Он-лайн конкурс по русскому языку для иностранцев и их педагогов

Доброго времени суток всем!
до? или по? 18 июня (понедельник) можно успеть принять участие
в конкурсе на знание русского языка.
2 номинации - "школьники с неродным русский" и "преподаватели русского как неродного"
заполняете анкету http://meropr.ropryal.ru/forum2007/
и в он-лайне тыкаете мышкой в правильные ответы на 25 вопросов.
Вариант первой номинации, который достался мне:
=+= скипогрыз проснулся Задания для школьников, для которых русский язык является неродным
Вам нужно отметить ответ, являющийся, на ваш взгляд, правильным.
1. Наиболее уместно в этом контексте прилагательное:
... гамма выставленной в галерее картины поражала своим разнообразием.
А. цветовой
Б. цветистый
В. цветастый
Г. цветной
2. Наиболее уместно в этом контексте прилагательное:
Язык этого произведения можно назвать излишне ....
А. цветовой
Б. цветистый
В. цветастый
Г. цветной
3. К слову уважение подходят все эпитеты ряда:
А. огромное, необыкновенное, неизменное, яркое
Б. всепоглощающее, искреннее, заслуживающее, необычайное
В. острое, бесконечное, красивое, горячее
Г. безграничное, всеобщее, трепетное, заслуженное
4. Местоимение употреблено верно в предложении:
А. Кое-кто может ответить на мой вопрос?
Б. Кто-нибудь может ответить на мой вопрос?
В. Кто-то может ответить на мой вопрос?
Г. Кто-либо может ответить на мой вопрос?
5. Наиболее уместен в этом контексте фразеологизм:
Однако все эти сведения пригодились ему ....
А. как собака на сене
Б. как кошка с собакой
В. как собаке пятая нога
Г. как собак нерезаных
6. Только к одной части речи может принадлежать слово:
А. сквозь
Б. больше
В. вокруг
Г. перерыв
7. Выбор буквы Е(Ё) или Я не связан с ударением в суффиксе прилагательного:
А. сол...ная
Б. серебр...ная
В. ветр...ная
Г. масл...ная
8. Слово один является местоимением в предложении:
А. От козлика остались одни рожки да ножки.
Б. Он остался совершенно один.
В. Мне рассказал об этом один знакомый.
Г. Мне остался один год до окончания школы.
9. Нельзя бессуффиксальным способом образовать существительное от глагола:
А. обрывать
Б. зарывать
В. прерывать
Г. нарывать
10. Возможна только приставка при- в слове:
А. пр...клонить
Б. пр...вратный
В. пр...увеличить
Г. пр...даваться
11. Ошибочным является предложение:
А. Я видел его на днях.
Б. Я видел его в ближайшие дни.
В. Я видел его совсем недавно.
Г. Я видел его два дня назад.
12. Правильным является вариант: РИА "Новости"... .
А. ответил
Б. ответили
В. ответила
Г. ответило
13. В стихотворных строках "Смотри, ей весело грустить/ Такой нарядно обнаженной..."
А.Ахматова использовала:
А. гиперболу
Б. оксюморон
В. метафору
Г. гротеск
14. Ошибочным является вариант: Она боялась остаться....
А. одна
Б. одной
В. одинокой
Г. с ним один на один
15. Глагол не является безличным в предложении:
А. С утра моросит.
Б. Меня знобит.
В. Мне нездоровится.
Г. За окном смеркается.
16. Нельзя образовать страдательное причастие настоящего времени от глагола:
А. любить
Б. курить
В. ценить
Г. вводить
17. Верно употреблено числительное:
А. на шестиста пяти страницах
Б. на шестисот пяти страницах
В. на шестистах пяти страницах
Г. на шестьсот пяти страницах
18. Нельзя сказать:
А. Он сегодня при галстуке.
Б. Он сегодня в галстуке.
В. Он сегодня с галстуком.
Г. Он сегодня без галстука.
19. Правильно задан вопрос:
А. Со скольки работает магазин?
Б. А до скольки Вам можно звонить?
В. Ко скольки нам приехать?
Г. Во сколько Вы обычно встаете?
20. В стилистической правке нуждается предложение:
А. Это событие произошло совсем недавно.
Б. К счастью, эта ситуация произошла не у нас.
В. Что же там все-таки произошло?
