Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Для Вас, педагоги! Список статей из периодических изданий 2023. Выпуск11-12


Муниципальное бюджетное учреждение культуры

"ПУБЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА"

Новоуральского городского округа

Зал универсальных фондов

ДЛЯ ВАС, ПЕДАГОГИ!

Аннотированный список статей периодических изданий и Интернет-ресурсов

Выпуск N 11-12

[2023]

 

НОВОУРАЛЬСК  СЕГОДНЯ

Новоуральский городской округ. Администрация. О внесении изменений в муниципальную программу "Развитие системы образования Новоуральского городского округа" на 2020-2026 годы : постановление от 21.02.2023, № 513-а // Нейва. - 2023. - 3 марта (№ 18): Сб. офиц. док. № 13. - С. 1-36.*

Новоуральский городской округ. Администрация. О внесении изменений в постановление Администрации Новоуральского городского округа от 25.02.2020, № 347-а "Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление путевок детям в организации отдыха в дневных и загородных лагерях" и Административный регламент, утвержденный указанным постановлением : постановление 14.02.2023, № 411-а // Нейва. - 2023. - 3 марта (№ 18): Сб. офиц. док. № 14. - С. 21.*

Бушманова З. Ее главная награда // Нейва. - 2023. - 15 марта (№ 21). - С. 7 : фот.*

О новоуральском учителе, ветеране труда Людмиле Ивановне Меркуловой.

Сахарова Е. Урок мужества в гимназии // Нейва. - 2023. - 15 марта (№ 21). - С. 5 : фот.*

Ветеран боевых действий на Кавказе и СВО Виталий Латушко провел урок мужества в городской Гимназии.

ЕГЭ

Девятиклассники выбрали предметы для сдачи ОГЭ. – Текст : электронный // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки : офиц. сайт Рособрнадзора. – URL: https://obrnadzor.gov.ru/news/devyatiklassniki-vybrali-predmety-dlya-sdachi-oge-2/ (дата обращения: (14.03.2023).*

Для получения аттестата об основном общем образовании выпускникам необходимо будет сдать ОГЭ по четырем предметам: двум обязательным (русский язык и математика) и двум предметам по выбору. Для участников ГИА с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов ГИА по их желанию может проводиться только по русскому языку и математике. Среди учебных предметов по выбору в 2023 году лидирует обществознание. Традиционно популярны у девятиклассников также география и информатика.

Рособрнадзор провел совещание с регионами перед началом досрочного периода ЕГЭ-2023. – Текст : электронный // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки : офиц. сайт Рособрнадзора. – URL: https://obrnadzor.gov.ru/news/rosobrnadzor-provel-soveshhanie-s-regionami-pered-nachalom-dosrochnogo-perioda-ege-2023/ (дата обращения: (14.03.2023).*

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки провела совещание с руководителями региональных органов управления образованием перед началом досрочного периода ЕГЭ. В этом году экзамены пройдут в 84 регионах России. Во все пункты проведения экзаменов экзаменационные материалы будут доставляться по защищенным каналам сети «Интернет». Замруководителя Рособрнадзора напомнил, что во время проведения ЕГЭ работает горячая линия Федерального центра тестирования, куда специалисты ППЭ могут обратиться в случае возникновения технических проблем и получить консультацию. Для членов предметных комиссий, проверяющих работы участников ЕГЭ, будет работать горячая линия Федерального института педагогических измерений, где можно получить консультацию, если возникают вопросы с оцениванием каких-то заданий.

УЧИТЕЛЮ  ИСТОРИИ

Александрова О. И. Проблемы картографического обеспечения темы "Пелопонесская война" при изучении истории в V классе / О. И. Александрова, А. А. Морозов // Преподавание истории в школе. - 2023. - № 1. - С. 51-54 [4-я с. цв. вкл.] : цв. ил.

Рассмотрены проблемы отражения истории Пелопоннесской войны в школьных учебниках. Особое внимание уделено работе с картографическим материалом. Предлагается авторская система вопросов и заданий к оригинальной исторической карте.

Алексашкина Л. Н. Представления об уникальном и общем в истории как ориентиры познавательной деятельности школьников // Преподавание истории в школе. - 2023. - № 1. - С. 38-44.

