Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Для Вас, педагоги! Список статей из периодических изданий 2023. Выпуск № 7-8


Муниципальное бюджетное учреждение культуры

"ПУБЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА"

Новоуральского городского округа

Зал универсальных фондов

ДЛЯ ВАС, ПЕДАГОГИ!

Аннотированный список статей периодических изданий и Интернет-ресурсов

Выпуск N 7-8

[2023]

 

ЕГЭ

Минпросвещения и Рособрнадзор подготовили особенности проведения ГИА для выпускников из новых регионов России до 2026 года включительно. – Текст : электронный // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки : офиц. сайт Рособрнадзора. – URL: https://obrnadzor.gov.ru/news/minprosveshheniya-i-rosobrnadzor-podgotovili-osobennosti-provedeniya-gia-dlya-vypusknikov-iz-novyh-regionov-rossii-do-2026-goda-vklyuchitelno/ (дата обращения: (06.03.2023).*

Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон, определяющий особенности правового регулирования отношений в сферах образования и науки в связи с принятием в состав Российской Федерации новых регионов. В соответствии с данным федеральным законом, Минпросвещения Российской Федерации и Рособрнадзор подготовили проект совместного приказа об особенностях проведения государственной итоговой аттестации (ГИА) по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, формах проведения государственной итоговой аттестации и условиях допуска к ней до 2025/26 учебного года включительно. Данные особенности проведения ГИА устанавливаются на переходный период для обучающихся школ на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей, а также обучавшихся на территориях указанных регионов, принятых начиная с 2021/22 учебного года на обучение в школы других регионов России.

Рособрнадзор поставил перед регионами задачи на текущий учебный год. – Текст : электронный // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки : офиц. сайт Рособрнадзора. – URL: https://obrnadzor.gov.ru/news/rosobrnadzor-postavil-pered-regionami-zadachi-na-tekushhij-uchebnyj-god-2/ (дата обращения: (06.03.2023).*

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки провела в Вологде семинар-совещание «О мерах по совершенствованию работы для достижения высоких показателей качества и объективности проведения ЕГЭ и иных оценочных процедур». Замглавы Рособрнадзора обратил внимание, что регионам необходимо заблаговременно установить и протестировать все оборудование для проведения ЕГЭ, обеспечить участие членов предметных комиссий в обучающих мероприятиях по проверке заданий ЕГЭ-2023, активно вести разъяснительную работу с будущими участниками экзаменов и их родителями. Также он остановился на вопросах объективности проведения ЕГЭ, связанных с обеспечением информационной безопасности экзаменационных материалов, организацией бесперебойного видеонаблюдения, отработкой меток о нарушениях в пунктах проведения экзаменов.

УЧИТЕЛЮ  БИОЛОГИИ

Иванищев В. В. Рибосомы и биосинтез белка // Биология в школе. - 2023. - № 1. - С. 3-9 : рис., табл.

Биосинтез белка – один из наиболее хорошо изученных процессов. Однако накопленные экспериментальные результаты показали его значительную сложность. При этом суперфермент – рибосома, традиционно представляемая в виде двух типов 70S и 80S, характеризуется значительным разнообразием структурной организации у разных видов и в разных компартментах клетки, но выполняет одну и ту же функцию – синтез полипептида, регулируемый множеством белков и ферментов за счет энергии в виде АТФ (в начале и конце синтеза) и ГТФ – основного вида энергии для обеспечения процесса.

Потапова Н. А. Внеурочное занятие "Проект "Геном человека" // Биология в школе. - 2023. - № 1. - С. 28-35 : 2 табл.

Внеурочное занятие знакомит учащихся с проектом "Геном человека". Для того чтобы сформировать у учащихся понимание значимости проекта, наравне с информацией о нём и полученными результатами, обсуждаются исторические предпосылки, научный и социальный контекст, а также последствия и состояние науки в изучении генома человека на настоящий момент.

Смелова В. Г. Учебно-исследовательская и проектная деятельность по биологии в условиях обновления ФГОС ООО // Биология в школе. - 2023. - № 1. - С. 10-17 : 2 табл.

Рассматриваются основные изменения в ФГОС ООО в части организации учебно-исследовательской и проектной деятельности; представлена рабочая программа учебного модуля исследовательской и проектной направленности "Строение скелета. Состав и соединения костей".

Степанова Н. А. Индивидуальные информационно-исследовательские учебные проекты по ботанике / Н. А. Степанова, О. М. Павлова // Биология в школе. - 2023. - № 1. - С. 63-72.

Предлагаются методические разработки индивидуальных информационно-исследовательских учебных проектов по ботанике, которые могут выполнять учащиеся IX классов. Каждая инструктивная карточка предлагаемых проектов содержит план теоретической части проектного исследования и подробные рекомендации по подготовке, проведению, подведению итогов эксперимента, и защите проекта.

Суматохин С. В. Цифровые компетенции будущих учителей биологии при смешанном обучении / С. В. Суматохин, Ж. Ш. Есмаханова // Биология в школе. - 2023. - № 1. - С. 46-49 : рис.

Рассматриваются проблемы формирования цифровых компетенций у будущих учителей биологии в Республике Казахстан на основе очного и дистанционного обучения. Обоснована необходимость организации образовательного процесса использованием элементов смешанного обучения.

Сухова Т. С. Роль контроля биологических знаний при решении задач развития и воспитания учащихся // Биология в школе. - 2023. - № 1. - С. 36-45.

Рассмотрены задачи обучения, воспитания и развития в ходе контроля биологических знаний. Предложены варианты проверки знаний и умений, позволяющие проверять усвоение системы биологических понятий, раскрытие взаимосвязей и взаимозависимостей между биологическими системами разного уровня организации, а также с окружающей их средой.

Таранец И. П. Что знают школьники об охране природы: анализ ответов учащихся на задания Всероссийской олимпиады школьников по экологии / И. П. Таранец, Л. В. Попова, М. М. Пикуленко // Биология в школе. - 2023. - № 1. - С. 50-55 : 2 табл.

Проанализированы ответы участников Всероссийской олимпиады школьников по экологии с 2020 по 2021 гг., а также некоторые учебные пособия по природоохранной тематике. Показано, что учащиеся разных классов имеют поверхностные представления о Красной книге и особо охраняемых природных территориях.

Хайбулина К. В. Реализация обновленных ФГОС ООО в работе учителя биологии // Биология в школе. - 2023. - № 1. - С. 18-27.

