Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Английский язык в школе и дома


                                                                                                                                          Выпуск 4

Здравствуйте, дорогие читатели.

Сколько нужно времени, чтобы выучить иностранный язык?

 

Данный выпуск явился итогом размышлений по поводу следующего письма одной из читательниц. Вот оно:

Здравствуйте, Любовь.

Я рада, что появилась рассылка, где я могу задать Вам вопрос как учителю.

У меня ситуация, наверно, обычная для многих. Я учила английский язык в школе. Тогда мы начинали с 5 класса учить. Потом 2 года он был у нас в институте. Не основным предметом, но все же.

Потом мои дети стали учить его в школе, и я обнаружила, что практически не знаю его.

Прочитать со словарем могу, что-то сказать могу с трудом и не уверена, что правильно.

Кстати, сын сейчас в 8 классе, вроде бы всегда старается готовиться, но у него слабая «4». Правда, особой любви к языку  я не наблюдаю, но ведь он все делает.

Почему так получается? Столько времени уходит на изучение языка…

С уважением, Елена.

Я попробую ответить.

Дело в том, что обучение языку в школе не предполагает овладение языком.

Цель – ознакомить учащихся с основами языка.

Но такая же цель и при изучении других предметов. Так, например, не предполагается, что учащийся, оканчивая школу, будет знать все, что существует на данный момент, допустим, в такой науке как физика. Или любой другой.

На мой взгляд, язык – это такая вещь, которой взрослому, да и ребенку после лет 10-12,  нельзя заниматься походя. Так, между делом.

Если человек хочет знать язык, на какое-то время изучение языка должно стать делом номер один.

Я уже писала, что овладение иностранным языком - одно из самых энергозатратных занятий.

Так вот кроме вложения умственных усилий, психических, также требуется время.

Особенно на начальном этапе. Необходимо что-то вроде погружения в язык, чтобы почувствовать его.

О так часто рекламируемых 15-20 минутах в день не стоит думать. Это явно не для начала.

Наскоком вряд ли у кого получится. Хотя желание вполне понятное и объяснимое.

Как хорошо сказала автор одной из американских систем для похудения, Грир Чайлдерс,

«Мы превратились из поколения «пепси» в поколение «сейчас» - если не получаем желаемое немедленно, следовательно, это для нас не подходит».

Для языка требуется время. И не стоит забывать об особенностях памяти большинства из нас.

Современный человек настолько загружен разнообразной информацией, что даже то, что мы хотим запомнить, память не оставляет сразу. Требуется несколько повторений, чтобы что-то отложилось в долговременной памяти.

Возвращаясь к тому, что многие жалуются, что после 10-15 лет изучения языка, не знают его, можно сказать следующее. Они его не учили. Они его просто проходили. Как многие из нас проходили, допустим, физику, химию – неважно, что. Многие просто «проходили» их, потому что так нужно было. Ну, раз, этот предмет идет по программе.

Ну, вспомните, взрослые, как это было. Да любой предмет. Выучили то, что нужно для опроса, например, а через день благополучно забыли. Ну, на самом деле, не помнить же эту ерунду. (Ерундой каждый назовет свое).

Я говорю о тех предметах, которые не были любимыми.

А вот что касалось любимых…  Это совсем другое дело.

Мы учим и то, что нужно. Да еще и сверх того. И дополнительными источниками часто пользуемся, чтобы узнать больше.

И что в результате? То, что нам нравится, мы  знаем на несколько порядков лучше, чем то, что не нравится. И это естественно.

Чем различаются чувства человека при занятии любимым и нелюбимым делом?

От 1 мы получаем удовольствие, от 2 – нет.

Делая 1 – мы испытываем желание делать это, и энергия у нас прибавляется. При 2 – все наоборот.

И, наконец, для человека естественно стараться продлить удовольствие. Он тратит больше времени на то, что ему нравится.

