Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Для Вас, педагоги! Список статей из периодических изданий 2023. Выпуск 21-22


Муниципальное бюджетное учреждение культуры

"ПУБЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА"

Новоуральского городского округа

Зал универсальных фондов

ДЛЯ ВАС, ПЕДАГОГИ!

Аннотированный список статей периодических изданий и Интернет-ресурсов

Выпуск N 21-22

[2023]

 

НОВОУРАЛЬСК  СЕГОДНЯ

Новоуральский городской округ. Администрация. О проведении комплексной межведомственной профилактической операции "Подросток" в 2023 году на территории Новоуральского городского округа : постановление от 15.05.2023, № 1352-а // Нейва. - 2023. - 19 мая (№ 40): Сб. офиц. док. № 27. - С. 17.*

Новоуральский городской округ. Администрация. О проведении 42-х городских соревнований обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений Новоуральского городского округа "Школа безопасности" : постановление от 05.05.2023, № 1300-а // Нейва. - 2023. - 19 мая (№ 40): Сб. офиц. док. № 27. - С. 1-5.*

Большую музыку - юным талантам Новоуральска! // Наша городская газета. - 2023. - 10 мая (№ 18). - С. 5 : фот.*

Музыканты Детской школы искусств Новоуральска выступили в Большом концертном зале Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского на гала-концерте проекта "Большую музыку - в малые города".

Бушманова З. Души учительской полет // Нейва. - 2023. - 17 мая (№ 39). - С. 19 : фот.*

О новоуральских учителях-ветеранах Ольге Ивановне Саченко, Маргарите Константиновне Вороновой, Нине Потаповне Полуниной, Галине Алексеевне Захаровой, отметивших свои юбилейные даты.

Волкова Н. "Созвучие гармонии и красок" // Наша городская газета. - 2023. - 17 мая (№ 19). - С. 11 : фот.*

В Детской школе искусств городского округа Верх-Нейвинский состоялся гала-концерт учеников школы, посвященный юбилею школы.

Серебряков Е. Танцуйте на радость людям! // Нейва. - 2023. - 17 мая (№ 39). - С. 18 : фот*.

В лицее № 58 состоялся творческий вечер, посвященный 30-летию хореографического коллектива "Данс-шоу".

ЕГЭ

Рособрнадзор рассказал о проведении основного периода ЕГЭ-2023. – Текст : электронный // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки :  https://obrnadzor.gov.ru/news/rosobrnadzor-rasskazal-o-provedenii-osnovnogo-perioda-ege-2023/ (дата обращения: (22.05.2023).*

ЕГЭ в основной период 2023 года планируют сдавать около 700 тысяч человек из всех регионов России, кроме Херсонской области, более 620 тысяч из них – это выпускники текущего года. Во всех аудиториях пунктов проведения экзаменов, в том числе на территориях новых субъектов РФ, будет обеспечено 100% видеонаблюдение, из 99% аудиторий будет вестись онлайн-трансляция хода экзаменов. В 2023 году, как и в прошлые годы, наиболее популярными учебными предметами по выбору остаются обществознание, информатика, биология, история и физика. В этом году информатика впервые заняла второе место по популярности среди предметов, которые участники ЕГЭ сдают по выбору.

Руководитель Рособрнадзора ответил на вопросы выпускников и их родителей о ЕГЭ и ОГЭ. – Текст : электронный // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки : https://obrnadzor.gov.ru/news/rukovoditel-rosobrnadzora-otvetil-na-voprosy-vypusknikov-i-ih-roditelej-o-ege-i-oge/ (дата обращения: (22.05.2023).*

Руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев и специалисты ведомства в ходе традиционной горячей линии перед началом основных периодов ЕГЭ и ОГЭ ответили на вопросы выпускников и их родителей о проведении экзаменов. Открывая горячую линию, он напомнил, что в этом году итоговая аттестация проводится в допандемийном формате. Особые условия предусмотрены для четырех новых субъектов РФ и приграничных территорий, где учащиеся были вынуждены перейти на дистанционное обучение из-за сложной обстановки. Что касается сроков проверки экзаменационных работ, то сейчас они оптимальны и сократить их без снижения качества проверки не представляется возможным.