Представлены особенности обновленных Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ООО). Переход на обновленный Стандарт предполагает внедрение ряда педагогических идей, направленных на совершенствование биологического образования, которые находят отражение не только в содержании изучаемого курса, но и в организации образовательного процесса. Рассмотрены образовательные технологии, методические приемы и методики позволяющие реализовать обновленный ФГОС ООО в обучении биологии.

УЧИТЕЛЮ  ГЕОГРАФИИ

Асоян Д. С. Значение географических открытий в Антарктиде и образы первопроходцев // География в школе. - 2023. - № 1. - С. 4-15, [2-я с. обл., 3-я с. обл.] : 7 рис.

В статье обсуждаются подходы к систематизации и осмыслению значимости советских и российских географических открытий в Антарктиде и Южном океане в первые десятилетия ХХ в. Основные открытия и первоописания советских исследователей (их всего более 2000) приходятся на период с 1956 по 1970 гг. и в последующие десятилетия. Особое внимание в статье уделено исследованиям и образам одних из первопроходцев Восточной Антарктиды – Д. Моусону, руководителю австралийской экспедиции в 1912–1914 гг. и российскому академику К. К. Маркову, посетившему в составе первой советской экспедиции в 1956 г. район будущей полярной станции "Мирный". Отрывки из их дневников с художественными описаниями впечатлений дают первые представления о фантастической и загадочной природе Антарктиды.

Вопросы и задания тестового тура заключительного этапа XXХI Всероссийской олимпиады по географии / Богачев Д. В., Другов М. Д., Иванова М. Б [и др.] // География в школе. - 2023. - № 1. - С. 46-50 : 6 рис.

Авторы приводят вопросы и задания тестового тура и дают характеристику их выполнения участниками олимпиады.

Гурьевских О. Ю. "Открываем Россию заново с учителями географии!". I Всероссийский слет учителей географии // География в школе. - 2023. - № 1. - С. 56-61.

О работе I Всероссийского слета учителей географии "Открываем Россию заново с учителями географии!", который проходил в Свердловской области с 7 по 9 октября 2022 г.

Задания практического заключительного этапа XXХI Всероссийской олимпиады по географии / П. Л. Кириллов, Н. А. Мозгунов, Д. В. Богачев [и др.] // География в школе. - 2023. - № 1. - С. 51-55 : табл.

Авторы проводят анализ результатов выполнения практического тура заключительного этапа XXХI Всероссийской олимпиады по географии.

Збитнева Н. В. Работа с одаренными детьми при изучении школьного курса географии // География в школе. - 2023. - № 1. - С. 40-44.

Автор в статье рассказывает об использовании оптимальных методов, форм, приемов и педагогических технологий для организации работы с одаренными детьми при изучении школьного курса географии.

Меняльщиков Р. Р. Мировое производство сахароносных культур / Меняльщиков Р. Р., Баранчиков Е. В. // География в школе. - 2023. - № 1. - С. 15-21 : 4 табл.

Статья посвящена территориальной структуре мирового производства сахароносных культур. В ней рассматривается география сахарного тростника и сахарной свеклы, как основных источников сахара, а также обозначены основные тенденции в отрасли, сложившиеся на рубеже веков.

Слука Н. А. К 100-летнему юбилею Александра Евгеньевича Слуки // География в школе. - 2023. - № 1. - С. 62-64 : фот.

В 2023 году исполняется 100 лет со дня рождения заслуженного профессора МГУ им. М. В. Ломоносова, демогеографа, страноведа, Александра Евгеньевича Слуки.

Сухоруков В. Д. Теория географического познания (педагогические аспекты) / Сухоруков В. Д., Гладкий Ю. Н. // География в школе. - 2023. - № 1. - С. 22-28.

Авторы раскрывают философские категории, применяемые в географическом познании. Опорой для рассуждений послужила теория феноменологии Э. Гуссерля, концепция функционализации (сущностных усмотрений) М. Шелера и научная педагогика В. Дильтея. В центре внимания находится сущностный характер географической действительности, лежащий в основе любого предметного изучения. Целевое назначение статьи заключается в обозначении теоретических (философских) основ географического познания, на которых базируется педагогическаяконструктология географического образования.

УЧИТЕЛЮ  РУССКОГО  ЯЗЫКА

Антонова Л. Г. "Соединяя отжившие, живущие и будущие поколения": о перспективных идеях методического наследия К. Д. Ушинского : (к 200-­летию со дня рождения) / Л. Г. Антонова, Ж. К. Гапонова, А. Б. Тишко // Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 1. - С. 25-34, 3-я с. обл.

Представлена информация о наиболее значимых аспектах биографии и педагогического наследия Константина Дмитриевича Ушинского, актуальных для современной практики гуманитарного образования.

Генералова Е. В. Словарное наследие профессора Б. А. Ларина и современная лексикография // Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 1. - С. 75-84.

Рассматривается лексикографическое наследие профессора Бориса Александровича Ларина и демонстрируется непосредственная корреляция ларинских положений с проблемами и дискуссионными вопросами современной лексикографии.

Громов И. А. Что такое считаемые и несчитаемые предметы // Русский язык в школе и дома. - 2023.

Знакомство с считаемыми и несчитаемыми существительными.

Грязнова А. Т. Языковые маркеры топосных текстов в стихотворении А. И. Одоевского "Куда несетесь вы..." // Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 1. - С. 51-59.

В процессе лингвопоэтического анализа стихотворения Александра Ивановича Одоевского "Куда несетесь вы..." рассматриваются языковые маркеры "кавказского" и "сибирского" топосных (локальных) текстов, для чего используются методы сравнительного, интертекстуального, культурологического анализа, в основе которых лежит компонентная характеристика лексики.

Девятова Н. М. Несогласованные определения в предложении и тексте // Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 1. - С. 60-66.

Рассматриваются несогласованные определения в косвенном падеже, относящиеся к существительному, называющему лицо, предмет или пространство, их семантика, текстовые функции и проблема обособления.

Демидова Н. И. Междисциплинарный круглый стол "Методическая лингвоконцептология: взгляд с разных горизонтов" / Н. И. Демидова, Е. С. Богданова // Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 1. - С. 100-101.

Краткая информация о круглом столе "Методическая лингвоконцептология: взгляд с разных горизонтов".

Завершинская Л. А. Подготовка к написанию публицистической статьи как один из приемов обучения школьников речевой деятельности // Русский язык в школе и дома. - 2023.

Написание отзыва о публицистической статье на уроках русского языка в 7 классе.

