Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психотехники and English

  Все выпуски  

О неправильных установках подробней


О неправильных установках подробней
2011-01-02 20:59 admin

Илья Шальнов
О неправильных установках подробней


Язык можно выучить, не перестроив себя глобально. Перестраивать себя придется на всех уровнях. И мотивировать себя, и организовывать себя, и учиться заново всем примитивным движениям: читать, писать, говорить...
Если бы не моя занятость, я бы давно выучил язык. Если это говорит не полиглот, уже освоивший не один иностранный, то, скорее всего, дело не в отсутствии времени, а в неправильно поставленной работе. В правильных занятиях можно отдыхать.
Освоить язык можно самостоятельно. Вы можете освоить язык самостоятельно, если вы волевик (человек волевого типа). Если же вы обычный человек, то вам придется найти себе наставника, который обеспечит вам поле, в котором вам будет проще заниматься, чем бездельничать. Вероятно вам даже понадобится наставник, который будет стоять над вами с палкой и пускать эту палку в ход, когда задание не выполнено. Учитель-демократ подходит не всем, какими бы совершенными не были его методы. Даже если вы можете усадить себя, вы еще должны уметь самостоятельно работать и знать специфику работы с иностранными языками.
Есть курсы, где за пару месяцев иностранный доводят до уровня родного. Есть программа, с помощью которой можно выучить язык за 59 часов. Язык за пару месяцев, и далеко еще не на уровне родного, возможен только у полиглотов, уже освоивших несколько языков, а также на Поле Чудес в Стране Дураков.
Язык можно выучить и положить на полку. Когда он понадобится, можно будет им воспользоваться. Даже родной язык можно подзабыть, если много лет им не пользоваться. Восстановить забытый язык, однако, на пару порядков проще, чем освоить новый. Даже родному языку надо постоянно учиться. И читать, и писать, и говорить... Язык - это как еще одна жена. Возможно многоженство, возможны и любовницы, но ни одна не должна оставаться без внимания.
Главное - определить направление главного удара, остальное приложится. Можно сэкономить на фонетике, правилах чтения, грамматике, заучивании слов, слушании, говорении, чтении, письме, думании. Если один из сомножителей равен нулю, то и произведение равно нулю. Над всеми составляющими предстоит работать.
Надо строить работу на тех способностях, которые у тебя развиты лучше всего. Надо особенно работать над проблемными субмодальностями (видео, аудио, кинестетика).
В освоении второго языка главное - отключить родной язык и другие языки: не переводить, не сравнивать. Существует глубинное универсальное мышление, которому соответствуют языковые универсалии. Слова тоже международны и, если это родственный язык, отслеживать общие корни и аффиксы очень полезно. В лучшем случае формируется параллельное мышление - когда мысль формируется сразу на двух языках.
Освоить язык - это освоить перевод с родного на иностранный и обратно. Нужно осваивать прямое понимание и прямое думанье на языке. Правильный перевод это: мысль на одном языке - понимание - мысль на другом языке.
Изучение языка - сознательный процесс. Надо обучать свое бессознательное. Все движения должны выполняться сами собой, легко, не требуя сознательного внимания.
Нужны мнемотехнические приемы, фонетические ассоциации. Использование мнемотехник, опирающихся на сознательные, надуманные ассоциации - это верный способ себя запутать и отключить работу бессознательного.
Чем больше спешишь, тем скорее освоишь. Спешка - это верный способ сорвать постановку правильных базовых движений. И, если движения не поставлены, их не наработаешь.
Язык можно взять только осадой. Язык можно взять только штурмом. Можно учить годами, и не выучить. Штурма тоже не достаточно. Осада, штурм, осада, штурм...
Язык надо учить, как дети его учат. Для этого надо забыть родной и лечь в коляску с погремушками. Потом гулить несколько месяцев, стараясь подражать маме. А мама должна любить тебя, несмотря на твою абсолютную беспомощность и полное отсутствие интеллекта, обслуживает тебя с утра до вечера, радоваться каждому твоему успеху, абсолютно терпеливо объяснять тебе каждый звук, каждое слово и так далее.