УЧИТЕЛЮ  БИОЛОГИИ

Безух К. Е. Мастерская генетика // Биология в школе. - 2023. - № 3. - С. 30-41 : 6 табл.

Представлен практикум для изучения основ генетики или повторения ранее изученного материала. Он состоит из пяти мини-игр, при этом каждую игру можно использовать самостоятельно. Учащиеся могут работать совместно или по группам.

Бережная О. В. Практические умения по биологии как способ повышения эффективности обучения // Биология в школе. - 2023. - № 3. - С. 25-29.

Рассматриваются особенности практических методов обучения биологии. Приводятся основные условия формирования и развития практических умений в школьном курсе биологии.

Изучаем фауну Дальнего Востока России. Дальневосточный леопард / Н. В. Репш, С. А. Берсенева, А. Н. Белов, А. С. Коляда // Биология в школе. - 2023. - № 3. - С. 75-80 : фот., 2 рис.

Внеурочные занятия по биологии в школе позволяют существенно расширить знания учащихся о различных представителях фауны Дальнего Востока России, в том числе и Приморского края. Материалы данной статьи помогут учителю при проведении этих занятий, а предлагаемые вопросы и задания нацелены на развитие мышления у школьников.

Использование онлайн-платформы CoreApp при изучении школьного курса биологии / Н. В. Бусарова, А. В. Марина // Биология в школе. - 2023. - № 3. - С. 17-24 : 12 рис.

Рассматриваются возможности применения онлайн-платформы CoreApp в качестве инструмента для создания и проведения уроков биологии.

Кулев А. В. Изучаем фауну России. Богомолы // Биология в школе. - 2023. - № 3. - С. 68-74, [3-я с. обл.] : ил.

В процессе проведения кружковых занятий по биологии педагог имеет возможность существенно расширить знания школьников о различных представителях фауны России. В статье учитель найдет необходимую информацию для этих занятий, а также вопросы и задания, многие из которых нацелены на развитие мышления у школьников.

Меркулова А. С. Проблема демонстрационного эксперимента по биологии в школе / А. С. Меркулова, В. С. Пичугин // Биология в школе. - 2023. - № 3. - С. 60-67 : 15 рис.

Рассмотрена проблема организации демонстрационного эксперимента по биологии, обусловленная недостаточным материально-техническим оснащением и нехваткой времени на подготовку и проведение демонстраций. Предложено новое дидактическое средство - демонстрационный лабораторный комплекс по биологии. Он представляет собой АРМ учителя с необходимым материально-техническим и методическим обеспечением. Кроме того, комплекс служит проведению проектной и исследовательской деятельности на современном лабораторном оборудовании, а также позволяет проводить онлайн трансляцию демонстрационных экспериментальных работ.

Павлов И. И. Биологические пазлы как средство систематизации понятий по разделу "Человек" / И. И. Павлов, Л. С. Семенова // Биология в школе. - 2023. -  № 3. - С. 42-47 : табл., диагр.

В статье раскрыта проблема фрагментарного усвоения учащимися учебного материала. Описываются методические условия организации занятия по изучению понятий раздела "Человек" посредством применения наглядного дидактического средства "Биологические пазлы". Приводится обоснование роли применения биологических пазлов в установке положительной мотивации, усвоении и закреплении пройденного учебного материала. Также приводится пример использования средства на уроке биологии, отражающий пошаговую организацию учебного занятия.

Поздеев И. В. Биоиндикация качества вод по донным животным в системе экологического мониторинга водных объектов / И. В. Поздеев, Р. А. Аристова. // Биология в школе. - 2023. - № 3. - С. 48-53 : 2 табл.

В статье обосновывается выбор макрозообентоса как наиболее простой и показательной экологической группировки для оценки качества вод при проведении экологического мониторинга водных объектов. Приведено описание BMWP - индекса (и его вспомогательных оценок - ASPT и OQR ) с таблицей для его определения, примерами расчета и интерпретации результатов. Применение BMWP - индекса позволяет повысить качество результатов и их сравнимость при выполнении исследовательских работ школьниками.