Зазулина Л. Г. Подготовка к смысловой теме о любви и дружбе [Текст] : (дидакт. материалы к урокам рус. яз. VII класс) // Русский язык в школе и дома. - 2023.

Представленные дидактические материалы позволяют подготовить обучающихся 7 класса к раскрытию темы любви и дружбы на уроках русского языка.

Низаметдинова Н. Х. Наличие вариантов падежных окончаний и разносклоняемые имена существительные как результат исторического изменения именной системы русского языка // Русский язык в школе и дома. - 2023.

Реликтами древнего именного склонения в современном русском языке являются варианты падежных окончаний и разносклоняемые имена существительные.

Никитин О. В. Б. А. Ларин как исследователь двуязычной лексикографии эпохи Московской Руси XVI–XVII вв. // Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 1. - С. 85-99 : фот.

Анализируется вклад Бориса Александровича Ларина в становление новой лексикографической традиции в отечественной науке, связанной с изучением двуязычных лексиконов эпохи Московской Руси. Комментируются события из истории советской филологии 1930–1940-х гг.

Никитин О. В. Международная научная конференция "Категории языка и мышления: аспекты современной интерпретации" // Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 1. - С. 102-103.

Краткая информация о международной научной конференции "Категории языка и мышления: аспекты современной интерпретации", которая проходила на базе Петрозаводского государственного университета 8-10 сентября 2022 года.

Острикова Т. А. Типы и виды этимологических упражнений по русскому языку / Т. А. Острикова, Л. М. Чучва // Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 1. - С. 7-16 : табл.

Учебно-школьный этимологический разбор рассмотрен как тип упражнений по русскому языку. Поставлена и решена задача разработать типологию (классификацию) этимологических упражнений, соответствующую основным предметным компетенциям.

Сульниченко В. Н. Алгоритмическая технология овладения лексико-семантическими и грамматическими нормами употребления местоимений Ч. 2. Совершенствование речевой культуры школьников при изучении лексико-семантических и грамматических норм употребления местоимений // Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 1. - С. 17-24 : схем.

Рассмотрены нормы использования различных лексико-грамматических разрядов местоимений и раскрыто их значение в совершенствовании речевой культуры школьников. С помощью языкового анализа и обобщения шестиклассники учатся различать лексико-семантические и грамматические нормы, правильно использовать местоимения в предложениях, в текстах и анализировать их.

Урюпин И. С. Семантическая оппозиция "чан"/"чаша" в творчестве М. М. Пришвина : (к 150-летию со дня рождения) // Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 1. - 2-я с. обл., с. 35-42. .

Представлен широкий спектр семантических коннотаций и формально-содержательных вариаций концептов "чаша" и "чан" в творчестве Михаила Михайловича Пришвина, устанавливаются их системные связи на разных уровнях тексто- и смыслопорождения как в синтагматическом, так и в парадигматическом аспектах.

Фролова Е. А. Таинство творческого начала в человеке и в природе: лингвостилистический анализ "неудавшегося романа" М. М. Пришвина "Журавлиная родина" : (к 150-летию со дня рождения) // Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 1. - С. 43-50.

Попытка раскрыть истоки творческого мастерства в понимании Михаила Михайловича Пришвина на основе лингвостилистического анализа повести "Журавлиная родина".

Шуршалина А. П. Лингвостилистический анализ стихотворения Юнны Мориц "Приход вдохновения" // Русский язык в школе и дома. - 2023.

Тема поэта и поэзии уже давно стала традиционной как в русской, так и в мировой литературе. Юнна Мориц рассказывает о погружении в творческий процесс в стихотворении "Приход вдохновения", используя большое количество средств художественной выразительности.

УЧИТЕЛЮ  НАЧАЛЬНЫХ  КЛАССОВ

Белоруссова С. А. Видеописьмо: подготовка и составление : внеуроч. деятельность / С. А. Белоруссова, Е. И. Михайлова // Начальная школа. - 2023. - № 1. - С. 37-43 : 3 рис.

Статья посвящена проблеме развития устной речи младших школьников. Авторы описывают методику использования видеописьма при знакомстве с культурными объектами всемирного наследия ЮНЕСКО во внеурочной деятельности в начальной школе, разработанную на основе результатов исследования устной речи учащихся I-IV классов.

Вергелес Г. И. Возврат к специалитету в подготовке учителя начальных классов : доказательства целесообразности / Г. И. Вергелес, О. А. Граничина // Начальная школа. - 2023. - № 1. - С. 70-73.

Авторы высказывают свою позицию относительно идеи возрождения специалитета для подготовки учителей начальных классов.

Гусев Д. А. Лаборатория дидактики сельской школы : история и современность / Д. А. Гусев, И. В. Фролов // Начальная школа. - 2023. - № 1. - С. 52-54.

Представлены результаты исследования лаборатории дидактики сельской школы Арзамасского филиала Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского по проблемам научно-педагогического, организационно-методического сопровождения деятельности сельских школ России на стыке XX-XXI вв. Описаны основные научные проекты. Статья посвящается 35-летию со дня открытия лаборатории и светлой памяти ее основателя, доктора педагогических наук М. И. Зайкина.

Емельянова И. Н. Встречный текст - методика развития рефлексии мышления в младшем школьном возрасте // Начальная школа. - 2023. - № 1. - С. 33-36.

Представлена методика встречного текста, которая реализуется через прохождение ряда последовательных шагов. Предлагаются примеры организации работы по созданию встречных текстов на материале известных сказок.

Жесткова Е. А. Формирование социальной активности сельского школьника // Начальная школа. - 2023. - № 1. - С. 55-57.

Рассматривается одно из направлений деятельности научной лаборатории дидактики сельской школы Арзамасского филиала Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского - разработка и внедрение модели формирования социальной активности сельского школьника в урочной и внеурочной деятельности.

Клюева Е. В. Формирование социальной активности в процессе волонтерской деятельности // Начальная школа. - 2023. - № 1. - С. 58-60.

Описан опыт взаимодействия вуза, начальной школы и социально ориентированной коммерческой организации - благотворительного фонда в формировании социальной активности обучающихся начальных классов сельской школы в процессе вовлечения их в волонтерскую деятельность.

Манасова Г. Н. Читательский проект "По страницам сказочных повестей Э. Н. Успенского" / Г. Н. Манасова, Н. В. Чернявская // Начальная школа. - 2023. - № 1. - С. 43-47.

Рассматриваются художественные особенности детской литературы писателя и поэта Э. Н. Успенского. Даются рекомендации к изучению его творчества в ходе проектной деятельности младших школьников на основе прочитанных произведений.

