство спорта. Об утверждении порядка использования организациями дополнительного образования со специальным наименованием "спортивная школа" в своих наименованиях слов "олимпийский", "паралимпийский", "сурдлимпийский" или образованных на их основе слов и словосочетаний : приказ от 07 июля 2022 г., № 577 / Российская Федерация, Министерство спорта // Дополнительное образование и воспитание. - 2022. - № 12. - С. 3-7.

Опубликованы Приказ Министерства спорта Российской Федерации и Порядок использования в наименованиях спортивных школ слов "олимпийский", "паралимпийский", "сурдлимпийский".

Буханцова З. Н. Александр Невский как яркий представитель исторического костюма / Буханцова З. Н., Бушнева А. В., Бушнев Б. Г. // Дополнительное образование и воспитание. - 2022. - № 12. - С. 30-31 : ил.

Педагоги дополнительного образования представляют ход занятия, посвященного историческому мужскому костюму. Практическая часть занятия - изготовление фибулы в современной версии - застежки из полимерной глины для исторического костюма.

В Подмосковье введутотдельный норматив на внеурочную деятельность в школах : [заметка] // Дополнительное образование и воспитание. - 2022. - № 12. - С. 48

Принят закон о финансовом обеспечении государственных гарантий реализации прав на получение бесплатного дошкольного, начального, основного и среднего образования, а также дополнительного образования в учреждениях Московской области за счет средств регионального бюджета в 2023 году.

Варельджан И. Г. Инновационная деятельность как ключевой фактор развития учреждения допобразования от МИП к МОЦ / Варельджан И. Г., Малоштан Е. В. // Дополнительное образование и воспитание. - 2022. - № 12. - С. 10-14 : табл.

Авторы рассказывают об опыте инновационной работы, который позволил учреждению дополнительного образования пройти путь от Муниципальной инновационной площадки (МИП) к Муниципальному опорному центру (МОЦ). Статус Муниципального опорного центра дал возможность выстроить эффективное взаимодействие системы дополнительного образования в муниципалитете.

Денисенко О. Б. Подготовка к педагогической олимпиаде школьников как пространство формирования мотивации на получение педагогической профессии // Дополнительное образование и воспитание. - 2022. - № 12. - С. 17-19.

Автор рассматривает олимпиадное движение по педагогике как одну из форм допрофессиональной подготовки школьников; делится опытом работы учреждения дополнительного образования по общеобразовательной программе "Педагогический класс".

Долгопятов Ф. В. Использование педагогических инноваций при организации занятий по пауэрлифтингу // Дополнительное образование и воспитание. - 2022. - № 12. - С. 32-34 : табл.

Представлен опыт работы с подростками по применению инновационных педагогических практик при организации и проведении занятий по пауэрлифтингу. Дан пример тематического планирования по введению инноваций в педагогический процесс.

Долгопятов Ф. В. Проектирование навыков ЗОЖ : пед. проект // Дополнительное образование и воспитание. - 2022. - № 12. - С. 34

О проекте педагога дополнительного образования, целью которого является организация проектной деятельности подростков 11-18 лет по формированию навыков здорового образа жизни.

Ивановская Г. М. Лекция-концерт "230 лет со дня рождения Карла Черни" // Дополнительное образование и воспитание. - 2022. - № 12. - С. 44-48 : ил.

Представлена лекция-концерт, созданная с учетом инклюзивного подхода к школьникам с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся в студии музыкального творчества. Сценарий мероприятия дает возможность погрузить детей посредством воображаемых образов в главные события жизни композитора и педагога Карла Черни.

Калинина Н. А. Театральная педагогика как средство сплочения детского коллектива и учителя : для педагогов доп. образования, учителей общеобразоват. шк., родителей / Калинина Н. А., Таргаева Л. В. // Дополнительное образование и воспитание. - 2022. - № 12. - С. 15-17.

Авторы делятся опытом применения средств театральной педагогики для адаптации молодых учителей в детском коллективе, сплочения коллектива детей и преподавателя; знакомят читателей с методом выхода из стресса психотерапевта Хасая Алиева.

Командные инициативы: метод. разработка онлайн-площадки по организации командных инициатив в доп. интернет-пространстве для обучающихся 7-8 классов / Панькин А. В., Брянцева Ю. В., Бурлакова И. В. [и др.]. // Дополнительное образование и воспитание. - 2022. - № 12. - С. 35-39 : ил.

