Сегодня мы с Вами рассмотрим такой объект метаданных
как "Справочники ".
Понятие "Справочника " в "1С:
Предприятии" идентично общеупотребительному пониманию. В справочники пользователи
вносят информацию, имеющую одинаковую структуру, для последующего использования.
Примером справочников могут служить следующие объекты: справочник "Товары",
справочник "КонтрАгенты", справочник "Сотрудники".
Справочники используются в тех случаях, когда необходимо
исключить неоднозначный ввод информации. Возьмем, к примеру, справочник "Товары".
Если в накладных (приходных, расходных, перемещения) наименование товара каждый
раз заносить вручную, то неизбежна ситуация, когда один и тот же товар будет
назван по-разному (шоколад Корона, шок-д "Корона", шок. Корона 100
гр. и т.д.). В этом случае концы с концами свести будет невозможно.
Еще одним ярким примером необходимости использования
справочника является справочник "Контрагенты". Без использования этого
справочника вести взаиморасчеты с покупателями и поставщиками просто невозможно.
В этом случае Вы будете иметь дело с поставщиками: ООО "Корона", фирма
Корона, Корона ООО и т.д., хотя фактически это одна и та же фирма.
Если же в программе использовать справочники, то эти
неоднозначности исключаются. Если товар или контрагент встречается первый раз,
то его заносят в соответствующий справочник ОДИН раз (может быть с ошибкой,
но, еще раз подчеркну, ОДИН раз). Затем в последующей работе используют уже
введенный элемент.
К сожалению и в случае использования справочников не
все так гладко. В большинстве своем в программе работает не один человек, а
несколько пользователей, поэтому часто встречаются ситуации, когда один пользователь
ввел новый элемент в справочник (оприходовал товар "шоколад Корона"
от поставщика "ООО Корона"), а другой работник при оплате денег поставщику
достаточно небрежно поискал его в справочнике и, не найдя "тупо" ввел
его по-новому. Поэтому для каждого из этих пользователей взаиморасчеты в ООО
"Корона" будут не закрытыми, хотя фактически все давно завершено.
Чтобы уменьшить (в идеале - исключить) на Вашем предприятии
такие ситуации необходимо при начале работы программы принять ряд административных
мер и разработать инструкцию по порядку справочников.
Например:
1. Вводить новых контрагентов только в центральном офисе.
Причем ограниченному кругу пользователей. Вводить клиента можно только на основании
заключенного договора. После ввода нового клиента в справочник на договоре с
ним можно поставить отметку о вводе в систему.
2. >>>
Ниже приведу несколько "подводных камней" с которыми приходится сталкиваться
при поиске в справочниках нужной информаии:
Очень часто в начало наименования элемента добавляют пробел. Поэтому когда
в последующем элемент ищется по первым буквам часто его не находят, так как
ищут по буквосочетанию "корона", хотя ввести его могли "[пробел]корона".
"Бич всех времен и народов" - это наличие/отсутсвие кавычек. Их
используют - "как Бог на душу положит". Мне кажется бороться с пользователями
просто бесполезно, и надо программно запретить в наименовании использование
этого символа (шутка :-)
Часто пользователи плохо ориентирующиеся в русской и английской раскладке
клавиатуры путают буквы русского и английского алфавита (к, р, е). Но в первую
очередь это касается буквы "с", потому что она мало того, что одинаково
выглядит, так еще и находится на клавише. Поэтому наименование "Садко"
может быть и не найдено, потому что когда его первый раз вводили, то находились
в английской раскладке. Когда обнаружили ошибку и напечатали вместо "Садко"
- "Cflrj", то буквы "flrj" стерли, а вот букву "С"
не удосужились. Поэтому слово "Садко" состоит из аглийских (первая
"С" ) и русских букв (все остальные).