Морозова Е. Е. Развитие взаимодействия младших школьников с комнатными растениями / Е. Е. Морозова, О. А. Исаева // Начальная школа. - 2023. - № 1. - С. 48-51.

Статья посвящена проблеме поиска эффективных технологий развития личностно и социально значимого взаимодействия младших школьников с природными объектами. Представлены результаты реализации проектной задачи "Мой зеленый друг" в III классе. Проект позволил расширить представления учащихся о комнатных растениях, условиях их развития, особенностях ухода за ними.

Налимова Т. А. Жанровый подход в обучении младших школьников устной и письменной речи // Начальная школа. - 2023. - № 1. - С. 27-32.

Рассматриваются вопросы обучения младших школьников созданию письменных и устных высказываний в различных речевых жанрах, что способствует обогащению речевого опыта детей, развитию их коммуникативной культуры.

Наумова Т. В. Виды взаимодействия начальной школы с объектами сельского социума : вопросы духовно-нравственного воспитания / Т. В. Наумова, И. Ю.Самохвалова // Начальная школа. - 2023. - № 1. - С. 61-63.

Анализируется педагогический потенциал различных видов взаимодействия школы и других социальных институтов, прежде всего учреждений культуры на селе, в аспекте духовно-нравственного воспитания сельских школьников.

Савенков А. И. Чем писать дошкольнику и первокласснику / А. И. Савенков, А. В. Калинченко, О. Е. Курлыгина // Начальная школа. - 2023. - № 1. - С. 23-26 : 2 рис.

Описываются итоги исследования степени эффективности использования двух инструментов для письма: ручек "птичка" для старших дошкольников и ручек stabilo для младших школьников.

Страницы журнала: 30-егоды XX в. // Начальная школа. - 2023. -№ 1. - С. 4-6 : ил.

Коротко о публикациях в журнале "Начальная школа" в 1930-х годах.

Рыбникова М. Гаршин как детский писатель // Начальная школа. - 2023. - № 1. - С. 17-22.

О произведениях Всеволода Гаршина для детей: "Сказка о жабе и розе", "Лягушка-путешественница", "Сигнал".

Федорова С. В. Патриотическое воспитание учащихся сельской начальной школы средствами музейной педагогики / С. В. Федорова, Э. В. Фролова // Начальная школа. - 2023. - № 1. - С. 67-69.

Статья посвящена изучению возможностей патриотического воспитания младших школьников с применением средств музейной педагогики. Особое внимание уделено описанию направлений работы мини-музеев, организованных на базе сельской начальной школы.

Фомина Н. И. Сельские клубные учреждения как центры художественно-эстетического развития школьников // Начальная школа. - 2023. - № 1. - С. 64-66.

В условиях сельского социума современные клубные учреждения имеют особую воспитательную значимость. С целью качественного художественно-эстетического развития сельских школьников отмечается необходимость тесного взаимодействия школы с сельскими клубами и домами культуры. Описываются возможные направления этой работы.

Шевцова Е. А. Стихотворения на уроках окружающего мира // Начальная школа. - 2023. - № 1. - С. 74.

На уроках окружающего мира при изучении темы "Как зимой помочь птицам? " автор предлагает использовать стихотворение "Птицы зимой", которое мотивирует учеников на изготовление кормушек. При знакомстве с темой "Домашние животные" можно использовать стихотворение "Щенок". Приведены тексты этих стихотворений.

Шнейдер И. А. Демонстрация и эксперимент на уроках естествознания во II классе начальной школы // Начальная школа. - 2023. -№ 1. - С. 7-16.

Описаны приемы работы при проведении демонстраций и экспериментов на уроках естествознания в начальной школе.

ШКОЛЬНОМУ  БИБЛИОТЕКАРЮ

Автаева Н. О. Журналы для семейного чтения в системе сохранения культуры и традиций чтения // Школьная библиотека: сегодня и завтра. - 2023. - № 1. - С. 10-25 : фот.

О важности семейного чтения, как внутрисемейной коммуникации. Обзор семейных и детских журналов 18-19 веков, а также современных журналов для семейного и детского чтения.

Васильева Н. Д. Диалоги о семье и браке : из опыта работы Ульяновской областной библиотеки для детей и юношества имени С. Т. Аксакова // Школьная библиотека: сегодня и завтра. - 2023. - № 1. - С. 26-31 : фот.

Опыт работы с молодежью по формированию семейных ценностей в просветительском проекте "Семья от Я до Мы".

Глушкова Ю. А. Кто твой герой? История о том, как собирали дружину для князя Александра Невского // Школьная библиотека: сегодня и завтра. - 2023. - № 1. - С. 32-37 : фот.

Опыт проведения Международной сетевой акции к 800-летию со дня рождения полководца Александра Невского "Наша история - наша гордость: по следам Александра Невского", состоящей из трех конкурсов: мемов, селфи и резюме.

Жук О. Н. О разностях библиотечной цифровизации // Школьная библиотека: сегодня и завтра. - 2023. - № 1. - С. 8-9

Как прошла цифровизация библиотек разных уровней и почему не способствовала их объединению.

Квашнина Е. [Серия "Книга с историей"] // Школьная библиотека: сегодня и завтра. - 2023. - № 1. - С. 6-7 : фот.

О серии "Книга с историей", представляющей произведения классиков с "потертым от времени" переплетом и пожелтевшем форзацем, но действительно ли именно они имеют многолетнюю историю? Или перед нами "псевдоисторический артефакт", о чем говорит в эссе "Пушкин-Амурский" Денис Драгунский.

Климова М. А. Интеграция ЦУP в деятельность библиотек: как мы это видим : (по материалам Всероссийского конкурса "Библиотеки и устойчивое развитие: шаги навстречу") // Школьная библиотека: сегодня и завтра. - 2023. - № 1. - С. 38-44 : фот.

О Всероссийском конкурсе "Библиотеки и устойчивое развитие: шаги навстречу", организованном ГПНТБ России совместно с ЦГДБ им. А. П. Гайдара в 2022 году, победителях конкурса и их работах по номинациям.

 

Составитель: вед.библиотекарь Матвеева Т. Ю.

 

* - документы devisu просмотрены

 

Наш адрес:

624130, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Фрунзе, 13

МБУК «Публичная библиотека» Новоуральского городского округа

Зал универсальных фондов

телефон: (34370) 9-10-70

e-mail: mba@novotec.ru

Web-сайт: http://www.publiclibrary

 

 Муниципальное бюджетное учреждение культуры

"ПУБЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА"

Новоуральского городского округа

Зал универсальных фондов

ДЛЯ ВАС, ПЕДАГОГИ!

