Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Для Вас, педагоги! Список статей из периодических изданий 2025. Выпуск5-6


Муниципальное бюджетное учреждение культуры

"ПУБЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА"

Новоуральского городского округа

Зал универсальных фондов

ДЛЯ ВАС, ПЕДАГОГИ!

Аннотированный список статей периодических изданий и Интернет-ресурсов

Выпуск N 5-6

[2025]

 

НОВОУРАЛЬСК  СЕГОДНЯ

 

Новоуральский городской округ. Администрация. О внесении изменений в муниципальную программу "Развитие системы образования Новоуральского городского округа" на 2020-2026 годы : постановление от 26.12.2024 № 3680-а // Нейва. - 2025. - 17 янв. (№ 4): Сб. офиц. док. №№ 2/3. – Прил.*

 

Новоуральский городской округ. Администрация. Об организации отдыха и оздоровления детей в Новоуральском городском округе в 2025 году : постановление от 28.12.2024 № 3695-а // Нейва. - 2025. - 17 янв. (№ 4): Сб. офиц. док. № 2. - С. 20-23. – Прил.*

 

Новоуральский городской округ. Администрация. О порядке предоставления питания учащимся муниципальных общеобразовательных организаций Новоуральского городского округа с 1 января 2025 года : постановление от 26.12.2024 № 3682-а // Нейва. - 2025. - 17янв. (№ 4): Сб. офиц. док. № 3. - С. 17.*

 

ЕГЭ

 

Методологию и показатели оценки качества общего образования в России обсудили на площадке РАО. Текст : электронный // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки : офиц. сайт Рособрнадзора. – URL: https://obrnadzor.gov.ru/news/metodologiyu-i-pokazateli-oczenki-kachestva-obshhego-obrazovaniya-v-rossii-obsudili-na-ploshhadke-rao/ (дата обращения: 09.03.2025).*

 

На площадке Российской академии образования (РАО) состоялась экспертная сессия, посвященная обсуждению вопросов методологии расчета и показателей индекса качества общего образования в Российской Федерации. Мероприятие прошло в очном и дистанционном форматах. В нем принял участие руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев, а также академики, профессора, руководители подразделений РАО, ведущие эксперты сферы образования.

 

УЧИТЕЛЮ  ФИЗИКИ

 

Андрюшечкин С. М. Об одном школьном учебнике // Физика в школе. - 2024. - № 5. - С. 58-62.

 

Предлагается открыть новую рубрику "Вопросы автору учебника и эксперту", в рамках которой учителя физики и методисты могли бы получить разъяснения по тем утверждениям, что содержатся на страницах школьных учебников физики, но представляются им спорными или ошибочными с научной (или методической) точки зрения.

 

Барышников С. В. Приемник теплового излучения для проведения демонстрационного эксперимента / С. В. Барышников, А. Ю. Милинский // Физика в школе. - 2024. - № 5. - С. 35-39 : 3 рис.

 

Прослеживаются изменения в подходах к проведению эксперимента и использовании приборной базы для исследования теплового излучения на протяжении последних десятилетий.

 

Иванов Ю. В. Задачный физический квест по Большому адронному коллайдеру // Физика в школе. - 2024. - № 5. - С. 24-28.

 

Приводится содержание и методика проведения образовательного квеста по расчету параметров Большого адронногоколлайдера.

 

Королев М. Ю. Гравитационно-волновая астрономия — новый метод исследования Вселенной // Физика в школе. - 2024. - № 5. - С. 45-57 : 8 рис., 17 фот.

 

Рассмотрена история открытия гравитационных волн.

 

Лекомцев Д. Г. Простейший демонстрационный индикатор радиоактивности со световой индикацией // Физика в школе. - 2024. - № 5. - С. 40-44 : 3 рис.

 

Описана конструкция простого демонстрационного индикатора радиоактивности на основе датчика типа СИ-22Г.

 

Овчаров А. В. Вопросы физического образования в журнале "Вестник опытной физики и элементарной математики" / А. В. Овчаров, П. Д. Голубь // Физика в школе. - 2024. - № 5. - С. 10-18.