Г. Просто невероятный случай произошел с моим другом.
21. Ударение падает на первый слог в слове:
А. включишь
Б. вручишь
В. звонишь
Г. грузишь
22. При обращении студента к профессору допустимым является вопрос:
А. Здравствуйте, Анна Петровна! Как Ваши дела?
Б. Здравствуйте, Анна Петровна! Как Вы вчера доехали?
В. Здравствуйте, Анна Петровна! Куда направляетесь?
Г. Здравствуйте, Анна Петровна! Как настроение?
23. Нет ошибки в заявлении:
А. заведующему кафедры русского языка проф. А.М. Кудрявцевой
Б. заведующему кафедрой русского языка проф. А.М. Кудрявцевой
В. заведующей кафедрой русского языка проф. А.М. Кудрявцевой
Г. заведующей кафедры русского языка проф. А.М. Кудрявцевой
24. В нормативной речи невозможна фраза:
А. Не надо Вам расстраиваться по любому поводу
Б. Мы можем доставить это по любому адресу.
В. Можете обращаться к нам по любому интересующему Вас вопросу.
Г. Мне по-любому это до завтра не закончить.
25. В данном ряду является лишним слово:
А. полька
Б. голландка
В. болгарка
Г. итальянка
скипогрыз заснул Вариант для учителей
=+= скипогрыз проснулся Задания для учителей, преподающих русский язык как неродной
Вам нужно отметить ответ, являющийся, на ваш взгляд, правильным.
1. Современные педагогические технологии предусматривают реализацию
А. субъект-субъектных отношений
Б. субъект-объектных отношений
В. объект-субъектных отношений
2. Конечная цель обучения неродному языку в школах РФ -
А. получение информации на этом языке
Б. формирование поликультурной языковой личности
В. общение с представителями культуры изучаемого языка
3. Собственно методическим является принцип
А. от простого к сложному
Б. устного опережения
В. посильности
4. В системе обучения не выделяется контроль
А. избирательный
Б. перспективный
В. локальный
5. Наиболее оправданным способом семантизации слова добродушный является
А. толкование
Б. перевод
В. словообразовательный анализ
6. При обучении произношению русских мягких согласных благоприятной является
позиция
А. после [и] перед [j]
Б. после [j] перед [и]
В. между гласными [и]
7. Специфическим для преподавания русского языка как неродного является выделение
группы глаголов
А. состояния
Б. движения
В. однократного действия
8. Не выделяется такой вид чтения, как
А. просмотровое
Б. синтезирующее
В. аналитическое
9. Для контроля уровня сформированности репродуктивных умений письменной речи
наиболее приемлема такая форма, как
А. диктант
Б. изложение
В. сочинение
10. Специфическими для аудирования являются умения
А. смыслового восприятия
Б. вероятностного прогнозирования
В. сегментации речи
11. Русская тоска
А. налетает
Б. нападает
В. наскакивает
12. Для русской культуры не является базовым концепт
А. "деньги"
Б. "совесть"
В. "дом"
13. Не переводится на иностранные языки слово
А. агент
Б. интеллигент
В. менталитет
14. Нет избыточности в предложении
А. Странные парадоксы встречаются в нашей жизни.
Б. Напишите свою автобиографию.
В. Все это крайне затрудняет точный прогноз погоды.
15. Твердый [н] произносится в слове
А. энергия
Б. шинель
В. зонтик
16. Неправильной является форма множественного числа
А. зубья
Б. пропуски
В. директоры
17. В форме множественного числа родительного падежа стоит слово
А. туфель
Б. помидор
В. апельсин
18. Стилистического сбоя нет в предложении
А. Мой брат с супругой отдыхали в Турции.
Б. Пример друга вдохновил меня на занятия фитнесом.
В. Школьники покушали и пошли на урок.
19. Нет грамматической ошибки в предложении
А. Вам кто-нибудь звонил.
Б. Вам кто-то звонил.
В. Вам кто-либо звонил.
20. Речевая ошибка допущена в предложении
А. Мы подъехали к Музею железнодорожного транспорта, находящемуся на Петровском
проспекте.
Б. Публицисты всё чаще говорят о признаках духовного обнищания, напрямую связанных
с языковыми потерями.
В. Мы говорили о проблеме культуры речи, обсуждавшейся в этой статье.
