Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Да! Вы можете выучить любой язык и научить себя учиться. Книга М.Шестова из книги Гиннесса. Часть 8


Михаил Шестов - гл. консультант организации ООН "День Земли" по системам обучения, лингвист, педагог-новатор, педагогический обозреватель ряда международных газет. Разработал принципиально новую методику обучения и самообучения, которая позволила ему быстро освоить десятки иностранных языков, установить четыре мировых рекорда по работе на компьютере с применением текстового редактора на многих языках. Информация о его методе, успешно применяемом для обучения "самых неспособных взрослых" и достижениях была включена в Книгу Рекордов Гиннесса, российскую Книгу феноменальных достижений человека "Диво" и другие издания. Деятельность М.Шестова широко освещается международными средствами массовой информации: от "CNN", "ABC", "WMNB", "RTN" в Америке до "ОРТ", "Коммерсантъ Daily" в России и "Fuji TV" в Японии".

Рассылка сайта http://www.shestov.ru

Корр.: Опишите идеального ученика, способного освоить вашу систему, я имею в виду собирательный образ.

Шестов: Это человек, которому импонирует логичность и простота моей системы. Это человек, который не пытается по ходу обучения объяснить мне, как лучше работать. Учитывая, что ни один из иностранцев, авторов интенсивных методов, так, к сожалению, и не научился хорошо говорить на языке, который он преподает, например, на английском. Во всяком случае, мне о таких специалистах ничего не известно. Даже всем известный болгарский преподаватель (не буду здесь приводить его имени) плохо говорит по-английски. Что еще... У меня существует четкая обучающая доктрина, можно назвать ее педагогической стратегией обучения. Все, что нужно делать ученику - пытаться ей точно следовать. Таким образом, человек, который пытается дать мне советы по ходу обучения, идеальным учеником являться не может. Идеальный ученик, человек, который мне импонирует, - это тот, кто точно выполняет то, что я ему рекомендую, от начала до конца. Иными словами, для того, чтобы студент действительно освоил систему Шестова, он должен в первую очередь дисциплинировать себя. Научить себя учиться, заново! Многие взрослые, изучающие мою систему, пытаются вести себя как школьники, то есть, шалить, испытывая мое терпение, есть или пить во время занятий, смеяться, нарушать элементарную дисциплину, строгое следование правилам которой и является основным из моих требований. То есть вести себя точно так, как в школе, где все "отсидели" по десять лет, а в результате или ничему не научились, или очень быстро все забыли. Таким студентам фамильярные, "дружеские" отношения с любым преподавателем, могут оказать только "медвежью услугу". Таким - не поможет никакая, самая эффективная система. Для того, чтобы дисциплинировать студента, я периодически и использую в обучении серьезные, монотонные упражнения, цель которых и основной смысл обучения письму, например - научить человека выполнять задания именно так, как его просят это делать. Никаких лазеек и шпаргалок. Мне трудно работать с человеком, который не следует точным рецептам или правильным стандартам. Поэтому, например, идеальный ученик - это тот, кто с готовностью выполняет любое рекомендованное ему упражнение. Например, я могу произвести следующий психологический опыт, который применяю только с недисциплинированными людьми. Многим это упражнение крайне не нравится (тяжело, говорят, надо концентрироваться, а мы - разучились), терпения не хватает, но по моей "методической технологии" его необходимо пройти хотя бы один раз, но от начала до конца. Приведу типичное упражнение, направленное на концентрацию внимания. Я прошу слушателей прочитать несколько страниц, причем иногда я употребляю (в целях повышения уровня восприятия) завышенную цифру, говорю: "Будем прорабатывать 25 страниц". И наблюдаю за реакцией, которая и является ответом на мой психологический тест: готов ли конкретный человек к выполнению требований преподавателя или нет. Далее: "25 страниц должно быть прочитано вами - по буквам (а не по словам!)", по схеме: с-о-б-а-к-а, с паузами между буквами. Если на лице человека проявляются любого рода негативные эмоции, и он задает мне вопрос: "Почему я должен этим заниматься", - прямым образом подвергая сомнению одну из основных составных частей моей системы обучения, - я ему отвечаю: "А теперь сделаем это же упражнение еще раз"... Таким образом, чтобы обеспечить максимальную эффективность обучения, я должен пройти с любым "трудным" студентом через такого рода психологический этюд. Естественно, не следует думать, что какие-либо из моих упражнений "ненужные" или "вредные". Например, вышеописанное упражнение, применяется мной как "одноразовая дисциплинирующая инъекция". Оно весьма полезно. С одной стороны, развивает скорость переработки буквенно-символьной ("иностранной") информации мозгом, с другой стороны, оно, естественно, "крепко" дисциплинирует любого индивидуума. Поэтому, я и называю такого рода упражнения "одноразовыми", но - "многофункциональными". А если ученик демонстрирует явное нежелание следовать моей рекомендации, например, говорит: "мне - это не нужно" или "я и без этого обойдусь", то такой ученик, в категорию "нормальных" не попадает. Обучать таких - я не берусь. Суммирую: все что нужно преподавателю и ученику, это - хорошая система и хорошая дисциплина, то есть - точное выполнение рекомендаций преподавателя. Мне непонятно и даже приводит в легкое недоумение, когда слушатель употребляет выражение: "а это упражнение я выполнять не хочу", еще и потому, что любой абитуриент, задолго до первого урока, имеет возможность и время (неделю, месяц и т.д.) на задавание вопросов и выяснение всего, "что" и "как" он будет изучать - до мельчайших подробностей. Но после того, как он приступил к обучению, он обязан выполнять все рекомендации преподавателя. Другого - просто и быть не должно, другого пути - нет.