 

Обсуждаются предложения и рекомендации авторов статей журнала по реформированию старых и созданию новых учебников по физике.

 

Очков В. Ф. Полет на Луну / В. Ф. Очков, М. Краска, А. Д. Фалькони // Физика в школе. - 2024. - № 5. - С. 29-34 : 4 рис.

 

Показано, как можно в среде отечественной свободно распространяемой физико-математической программы SMath рассчитать полет ракеты от старта до выхода на орбиту.

 

Севрюков П. Ф. Стандарты, обозначения и определения // Физика в школе. - 2024. - № 5. - С. 63-64.

 

Обсуждаются проблемы различных значений одних и тех же символов в математике и физике.

 

Федорова Н. Б. Жизнь и деятельность Александра Андреевича Покровского / Н. Б. Федорова, О. В. Кузнецова // Физика в школе. - 2024. - № 5. - С. 3-9 : 5 рис.

 

Представлены архивные и биографические данные о жизни А. А. Покровского, о его вкладе в развитие методики и техники физического эксперимента в советской средней школе.

 

Экспериментальная составляющая проекта "Новая физика" / В. В. Смирнов, А. М. Алыкова, Г. П. Стефанова, А. Б. Погожева // Физика в школе. - 2024. - № 5. - С. 19-23 : 3 рис.

 

Рассматривается установка для изучения процесса передачи информации по инфракрасному каналу связи.

 

УЧИТЕЛЮ  ХИМИИ

 

Аксенова И. В. Современный урок химии: применение информационных технологий / И. В. Аксенова, Н. А. Копаева, И. О. Шипилова // Химия в школе. - 2024. - № 9. - С. 13-21, 3-я с. обл. : 15 рис., ил.

 

Об использовании современных информационных систем в обучении химии. Дан анализ доступных информационных систем, которые сделают уроки химии более увлекательными и запоминающимися. Раскрыты возможности практического инструментария.

 

Афанасьева М. Н. Химические вопросы Всероссийского диктанта по естествознанию // Химия в школе. - 2024. - № 9. - С. 63-68 : 2 рис., табл.

 

Приведены примеры вопросов с химическим содержанием Всероссийского диктанта по естествознанию.

 

Балакова К. В. Интерактивный квиз: игра для внеурочного занятия // Химия в школе. - 2024. - № 9. - С. 69-70 : рис.

 

Описание интеллектуальной игры по химии для учащихся 10 класса.

 

Волков В. Н. Индий в России: производство и применение / В. Н. Волков, В. Н. Филиппов // Химия в школе. - 2024. - № 9. - С. 5-12 : 2 рис.

 

Современное состояние производства и применения индия и его соединений в России.

 

Давыдов В. Н. Математический анализ уравнения химической реакции // Химия в школе. - 2024. - № 9. - С. 30-33.

 

Об алгебраическом методе обнаружения нестехиометрических уравнений химических реакций и использовании дополнительных данных для однозначной расстановки в них коэффициентов.

 

Джамбышева Б. А. Технология УДЕ: формирование исследовательского мышления // Химия в школе. - 2024. - № 9. - С. 34-38 : табл., рис.

 

Описан метод сочетания эксперимента и составления прямых и обратных задач на его основе, который можно применять при изучении любых учебных тем курса химии, где используется химический эксперимент.

 

Добротин Д. Ю. Химический эксперимент в системе государственной итоговой аттестации // Химия в школе. - 2024. - № 9. - С. 50-54 : 3 табл., ил.

 

Приведены примеры заданий 23 и 24 Основного государственного экзамена, которые предусматривают выполнение реального химического эксперимента.

 

Зимукова Ю. М. Игра-путешествие "Качественные реакции в неорганической химии" / Ю. М. Зимукова, Е. А. Кукольникова // Химия в школе. - 2024. - № 9. - С. 71-75 : 3 табл., рис.

 

Сценарий внеурочного мероприятия в форме игры-путешествия по теме "Качественные реакции в неорганической химии" для учеников 9 класса.

