Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как сделать сессию проще? Советы и рекомендации №14


Информационный Канал Subscribe.Ru

КАК СДЕЛАТЬ СЕССИЮ ПРОЩЕ?
СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ОТ WWW.SESSIA.NET

 

СЕГОДНЯ В РАССЫЛКЕ

- Что такое аспирантура?
- Как правильно подвесить язык?
- Полезные ссылки
- Вопросы и ответы

 

Дорогие подписчики!

Чтобы рассылка стала по-настоящему интересной и полезной нам нужна ваша помощь! Мы с радостью примем ваши предложения и ответим на любые вопросы: от оформления работ до их защиты. Напишите нам!

 

Что такое аспирантура?

Написание и защита дипломной работы является заключительным этапом подготовки студента по выбранной специальности. Именно поэтому преподаватели так серьезно относятся к вашему финальному аккорду учебы. В данной статье мы рассмотрим основные моменты успешного написания и сдачи дипломного исследования.

Аспирантура – это самостоятельная форма получения образования, цель которой – научиться заниматься научной работой. Аспирант должен сам определить интересующее его (или просто актуальное) научное направление, выбрать тему исследования, изучить литературу, касающуюся этой темы, организовать эксперимент, получить и обработать данные, сравнить свои результаты с уже имеющимися в науке и сделать выводы. В сущности, диссертация похожа на добросовестно выполненную курсовую или дипломную работу, но должна содержать больше научной новизны и практической (и/или теоретической) значимости.

Логичным завершением обучения в аспирантуре является написание и защита кандидатской диссертации. Успешно закончившим обучение считается аспирант, написавший диссертацию и прошедший ее предварительную защиту. Предварительная защита – это своего рода официальная репетиция защиты диссертации. Она происходит не на Ученом Совете, а на расширенном заседании кафедры, на которое приглашаются представители других кафедр и/или учебных заведений.

Трудности, с которыми сталкивается молодой ученый, и о которых он зачастую даже не подозревает, часто являются причиной неуспешного окончания аспирантуры, когда проучившись 3 года, аспирант не заканчивает написание диссертации. Практика показывает, что диссертация, завершение которой отложено `на потом` – когда появится время, средства и т.д. – так и остается незавершенной никогда.

В написании диссертации помогает научный руководитель... Кто же он?

Научный руководитель – опытный педагог и ученый, который может помочь определиться с темой, выбрать методики исследования, дать советы по организации эксперимента, а возможно, порекомендовать некоторую необходимую литературу. Однако научный руководитель лишь направляет аспиранта, помогает ему сориентироваться, но не делает работу за него.
Итак, научный руководитель – это тот, кто должен осуществлять руководство научной деятельностью аспиранта, с высоты своего опыта помогать ему двигаться к намеченной цели. Обычно, им становится доктор наук (причем тех же наук, ученую степень на соискание которых сбирается получить аспирант). Но в исключительных случаях (которых немало), им может быть и кандидат наук. Советую Вам иметь официальным научным руководителем все-таки доктора наук – зачем лишние проблемы при оформлении документов.

Научных руководителя может быть и два, особенно если диссертация защищается по двум специальностям, как сейчас модно. Помимо научного руководителя, у аспиранта может быть и научный консультант. Обычно, им становится кандидат наук, который по своему статусу не может быть научным руководителем, но оказывал значительную помощь в подготовке диссертации.

Научные руководители утверждаются Ученым Советом ВУЗа в самом начале обучения в аспирантуре вместе с темой диссертации.

Существуют два типа научных руководителей.

Первый тип наиболее удобен для аспиранта – такой научный руководитель во всем помогает своему подопечному: проверяет данные его эксперимента, помогает их интерпретировать, находит для него возможности публиковаться, правит статьи, советует, как сформулировать цель, задачи, гипотезу исследования и т.д.

Аспиранту, имеющему такого научного руководителя, живется легче, но при этом от него требуется и меньше творчества. В результате такой аспирант может так и не приобрести навыков самостоятельных занятий научной работой.

Второй тип научных руководителей можно назвать ленивыми – они не удосуживаются даже почитать материалы диссертации, отделываются от своего ученика общими советами. Аспирантам с таким научным руководителем очень трудно, особенно на начальном этапе обучения, но в дальнейшем, если такому аспиранту все же удастся написать и защитить диссертацию, он будет являть собой тип сформированного научного работника. Он легко сможет взяться за продолжение темы (например, для докторской) или за другую тему исследований, за научное руководство собственными аспирантами и т.д. По опыту научной деятельности он будет значительно превосходить аспиранта, которого три года водили за ручку.

Лучше, конечно, если Ваш научный руководитель представляет собой нечто среднее между двумя крайними типами, описанными выше.