Изучение языка - дело трудное. Изучать язык помногу часов в день - перенапрягать психику. Освоение языка - дело трудное, но лишь пока не научился учиться, пока спешишь или ленишься. Правильно заниматься можно часами, не уставая, а отдыхая в работе, но это приходит не сразу.
Знание языка - это то, что покупается ценой отказа от свободы на долгие годы. Иностранный язык - это бесконечный ряд скучных и неприятных упражнений. Иностранный язык - это йога, познание, туризм и роскошь человеческого общения.
Не следует пробовать разные методы, чтобы силы попусту не тратить. Не пробовать разные методы - обречь себя на годы нерациональной работы.
Не следует выдумывать свои методы, самостоятельно систематизировать материал. Чужой опыт все равно придется встраивать в свою систему.
Выучить язык хорошо всё равно не получится, потому не стоит и стремиться к этому. Только дети способны осваивать языки, ну и некоторые особым образом одаренные взрослые. Освоить второй язык дано всем психически здоровым людям. Второй язык осваивается легче, чем первый.
Запоминать более двадцати слов в день невозможно. Человек со средней памятью может заучивать и по пятьсот слов в день. Правда, они забудутся, но это не страшно. В следующий раз они заучатся проще и на более долгий срок.
Если слово заучивалось, и было забыто, в следующий раз заучивать его будет так же трудно, как и в первый. Все движения, проделанные когда-то, помнятся, и в следующий раз они осваиваются легче, чем в первый.
Чужая речь не может ни естественно восприниматься на слух, ни выговариваться. Второй язык со временем становится столь же естественным, как и родной.
Методов более эффективных, чем те, по которым все традиционно занимаются, не существует в природе. Появляются новые технические средства обучения, такие как компьютер, Интернет. С ними приходят новые технологии. Новые технологии приходят не только с новыми ТСО.
Очевидно, что мои неспособности - это ТААКИЕ НЕСПОСОБНОСТИ, что никто никогда ничего с ними поделать не сможет! Неспособности - это следствие неправильных движений. С постановкой правильных движений уходят и неспособности.
Можно игнорировать произношение, русское произношение - это самое правильное и естественное произношение. Пока не научишься говорить, не научишься и слышать. Категорически недопустимо даже на самом раннем этапе подменять звуки иностранного языка звуками родного, если у звуков иностранного и родного нет прямого однозначного соответствия. В Английском и Русском такого соответствия нет для многих гласных и согласных.
Есть правила чтения английских буквосочетаний, выучив которые, можно забыть о транскрипции. Даже если пользоваться компьютерными программами, предлагающими озвучивание текста, или записями диктора, все равно надо уметь мыслить теми звуками, которые описаны в транскрипции. То есть, нужно уметь самостоятельно записать слово в знаках фонетической транскрипции.
Если есть транскрипция или говорящие словари, можно обойтись без правил чтения. Если не знаешь правил чтения, то приходится учить два языка, вместо одного, и путаться с ними. И логика языка остается непонятной.
Достаточно знать несколько десятков слов и фраз, которыми мы пользуемся в повседневной жизни. Эти несколько десятков - верхушка айсберга. Чтобы органично пользоваться этим набором, нужно знать несколько тысяч слов.
Пройти учебник означает выучить язык. Хорошие учебники - это редкость. Часто самостоятельно пройти один учебник бывает практически невозможно, или на преодоление нерациональностей учебника уйдет в двадцать раз больше времени, чем понадобилось бы, если бы учебник был хорошим. Поэтому желательно иметь два, три, четыре учебника. Учебника в любом случае недостаточно, чтобы освоить язык, потому что контакта с реальным языком учебник заменить не может.
Иностранный язык можно выучить по учебнику. Учебников недостаточно, необходима работа с реальным языком, и чем раньше к ней перейдешь, тем лучше.
Иностранный язык можно выучить без учебника. Иностранный язык можно выучить без учебника, если язык Эсперанто, вы уже владеете, скажем, Английским, вы знаете, как читаются буквы, и у вас есть параллельный текст. Но и в этом случае, предварительное чтение грамматики и заучивание основных слов может сэкономить много сил.