 

Лавров А. П. Как повысить эффективность решения экспериментальных творческих задач // Химия в школе. - 2024. - № 9. - С. 39-43 : 2 рис

 

Описываются результаты внедрения индивидуальных заданий, повышающих эффективность поиска учащимися решений экспериментальных творческих задач по химии.

 

Миренкова Е. В. Результаты ЕГЭ-2024 в Смоленской области // Химия в школе. - 2024. - № 9. - С. 22-25.

 

Представлена характеристика результатов Единого государственного экзамена по химии в Смоленской области. Приведены количественные данные впервые предоставленной участникам возможности пересдачи экзамена. Выделены задания, вызвавшие наибольшие затруднения, анализируются их возможные причины. Отмечаются типичные ошибки экзаменуемых.

 

Окольников Ф. Б. О преемственности в формировании предметных умений // Химия в школе. - 2024. - № 9. - С. 25-30 : рис., 2 табл.

 

Анализ работы учителей химии и результатов итоговых проверочных работ учащихся 7 класса, использовавших разные учебно-методические комплексы, показывает, что снижение интереса детей к урокам химии и их ошибки в стартовых контрольных работах в 8 классе связаны исключительно с отсутствием у них конкретных предметных умений. Приведены примеры заданий для формирования предметных умений.

 

Российские ученые разработали новую технологию защиты от подделок // Химия в школе. - 2024. - № 9. - С. 12.

 

Российские ученые запатентовали новую технологию защиты от подделок, основанную на использовании соединений европия и тербия. Технологию можно использовать для проверки подлинности денежных купюр, документов, дорогих товаров.

 

Санина М. Ю. Из опыта проведения демонстрационного экзамена по аналитической химии // Химия в школе. - 2024. - № 9. - С. 43-47 : 4 табл.

 

На демонстрационном экзамене по аналитической химии имитировались два типа образовательных событий — руководство проектами школьников и подготовка их к олимпиаде. Обоснован выбор содержания экзаменационных билетов, описаны этапы его проведения. Установлено, что экзамен по аналитической химии в демонстрационном формате позволяет преподавателю установить недочеты в практическом освоении курса, а студентам познакомиться с новым видом экзамена и получить опыт применения знаний, умений и навыков по дисциплине, необходимой в работе учителя химии.

 

Танасогло А. М. Из опыта активизации познавательной деятельности // Химия в школе. - 2024. - № 9. - С. 2-4.

 

С целью активизации познавательной деятельности предлагаются разнообразные методические приемы: домашний эксперимент, индивидуальные занятия, решение занимательных задач.

 

Телешов С. В. Линии жизни академика Ипатьева // Химия в школе. - 2024. - № 9. - С. 55-62 : фот., ил.

 

Краткая биография Владимира Николаевича Ипатьева, который прошел путь от поручика до генерал-лейтенанта, доктора химии, тайного советника и главы химической промышленности СССР. Он стал ученым с мировым именем, так как первым разработал процессы гетерогенного катализа, создал установку для изучения химических реакций при высоких температурах и давлениях. Высокооктановое топливо, созданное им для самолетов, обеспечило преимущество в воздушных сражениях Второй мировой войны.

 

Уткина В. С. Кроссворд по теме "Алканы" // Химия в школе. - 2024. - № 9. - С. 4.

 

Предложен тематический кроссворд с ответами по теме "Алканы".

 

Учебники для углубленного изучения химии // Химия в школе. - 2024. - № 9. - С. 48-49 : рис.

 

Представлены учебники, допущенные к использованию в образовательных организациях и созданные в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС); методический аппарат учебников обеспечивает достижение планируемых результатов обучения, а также личностное развитие учащихся.

 

Хасанова Н. Х. Из опыта организации проектной деятельности // Химия в школе. - 2024. - № 9. - С. 75-78.

 

Использование метода проектов при изучении химии в школе способствует глубокому усвоению знаний, развитию исследовательских умений и критического мышления учащихся. Представлен опыт организации проектной деятельности при изучении химии в академических лицеях Ташкента.

 

УЧИТЕЛЮ  ИНОСТРАННЫХ  ЯЗЫКОВ

 

Бокова Т. Н. Феномен ризоматического обучения в современном образовательном пространстве // Иностранные языки в школе. - 2024. - № 8. - С. 16-21 : 1 рис.