Аннотированный список статей периодических изданий и Интернет-ресурсов

Выпуск N 7-8

[2023]

 

ЕГЭ

Минпросвещения и Рособрнадзор подготовили особенности проведения ГИА для выпускников из новых регионов России до 2026 года включительно. – Текст : электронный // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки : офиц. сайт Рособрнадзора. – URL: https://obrnadzor.gov.ru/news/minprosveshheniya-i-rosobrnadzor-podgotovili-osobennosti-provedeniya-gia-dlya-vypusknikov-iz-novyh-regionov-rossii-do-2026-goda-vklyuchitelno/ (дата обращения: (06.03.2023).*

Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон, определяющий особенности правового регулирования отношений в сферах образования и науки в связи с принятием в состав Российской Федерации новых регионов. В соответствии с данным федеральным законом, Минпросвещения Российской Федерации и Рособрнадзор подготовили проект совместного приказа об особенностях проведения государственной итоговой аттестации (ГИА) по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, формах проведения государственной итоговой аттестации и условиях допуска к ней до 2025/26 учебного года включительно. Данные особенности проведения ГИА устанавливаются на переходный период для обучающихся школ на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей, а также обучавшихся на территориях указанных регионов, принятых начиная с 2021/22 учебного года на обучение в школы других регионов России.

Рособрнадзор поставил перед регионами задачи на текущий учебный год. – Текст : электронный // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки : офиц. сайт Рособрнадзора. – URL: https://obrnadzor.gov.ru/news/rosobrnadzor-postavil-pered-regionami-zadachi-na-tekushhij-uchebnyj-god-2/ (дата обращения: (06.03.2023).*

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки провела в Вологде семинар-совещание «О мерах по совершенствованию работы для достижения высоких показателей качества и объективности проведения ЕГЭ и иных оценочных процедур». Замглавы Рособрнадзора обратил внимание, что регионам необходимо заблаговременно установить и протестировать все оборудование для проведения ЕГЭ, обеспечить участие членов предметных комиссий в обучающих мероприятиях по проверке заданий ЕГЭ-2023, активно вести разъяснительную работу с будущими участниками экзаменов и их родителями. Также он остановился на вопросах объективности проведения ЕГЭ, связанных с обеспечением информационной безопасности экзаменационных материалов, организацией бесперебойного видеонаблюдения, отработкой меток о нарушениях в пунктах проведения экзаменов.

УЧИТЕЛЮ  БИОЛОГИИ

Иванищев В. В. Рибосомы и биосинтез белка // Биология в школе. - 2023. - № 1. - С. 3-9 : рис., табл.

Биосинтез белка – один из наиболее хорошо изученных процессов. Однако накопленные экспериментальные результаты показали его значительную сложность. При этом суперфермент – рибосома, традиционно представляемая в виде двух типов 70S и 80S, характеризуется значительным разнообразием структурной организации у разных видов и в разных компартментах клетки, но выполняет одну и ту же функцию – синтез полипептида, регулируемый множеством белков и ферментов за счет энергии в виде АТФ (в начале и конце синтеза) и ГТФ – основного вида энергии для обеспечения процесса.

Потапова Н. А. Внеурочное занятие "Проект "Геном человека" // Биология в школе. - 2023. - № 1. - С. 28-35 : 2 табл.

Внеурочное занятие знакомит учащихся с проектом "Геном человека". Для того чтобы сформировать у учащихся понимание значимости проекта, наравне с информацией о нём и полученными результатами, обсуждаются исторические предпосылки, научный и социальный контекст, а также последствия и состояние науки в изучении генома человека на настоящий момент.

Смелова В. Г. Учебно-исследовательская и проектная деятельность по биологии в условиях обновления ФГОС ООО // Биология в школе. - 2023. - № 1. - С. 10-17 : 2 табл.

Рассматриваются основные изменения в ФГОС ООО в части организации учебно-исследовательской и проектной деятельности; представлена рабочая программа учебного модуля исследовательской и проектной направленности "Строение скелета. Состав и соединения костей".

Степанова Н. А. Индивидуальные информационно-исследовательские учебные проекты по ботанике / Н. А. Степанова, О. М. Павлова // Биология в школе. - 2023. - № 1. - С. 63-72.

Предлагаются методические разработки индивидуальных информационно-исследовательских учебных проектов по ботанике, которые могут выполнять учащиеся IX классов. Каждая инструктивная карточка предлагаемых проектов содержит план теоретической части проектного исследования и подробные рекомендации по подготовке, проведению, подведению итогов эксперимента, и защите проекта.

Суматохин С. В. Цифровые компетенции будущих учителей биологии при смешанном обучении / С. В. Суматохин, Ж. Ш. Есмаханова // Биология в школе. - 2023. - № 1. - С. 46-49 : рис.

Рассматриваются проблемы формирования цифровых компетенций у будущих учителей биологии в Республике Казахстан на основе очного и дистанционного обучения. Обоснована необходимость организации образовательного процесса использованием элементов смешанного обучения.

Сухова Т. С. Роль контроля биологических знаний при решении задач развития и воспитания учащихся // Биология в школе. - 2023. - № 1. - С. 36-45.

Рассмотрены задачи обучения, воспитания и развития в ходе контроля биологических знаний. Предложены варианты проверки знаний и умений, позволяющие проверять усвоение системы биологических понятий, раскрытие взаимосвязей и взаимозависимостей между биологическими системами разного уровня организации, а также с окружающей их средой.

Таранец И. П. Что знают школьники об охране природы: анализ ответов учащихся на задания Всероссийской олимпиады школьников по экологии / И. П. Таранец, Л. В. Попова, М. М. Пикуленко // Биология в школе. - 2023. - № 1. - С. 50-55 : 2 табл.

Проанализированы ответы участников Всероссийской олимпиады школьников по экологии с 2020 по 2021 гг., а также некоторые учебные пособия по природоохранной тематике. Показано, что учащиеся разных классов имеют поверхностные представления о Красной книге и особо охраняемых природных территориях.

Хайбулина К. В. Реализация обновленных ФГОС ООО в работе учителя биологии // Биология в школе. - 2023. - № 1. - С. 18-27.