Похлебаев С. М. Модель взаимосвязи метаболических процессов растительной клетки как метапредметная основа изучения физиолого-биохимических явлений / С. М. Похлебаев, Н. В. Ефимова, В. С. Елагина // Биология в школе. - 2023. - № 3. - С. 10-16 : 2 рис.

При формировании метапредметных компетенций особое значение приобретает моделирование как сопряженная технология познания. Выход биологии на молекулярный и субмолекулярный уровни, а также прогрессирующая тенденция к интеграции естественно-научных знаний предопределяют запрос на разработку идеальных моделей высокого уровня обобщенности, которые послужат метапредметной основой для интеграции знаний в рамках курса биологии. Разработанная авторами общая модель взаимосвязи метаболических процессов растительной клетки направлена на достижение поставленной цели.

Тимофеев А. Н. Цвета в природе и жизни человека // Биология в школе. - 2023. - № 3. - С. 3-9 : ил.

В статье рассматриваются вопросы цветовосприятия человеком. Описываются природа цветовой гаммы и классификация основных цветов, тонов и оттенков. Показано изменение окраски цветков в зависимости от условий обитания растений. С биологических позиций обосновывается проявление окраски у представителей лилейных в разных частях их ареала и у разных видов лилий при их пространственном распространении.

Шалашова М. М. STEAM решения в естественно-научном образовании / М. М. Шалашова, О. В. Кукушкина // Биология в школе. - 2023. - № 3. - С. 55-59.

Развитие естественно-научного образования, повышение интереса обучающихся к данной области знаний и учебным исследованиям является приоритетной задачей. Авторы отмечают, что STEAM-подход к проектированию образовательного процесса по предметам естественно-научного цикла, в том числе биологии, – одно из перспективных решений. В статье рассмотрены особенности отбора содержания и условий обучения в школе при междисциплинарном проектировании учебных заданий, организации исследований, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

УЧИТЕЛЮ  ИСТОРИИ

Вяземский Е. Е. Учебники истории для школы и педагогического университета в цифровую эпоху: поиски перспективной модели в контексте государственной образовательной политики / Е. Е. Вяземский, Т. М. Кадзоева // Преподавание истории в школе. - 2023. - № 2. - С. 3-9.

Рассматриваются учебники истории для школы и педагогического университета в цифровую эпоху. Определяются контуры перспективной модели учебника истории в контексте государственной образовательной политики. Формулируется ключевая тенденция государственной политики к сокращению вариативности содержания общего исторического образования.

Гончаров В. В. Могут ли школьные учебники быть барометром общественных настроений? К вопросу о новых направлениях исследований образовательных медиа / В. В. Гончаров, О. А. Убеева // Преподавание истории в школе. - 2023. - № 2. - С. 10-15.

Направления изучения школьных учебников, а в широком понимании - образовательных медиа перемещаются в плоскость политических и социальных наук. Сторонники "академического" подхода продолжают поиск методов повышения эффективности использования учебных книг в образовательном процессе.

Гугнина О. В. Патриотическая роль церкви в годы Великой Отечественной войны: взгляд методиста // Преподавание истории в школе. - 2023. - № 3. - С. 48-53.

Раскрывается патриотическая роль Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны и методические приемы работы на уроке истории в X классе по данной теме. Предложена памятка "Характеристика исторического деятеля" для изучения личности архиепископа Луки (в миру В. Ф. Войно-Ясецкого).

Дикун А. С. Интегрированный урок истории и литературы по поэме А. А. Ахматовой "Реквием" в XI классе (методическая разработка по технологии "Педагогическая мастерская") / А. С. Дикун, Т. А. Дикун // Преподавание истории в школе. - 2023. - № 2. - С. 43-48 : табл.