 

В статье рассматриваются основные характеристики ризоматического обучения и возможность внедрения его элементов в школах.

 

Воронина Л. А. Когнитивная матрица в обучении школьников гласным звукам корейского языка: организация содержания обучения // Иностранные языки в школе. - 2024. - № 8. - С. 54-57 : 3 рис.

 

В статье предлагаются конкретные приемы репрезентации образовательного контента с целью эффективной организации учебного материала для обучения корейскому языку.

 

Коровина И. В. Классификация основных лексических ошибок в англоязычной письменной речи русскоязычных обучающихся / И. В. Коровина, Е. А. Грошева // Иностранные языки в школе. - 2024. - № 8. - С. 58-65 : 4 рис.

 

В статье дается классификация основных стабильных лексических ошибок при освоении иностранного языка русскоязычными обучающимися на разных уровнях владения английским языком.

 

Митина М. В. Воспитательные и развивающие аспекты обучения иностранному языку / М. В. Митина, К. В. Чайка // Иностранные языки в школе. - 2024. - № 8. - С. 85-90 : 3 рис.

 

В статье рассматривается воспитательный и развивающий потенциал дисциплины "Иностранный язык", определены современные методические приемы и технологии для реализации данного потенциала.

 

Сизарева И. В. Формирование способности к идентификации акцента на уроках французского языка в школе / И. В. Сизарева, И. В. Харитонова // Иностранные языки в школе. - 2024. - № 8. - С. 47-53 : 1 табл.

 

В статье предложена дидактическая модель развития фонологической компетенции школьников, углубленно изучающих французский язык.

 

Старицына С. Г. Методическая готовность будущего учителя иностранного языка к реализации принципа лингводидактической персонализации // Иностранные языки в школе. - 2024. - № 8. - С. 79-84 : 2 рис.

 

В статье представлена авторская позиция по проблеме методической готовности студентов бакалавриата к обучению и воспитанию слабоуспевающих школьников на основе принципа лингводидактической персонализации.

 

Твердохлебова И. П. Ценностные приоритеты в современном языковом образовании: от теории к технологиям // Иностранные языки в школе. - 2024. - № 8. - С. 2-4.

 

В редакционной статье дан обзор публикаций очередного номера журнала, посвященного тематике ценностных приоритетов в современном языковом образовании.

 

Фирсова С. П. Использование цифровых ресурсов для преодоления трудностей при обучении иероглифики китайского языка // Иностранные языки в школе. - 2024. - № 8. - С. 72-78 : 1 табл., 2 рис.

 

В статье предлагается использование конкретных цифровых инструментов в рамках процесса обучения основам иероглифики китайского языка.

 

Фроликова Ю. Развивающий потенциал учебника иностранного языка: анализ и рефлексия // Иностранные языки в школе. - 2024. - № 8. - С. 66-71.

 

В статье описывается один из курсов в программе магистратуры по специальности "Педагогическое образование", анализируется содержание лекционных и семинарских занятий, приводятся примеры приемов и способов развития рефлексии.

 

Шамов А. Н. Обучение лексическим единицам с национально-культурным компонентом / А. Н. Шамов, А. А. Малышева // Иностранные языки в школе. - 2024. - № 8. - С. 22-29 : 3 рис.

 

В статье рассматривается эффективность использования лингвострановедческой наглядности и аутентичных текстов при обучении лексическим единицам с национально-культурным компонентом на уроках английского языка в средней школе.

 

Шупин Ч. Методический инструментарий для культуроведческого обогащения коммуникативно-когнитивной практики китайских студентов // Иностранные языки в школе. - 2024. - № 8. - С. 91-96.

 

В статье представлено новое учебное пособие, направленное на развитие у китайских магистрантов осознания сходств и различий в русской и китайской культурах, а также культивирование у них культуроведческих аналитических умений.

 

Языкова Н. В. Ценностный потенциал современных УМК для среднего общего образования / Н. В. Языкова, А. М. Маштини // Иностранные языки в школе. - 2024. - № 8. - С. 5-15 : 4 табл.