Представлены особенности обновленных Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ООО). Переход на обновленный Стандарт предполагает внедрение ряда педагогических идей, направленных на совершенствование биологического образования, которые находят отражение не только в содержании изучаемого курса, но и в организации образовательного процесса. Рассмотрены образовательные технологии, методические приемы и методики позволяющие реализовать обновленный ФГОС ООО в обучении биологии.

УЧИТЕЛЮ  ГЕОГРАФИИ

Асоян Д. С. Значение географических открытий в Антарктиде и образы первопроходцев // География в школе. - 2023. - № 1. - С. 4-15, [2-я с. обл., 3-я с. обл.] : 7 рис.

В статье обсуждаются подходы к систематизации и осмыслению значимости советских и российских географических открытий в Антарктиде и Южном океане в первые десятилетия ХХ в. Основные открытия и первоописания советских исследователей (их всего более 2000) приходятся на период с 1956 по 1970 гг. и в последующие десятилетия. Особое внимание в статье уделено исследованиям и образам одних из первопроходцев Восточной Антарктиды – Д. Моусону, руководителю австралийской экспедиции в 1912–1914 гг. и российскому академику К. К. Маркову, посетившему в составе первой советской экспедиции в 1956 г. район будущей полярной станции "Мирный". Отрывки из их дневников с художественными описаниями впечатлений дают первые представления о фантастической и загадочной природе Антарктиды.

Вопросы и задания тестового тура заключительного этапа XXХI Всероссийской олимпиады по географии / Богачев Д. В., Другов М. Д., Иванова М. Б [и др.] // География в школе. - 2023. - № 1. - С. 46-50 : 6 рис.

Авторы приводят вопросы и задания тестового тура и дают характеристику их выполнения участниками олимпиады.

Гурьевских О. Ю. "Открываем Россию заново с учителями географии!". I Всероссийский слет учителей географии // География в школе. - 2023. - № 1. - С. 56-61.

О работе I Всероссийского слета учителей географии "Открываем Россию заново с учителями географии!", который проходил в Свердловской области с 7 по 9 октября 2022 г.

Задания практического заключительного этапа XXХI Всероссийской олимпиады по географии / П. Л. Кириллов, Н. А. Мозгунов, Д. В. Богачев [и др.] // География в школе. - 2023. - № 1. - С. 51-55 : табл.

Авторы проводят анализ результатов выполнения практического тура заключительного этапа XXХI Всероссийской олимпиады по географии.

Збитнева Н. В. Работа с одаренными детьми при изучении школьного курса географии // География в школе. - 2023. - № 1. - С. 40-44.

Автор в статье рассказывает об использовании оптимальных методов, форм, приемов и педагогических технологий для организации работы с одаренными детьми при изучении школьного курса географии.

Меняльщиков Р. Р. Мировое производство сахароносных культур / Меняльщиков Р. Р., Баранчиков Е. В. // География в школе. - 2023. - № 1. - С. 15-21 : 4 табл.

Статья посвящена территориальной структуре мирового производства сахароносных культур. В ней рассматривается география сахарного тростника и сахарной свеклы, как основных источников сахара, а также обозначены основные тенденции в отрасли, сложившиеся на рубеже веков.

Слука Н. А. К 100-летнему юбилею Александра Евгеньевича Слуки // География в школе. - 2023. - № 1. - С. 62-64 : фот.

В 2023 году исполняется 100 лет со дня рождения заслуженного профессора МГУ им. М. В. Ломоносова, демогеографа, страноведа, Александра Евгеньевича Слуки.

Сухоруков В. Д. Теория географического познания (педагогические аспекты) / Сухоруков В. Д., Гладкий Ю. Н. // География в школе. - 2023. - № 1. - С. 22-28.

Авторы раскрывают философские категории, применяемые в географическом познании. Опорой для рассуждений послужила теория феноменологии Э. Гуссерля, концепция функционализации (сущностных усмотрений) М. Шелера и научная педагогика В. Дильтея. В центре внимания находится сущностный характер географической действительности, лежащий в основе любого предметного изучения. Целевое назначение статьи заключается в обозначении теоретических (философских) основ географического познания, на которых базируется педагогическаяконструктология географического образования.

УЧИТЕЛЮ  РУССКОГО  ЯЗЫКА

Антонова Л. Г. "Соединяя отжившие, живущие и будущие поколения": о перспективных идеях методического наследия К. Д. Ушинского : (к 200-­летию со дня рождения) / Л. Г. Антонова, Ж. К. Гапонова, А. Б. Тишко // Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 1. - С. 25-34, 3-я с. обл.

Представлена информация о наиболее значимых аспектах биографии и педагогического наследия Константина Дмитриевича Ушинского, актуальных для современной практики гуманитарного образования.

Генералова Е. В. Словарное наследие профессора Б. А. Ларина и современная лексикография // Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 1. - С. 75-84.

Рассматривается лексикографическое наследие профессора Бориса Александровича Ларина и демонстрируется непосредственная корреляция ларинских положений с проблемами и дискуссионными вопросами современной лексикографии.

Громов И. А. Что такое считаемые и несчитаемые предметы // Русский язык в школе и дома. - 2023.

Знакомство с считаемыми и несчитаемыми существительными.

Грязнова А. Т. Языковые маркеры топосных текстов в стихотворении А. И. Одоевского "Куда несетесь вы..." // Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 1. - С. 51-59.

В процессе лингвопоэтического анализа стихотворения Александра Ивановича Одоевского "Куда несетесь вы..." рассматриваются языковые маркеры "кавказского" и "сибирского" топосных (локальных) текстов, для чего используются методы сравнительного, интертекстуального, культурологического анализа, в основе которых лежит компонентная характеристика лексики.

Девятова Н. М. Несогласованные определения в предложении и тексте // Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 1. - С. 60-66.

Рассматриваются несогласованные определения в косвенном падеже, относящиеся к существительному, называющему лицо, предмет или пространство, их семантика, текстовые функции и проблема обособления.

Демидова Н. И. Междисциплинарный круглый стол "Методическая лингвоконцептология: взгляд с разных горизонтов" / Н. И. Демидова, Е. С. Богданова // Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 1. - С. 100-101.

Краткая информация о круглом столе "Методическая лингвоконцептология: взгляд с разных горизонтов".

Завершинская Л. А. Подготовка к написанию публицистической статьи как один из приемов обучения школьников речевой деятельности // Русский язык в школе и дома. - 2023.

Написание отзыва о публицистической статье на уроках русского языка в 7 классе.