Корр.: А каков неудачник?

Шестов: Во-первых, человек, чуть ли не с первой минуты первого урока, "механически" говорящий мне (невзирая на проведенную с ним, большую подготовительную работу): "Мне кажется", и это меня как раз, в первую очередь и не интересует, "что для моего "уровня" обучение должно проходить другим образом". В этом случае, я чувствую себя, как Яло (то есть, Оля) в "Королевстве Кривых Зеркал". Второй признак неудачника - неконтролируемое выговаривание фразы: "Я сильно устаю/устал". Правильно, первые несколько уроков воспринимаются некоторыми людьми, как "весьма утомительные" ("валяли, валяли дурака - и вдруг Шестов "заставил" серьезно поработать"), но - вспомните систему Д.Карнеги - невозможно работать в условиях, когда человек беспрерывно наводит уныние на меня и понижает "уровень энтузиазма" окружающих его коллег по обучению. Предупреждаю ведь: "думайте - что хотите", но помните, что "произнесение этого вслух - может весьма серьезно повлиять , в сторону ухудшения, как на вашу собственную, так и других студентов познавательную активность", поэтому, "пожалуйста - наслаждайтесь своими негативными эмоциями индивидуально". Мои упражнения нельзя назвать "физическими", в повсеместно принятом значении этого слова. Но проговаривание вслух, на первых этапах обучения, действительно вызывает утомление мышц рта, и к этому необходимо психологически подготовиться. Я всегда концентрирую внимание абитуриента на том, что моя система основана на быстром и безусловном развитии мышц рта по стандарту и для освоения беглой разговорной речи, слушатель должен много прочитать или произнести. Это - не секрет. Это описано во многих моих статьях, с которыми любой посетитель имеет возможность ознакомиться. Время на подготовку - неограниченно. В этом ничего нового нет. В-третьих. Периодически "неудачник" автоматически выговаривает фразу, чуть ли не каждые десять минут: "Я - неспособный, до меня ничего не доходит" или "Я ничего не понимаю, чувствую, что результата не будет". Причем, как на первом уроке, так и на втором, третьем, четвертом и так далее. То есть, вместо того, чтобы концентрироваться на учебном материале, такой студент дает мне "кучу" полезных советов, делится своими ощущениями. Не нужны они мне, мне все это известно. Это - нереальные ощущения, иллюзии человека-"не педагога". Или "нытик" останавливает меня в коридоре и говорит: "Вы знаете, у меня тут несколько другой случай... Я должен получить дополнительную информацию. Вы должны мне дать "особые" упражнения". Иными словами, некоторые люди (сознательно сделавшие выбор - заниматься в группе) почему-то требуют строго индивидуального подхода. Не удалось им твердо усвоить, что система Шестова рассчитана на "усредненного" ученика и ни по ней, ни по какой-либо другой системе, смешанное "индивидуально--групповое обучение" невозможно по заказу трансформировать в "строго индивидуальное". Кстати, индивидуальный вид обучения по моей системе требует еще большей личной дисциплинированности студента и терпения. Если человек, занимающийся в группе, начинает уставать, то индивидуальное обучение ему не подходит. В группе, при всем моем нежелании,небольшие послабления слушателям предоставляются. При индивидуальном же обучении - человек должен работать (с небольшими перерывами) в течение, как минимум 3-4 часов и произносить все звуки и слова только правильно, на 100%. Что для многих, избалованных традиционной системой, равносильно выполнению обычной армейской "боевой" задачи - разгрузить в одиночку вагон угля и сделать это до наступления рассвета. Это - очень сложная работа мышц рта, требующая четкой координации этих действий мозгом. То есть, самое сложное и воспринимаемое человеком, как "физически выматывающее", как для преподавателя, так и ученика, это - интенсивное, индивидуальное обучение. В группе же, это происходит несколько по-другому, поскольку, мне удалось выработать такой усредненный вид обучения, при котором человек, вне зависимости от уровня владения языком, проходит через, своего рода, "очистительный период". Другими словами, если человек знал больше - он по окончании курса и будет знать больше. Если студент знал меньше или ничего - в конечном результате он будет знать и уметь применять знания в том объеме, который я ему определил при собеседовании. И не более того (во многих случаях, новички усваивают больше, чем было мной обещано, но гарантий на это я не предоставляю). То есть, речь идет о том, что все выпускники, "выводятся" мной, приблизительно, на одинаковый уровень. Имеется в виду, что у тех, у кого уже имелся "грязный" английский, он подвергнется, своего рода, "чисткe" и в результате, у слушателя сформируется очищенный, улучшенный, беглый английский.