Характеризуется познавательный потенциал категорий уникального и общего в истории, намечаются пути его реализации при изучении истории школьниками. Автор показывает, что рассмотрение конкретных событий служит основой для формирования у школьников не только широкого спектра исторических знаний, но и личностной рефлексии, опыта эмоционального восприятия прошлого, нравственных оценок. Наряду с этим в статье определены основные виды общих знаний, включаемых в школьные курсы истории, и их значение для понимания учениками сущности и взаимосвязей исторических событий, явлений, процессов. Приведены примеры заданий для работы школьников с фактографическим и понятийным историческим материалом.

БожичА. С. К вопросу о роли случайности в истории // Преподавание истории в школе. - 2023. - № 1. - С. 21-26.

Рассматривается вопрос о природе случайности в истории. Принятие решения на определенном уровне социальной иерархии может быть либо детерминированным, либо недетерминированным по отношению к логике развития исторической ситуации. В последнем случае создаются условия для реализации в истории некоторой случайности.

Гресь Е. В. М. Н. Покровский в советской историографии 30-60-х гг. ХХ века // Преподавание истории в школе. - 2023. - № 1. - С. 74-77.

Самым сложным в идеологическом плане выступает период становления Советской власти. Этот период низверг патриархальность и инструментально-технологическую эволюцию. На первый план вышли вопросы классовой борьбы, активно развивались идеи марксизма-ленинизма. Именно на этот сложный период и приходится пик творчества М. Н. Покровского. Его судьба является ярким примером того, как в одночасье признание может смениться отвержением и забвением. В статье анализируются оценки работ М. Н. Покровского советскими авторами в период 1930-1960-х гг. Характеризуется влияние идеологии на публикации о деятельности историка.

Данилова Е. А. Примеры критического анализа исторической беллетристики на ее историческую достоверность на уроках истории / Е. А. Данилова, М. А. Артамонов // Преподавание истории в школе. - 2023. - № 1. - С. 55-58 : табл.

Примеры работы с исторической художественной литературой на уроках истории с целью формирования критического мышления учащихся.

Калмыкова Н. С. Формирование оценочных суждений школьников в системе требований к предметным результатам освоения курса истории // Преподавание истории в школе. - 2023. - № 1. - С. 45-50 [1-3-я с. цв. вкл.] : табл., цв. ил.

Проблема формирования оценочных суждений у учащихся на уроках истории. Анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих требования к результатам изучения предмета. Варианты формирования оценочных суждений у учащихся посредством организации работы с различными типами исторических источников.

Калуцкая Е. К. Возможности современного российского кинематографа в патриотическом воспитании школьников / Е. К. Калуцкая, А. Г. Карпова // Преподавание истории в школе. - 2023. - № 1. - С. 59-64 : рис.

Анализируются возможности современного российского кинематографа в воспитательной работе, формировании патриотизма школьников основной школы. Рассматриваются формируемые ценности на примере включения мультфильмов и фильмов в урочную деятельность. Даны общие рекомендации по использованию кинофрагментов и кинофильмов в урочной и внеурочной деятельности.

Короткова М. В. Иммерсивный подход в преподавании истории: понятие, методическая организация и примеры // Преподавание истории в школе. - 2023. - № 1. - С. 3-8.

Проблемы разработки понятия "иммерсивный подход" в разных ракурсах понимания этого термина. Иммерсивный подход на примере урока, посвященного дворянской культуре.

Киселев В. П. Тренинг по семейному праву в рамках подготовки к ЕГЭ // Преподавание истории в школе. - 2023. № 1. - С. 65-67.

Тренинг посвящен закреплению теоретических знаний по семейному праву в объеме, необходимом для общего образования, а также отработке умений, проверяемых на ЕГЭ.

Майоров И. С. Иммерсивность как педагогическая технология при обучении школьников в музейном пространстве // Преподавание истории в школе. - 2023. - № 1. - С. 9-14.

Применения иммерсивных технологий в образовательной среде музея. Особое внимание уделено понятию иммерсовности как технологии погружающей обучающегося в процесс обучения. Рассматриваются теоретические и методологические аспекты использования данной технологии, приводится пример из музейной практики.

Окопная О. П. Об аресте Н. Е. Парамонова в 1918 году: детали, факты, взгляды // Преподавание истории в школе. - 2023. - № 1. - С. 27-32.

Обобщение имеющихся данных об аресте донского предпринимателя Н. Е. Парамонова, которые позволяют сделать вывод о политической борьбе, недоверии и интригах в донском правительстве, поляризации донских верхов в годы Гражданской войны. Автор опирается на данные архива и периодической печати. Арест Н. Е. Парамонова демонстрирует, что несмотря на немецкую оккупацию ряд местных общественных деятелей и деловые круги стремились сохранить свою роль и положение на Дону, активно участвовали в решении политических, экономических и других вопросов.