Чем больше купить книг, дискет и кассет, тем быстрее выучишь. Существует оптимум. Один учебник - почти всегда мало. Постоянно новые учебники - это ни одного учебника в нормальном режиме. Хрен на хрен менять - только время терять, как говорят в народе.
Всё придёт само собой. Можно тратить часы на занятия, но не развиваться. Со временем можешь обнаружить, что идешь не вперед, а назад. Есть потолок, соответствующий мотивированности, затратам времени, качеству используемых технологий.
Ничто само собой не придет. Многое, однако, налаживается само собой, если продолжаешь работать.
Заплатил учителю - расслабься. Всю работу он сделает за тебя. Учитель Английского - не стоматолог, который все сделает сам. Всю работу придется выполнить самостоятельно, хотя учитель во многом может помочь.
Заучивать слова в отрыве от контекста - это ошибка. От этого только неразбериха в голове случается. Заучить слово - значит оторвать его от контекстов, чтобы потом в новые контексты его прописывать. Неразбериха в голове случается у тех, кто борется с неразберихой.
Достаточно выучить слова, и язык выучен. Если у тебя есть словарь, это еще не значит, что ты овладел языком. Словарь - это хорошо, но этого недостаточно.
Чтобы выучить систему спряжения английских глаголов, потребуется несколько лет. Каждое время соответствует простому движению ума. Понял суть этого движения - все в порядке. В Английском глаголы спрягаются просто - нет необходимости заучивать много сложных таблиц. Достаточно заучить одну таблицу и потом всегда заучивать три формы нестандартных глаголов.
Лучший способ продвинуться в языке - на несколько месяцев переехать в страну, где все на нем говорят. Приехать в страну - это еще не значит оказаться в языковой среде. И, если твой уровень нулевой, языковая среда будет только бессмысленным эмоциональным потрясением. Ставить движения, осваивать грамматику и набирать лексику лучше самостоятельно, с поддержкой учителя.
Лучше разговаривать с носителем. Активизировать пассив с соотечественниками во многом лучше, чем с носителями, если это не продвинутый этап. Но и на продвинутом этапе носители - это не сврехпринципиальный момент, если есть радио и телевидение.
Пять лет в университете гарантирует овладение иностранным, как родным. Практика показывает, что даже выпускники университетов часто не очень-то компетентны, хоть их и отбирали из тех, кто самый способный, и кто после школы уже говорит.
Без Английского ничего в этой жизни не достичь. Английский гарантирует хорошую работу. Можно и без Английского. Английский сам по себе - это еще не специальность.
Повторение одного слова вслух с переводом пятьдесят раз или в течение одной минуты - наибыстрейший способ его запомнить. Правильно использовать принцип широкого луча - одновременно работать со многими словами. Слово должно повторяться, когда оно еще не совсем забыто, но уже немного забыто. Принцип двойной ротации это учитывает. Заучивать слова нужно не в один день, но продумать заучивание сегодня и повторение завтра. Но и в этом случае не нужно стремиться к абсолютному запоминанию.
Нужны яркие образы. Мы не мыслим яркими образами. Нужно мысленно видеть слово (как оно пишется) и мысленно слышать, но яркая картинка самого понятия, не обязательна. Для абстрактных понятий особенно трудно (невозможно и не нужно) придумывать однозначную картинку.
Если с трудом проговорил слово и его перевод, можно идти дальше. Слова и грамматические конструкции запоминаются тогда, когда их воспроизведение абсолютно незатруднительно.
Учить нужно всё по порядку Существует два типа людей. Одни наращивают знания пошагово, и пока одна тема не пройдена и не закреплена, они не двинутся дальше (и это движение противоречит принципу широкого луча). Другие мыслят системно. Им важно понять (1) и в какой системе будет работать новое знание, (2) и из чего новое знание состоит. Вначале они изучают круг вопросов, которые им придется решать, а потом постепенно заполняют белые пятна того, что пока не освоено. Люди первого типа могут работать только под руководством людей второго типа, которые более продвинутый, мотивированный и самостоятельный народ.


В избранное