Человек-неудачник не следует резону. Я таким всегда вынужден повторять все ту же "прописную истину": "Ваш уровень, в силу ваших личных особенностей и проблем, традиционная система улучшить не в состоянии; поэтому вы и обратились ко мне; по обычной схеме, на исправление неправильного, "устоявшегося" ударения в одном слове (например: научить взрослого произносить не феноМЕН, а феНОмен), или введение в активный словарный запас нового слова или выработку новой привычки - изменение обычного британского "о" в слове "not", на американское "а" (именно так эта буква, в Америке, реально произносится), многим людям не хватает и года" и т.д. И при необходимости, продолжаю разъяснять, до тех пор, пока конкретный человек это не понял: дело в том, что отдельные слова, закрепившиеся в активном словарном запасе, изменить-улучшить практически невозможно, а можно только переработать в комплексе (как это успешно и воплощается в жизнь по системе Шестова-Paris), через интенсивную работу (правильное проговаривание и письмо) c солидного размера сложным, неадаптированным текстом. По частям - это сделать невозможно. Люди, которые научились говорить по-английски бегло и некачественно (то есть, освоили "примитивный", "базовый", состоящий из 500-1000 слов, "ломаный" английский), не имеют, практически, никаких шансов быстро, эффективно и с гарантией улучшить данный "уровень", причем, ни в одном месте планеты (напоминаю, что любая, из известных мне, обучающих систем рассчитана на обучение новичков). Их "уровень" поддается легкому улучшению, разве что, в каких-либо реально "интенсивных" спец.школах: 7-9 часов в день, в течение шести месяцев и при гарантированном соблюдении требования: "не общаться с соотечественниками". Тогда, действительно, у человека может наступить какое-либо улучшение, но может и не наступить... "Выучить" - сегодня - несложно, а вот как сохранить эту информацию в памяти, без активного использования, никому точно, почему-то, неизвестно. Ведь, даже в дипломатических школах и на курсах разведчиков, где занимаются только языком, существует значительный отсев.

Примечание: Только в этом году Михаил Шестов проводит очные Мастер-классы блиц-обучения английскому языку и интеллектуальной машинописи. Ознакомиться с отзывами наших слушателей и узнать подробности о Мастер-классе Вы можете перейдя по ссылке: http://www.supremelearning.com/Supremelearning_Moscow.htm
Кроме того, Вы можете ознакомиться с нашей рассылкой: http://www.subscribe.ru/catalog/job.lang.englishfast

С января прошлого года, Михаил Шестов ведет рабочий дневник ("Живой журнал"), "в прямом эфире", по адресу:   http://www.livejournal.com/users/maestro2005  Название журнала - "Не учится английский? Методы обучения в корне неверны! Образование: мифы и реальность", что перекликается с темой данной рассылки. У посетителей этого сайта есть возможность обращаться с вопросами лично к автору системы SupremeLearning.  
Многие новые подписчики просят разъяснить им принципы системы Шестова "Как научить себя учиться", при этом, статистика показывает, что читаются только последние 2-3 выпуска данной рассылки. Поясню: эта информация публиковалась в предыдущих выпусках рассылки, см. например: http://subscribe.ru/archive/job.lang.englishfast/200412/13031713.html     Тем, кто хочет получить полное представление о системе Шестова, без знакомства со всеми выпусками не обойтись, так как материал идет, как "повесть с продолжением"... 
Основы принципов общепедагогической системы Шестова "Как научиться эффективно учиться" изложены в любой из его книг. Одна из них, временно, опубликована по адресу:  http://www.supremelearning.com/russianslbookpart1.html 
  Ознакомиться с аудио- упражнениями, повышающими эффективность любого учебного процесса, применительно к изучению или совершенствованию английского языка, можно на странице: http://www.shestov.ru/russiancoursesamplesone.html  Ссылки на видео-примеры типичных упражнений находятся в начале главной русской страницы (в абзаце, который начинается словами "Аудиосеминар Михаила Шестова..."), по адресу:  http://www.supremelearning.com/russianslae.html    
Вопросы и комментарии, пожалуйста, высылайте через "Форму обратной связи" - http://www.supremelearning.com/rcontactus.html

 

Продолжение следует...

 

 


В избранное