Имейте в виду, что научное руководство диссертантами официально дает научному руководителю оплачиваемые рабочие часы (в среднем – 50 часов в год на каждого диссертанта). В эти часы входит не только непосредственное общение с аспирантом, но и чтение материалов его исследований и прочее. Поэтому, в случае острой необходимости, если Ваш научный руководитель совсем позабыл о Вашем существовании, Вы можете в корректной форме напомнить ему о себе. Советую, быть просто вежливо настойчивым, а не качать права, в конце концов, научный руководитель имеет полное право в любой момент отказаться от научного руководства особо склочным диссертантом. И вообще, правила хорошего тона в высшей школе предусматривают предельно вежливые отношения между коллегами (и не коллегами тоже).

Если научный руководитель пользуется Вашим уважением, либо оказывает Вам существенную помощь, либо является видным ученым, общение с которым ценно само по себе, либо и то, и другое, и третье – не забывайте о проявлении к нему знаков внимания. Поздравляйте его с Новым Годом, Днем Рождения, началом учебного года, 8 марта (или 23 февраля), Днем Победы (если это актуально). Букетик цветов, коробка конфет, сувенир, открытка будут весьма уместны в качестве подарка. В крайнем случае, ограничьтесь устными поздравлениями или звонком по телефону.

Несколько сведений о структуре диссертации...
Классическая кандидатская диссертация (в виде рукописи), обычно, имеет следующую структуру: титульный лист (страница N 1), оглавление (содержание), список условных сокращений (если таковые имеются), введение, 4 главы, заключение (может отсутствовать), выводы, практические рекомендации (в диссертациях по педагогическим специальностям), список литературы и приложения.

Во введении (3-6 страниц) автор может обосновать выбор темы исследования, отразить ее актуальность, показать научную новизну, теоретическую и практическую значимость работы.

Глава 1 (20-40 станиц, должна называться в соответствии с ее содержанием, например: `Современное состояние проблемы изменения умственной работоспособности под влиянием различных фармакологических средств`) представляет собой обзор и анализ литературных источников по теме исследования.

Целесообразно рассмотреть, в каком состоянии на современный момент находится избранное научное направление, что уже сделано другими авторами, что в этом вопросе еще неясно и поэтому требует дальнейшего исследования. Если Ваша диссертация затрагивает несколько крупных проблем, то глава может иметь параграфы (они нумеруются 1.1. 1.2 и т.д.).
Логичным заключением главы 1 будет формулировка цели, задач исследования, рабочей гипотезы (что предполагалось получить в результате исследования) и основных положений, выносимых на защиту. В диссертациях, защищаемых по педагогическим специальностям, обычно приводят также объект и предмет исследования. Объектом исследования является контингент испытуемых (группы людей, животных и д.т. (В постоянно приводимом здесь примере объектом являются крысы линии `Вистар`), а предметом – то, что Вы исследуете у данного контингента (психологические, физиологические или иные параметры. (В нашем примере это – умственная работоспособность). Заключение главы 1 – это та часть Вашей диссертации, которая может претерпевать значительные изменения по мере работы над темой. Окончательно цель, задачи и т.д. будут сформулированы на завершающем этапе написания диссертации и автореферата.

Глава 2 (8-12 страниц, может называться `Методы исследования`) обычно содержит описание методик исследования и контингента испытуемых. Достаточно подробно следует изложить организацию эксперимента, описать методики, используемую аппаратуру, дать подробные сведения об испытуемых. Прочитав эту главу, не должно возникать вопросов о том, как Вы получили те или иные данные. Любой прочитавший ее должен понять, как провести аналогичное исследование (например, с целью проверки Ваших результатов). Главу 2 можно разбить на параграфы, отдельно описав испытуемых и каждую методику (если она объемна), либо сгруппировать получаемые показатели по определенным признакам (и назвать параграфы, например: 2.1. Показатели центральной нервной системы. 2.2. Показатели иммунитета. и т.п.).

Глава 3 (60-90 страниц, может называться `Результаты исследования`) обычно являет собой изложение собственных результатов исследования. В ней часто размещают таблицы с полученными данными (не первоначальными, а уже обработанными), рисунки, обобщающие или иллюстрирующие результаты, пояснения автора по поводу тех или иных полученных данных. Обычно, эта глава разбивается на параграфы, в соответствии с логикой изложения материала. Иногда (чаще в докторских диссертациях), если исследование слишком объемное и выполнено по нескольким направлениям, изложение собственных результатов занимает 2 главы (главу 3 и главу 4). В этом случае диссертация имеет на одну главу больше, а результаты обсуждаются в главе 5.