Зазулина Л. Г. Подготовка к смысловой теме о любви и дружбе [Текст] : (дидакт. материалы к урокам рус. яз. VII класс) // Русский язык в школе и дома. - 2023.

Представленные дидактические материалы позволяют подготовить обучающихся 7 класса к раскрытию темы любви и дружбы на уроках русского языка.

Низаметдинова Н. Х. Наличие вариантов падежных окончаний и разносклоняемые имена существительные как результат исторического изменения именной системы русского языка // Русский язык в школе и дома. - 2023.

Реликтами древнего именного склонения в современном русском языке являются варианты падежных окончаний и разносклоняемые имена существительные.

Никитин О. В. Б. А. Ларин как исследователь двуязычной лексикографии эпохи Московской Руси XVI–XVII вв. // Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 1. - С. 85-99 : фот.

Анализируется вклад Бориса Александровича Ларина в становление новой лексикографической традиции в отечественной науке, связанной с изучением двуязычных лексиконов эпохи Московской Руси. Комментируются события из истории советской филологии 1930–1940-х гг.

Никитин О. В. Международная научная конференция "Категории языка и мышления: аспекты современной интерпретации" // Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 1. - С. 102-103.

Краткая информация о международной научной конференции "Категории языка и мышления: аспекты современной интерпретации", которая проходила на базе Петрозаводского государственного университета 8-10 сентября 2022 года.

Острикова Т. А. Типы и виды этимологических упражнений по русскому языку / Т. А. Острикова, Л. М. Чучва // Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 1. - С. 7-16 : табл.

Учебно-школьный этимологический разбор рассмотрен как тип упражнений по русскому языку. Поставлена и решена задача разработать типологию (классификацию) этимологических упражнений, соответствующую основным предметным компетенциям.

Сульниченко В. Н. Алгоритмическая технология овладения лексико-семантическими и грамматическими нормами употребления местоимений Ч. 2. Совершенствование речевой культуры школьников при изучении лексико-семантических и грамматических норм употребления местоимений // Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 1. - С. 17-24 : схем.

Рассмотрены нормы использования различных лексико-грамматических разрядов местоимений и раскрыто их значение в совершенствовании речевой культуры школьников. С помощью языкового анализа и обобщения шестиклассники учатся различать лексико-семантические и грамматические нормы, правильно использовать местоимения в предложениях, в текстах и анализировать их.

Урюпин И. С. Семантическая оппозиция "чан"/"чаша" в творчестве М. М. Пришвина : (к 150-летию со дня рождения) // Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 1. - 2-я с. обл., с. 35-42. .

Представлен широкий спектр семантических коннотаций и формально-содержательных вариаций концептов "чаша" и "чан" в творчестве Михаила Михайловича Пришвина, устанавливаются их системные связи на разных уровнях тексто- и смыслопорождения как в синтагматическом, так и в парадигматическом аспектах.

Фролова Е. А. Таинство творческого начала в человеке и в природе: лингвостилистический анализ "неудавшегося романа" М. М. Пришвина "Журавлиная родина" : (к 150-летию со дня рождения) // Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 1. - С. 43-50.

Попытка раскрыть истоки творческого мастерства в понимании Михаила Михайловича Пришвина на основе лингвостилистического анализа повести "Журавлиная родина".

Шуршалина А. П. Лингвостилистический анализ стихотворения Юнны Мориц "Приход вдохновения" // Русский язык в школе и дома. - 2023.

Тема поэта и поэзии уже давно стала традиционной как в русской, так и в мировой литературе. Юнна Мориц рассказывает о погружении в творческий процесс в стихотворении "Приход вдохновения", используя большое количество средств художественной выразительности.

УЧИТЕЛЮ  НАЧАЛЬНЫХ  КЛАССОВ

Белоруссова С. А. Видеописьмо: подготовка и составление : внеуроч. деятельность / С. А. Белоруссова, Е. И. Михайлова // Начальная школа. - 2023. - № 1. - С. 37-43 : 3 рис.

Статья посвящена проблеме развития устной речи младших школьников. Авторы описывают методику использования видеописьма при знакомстве с культурными объектами всемирного наследия ЮНЕСКО во внеурочной деятельности в начальной школе, разработанную на основе результатов исследования устной речи учащихся I-IV классов.

Вергелес Г. И. Возврат к специалитету в подготовке учителя начальных классов : доказательства целесообразности / Г. И. Вергелес, О. А. Граничина // Начальная школа. - 2023. - № 1. - С. 70-73.

Авторы высказывают свою позицию относительно идеи возрождения специалитета для подготовки учителей начальных классов.

Гусев Д. А. Лаборатория дидактики сельской школы : история и современность / Д. А. Гусев, И. В. Фролов // Начальная школа. - 2023. - № 1. - С. 52-54.

Представлены результаты исследования лаборатории дидактики сельской школы Арзамасского филиала Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского по проблемам научно-педагогического, организационно-методического сопровождения деятельности сельских школ России на стыке XX-XXI вв. Описаны основные научные проекты. Статья посвящается 35-летию со дня открытия лаборатории и светлой памяти ее основателя, доктора педагогических наук М. И. Зайкина.

Емельянова И. Н. Встречный текст - методика развития рефлексии мышления в младшем школьном возрасте // Начальная школа. - 2023. - № 1. - С. 33-36.

Представлена методика встречного текста, которая реализуется через прохождение ряда последовательных шагов. Предлагаются примеры организации работы по созданию встречных текстов на материале известных сказок.

Жесткова Е. А. Формирование социальной активности сельского школьника // Начальная школа. - 2023. - № 1. - С. 55-57.

Рассматривается одно из направлений деятельности научной лаборатории дидактики сельской школы Арзамасского филиала Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского - разработка и внедрение модели формирования социальной активности сельского школьника в урочной и внеурочной деятельности.

Клюева Е. В. Формирование социальной активности в процессе волонтерской деятельности // Начальная школа. - 2023. - № 1. - С. 58-60.

Описан опыт взаимодействия вуза, начальной школы и социально ориентированной коммерческой организации - благотворительного фонда в формировании социальной активности обучающихся начальных классов сельской школы в процессе вовлечения их в волонтерскую деятельность.

Манасова Г. Н. Читательский проект "По страницам сказочных повестей Э. Н. Успенского" / Г. Н. Манасова, Н. В. Чернявская // Начальная школа. - 2023. - № 1. - С. 43-47.

Рассматриваются художественные особенности детской литературы писателя и поэта Э. Н. Успенского. Даются рекомендации к изучению его творчества в ходе проектной деятельности младших школьников на основе прочитанных произведений.

