Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психотехники and English

  Все выпуски  

Психотехники and English


Илья Шальнов
http://shalnov-school.ru/
http://my-programs.ru/
http://shalnov.ru/

Почему не у всех получается осваивать язык?

Три уровня понимания, что такое освоение языка

1) На первом этапе освоение языка представляется изучением. Человек думает, что, если он знает слова и грамматику, язык можно считать освоенным. "Знает" или "не знает" он оценивает в координатах "да" и "нет". Бывает и такое: "сдал экзамен - значит знаю". Он спешит заучивать новое, считая, что всё уже заученное ему принадлежит вполне и навсегда.

Со временим видишь, что результатов нет, тогда приходит понимание, что подобная схема не работает. Человек может сколько угодно заучивать слова и грамматику, но ни говорить, ни воспринимать на слух, ни комфортно читать, ни писать он не может. То есть, языковая недееспособность становится совершенно очевидной. При этом другие каким-то образом умудряются-таки и говорить и писать и слушать.

2) Потом приходит понимание, что язык - это тренировка. Теперь человек готов возвращаться к уже пройденному опять и опять, нарабатывая и нарабатывая свои навыки. Но и тут он еще спешит, потому что думает, что количество, а не качество повторений определяет успех. Будто бы "чем больше, тем лучше".

3) Потом приходит понимание, что освоение языка - это сроднение с языком. Человек учится любить язык и любить общение на языке. Теперь он уже не спешит, потому что видит, что дело не в количестве выполненных упражнений, а в той степени, в которой ты научился быть глубинно-внимательным, а, стало быть, способным запоминать и пользоваться запомненным. Тренировка теперь видится не как многократное повторение, как поиск раппорта, как развитие сверхвнимания.

Как это в реальной жизни?

Но это всё это пока абстракции. А практика начинается с учебника. Начинаешь заниматься. Видишь, что скорость движения вперед в десять раз меньше минимальной, которая тебя бы устроила. Ты не можешь запоминать всего, а потому двигаешься по учебнику туда-сюда-обратно, и это совсем не в кайф, и это совсем не эффективно.

Начинаешь спрашивать себя, почему? Ты понимаешь, что приемлемого пути ты пока не нашел.

Я умный, но мне не повезло с обстоятельствами?

Но почему ты пока не нашел хорошего пути? Тебе не хватает ума найти свой путь? Или все пути одинаково хороши, и надо только работать, работать, работать, брать пятой точкой, то есть?

Это (что важна только пятая точка, то есть, что важна только усидчивость) можно утверждать, но, если ты интуитивно чувствуешь, что в разумные сроки тебе твоим путем не пройти, ты не будешь работать. Найдется тысячи необходимостей и случайностей, оправдывающих неработу, но ты не будешь работать.

Дальше можно врать себе и другим, типа "я был достаточно умным, чтобы найти хороший путь и понять, что других путей нет". Просто я неорганизованный... Просто мне не повезло с памятью... Все жалуются на память и никто не жалуется на ум.

Метод Пятой Точки

Многие вам скажут, что есть только один работающий метод - "Метод Пятой Точки". Беда в том, что этот метод может и не работать. И он очень даже часто не работает. Ты видишь, что у других получается, а у тебя нет.

Дело в том, что "Метод Пятой Точки" работает только, если это "Метод Пятой Точки в Удобном Кресле, Когда Всё Под Рукой", чтобы с этой самой пятой точки не приходилось вставать три раза в минуту. Как это организовать? Чтобы помочь с этим как раз и писались обучающие программы.

Если ты работаешь некомфортно, неразумно, ты никогда не будешь ни уважать себя в своей работе, ни любить то, что ты делаешь. Ты не проложишь путь к себе-мастеру. Ты не выйдешь на третий уровень.

Эмоциональный фон

Если ты ассоциируешь освоение языка с необходимостью отказа от свободы... Если ты (как большинство твоих соотечественников), ассоциируешь освоение языка с садо-мазо сделкой с Богом... И если ты при этом совсем не мазохист, и отказываться от свободы ты совсем не хочешь... Тогда запускается порочный круг: отрицательные эмоции - снижение способностей - сильные отрицательные эмоции - сильное снижение способностей.

А как не психовать? Для этого надо увидеть язык не как промзону, за рабство в которой ты получишь от Бога (от природы) способность говорить, а как мир, в котором можно жить с кайфом и со смыслом. Язык - это и мастерская и храм. И в этот храм не все грешники могут войти. Но это уже третий уровень понимания, с разговора о котором мы начали.

Что не идет легко, не идет вообще

Не получается идти вперед по учебнику? Попрактикуй язык с нашими программами. Войди в реальный язык. Почитай тексты. Позаучивай слова - это сродняет с языком, если ты это делаешь правильно. Заучивая слова, обращай особое внимание на предлоги, союзы, наречия, вопросительные слова, местоимения, грамматические глаголы. Потом вернешься к учебнику, и дело пойдет - выяснится, что у тебя, оказывается, есть способности.

Компьютерные программы

Они писались, чтобы помочь тебе натренировать навыки и поднять способности. Чтобы ты смог читать, писать, слышать, говорить, запоминать на том уровне, когда учебник уже легко читается, и знания уже легко усваиваются.

И тогда у тебя уже есть нормальное движение вперед. И тогда теория, практика, практика, практика. Теория, практика, практика, практика... Практики всегда больше, чем теории. И тогда пятая точка в непременно удобном кресле.

Помните, что чтение об эффективных способах работы
не может заменить самой работы.

Шальнов Илья Вячеславович
http://shalnov-school.ru/
http://my-programs.ru/
http://shalnov.ru/
studynlp@narod.ru


В избранное