 

В статье обобщены принципы аксиологического подхода к иноязычному образованию, проанализированы результаты исследования ценностного потенциала текстов и их методического обеспечения в УМК Spotlight и Starlight для формирования национально- культурной идентичности старших школьников.

 

КЛАССНОМУ  РУКОВОДИТЕЛЮ

 

Атрошенко М. Индивидуальный проект "Формирование исторической памяти" / М. Атрошенко, Е. С. Меньшинина // Классный руководитель. - 2024. - № 6. - С. 64-74.

 

В данной работе были проанализированы ключевые функции и уровни исторической памяти на примере канонерской лодки "Кореец" и крейсера "Варяг". Рассмотрена теория Ранке и оценено значение исторического анализа через изучение воздействия событий на искусство. В ответе на поставленные исследовательские вопросы подчеркивается, что формирование исторической памяти происходит под влиянием различных групп, начиная от семьи и заканчивая государственными институтами, а также зависит от изменений в восприятии прошлого человеком на протяжении всей жизни.

 

Веретенникова Н. В. Роль внутренних и внешних обстоятельств на формирование продуктивной личностно-профессиональной позиции // Классный руководитель. - 2024. - № 6. - С. 35-38.

 

Рассмотрено разделение образовательного и воспитательного процессов в школьной работе на самостоятельные направления, что способствует формированию наиболее эффективного подхода к каждому из них. Это позволит создать продуктивную личностно-профессиональную позицию классного руководителя.

 

Карпова О. Ю. Внеурочная деятельность как возможность для профессионального саморазвития педагога-воспитателя // Классный руководитель. - 2024. - № 6. - С. 17-19.

 

Рассмотрена роль внеурочной деятельности в профессиональном саморазвитии педагогов-воспитателей, работающих с детьми с интеллектуальными нарушениями, включая умственную отсталость. Основное внимание уделяется важности создания условий для комплексного развития педагогических кадров через участие в различных формах внеучебной активности. Описаны особенности организации внеурочных мероприятий в контексте работы классных руководителей в коррекционных школах. Подчеркивается значимость систематического подхода к профессиональному саморазвитию воспитателей, а также необходимость интеграции их опыта в образовательный процесс для достижения высоких результатов в работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

 

Ковалева Е. Ю. Совершенствование характера классного руководителя - залог повышения профессионального мастерства // Классный руководитель. - 2024. - № 6. - С. 20-21.

 

Рассмотрен вопрос совершенствования характера классного руководителя как важного фактора повышения его профессионального мастерства. Описаны ключевые личностные качества, необходимые для успешного выполнения профессиональных обязанностей. Особое внимание уделено важности саморазвития классных руководителей, которое включает в себя постоянное обучение, рефлексию и работу над собой.

 

Кравчук С. Исследовательская работа "Развитие логистики маркетплейса OZON" / С. Кравчук, А. В. Саушина // Классный руководитель. - 2024. - № 6. - С. 39-63 : 6 рис., 2 табл.

 

Представлена исследовательская работа на тему "Развитие логистики маркетплейса OZON". В ней сформулированы цели, задачи исследования, а также подчеркивается практическое значение проекта.

 

Липатенкова П. Творческий, практико-ориентированный проект "Подростковая фантастика и ее особенности" / П. Липатенкова, Л. А. Войнова // Классный руководитель. - 2024. - № 6. - С. 75-99 : 17 рис., 1 табл.

 

Представлена исследовательская работа на тему "Подростковая фантастика и её особенности". В ходе исследования изучены предпочтения учащихся в выборе фантастических произведений на основе проведённого опроса. На основании полученных данных сделаны выводы о том, какой жанр фантастики наиболее популярен среди подростков.

 

Мизярска Н. А. Влияние ценностного мира педагога на духовно-нравственное развитие школьников // Классный руководитель. - 2024. - № 6. - С. 32-35.

 

Самообразование и увлечения педагогов-воспитателей играют важную роль в формировании подрастающего поколения. Ценности, которые они ставят на первое место, становятся ориентиром для учеников, определяя их мировоззрение на всю жизнь. Это имеет большое значение для воспитания здорового и нравственно чистого общества в нашей стране.