Самойлова А. А.Гендерные аспекты воспитания мальчиков и девочек в процессе использования иммерсивных технологий на уроках истории // Преподавание истории в школе. - 2023. - № 1. - С. 15-20 : табл.

Использование иммерсивных технологий в аспекте патриотического воспитания школьников для выявления психоэмоциональных и волевых различий в реакциях мальчиков и девочек.

Чистяков С. В. М. Н. Катков о проблемах гимназического образования в Российской империи второй половины XIX века (по материалам газеты "Московские ведомости" и журнала "Русский вестник") // Преподавание истории в школе. - 2023. - № 1. - С. 68-73.

Исследование восприятия известным общественно-политическим деятелем и журналистом консервативного направления М. Н. Катковым проблем системы гимназического образования в стране и анализу способов решения данных проблем, предложенных им на страницах газеты "Московские ведомости" и журнала "Русский Вестник". В статье анализируются полемические статьи М. Н. Каткова и выделяются основные компоненты его педагогической теории в рамках освещения проблем образования в гимназиях Российской империи второй половины XIX в. Новизна исследования заключается в тщательном анализе обзора М. Н. Катковым ситуации с гимназическим образованием России второй половины XIX в. и выделении основных проблем гимназий в России.

Шагдарова Б. Б. Репутация современного университета // Преподавание истории в школе. - 2023. - № 1. - С. 33-37.

Приводится методология изучения теоретических оснований репутации современного университета и выявления новых методологических подходов к ее пониманию. В качестве примера приводится Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова.

УЧИТЕЛЮ  РУССКОГО  ЯЗЫКА

Бибикова О. В. Однородные и неоднородные определения : VIII кл. // Русский язык и литература. - 2023. - № 1. - С. 25-28.

Углубление представления об однородных членах предложения.

Гович М. Б. Пунктуация в предложениях, содержащих конструкции с как : XI класс (повышен. уровень) // Русский язык и литература. - 2023. - № 1. - С. 35-40.

Основные правила пунктуационного оформления предложений, содержащих конструкции со словом как.

Демчук В. В. Понятие об осложнении простого предложения : VIII кл. // Русский язык и литература. - 2023. - № 1. - С. 23-25.

Формирования умения у учащихся находить в тексте простые осложненные предложения.

Зуева О. В. Об одном эпистолярном мотиве в старорусских письмах : краткость текста // Русский язык и литература. - 2023. - № 1. - С. 52-57.

Описаны способы вербализации мотива краткости в старорусских письмах 15-17 вв.

Леонович В. Л. Словообразовательное гнездо как эффективная учебная единица // Русский язык и литература. - 2023. - № 1. - С. 3-8.

Возможности словообразовательного словаря при изучении словообразования учащимися.

Мацкевич Л. В. Правописание н и нн в наречиях : VII кл. // Русский язык и литература. - 2023. - № 1. - С. 16-18 : рис.

Обучение правилам правописания н и нн в наречиях.

Норман Б. Ю. Лингвистика для любознательных : задачи по рус. яз. Вып. 30 // Русский язык и литература. - 2023. - № 1. - С. 41-42.

Дополнительные материалы по русскому языку.

Олимпиада школьников Союзного государства "Россия и Беларусь: историческая и духовная общность" (2022 г.) / И. Г. Минералова, А. Э. Секриеру, А. В. Григорьев [и др.] // Русский язык и литература. - 2023. - № 1. - С. 43-48.

Задания для заключительного этапа олимпиады школьников по русскому языку и литературе.

Саевич Т. И. Орфография с Core: и учусь и обучаюсь / Т. И. Саевич, И. Р. Винник, О. И. Койро // Русский язык и литература. - 2023. - № 1. - С. 9-10 : рис.

Методический проект в помощь учителям и учащимся при изучении орфографии русского языка.

Северов С. А. Имя прилагательное как часть речи. Русскоязычная поэзия Беларуси : интегрир. урок в VI классе // Русский язык и литература. - 2023. - № 1. - С. 13-15. 

Цель урока - помочь учащимся понять эстетическую функцию слова через выразительные возможности прилагательных на примере творчества белорусского поэта Николая Ивановича Ковалевича.

Хомутовская В. Ф. Сказка и быль в повести М. М. Пришвина "Кладовая солнца" : V кл. // Русский язык и литература. - 2023. - № 1. - С. 11-13.

Реальное и сказочное в повести русского писателя Михаила Михайловича Пришвина "Кладовая солнца".