Дана методическая разработка организации онлайн-площадки "Командные инициативы", нацеленной на создание для подростков дополнительного интернет-пространства, направленного на выявление командных инициатив по решению проблем в школьной среде.

Кочина И. В. Смена весеннего лагеря "Есть идея!" // Дополнительное образование и воспитание. - 2022. - № 12. - С. 22-24 : фот.

О краткосрочной программе дополнительного образования "Есть идея!" для детей 12-15 лет лагеря дневного пребывания. Цель программы - погружение подростков в проектирование социально-значимых проектов для реальных заказчиков.

Лукьянова А. А. Природа родного края. Синичкин день : интегрир. занятие / Лукьянова А. А., Алейникова О. А. // Дополнительное образование и воспитание. - 2022. - № 12. - С. 53-56 : фот.

Предложен ход занятия с детьми, обучающимися в учреждении дополнительного образования. Цель занятия - знакомство с природой и птицами родного края. Завершает занятие лепка синицы из пластилина.

Ляшко Т. В. Всероссийский слет "Интеллектуальный Олимп" // Дополнительное образование и воспитание. - 2022. - № 12. - С. 62-64 : фот.

О слете учащихся России, который состоялся в Санкт-Петербурге в августе 2022 года. Названы авторы лучших докладов, представленных на конференцию слета.

Маргаритов М. А. "Маленький гений" : доп. общеразвивающая прогр. с детьми дошк. и мл. шк. возраста // Дополнительное образование и воспитание. - 2022. - № 12. - С. 25-26

Об опыте работы по программе дополнительного образования "Маленький гений". Программа посвящена теории решения шахматных задач и тактике игры в шахматы.

Мелещева Е. В. Использование кейс-технологии в работе объединения по интересам фольклорного направления // Дополнительное образование и воспитание. - 2022. - № 12. - С. 20-22.

Автор делится опытом работы с детским фольклорным коллективом по изучению обрядовой культуры белорусского народа, используя кейс-технологию, метод проектов, метод ситуационно-ролевой игры, метод дискуссии.

От мечты кизобретениям : [заметка] // Дополнительное образование и воспитание. - 2022. - № 12. - С. 7 : фот.

Результаты конкурса, прошедшего в рамках конференции "От замысла к воплощению" научно-технического творчества школьников Кировской области, посвященной памяти изобретателя самобеглой коляски Леонтия Шамшуренкова.

Самборская Л. А. Путешествие в страну Музыки : метод. разработка муз. занятия для детей 6-7 лет // Дополнительное образование и воспитание. - 2022. - № 12. - С. 59-61

Цель музыкального занятия для младших школьников - впечатлить и привлечь внимание детей к разнообразию звуков при совместной игре на шумовых музыкальных инструментах.

Стаченко И. В. Сценическое искусство и сценическая речь // Дополнительное образование и воспитание. - 2022. - № 12. - С. 49-51

Дан сценарий открытого занятия "Сценическое искусство и сценическая речь. Учимся говорить красиво". Цель занятия - совершенствование умений и навыков выполнения речевого тренинга с учетом особенностей детей.

Степина Т. Н. Стихотворение В. В. Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?" : конспект открытого занятия // Дополнительное образование и воспитание. - 2022. - № 12. - С. 27-29 : ил.

Педагог дополнительного образования представляет конспект занятия для детей 6-7 лет, целью которого является знакомство детей с творчеством В. В. Маяковского.

Стукова Л. В. Новогодние фантазии : творческий проект // Дополнительное образование и воспитание. - 2022. - № 12. - С. 51-52 : фот., табл.

О проекте педагога дополнительного образования, целью которого является создание ситуации социализации детей через совместную поисково-творческую деятельность в процессе создания объемных новогодних поделок в технике "бумагопластики" для оформления кабинета к Новому году.

Томские школьницы получатпо 1 млн рублей за победу в конкурсе "Большая перемена" : [заметка] // Дополнительное образование и воспитание. - 2022. - № 12. - С. 39

По итогам Всероссийского конкурса "Большая перемена", школьницы из Томска стали абсолютными победителями среди старшеклассников. Цель конкурса - выявление учащихся с активной жизненной позицией, творческими способностями.

Ульянова В. П. Траектория деятельности педагога по вовлечению подростков с девиантным поведением в учреждение допобразования // Дополнительное образование и воспитание. - 2022. - № 12. - С. 8-9.

Об опыте работы Дворца детского и юношеского творчества города Октябрьского (Башкортостан), выстроившего систему вовлечения и сопровождения подростков с девиантным поведением в учреждение дополнительного образования.