Морозова Е. Е. Развитие взаимодействия младших школьников с комнатными растениями / Е. Е. Морозова, О. А. Исаева // Начальная школа. - 2023. - № 1. - С. 48-51.

Статья посвящена проблеме поиска эффективных технологий развития личностно и социально значимого взаимодействия младших школьников с природными объектами. Представлены результаты реализации проектной задачи "Мой зеленый друг" в III классе. Проект позволил расширить представления учащихся о комнатных растениях, условиях их развития, особенностях ухода за ними.

Налимова Т. А. Жанровый подход в обучении младших школьников устной и письменной речи // Начальная школа. - 2023. - № 1. - С. 27-32.

Рассматриваются вопросы обучения младших школьников созданию письменных и устных высказываний в различных речевых жанрах, что способствует обогащению речевого опыта детей, развитию их коммуникативной культуры.

Наумова Т. В. Виды взаимодействия начальной школы с объектами сельского социума : вопросы духовно-нравственного воспитания / Т. В. Наумова, И. Ю.Самохвалова // Начальная школа. - 2023. - № 1. - С. 61-63.

Анализируется педагогический потенциал различных видов взаимодействия школы и других социальных институтов, прежде всего учреждений культуры на селе, в аспекте духовно-нравственного воспитания сельских школьников.

Савенков А. И. Чем писать дошкольнику и первокласснику / А. И. Савенков, А. В. Калинченко, О. Е. Курлыгина // Начальная школа. - 2023. - № 1. - С. 23-26 : 2 рис.

Описываются итоги исследования степени эффективности использования двух инструментов для письма: ручек "птичка" для старших дошкольников и ручек stabilo для младших школьников.

Страницы журнала: 30-егоды XX в. // Начальная школа. - 2023. -№ 1. - С. 4-6 : ил.

Коротко о публикациях в журнале "Начальная школа" в 1930-х годах.

Рыбникова М. Гаршин как детский писатель // Начальная школа. - 2023. - № 1. - С. 17-22.

О произведениях Всеволода Гаршина для детей: "Сказка о жабе и розе", "Лягушка-путешественница", "Сигнал".

Федорова С. В. Патриотическое воспитание учащихся сельской начальной школы средствами музейной педагогики / С. В. Федорова, Э. В. Фролова // Начальная школа. - 2023. - № 1. - С. 67-69.

Статья посвящена изучению возможностей патриотического воспитания младших школьников с применением средств музейной педагогики. Особое внимание уделено описанию направлений работы мини-музеев, организованных на базе сельской начальной школы.

Фомина Н. И. Сельские клубные учреждения как центры художественно-эстетического развития школьников // Начальная школа. - 2023. - № 1. - С. 64-66.

В условиях сельского социума современные клубные учреждения имеют особую воспитательную значимость. С целью качественного художественно-эстетического развития сельских школьников отмечается необходимость тесного взаимодействия школы с сельскими клубами и домами культуры. Описываются возможные направления этой работы.

Шевцова Е. А. Стихотворения на уроках окружающего мира // Начальная школа. - 2023. - № 1. - С. 74.

На уроках окружающего мира при изучении темы "Как зимой помочь птицам? " автор предлагает использовать стихотворение "Птицы зимой", которое мотивирует учеников на изготовление кормушек. При знакомстве с темой "Домашние животные" можно использовать стихотворение "Щенок". Приведены тексты этих стихотворений.

Шнейдер И. А. Демонстрация и эксперимент на уроках естествознания во II классе начальной школы // Начальная школа. - 2023. -№ 1. - С. 7-16.

Описаны приемы работы при проведении демонстраций и экспериментов на уроках естествознания в начальной школе.

ШКОЛЬНОМУ  БИБЛИОТЕКАРЮ

Автаева Н. О. Журналы для семейного чтения в системе сохранения культуры и традиций чтения // Школьная библиотека: сегодня и завтра. - 2023. - № 1. - С. 10-25 : фот.

О важности семейного чтения, как внутрисемейной коммуникации. Обзор семейных и детских журналов 18-19 веков, а также современных журналов для семейного и детского чтения.

Васильева Н. Д. Диалоги о семье и браке : из опыта работы Ульяновской областной библиотеки для детей и юношества имени С. Т. Аксакова // Школьная библиотека: сегодня и завтра. - 2023. - № 1. - С. 26-31 : фот.

Опыт работы с молодежью по формированию семейных ценностей в просветительском проекте "Семья от Я до Мы".

Глушкова Ю. А. Кто твой герой? История о том, как собирали дружину для князя Александра Невского // Школьная библиотека: сегодня и завтра. - 2023. - № 1. - С. 32-37 : фот.

Опыт проведения Международной сетевой акции к 800-летию со дня рождения полководца Александра Невского "Наша история - наша гордость: по следам Александра Невского", состоящей из трех конкурсов: мемов, селфи и резюме.

Жук О. Н. О разностях библиотечной цифровизации // Школьная библиотека: сегодня и завтра. - 2023. - № 1. - С. 8-9

Как прошла цифровизация библиотек разных уровней и почему не способствовала их объединению.

Квашнина Е. [Серия "Книга с историей"] // Школьная библиотека: сегодня и завтра. - 2023. - № 1. - С. 6-7 : фот.

О серии "Книга с историей", представляющей произведения классиков с "потертым от времени" переплетом и пожелтевшем форзацем, но действительно ли именно они имеют многолетнюю историю? Или перед нами "псевдоисторический артефакт", о чем говорит в эссе "Пушкин-Амурский" Денис Драгунский.

Климова М. А. Интеграция ЦУP в деятельность библиотек: как мы это видим : (по материалам Всероссийского конкурса "Библиотеки и устойчивое развитие: шаги навстречу") // Школьная библиотека: сегодня и завтра. - 2023. - № 1. - С. 38-44 : фот.

О Всероссийском конкурсе "Библиотеки и устойчивое развитие: шаги навстречу", организованном ГПНТБ России совместно с ЦГДБ им. А. П. Гайдара в 2022 году, победителях конкурса и их работах по номинациям.

 

Составитель: вед.библиотекарь Матвеева Т. Ю.

 

* - документы devisu просмотрены

 

Наш адрес:

624130, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Фрунзе, 13

МБУК «Публичная библиотека» Новоуральского городского округа

Зал универсальных фондов

телефон: (34370) 9-10-70

e-mail: mba@novotec.ru

Web-сайт: http://www.publiclibrary

 

 


В избранное