Шикуло О. С. Обобщение изученного о сложных предложениях с разными видами союзной и бессоюзной связи : на материале творчества М. Ю. Лермонтова : IX кл. // Русский язык и литература. - 2023. - № 1. - С. 28-32 : табл.

Обобщение и систематизация знаний учащихся о сложных предложениях с разными видами связи и о постановке знаков препинания в них.

УЧИТЕЛЮ  ЛИТЕРАТУРЫ

Зубко А. С. Переменки по-пришвински // Русский язык и литература. - 2023. - № 1. - С. 49-51.

Викторины и конкурсы по творчеству русского писателя Михаила Михайловича Пришвина.

Олимпиада школьников Союзного государства "Россия и Беларусь: историческая и духовная общность" (2022 г.) / И. Г. Минералова, А. Э. Секриеру, А. В. Григорьев [и др.] // Русский язык и литература. - 2023. - № 1. - С. 43-48.

Задания для заключительного этапа олимпиады школьников по русскому языку и литературе.

Розова Е. А. А. С. Грин. "Алые паруса". Смысл названия повести-сказки : VII кл. // Русский язык и литература. - 2023. - № 1. - С. 19-21.

Раскрытие философского смысла названия повести-сказки Александра Грина "Алые паруса".

Тимофеева О. В. История жизни Печорина, написанная им самим. Анализ повести "Княжна Мери" : IX кл. // Русский язык и литература. - 2023. - № 1. - С. 33-35.

Организация деятельности учащихся по изучению романа Михаила Юрьевича Лермонтова "Герой нашего времени".

Тригуб М. Г. Кроссворд по творчеству М. М. Пришвина "Певец русской природы" : V кл. // Русский язык и литература. - 2023. - № 1. - С. 48-49.

Кроссворд по биографии русского писателя Михаила Михайловича Пришвина и его повести "Кладовая солнца".

Хаменок С. А. "Разобьется сердце на осколки, если мы разучимся любить..." : урок-исследование по феерии А. С. Грина "Алые паруса" : VII кл. // Русский язык и литература. - 2023. - № 1. - С. 21-23.

Исследование проблемных вопросов, поставленных русским писателем Александром Грином в его повести-феерии "Алые паруса".

УЧИТЕЛЮ  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

Антоненко Е. Н. Повышение качества образовательного процесса в допобразовании путем использования информационно-коммуникативных технологий // Дополнительное образование и воспитание. - 2023. - № 1. - С. 32-33.

Опыт работы учреждения дополнительного образования по использованию информационно-комммуникационных технологий, в частности, по созданию мультимедийных презентаций.

Белявская И. Б. Формирование креативного мышления у обучающихся через знакомство с геометрическим орнаментом народа ханты // Дополнительное образование и воспитание. - 2023. - № 1. - С. 24-26 : ил.

Рассматриваются приемы формирования креативности мышления детей на примере построения геометрического орнамента на уроках декоративно-прикладного искусства.

Быданцева Л. Н.Секрет успеха : из опыта работы образцового дет. коллектива театра моды "Образ" // Дополнительное образование и воспитание. - 2023. - № 1. - С. 26-29 : фот.

Представлен опыт работы детского театра моды "Образ" Брянского областного губернаторского Дворца детского и юношеского творчества им. Ю. А. Гагарина.

Войтенкова Т. В. Создание электронного кейса // Дополнительное образование и воспитание. - 2023. - № 1. - С. 30-31.

О создании электронного кейса - электронного образовательно-методического комплекса, содержащего описание практической проблемной ситуации, пакет информационных ресурсов и методические рекомендации для педагогов дополнительного образования.

Демин В. А. "УникУм" отметил первый юбилей // Дополнительное образование и воспитание. - 2023. - № 1. - С. 62-64 : фот.

О Кемеровском Центре детского научного и инженерно-технического творчества "УникУм", отметившем 5-летний юбилей. Целью деятельности Центра является развитие одаренности школьников, проявляющих интерес к инженерно-техническому творчеству.

Кисиль И. А. Разговорный клуб английского языка // Дополнительное образование и воспитание. - 2023. - № 1. - С. 12-13.

Рассматриваются проблемы свободного владения разговорным английским языком, даются упражнения, помогающие преодолеть трудности при изучении языка.

Командирова Ю. Г. Актуальность технологии наставничества в современной парадигме развития системы образования // Дополнительное образование и воспитание. - 2023. - № 1. - С. 20-23.