Хакасия и Монголиябудут сотрудничать в сфере дополнительного образования детей : [заметка] // Дополнительное образование и воспитание. - 2022. - № 12. - С. 56

Монголия намерена изучить вопросы реализации практик в дополнительном образовании детей Хакасии.

Чернышова Н. И. Роль гимназического интеллектуального клуба "На пути к Олимпу" в развитии интеллектуального и культурного потенциала младших школьников // Дополнительное образование и воспитание. - 2022. - № 12. - С. 40-43 : фот.

Автор делится опытом работы гимназического интеллектуального клуба младших школьников "На пути к Олимпу", целью которого является формирование и развитие личности, ориентированной на общекультурные и этические ценности, самосознание, самовоспитание, саморазвитие.

УЧИТЕЛЮ  РУССКОГО  ЯЗЫКА

Лихач Т. П. Моделирование культурно-исторической реальности на уроках русского языка в X классе как средство воспитания речевой личности // Русский язык и литература. - 2022. - № 12. - С. 44-49.

Предлагаются методические направления и приемы изучения национально-маркированных производных единиц языка при обучении русскому языку в 10 классе.

Удовенко Н. В. Имя существительное. Морфологическая норма :X кл. // Русский язык и литература. - 2022. - № 12. - С. 22-24 : 1 табл.

Изучение морфологических норм на уроке русского языка.

Феофанова С. П. Правописание о, е после шипящих и ц в суффиксах имен существительных и имен прилагательных // Русский язык и литература. - 2022. - № 12. - С. 15-18 : 5 рис.

Изучение правил орфографии на уроке русского языка.

Шиманович Т. В. Рекомендации по подготовке учащихся к написанию сочинения на основе текста : задания открытого типа с развернутым ответом в текстовой работе с частью С // Русский язык и литература. - 2022. - № 12. - С. 3-11 : 1 табл.

Написание сочинения учащимися на уроке русского языка.

УЧИТЕЛЮ  ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Алпатов В. В. Ономасиологический портрет волка на материале английской лексикографии / В. В. Алпатов, Л. В. Бурышева // Иностранные языки в школе. - 2022. - № 7. - С. 24-30.

В статье предпринята попытка методологического исследования ономасиологического портрета на английском лексикографическом материале, связанном с осмыслением места диких животных в английской языковой картине мира.

Борзова Е. В. О развитии риторической компетенции студентов-филологов в университетском иноязычном образовании / Е. В. Борзова, И. И. Ивановская // Иностранные языки в школе. - 2022. - № 7. - С. 60-68.

Статья посвящена особенностям развития риторической компетенции в университетском иноязычном образовании студентов-филологов, будущих учителей иностранного языка.

Волкова Н. В. Специфика обучения английскому языку в дошкольном возрасте: психоэмоциональные и методические аспекты / Н. В. Волкова, Е. В. Оботнина, П. В. Семенова // Иностранные языки в школе. - 2022. - № 7. - С. 69-75.

В статье анализируются основные возрастные особенности психического развития дошкольников, обуславливающие успешность образовательного процесса, выделяются ключевые параметры, предъявляемые к занятиям иностранным языком.

Гущин И. И. Осмысленное чтение на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. - 2022. - № 7. - С. 31-35.

В статье рассмотрены подходы к роли чтения в учебном процессе, основные виды чтения, приемы работы с текстом на уроках английского языка в целях понимания его содержания и развития речевых навыков.

Денисова О. Д. Эффективное чтение: формирование стратегий реконструкции смысла текста (французский язык, уровень А2) // Иностранные языки в школе. - 2022. - № 7. - С. 36-40.

В статье представлены результаты анализа литературы в области психолингвистики, лингвистики текста. Процесс обучения эффективному чтению включает обучение технике и технологии эффективного чтения, а также формирование у учащихся стратегий реконструкции смысла.

Дроздова А. А. Межпредметные связи при обучении говорению на иностранном языке // Иностранные языки в школе. - 2022. - № 7. - С. 53-59.

В статье рассматривается роль межпредметных связей в процессе обучения говорению на иностранном языке, значение межпредметных связей для развития мотивации учебной деятельности.

Зигфрид Д. Л.Какой учитель английского языка нужен школе? (Современный преподаватель английского языка в дистанционном формате: диагностика компетенций) // Иностранные языки в школе. - 2022. - № 7. - С. 5-8.

Статья посвящена актуальным вопросам дистанционного обучения английскому языку и подготовки соответствующих специалистов.