В главе 4 (20-30 страниц, может называться `Обсуждение результатов`) обычно приводится обсуждение полученных результатов. Оно преследует две задачи. Во первых, необходимо сопоставить полученные Вами данные с результатами исследований других авторов, а во-вторых, предварительно изучив современные научные концепции, определить – с позиции какой из них можно объяснить Ваши данные (либо в какую из них `вписываются` Ваши результаты). Если Вы провели объемное исследование с использованием серьезных современных методик, а Ваши результаты не вписываются ни в одну из известных теорий или противоречат им, и если при этом Вы убеждены, что полученным данным можно верить, то Ваша диссертация `тянет` на докторскую. Отличие докторской диссертации от кандидатской в том, что первая должна представлять собой крупное научное открытие или открывать новое научное направление.

Если Ваша кандидатская диссертация соответствует уровню докторской, рекомендую прочитать соотвествующий раздел настоящего руководства: `Работа тянет на докторскую`.

Количество выводов в диссертации должно соответствовать количеству поставленных задач (и в идеале – представлять собой решение этих задач). Однако, на практике такое встречается редко. Одной задаче может соответствовать два вывода, реже – выводы мало соответствуют поставленным задачам. Несоответствия выводов поставленным задачам следует избегать. Если выводы совсем не соотвествуют задачам – измените задачи, никто не заметит, что раньше – при обосновании выбора темы – они были другими. Даже если кто-то и заметит, это считаеся в порядке вещей, и еще никто к этому не придирался.

В диссертациях на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, а также защищаемых по двум специальностям, одна из которых – педагогическая, приводятся практические рекомендации, формулирующиеся исходя из данных эксперимента. Если Вы добросовестно проводили исследование, написать практические рекомендации Вам не составит труда.

Список литературы (обычно, не менее 100, не более 600 источников, в диссертациях по техническим специальностям – меньше) оформляется по текущему ГОСТу. Вначале по алфавиту приводятся отечественные источники, затем по алфавиту – иностранные. Соответствие списка литературы ГОСТу можно проверить в библиотеке (в информационно-библиографическом отделе).

Таким образом, по структуре кандидатская диссертация (в виде рукописи) похожа на научную статью, чем, впрочем, она и является в несколько расширенном виде.

В приложения диссертации включают не вошедшие в основной текст таблицы, схемы организации эксперимента, иногда приводятся образцы анкет, тестов (если они разработаны Вами) и т.д. Кроме того, в приложения входят акты внедрения, авторские свидетельства и т.д. Каждому разделу приложений присваивается номер (1, 2, 3 и т.д.). Например, в `Приложение 1` могут входить таблицы оценки умственной работоспособности крыс. Если приложение состоит из нескольких листов, то первый подписывается сверху: Приложение 1, а каждый последующий: Приложение 1 (продолжение) (без кавычек). Если приложения слишком объемны, они могут издаваться в виде отдельного тома.

Объем кандидатской диссертации (без учета списка литературы, приложений, рисунков и таблиц) обычно составляет 120-150 машинописных страниц (1800 знаков на странице – 29-30 строк, 62-64 знака в строке. При наборе на компьютере применяется шрифт Times, размер 14 пт, межстрочное расстояние 24 пт). Однако, в настоящее время какие бы то ни было ограничения по объему отсутствуют (учтите, что к моменту Вашей защиты они снова могут быть введены).

Довольно сложным моментом является правильное оформление диссертации. Нужно очень строго выдержать все требования (такой-то отступ от начала главы до текста, такой-то – от начала параграфа до текста и т.д.). Запомнить все требования трудно, к тому же они имеют тенденцию постоянно меняться. Просто имейте в виду, что это важно, и на заключительном этапе подготовки диссертации проконсультируйтесь у знающего человека (секретаря Ученого Совета, сведущего библиографа, свежеиспеченного диссертанта, который на радостях с удовольствием окажет Вам помощь, и др.). Научный руководитель всех последних тонкостей может и не знать. Имеет смысл также посмотреть, как оформлены свеженькие диссертации (защита которых состоялась в ближайшие полгода).

Светлана Заерова

по материалам www.aspirantura.spb.ru

 

Как правильно подвесить язык?

 

Во все времена способность красиво и, главное, убедительно говорить - ценилась  очень высоко. Абитуриентам это просто необходимо. Конечно, до следующих вступительных экзаменов еще год. Что ж, есть возможность использовать  время с умом.

Психологи давно отметили, что люди составляют  мнение друг о друге по четырем основным критериям: о нас судят на основании того, что мы делаем, как мы выглядим, что мы говорим и как мы говорим.

Манера общаться выдает человека «с головой», может рассказать о нем очень много. Она указывает на  степень его интеллигентности, начитанности,  психической уравновешенности. По особенностям речи можно без труда «вычислить» ваш социальный статус, некоторые особенности характера, наличие комплексов и много чего еще.