Раскрываются ресурсы наставничества как компонента современной системы образования, перспективной технологии.

Коновалова С. А. Изучение звука и буквы "Д" : конспект открытого занятия // Дополнительное образование и воспитание. - 2023. - № 1. - С. 49-50 : фот.

Представлена разработка внеклассного занятия с детьми 4 лет, на котором дети посредством игровых форм знакомятся со звуком и буквой "Д".

Ласточка Н. П. От кейс-технологии к разработке кейса педагога // Дополнительное образование и воспитание. - 2023. - № 1. - С. 8-11

 

Автор рассматривает кейс методиста как комплекс, обеспечивающий методическое сопровождение образовательного процесса и профессиональной деятельности педагогов, определяет целевую направленность методического кейса, дает примерный перечень разделов кейса.

Леонтьева А. Первый Слет Национальной технологической олимпиады Junior // Дополнительное образование и воспитание. - 2023. - № 1. - С. 36, 48, 53

Дана информация о Слете Национальной технологической олимпиады (НТО Junior) для школьников 5-7 классов в 2022 году.

Лукьянова А. А. Гидроресурсы родного края : метод. разработка занятия / Лукьянова А. А., Манойленко Е. М. // Дополнительное образование и воспитание. - 2023. - № 1. - С. 51-53.

Некрасова Е. В. Квест-игра "Юные сыщики" : метод. разработка / Некрас // Дополнительное образование и воспитание. - 2023. - № 1. - С. 57-61 : ил.

Представлена методическая разработка квест-игры с детьми 7-12 лет, цель игры - организация досуга детей в детских лагерях и в каникулярное время.

Представлена разработка внеклассного занятия с детьми 9-10 лет на тему водных ресурсов Белгородской области.

Страна эмоций:квест для дошкольников 5-7 лет / Алексеева Д. В., Шеенок А. А., Дорофеева Е. С., Матвеева Е. Ф. // Дополнительное образование и воспитание. - 2023. - № 1. - С. 54-56 : ил.

Дан сценарий проведения квеста с дошкольниками с целью закрепления знаний об эмоциях.

Стебакова О. Н. Народный колорит нас объединит / Стебакова О. Н., Смолянова И. А. // Дополнительное образование и воспитание. - 2023. - № 1.

О проекте "Народный колорит нас объединит" Центра внешкольной работы Норильска Красноярского края. В основе проекта - организация совместного творчества детей и родителей.

Толстенко С. Н. Формирование навыков успешного публичного выступления при защите проектных и исследовательских работ // Дополнительное образование и воспитание. - 2023. - № 1. - С. 34-36.

Автор делится опытом работы со школьниками по формированию коммуникативных компетенций, навыков вдумчивого чтения, устного диалога, письменного диалога, грамотного письма, что позволяет им успешно публично выступать.

Уварова Л. Р. Воспитание через единство мыслей, чувств и действий // Дополнительное образование и воспитание. - 2023. - № 1. - С. 43-48 : фот.

Представлен опыт проведения межрегионального Слета юных моряков в 2022 году в Костроме.

Чеблоков С. В. Модель современной образовательной организации : управлен. проект // Дополнительное образование и воспитание. - 2023. - № 1. - С. 3-7 : ил.

Предложен управленческий проект, цель и результаты которого направлены на создание образовательных сообществ различной направленности, ориентированных на оказание качественных образовательных услуг для участников образовательных отношений (обучающихся, педагогов, родителей).

Швалева А. В. Роль российского движения школьников в социализации личности ребенка // Дополнительное образование и воспитание. - 2023. - № 1. - С. 14-15.

О деятельности общественной детско-юношеской организации "Российское движение школьников" (РДШ) в процессе интеграции детей в социальную среду.

Ширяева Г. Н. Проектный воркшоп как модель образовательного пространства для наставников / Ширяева Г. Н., Понкратова М. Н. // Дополнительное образование и воспитание. - 2023. - № 1. - С. 16-20 : фот.

Представлен опыт работы "Проектного воркшопа", педагогической мастерской, с сотрудниками "Регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи" города Брянска по подготовке к проектной деятельности педагогов дополнительного образования.

 

Составитель: вед.библиотекарь Матвеева Т. Ю.

 

* - документы devisu просмотрены

 

Наш адрес:

624130, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Фрунзе, 13

МБУК «Публичная библиотека» Новоуральского городского округа

Зал универсальных фондов

телефон: (34370) 9-10-70

e-mail: mba@novotec.ru

Web-сайт: http://www.publiclibrary

 


В избранное