Методическая разработка представляет интегрированный урок истории и литературы. Через изучение материалов о периоде 30-40 гг. XX в. и поэмы А. А. Ахматовой "Реквием" составляется целостная картина

Закиров О. А. Работа с хронологией в преподавании истории: значение и проблематика / О. А. Закиров, Г. В. Калабухова, А. А. Сорокин // Преподавание истории в школе. - 2023. - № 3. - С. 54-60.

Анализ трудностей преподавания исторической хронологии в современной школе.

Замулин В. Н. Основные направления развития советской историографии Курской битвы в 1970-1980 годы // Преподавание истории в школе. - 2023. - № 3. - С. 17-40.

Анализ тенденций развития историографии Курской битвы с 1970 по 1980 гг. На основе рассмотрения научных публикаций и монографий автором предпринята попытка оценить проблемы и перспективы объективного отражения событий лета 1943 г. в районе Курской дуги и итогов крупномасштабных боевых действий, вошедших в историю России как коренной перелом в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Калуцкая Е. К. Особенности изучения раздела "Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации" на уроках обществознания в средней школе / Е. К. Калуцкая, В. В. Осин // Преподавание истории в школе. - 2023. - № 2. - С. 49-57.

Изменения, происходящие в системе образования, приводят к необходимости менять подходы к изучению такого важного раздела обществознания, как право. В статье дается анализ отличий изучения права в основной и средней школе, а также методические рекомендации по отбору приемов и средств правового образования.

Киселев В. П. Практикум по процессуальному праву в рамках подготовки к ЕГЭ // Преподавание истории в школе. - 2023. - № 2. - С. 58-60.

Практикум посвящен закреплению теоретических знаний по процессуальному праву в объеме, необходимом для общего образования, а также отработке умений, проверяемых на ЕГЭ.

Лазарев С. Е. "Мы жили при коммунизме, не понимая этого". Как бывшие школьники и студенты воспринимают сегодня Брежневскую эпоху // Преподавание истории в школе. - 2023. - № 2. - С. 23-39.

Автор статьи, посвященной Брежневской эпохе в истории СССР, осуществил анкетирование очевидцев того времени - бывших школьников и студентов, а ныне ответственных работников разных сфер жизнедеятельности и пенсионеров. Из результатов опроса следует, что все респонденты получили в 1964-1982 гг. прекрасное образование, ностальгируют по своему детству, дружбе в школе, пионерской и комсомольской юности. Несмотря на признание того, что руководством страны в те годы были допущены определенные ошибки, большинство опрошенных считают, что распад СССР еще не был предрешен, и называют брежневское время "золотым".

Лутиков К. В. Педагогическая технология междисциплинарной связи объяснения материала курса истории о реформах государственного управления на базе обществоведческого курса о системе и структуре органов власти // Преподавание истории в школе. - 2023. - № 3. - С. 67-75.

Конструктивный анализ содержания междисциплинарного подхода в преподавании истории. Самая тесная междисциплинарная связь активно прослеживается между обществоведением и историей. Именно учебный материал позволяет реализовать междисциплинарный подход при объяснении сложного материала в преподавании истории.

Малахова А. А. Творческие задания как средство формирования ценностей учащихся V-IX классов во внеурочной деятельности // Преподавание истории в школе. - 2023. - № 3. - С. 61-66 [1-3-я с. цв. вкл.] : табл., цв. ил.

Возможность формирования ценностей у школьников на основе выполнения творческих заданий. Анализ понятий "ценности", "внеурочная деятельность" для рассмотрения возможности применения творческих заданий в рамках исторического кружка для V-IX кл. Автор использовал методы теоретического уровня (анализ психолого-педагогической литературы, сравнительный анализ, обобщение, синтез).

Манюхин И. С. К обсуждению Проекта Концепции преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки, реализуемых в образовательных организациях высшего образования // Преподавание истории в школе. - 2023. - № 3. - С. 10-16.

Проанализировано, насколько Проект Концепции и стандарта преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки, реализуемых в образовательных организациях высшего образования, соответствует задачам исторического образования на современном этапе.

Михайлова О. А. Интеллектуальная игра "Назад в СССР" // Преподавание истории в школе. - 2023. - № 3. - С. 76-78 [4-я с. цв. вкл.] : цв. ил., ненумер. цв. вкл. между 40-41 с.