21. Грамматическая ошибка допущена в предложении
А. Администрация завода, в том числе начальники отделов, не согласилась с требованиями
рабочих.
Б. Современная молодежь, особенно студенты столичных университетов, в большинстве
своем аполитичны.
В. Большинство преподавателей, работающих на нефилологических факультетах,
еще не поставили зачеты.
22. Лексической ошибки нет в предложении
А. Докладчик констатировал, что инфляция имеет место быть.
Б. В статье особое место отводится теории речевой деятельности.
В. В докладе было уделено важное место критическому анализу проблем образования.
23. Правильно построено словосочетание
А. убедиться о достоинствах работы
Б. продвигать кого-либо по должности
В. повышать в должности
24. Неправильным является сочетание слова торжественный со словом
А. встреча
Б. речь
В. взгляд
25. Специфически русский жест отражен во фразеологизме
А. грозить пальцем
Б. бить себя кулаком в грудь
В. махнуть рукой на кого-, что-либо
скипогрыз заснул Кто хорошо знает язык - прокомментируйте!
Добрый день, Таня!
Что именно прокомментировать? Рассказать о своем впечатлении от вопросов или
дать ответы на них? :-)))
То, что для школьников, - почти сплошь вопросы на языковое чутье, на тонкую
смысловую разницу между синонимичными словами и конструкциями. Не только в
русском - во всех языках есть бесконечное множество примеров, о которых не
написано в учебниках и монографиях, которые вообще выучить невозможно. Они
как бы "пропитывают" тебя, входят в голову и в душу сами во время
практического пользования языком. Часто так бывает: грамматически вроде бы
все правильно, но - так не говорят. Просто не принято.Или принято, но в
другом стиле, в другой языковой ситуации. Почему? Да Бог его разберет.
Язык - не наука, а живой организм. Кто его знает, почему у человека на щеке
именно в этом вот месте появилась веснушка, а не на полсантиметра левее? Так
и в языке.
Конкретно по ответам: 1А, 2Б, 3Г, 4Б (вот вопрос как раз из серии "почему? -
да кто ж его знает"), 5В, 6Г (кажется, но вообще-то надо в словаре
посмотреть, а мне лень), 7Г (насчет А - опять же надо бы в словарь
посмотреть), 8Г, 9Б, 10 - вот тут непонятно (приставка при- вообще возможна
только в слове А, но в нем и пре- тоже возможно; в остальных возможна только
приставка пре-. Видимо, в самом вопросе перепутан порядок слов: надо бы
"приставка при- возможна только в слове..."), 11Б (тоже из серии "Бог его
разберет почему), 12Г, 13Б, 14Б (скорее, не "ошибочным", а просто
неудачным), 15А, 16Б, 17В (хотя вариант А тоже в последнее время признают
допустимым), 18В, 19Г (остальные варианты, кстати, тоже правильные, но -
разговорные), 20Б (вот опять: ну почему про ситуацию не принято говорить
"произошла"? Неизвестно. И научные книжки не помогут), 21Г (но в
орфоэпический словарь мне смотреть лень, лень!), 22Б (хотя - спорный вопрос.
Все зависит от характера взаимоотношений), 23В, 24Г, 25Г.
В варианте для учителей половина вопросов - не о русском языке, а о
тонкостях и о терминологическом аппарате отдельной науки под названием
"Методика преподавания языка как иностранного". Я этой науки в современном
ее виде не знаю, она еще и меняется постоянно :-)) Разные школы, разные
теории. Так что на вопросы 1-10 даже и не пытаюсь отвечать - это для узких
специалистов. 11Б (хотя в художественном произведении возможны и другие
варианты), 12А (так считается, хоть это и ерунда, по-моему), 13Б (по мнению
В.Набокова - так, хотя современные переводчики опять же говорят, что это
чепуха и интеллигентская болтовня; при желании все прекрасно переводится),
14В, 15А (но надо уточнить по словарю), 16В, 17А, 18Б (кажется), 19Б, 20В,
21Б, 22Б, 23В, 24В, 25 - не знаю, Б или В (это не русский язык, а
страноведение, культура).
Вот, приблизительно так. :-))
С уважением,
Ирина,
ICQ 167275396
<русский язык> #499 (260) http://subscribe.ru/archive/job.lang.rus/msg/673658