Лагунова О. А. Обучение иностранному языку старшеклассников общеобразовательной школы с помощью подкастов // Иностранные языки в школе. - 2022. - № 7. - С. 41-45.

В статье рассмотрены вопросы использования подкастов на уроках английского языка для обучающихся среднеобразовательных учреждений, описаны дидактические и технические характеристики подкастов, предложен пример алгоритма развития умений говорения и аудирования с использованием подкастов.

Левина Т. В. Эпентеза в современном английском языке (на материале произносительных словарей Д. Джоунза и Дж. Уэлса) / Т. В. Левина, Н. А. Наумова // Иностранные языки в школе. - 2022. - № 7. - С. 17-23 : 1 рис., 3 табл.

В статье дается сравнительный анализ эпентезы в двух произносительных словарях, объясняется противоречивый характер фонетического явления эпентезы.

Твердохлебова И. П. Приоритеты воспитания и образования школьника: прежде всего личность, а не "коллекция нужных компетенций" // Иностранные языки в школе. - 2022. - № 7. - С. 2-4.

Приоритетной задачей образования является формирование у подрастающего поколения ценностно-смысловой картины мира. Стратегия развития воспитания направлена на переосмысление таких ценностей, как гражданская идентичность, патриотизм, ответственная жизненная позиция.

Харламенко И. В. Изменения заданий в разделе "Письмо" в рамках модели единого государственного экзамена (ЕГЭ) по иностранному языку 2022 года / И. В. Харламенко, С. В. Титова // Иностранные языки в школе. - 2022. - № 7. - С. 76-82 : 2 табл.

Статья посвящена вопросу изменений, касающихся раздела "Письмо" единого государственного экзамена по иностранному языку в связи с реализацией ФГОС СОО от 2012 года.

Цифровой инструментарий учителяиностранного языка: выставка пролонгированного действия / С. В. Михайлова, С. С. Сущев, А. Ю. Виноградова // Иностранные языки в школе. - 2022. - № 7. - С. 46-52 : 2 рис.

Статья посвящена вопросам применения цифровых технологий в иноязычном образовании, важности обучения учителей цифровой грамотности, осмысления цифровизации как насущной образовательной и социальной проблематики.

Чернышов С. В. Технология гражданско-патриотического воспитания школьников средствами иноязычного образования // Иностранные языки в школе. - 2022. - № 7. - С. 9-16 : 1 табл.

В статье рассматриваются особенности и технологии гражданско-патриотического воспитания на уроках иностранного языка в школе.

Шилова Е. А. XXVII Международная конференция Nate "Weteach - wetouchtheFuture!" // Иностранные языки в школе. - 2022. - № 7. - С. 91-96 : 2 рис.

Статья информирует читателей о XXVII Международной конференции Национальной ассоциации преподавателей английского языка "Weteach - wetouchtheFuture!", прошедшей в Ивановском государственном университете в октябре 2022 года.

УЧИТЕЛЮ  ЛИТЕРАТУРЫ

Закревская Л. В. М. В. Исаковский. "Попрощаться с теплым летом" :V кл. // Русский язык и литература. - 2022. - № 12. - С. 19-21 : 1 табл., 1 рис.

Изучение творчества русского поэта Михаила Васильевича Исаковского на уроке русской литературы.

Михальчук Н. А. Приемы создания и преодоления "коммуникативного абсурда" в романе Саши Соколова "Школа для дураков" // Русский язык и литература. - 2022. - № 12. - С. 50-55.

Представлен анализ способов выражения прагматических характеристик абсурда в романе русского писателя Саши Соколова "Школа для дураков".

Норман Б. Ю. Лингвистика для любознательных : задачи по рус. яз. Вып. 29 // Русский язык и литература. - 2022. - № 12. - С. 25-26.

Дополнительные материалы по русскому языку для любознательных.

Писарук Г. В. Лингвокультурологические задачи к миниатюре А. Ткачева "Чтение" / Г. В. Писарук, И. Д. Богунь // Русский язык и литература. - 2022. - № 12. - С. 11-14.

Лингвокультурологический анализ как ключ к пониманию теста.

 

Составитель: вед.библиотекарь Матвеева Т. Ю.

 

* - документы devisu просмотрены

 

Наш адрес:

624130, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Фрунзе, 13

МБУК «Публичная библиотека» Новоуральского городского округа

Зал универсальных фондов

телефон: (34370) 9-10-70

e-mail: mba@novotec.ru

Web-сайт: http://www.publiclibrary

 


В избранное