Интеллектуальная игра, направленная на патриотическое воспитание и формирование российской идентичности, посвящена истории СССР. Методическая разработка подготовлена к 100-летию образования СССР, но при этом имеет универсальный характер.

Нефедова О. В. Исторический диктант как средство диагностики и формирующего оценивания // Преподавание истории в школе. - 2023. - № 3. - С. 3-9, [3-я с. обл.] : табл., цв. ил.

Рассматриваются различные цели и формы проведения диктанта на уроках истории. Исторический диктант рассматривается как метод и одна из возможностей использования формирующего оценивания. Этот тип диагностики в современной образовательной среде является инновационным. Диктант на уроке истории рассматривается не только как способ контроля и оценки, но и как способ достижения предметных и метапредметных результатов.

Новиков И. А. "За Волгой для нас земли не было!": Сталинградская битва в исторической памяти южноуральцев // Преподавание истории в школе. - 2023. - № 3. - С. 41-47 : фот., рис.

Вклад Челябинской области в одно из величайших сражений мировой истории - битву за Сталинград. Рассказ о В. Г. Зайцеве - южноуральце, герое обороны города. Помощь в размещении эвакуированных сталинградцев на Южном Урале и поддержка Челябинской области в восстановлении разрушенного Сталинграда. Особенности мемориальных практик об истории Великой Отечественной войны в тыловом регионе.

Селиверстова П. М. Военная и политическая карьера братьев Фридриха Великого // Преподавание истории в школе. - 2023. - № 2. - С. 75-78.

Участия принцев дома Гогенцоллернов в военных кампаниях Фридриха II и дипломатических контактах с иностранными державами. Знакомство с судьбами родственников прусского короля раскрывает противоречивые стороны характера самого Фридриха, а также позволяет проанализировать успехи и неудачи внешней политики Пруссии XVIII в.

Семиколенов М. В. Проблема собственности на землю в воззрениях крестьян и правительства в XVIII-XIX веках // Преподавание истории в школе. - 2023. - № 2. - С. 40-42.

Институт частной собственности на землю прошел долгий путь эволюции в России. Впервые понятие частной собственности было введено Екатериной II в 1761 г. Земельные отношения регулировались нормами обычного права и зависели от вложенного труда в землю. Обработав землю и вложив в нее труд, крестьяне считали землю своей собственностью. После отмены крепостного права в 1861 г. земля не переходила в собственность крестьянам, указ от 24 ноября 1866 г. распространял возможность получения частной собственности на землю крестьянам Европейской России, но на сибирских крестьян указ не распространялся по причине не привидения земель в известность. Долгое время в Сибири господствовала захватная форма землепользования. Последующее законодательство окончательно закрепило право собственности на землю за государством.

Соколов А. Б. Л. С. Выготский и изучение истории в школе // Преподавание истории в школе. - 2023. - № 2. - С. 16-22.

Л. С. Выготский - один из самых известных на Западе психологов. В статье показано его учение о "зоне ближайшего развития", положенное в основу такого преподавания истории, при котором главное значение придается не репродукции исторической информации, а историческому мышлению. Автор показал, какие стороны концепции Выготского, в частности, роль речи для развития мышления детей, учение как процесс социального взаимодействия и другие востребованы в историческом образовании уже в начальной школе. Автор объясняет, почему взгляды Выготского стали широко известны в странах Запада и служат важнейшим обоснованием новой парадигмы обучения истории в школе.

Черемухин В. В. "Вольный город": воля и власть в повстанческом городе Нестора Махно // Преподавание истории в школе. - 2023. - № 2. - С. 65-69.

Рассматривается проблема эволюции концепта "вольный город" в условиях Русской революции и Гражданской войны в России в 1917-1922 гг. На основе широкого круга источников реконструируется концепция "вольного города", применявшаяся анархическим движением во главе с Н. И. Махно, определяются характерные черты взаимоотношений власти и общества в условиях городского пространства повстанческого города.