Ну, а во 2 случае время тратится на необходимый минимум. Только чтобы отстали (родители, учителя). И на этот минимум уходит огромное количество энергии.

Таким образом, подведу итог.

Для успешного овладения языком необходимы как минимум 2 вещи: сильное желание и достаточное количество времени.

И напоследок один пример из жизни.

Несколько лет назад дали мне в сентябре новый класс -7. Прежняя учительница ушла. Я была уже 3-м учителем в этом классе, хотя они всего-то учили язык с 5 класса. Такое бывает частенько при распределении часов – для удобства учителей.

Класс в целом был достаточно сильным. Большая часть детей были хорошистами.

Но в классе выделялась одна девочка. Назову ее Катей.

Буквально с первых уроков выяснилось, что она отлично справляется со всеми необходимыми заданиями. Но я также видела, что ее знания выходят за рамки школьной программы 7 класса.

На мой вопрос она ответила, что занимается дополнительно с репетитором. А также дома самостоятельно.

Что она уже прошла красный учебник Мерфи и почти весь синий ( те, кто знаком с этими учебными пособиями, знают, что синий довольно сложный и для более старших детей, да и для многих взрослых учащихся).

Коллега, которая вела в этом классе английский в 5 классе, сказала, что Катя уже тогда говорила, что она хочет стать переводчиком.

В 7 – ее желание осталось прежним, и она усердно занималась.

Так получилось, что в 8 классе они уже  опять были у следующего учителя, и я изредка интересовалась успехами Кати. Кстати, в 8 у них появился второй язык – немецкий, который она с огромным удовольствием изучала.

В 9 классе она участвовала в областном конкурсе на лучшее знание языка, проводимом совместно с американцами, заняла одно из первых мест, и была приглашена на учебу в Америку.

Весь 10 класс занималась с индивидуальным преподавателем, кроме  английского  изучала латинский и другие предметы. Как с гордостью рассказывала ее мама, Катя была названа лучшей иностранной ученицей штата Канзас 2004 года.

Затем она вернулась, закончила 11 класс и поступила в один из престижных языковых вузов Москвы.

В общем-то я это рассказала вот для чего.

Вы можете задать вопрос: - Ну, что, она умнее всех была?

Нет. Не умнее всех. Хотя очень умная и сообразительная.

Но вместе с ней в классе учились и другие умные ребята, которые проявляли себя с лучшей стороны по разным предметам.

Но как-то так получалось, что многие просто учились. И лишь немногие действительно увлекались чем-либо.

Так вот, чем отличалась Катя (и еще 2-3 человека) от многих, так это своей целеустремленностью.

У Кати была подруга в этом же классе. Тоже почти отличница. Но она интересовалась спортом. И именно там были ее достижения и планы на будущее. Она отдавала силы и время спорту.

Вообще, должна  сказать, что Катя – явление довольно редкое. Таких целеустремленных людей очень и очень мало. Даже во взрослом возрасте, не говоря уже о школе.

Многие и в выпускных классах не знают, чего же они хотят от жизни. Может быть, не знают, что цели достигаются, а желания исполняются? Если их, конечно, определить для себя.

А почему не знают? Скорее всего, их  родители это не  знают, а, следовательно, и не могут этому научить….

 

Возвращаясь к вопросу, вынесенному в заголовок.

Каждому потребуется разное количество времени. И будет это зависеть от особенностей личности, памяти, количества занятий в неделю. А главное, от интереса и настроенности на частые встречи с языком. Ведь любим же мы встречать как можно чаще тех, кто нам нравится...

 

Мысль выпуска: Раз уж мы все равно тратим время жизни на что-то, то лучше его тратить на то, что приносит нам удовольствие и позволяет расти.  

 

Написать мне, задать вопросы или рассказать о себе Вы можете по этому адресу.

yourhelper@yandex.ru

 

Желаю  успехов,

        Любовь Григорьева

 

 


В избранное