Оказывается, стать изобретателем легко! Алексей
КРЫЛОВ, преподаватель технологии средней школы
N67 Екатеринбурга, это блестяще показал на своем
уроке-импровизации, заключительном этапе конкурса
"Учитель года-2001". Нужно лишь знать алгоритм
изобретательства, иметь своеобразную шпаргалку,
с помощью которой можно усовершенствовать любую
вещь. Хотя, как мне кажется, не только вещь. Ведь
этот алгоритм применим и к нам с вами. Чтобы улучшить
что-то (кого-то), необходимо сделать что-то (кого-то)
не похожим на все остальное. Для этого нужно...
Добавить что-то новое. К примеру, чтобы "изобрести"
нового педагога, можно добавить к нему больше
инициативы, новаторства, творчества, демократизма,
патриотизма. Для многих это будет действительно
новым качеством.
Убрать что-то старое, лишнее. Допустим, это будут
пережитки диктаторства, консерватизма, мелочности
и обидчивости. В конце концов почему бы не выкинуть
все то, что мешает нам работать и учить?
Разделить по функциям. Ни для кого не секрет,
что учитель занимался и занимается множеством
дел, далеких от его прямых обязанностей, подменяя
(как правило, плохо) в этом специалистов - участковых
милиционеров и врачей, психологов, экскурсоводов,
секретарей и иже с ними. Не лучше ли отделить
зерно от плевел?
Объединить по функциям. Узкая специализация -
одновременно и преимущество, и бич современности.
Поэтому пусть наши учителя параллельно будут владеть
искусством преподавания смежных предметов. Это
поможет им заменить заболевшего коллегу, расширить
кругозор, легко переквалифицироваться на новом
месте работы.
Повернуть что-то. Неплохо было бы повернуть учителя
лицом от директора к ребенку и от журнала - к
личности. Можно попытаться отвести (отвернуть)
его взгляд от зеркала, потолка, пола, плана-конспекта
урока и направить его в более подходящем направлении.
Например, в сторону родителей отдельных учеников.
Переместить что-то. Квартиру ближе к школе или
наоборот, стол ближе к окну или подальше от сквозняка,
учеников подальше друг от друга, девочек и мальчиков,
своего ребенка в другой класс... Да мало ли что
можно и нужно постоянно перемещать в нашей жизни,
чтобы сделать нашу профессиональную деятельность
более продуктивной!
Как видите, алгоритм действует. Даже если половина
из моих интерпретаций - полный бред, все равно
остается ведь другая половина! Думаю, учитель
года-2001 Алексей КРЫЛОВ примет мою трактовку
его идеи. А вы?
Вадим МЕЛЕШКО
"Учительская газета" опубликовала ряд статей об участниках конкурса "Учитель года России 2001".