УЧИТЕЛЮ  РУССКОГО  ЯЗЫКА

Леонович В. Л. Словообразовательный анализ и словообразовательный синтез в школьном курсе "Словообразование" // Русский язык и литература. - 2023. - № 2. - С. 3-8.

Изучение словообразования в рамках общеобразовательной школы.

Малахова Н. Я. "Устами великих людей". Цитация. Знаки препинания при цитировании : XI кл. // Русский язык и литература. - 2023. - № 2. - С. 35-38 : 1 табл., 6 фот.

Углубление знаний учащихся о цитировании.

Матюнова А. А. Актуальные номинативно-словообразовательные процессы в современном русском языке : на материале русскояз. сегмента интернета в эпоху пандемии COVID-19 // Русский язык и литература. - 2023. - № 2. - С. 58-64.

Словообразовательная семантика в эпоху пандемии COVID-19.

Норман Б. Ю. Лингвистика для любознательных : задачи по рус. яз. Вып. 31 // Русский язык и литература. - 2023. - № 2. - С. 39-40 : 1 табл.

Дополнительные занятия для любознательных по русскому языку.

Петренко Н. Г. Сочинение по картине И. Ф. Хруцкого "Мальчик в соломенной шляпе" : VIII кл. // Русский язык и литература. - 2023. - № 2. - С. 15-17.

Написание сочинения по мотивам художественного произведения.

Попко Г. А. Текстовая работа по теме "Сложное предложение" : IX кл. // Русский язык и литература. - 2023. - № 2. - С. 26-28.

Изучение предложений на уроке русского языка в 9 классе.

Сойко И. Л. Обращение. Знаки препинания при обращении : IX кл. // Русский язык и литература. - 2023. - № 2. - С. 33-35 : 1 табл.

Факультативные занятия по правилам пунктуации в предложениях с обращениями.

Страшнова С. М. Знаки препинания в предложениях, имеющих оборот со словом как : VIII кл. // Русский язык и литература. - 2023. - № 2. - С. 17-19 : 1 табл.

Изучение пунктуации в предложениях, имеющих оборот со словом как.

УЧИТЕЛЮ  ЛИТЕРАТУРЫ

Демидик А. И. Юмор и сатира в повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" : VI кл. // Русский язык и литература. - 2023. - № 2. - С. 9-11.

Изучение повести русского писателя Николая Васильевича Гоголя на уроке русской литературы.

Ляпунова Л. И. "За все добро расплатимся добром, за всю любовь расплатимся любовью..." Н. М. Рубцов. "Русский огонек" : VIII кл. // Русский язык и литература. - 2023. - № 2. - С. 20-26.

Изучение учащимися лирики русского поэта Николая Михайловича Рубцова.

Соколова И. В. А. Т. Твардовский. Поэма "Василий Теркин". Широкая популярность поэмы во время Великой Отечественной войны : VII кл. // Русский язык и литература. - 2023. - № 2. - С. 11-14.

Систематизация и обобщение знаний учащихся о поэме Александра Трифоновича Твардовского "Василий Теркин".

Феофанова С. П. Литературно-музыкальная композиция как одна из форм организации воспитательной работы по формированию гражданско-патриотической культуры личности // Русский язык и литература. - 2023. - № 2. - С. 51-55.

Использование литературно-музыкальной композиции в процессе формирования гражданско-патриотической культуры личности.

Якимовец И. С. А. П. Чехов. "Дядя Ваня". Истинная интеллигентность и иждивенческая позиция : Х кл. // Русский язык и литература. - 2023. - № 2. - С. 28-32.

Изучение учащимися художественного своеобразия пьесы русского писателя Антона Павловича Чехова "Дядя Ваня".

 

Составитель: вед.библиотекарь Матвеева Т. Ю.

 

* - документы devisu просмотрены

 

Наш адрес:

624130, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Фрунзе, 13

МБУК «Публичная библиотека» Новоуральского городского округа

Зал универсальных фондов

телефон: (34370) 9-10-70

e-mail: mba@novotec.ru

Web-сайт: http://www.publiclibrary

 


В избранное