 

Никитенкова С. Д. Самопознание как важнейший этап в развитии ценностно-смысловой сферы классного руководителя / С. Д. Никитенкова, Л. С. Щедрова, Г. В. Щербич // Классный руководитель. - 2024. - № 6. - С. 4-11.

 

Самопознание является ключевым фактором в формировании ценностных ориентиров и смыслов у классного руководителя. Исследования подтверждают, что педагоги, обладающие глубоким пониманием себя, оказывают более эффективное влияние на учащихся и способствуют их личностному росту. Такие учителя создают благоприятную эмоциональную атмосферу в классе, внимательно слушают и понимают каждого ребенка, а также успешно разрешают конфликты и сложные ситуации.

 

Петрова Л. Н. Повышение общей культуры педагога - залог успеха в профессиональной деятельности / Л. Н. Петрова, Е. Г. Платонова, С. В. Синицын // Классный руководитель. - 2024. - № 6. - С. 22-30 : 2 рис.

 

Рассмотрена роль повышения общей культуры педагога в контексте его профессиональной деятельности и достижения успехов в работе. В центре внимания находятся воспитательные цели, которые ставят перед собой классные руководители, а также их способность эффективно транслировать общечеловеческие ценности через свою культуру и профессионализм. Особое внимание уделено тому, каким образом уровень общей культуры влияет на качество взаимодействия с учениками, коллегами и родителями, а также на достижение высоких результатов.

 

Поляков С. Д. Воспитание: видимое и невидимое... // Классный руководитель. - 2024. - № 6. - С. 115-128.

 

Приведен отрывок из книги С. Д. Полякова "Воспитание: видимое и невидимое. Координаты реалистического воспитания".

 

Скворцова М. В. Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию "Весна" (5-й класс) // Классный руководитель. - 2024. - № 6. - С. 100-114 : 17 рис., 1 табл.

 

Конспект урока развития речи для пятого класса направлен на обучение написанию сочинения по плану. Урок создает условия для создания собственных текстов и развивает умение внимательно наблюдать за природой.

 

Торохова М. Э. Забота педагога о развитии мира своих интересов и увлечений // Классный руководитель. - 2024. - № 6. - С. 31-32.

 

Рассматривается вопрос заботы педагога о развитии своего внутреннего мира через искусство, а именно через изобразительную деятельность. Описаны ключевые аспекты, касающиеся интересов педагогов, их творческих способностей и методов самовыражения. Особое внимание уделено роли классных руководителей в формировании у учащихся интереса к искусству и развитию креативного мышления. Предложены различные подходы к обучению рисованию, включая методику правополушарного рисования, которая помогает развивать интуицию и творческое восприятие. Также обсуждаются способы интеграции личных увлечений педагогов в образовательный процесс для повышения мотивации и эффективности обучения.

 

Третьякова Г. А. Роль самообразования в формировании личностно-профессиональной позиции классного руководителя // Классный руководитель. - 2024. - № 6. - С. 12-17.

 

Самообразование - неотъемлемая часть жизни любого творческого и ответственного профессионала, особенно когда речь идет о профессиях с высокой моральной и социальной ответственностью, таких как учительская деятельность, а также роль классного руководителя. Очевидно, что для эффективного выполнения своих обязанностей классному руководителю необходимо постоянно развиваться, совершенствовать свои интеллектуальные, нравственные и профессиональные качества, опережая уровень своего социального окружения. Это становится возможным благодаря осознанию классным руководителем своей общественной значимости, принятию высокой личной ответственности и систематическому труду над собственным развитием.

 

Составитель: вед.библиотекарь Матвеева Т. Ю.

 

* - документы de visu просмотрены

 

Наш адрес:

624130, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Фрунзе, 13

МБУК «Публичная библиотека» Новоуральского городского округа

Зал универсальных фондов

телефон: (34370) 9-10-70

e-mail: mba@novotec.ru

Web-сайт: http://www.publiclibrary

 

 


В избранное