Примеров, когда неумение грамотно и связно излагать свои мысли, убеждать собеседника, подводит в жизни, оказывает «медвежью услугу», можно привести много. Так, прошедшим летом одному талантливому абитуриенту пришлось срочно, что называется, в последний день, переводить документы из МГУ в «Бауманку». Почему? Устный экзамен по математике в МГУ он сдал на «тройку», хотя блестяще знал предмет – парень не смог объяснить, почему он решил задачу в таком-то варианте! В «Бауманке» же все экзамены были письменные, и свою заслуженную «пятерку» юноша, к счастью, успел получить. Что уж говорить о гуманитарных и естественных факультетах – косноязычным и не умеющим грамотно изъяснятся гражданам, придется совсем  туго.

Типичные речевые ошибки

Неправильное ударение

Устный экзамен хорош тем, что, ориентируясь на реакцию слушателей, вы можете мгновенно поправиться, объясняя свои ошибки волнением. В русском языке ударение свободное и подвижное: оно может находиться на любом слоге и перемещаться с одной значимой части слова на другую в разных его формах.

На вопрос, как правильно произносить «жалюзи», «позвонит», «мастерски», «откупорить», «апостроф», «догмат», «петля», «красивее» и т. д., наиболее полно могут ответить акцентологи (лингвисты, исследующие законы русского ударения). Самостоятельно же научиться произносить слова грамотно можно единственным способом: постоянно заглядывать словарь и запоминать. На экзамене старайтесь строить ответ так, чтобы исключить речевые конструкции, в произношении которых вы сомневаетесь;

Тон речи

Визгливый, режущий ухо; командно-приказной, раздражающий; сварливый и склочный, будто провоцирующий ссору; глухой, однообразный, требующий от слушателя постоянного напряжения и т. д. Запишите себя на магнитофон и внимательно прослушайте. Поинтересуйтесь у друзей и родных, каким тоном вы часто говорите, что им не нравится в вашей речи. Кстати, психологи утверждают, что для вырабатывания мелодичного тона, необходимо чаще слушать классическую музыку.

Нужно постоянно тренироваться. Как и любое другое, умение говорить приходит с опытом. Используйте все возможности: расскажите анекдот в компании, вызовитесь отвечать на уроке, участвуйте в конкурсах, олимпиадах и т. д. Используйте опыт других людей. Вас привлекает, например, скрытая эмоциональность передач В.Познера? Смотрите, слушайте, подмечайте детали, делайте выводы. На кассетах и дисках есть записи лекций Ю. Лотмана и Д. Лихачева – это были потрясающие ораторы, люди великой культуры (в том числе и речевой) и энциклопедических знаний;

Бедный словарный запас

Отсюда постоянные повторы: он сказал, она сказала, автор сказал. Тавтология: в ответ он ответил и т. д.  Есть специальные словесные игры, помогающие в ненавязчивой форме пополнить активный запас слов. Но самый действенный и приятный способ обогатить свой лексикон – побольше читать;

Искусственная сложность речи

Обилие ненужных слов, фраз, за которыми трудно уловить смысл. Как в знаменитой шутке: «О чем этот фильм?» - «Да ни о чем!» Аристотель основным достоинством речи считал ясность: «Раз речь не ясна, она не достигает своей цели». Говорить ясно, понятно и доступно очень сложно. Видимая простота обманчива, и принимающие экзамен преподаватели, сами читающие лекции, прекрасно это понимают. Они по достоинству оценят ясную речь;

Слова-паразиты

Это настоящий бич устной речи! На них даже есть мода: последние два-три года держат первенство «как бы», «типа», «на самом деле». И слышится на экзаменах: «Автор как бы обозначил тему». «Как бы замкнутый цилиндрический сосуд». Абитуриент! Преподаватели звереют от подобных выражений!

Из засоряющих речь отмечу: «вот», «итак», «ну», «скажем», «в общем», «так сказать», «короче». Даже «приличное» слово может стать «мусорным»: в последнюю поступательную страду у многих в речи  появилось в виде слова-связки «хорошо». «Хорошо, концентрация молекул водорода...», «Хорошо, в этом стихотворении...» Особенно популярным это словечко стало при ответе на дополнительные вопросы. Педагоги уже боятся их задавать...

Нарушение синтаксических норм

Приводит к серьезным стилистическим недостаткам, таким, как «цепочки падежей»: «анализ теории и практики решения проблемы укрепления материальной базы предприятий нашего города...» Бедный абитуриент уже сам чувствует, что вконец запутался, и пытается выбраться из чудовищного нагромождения слов резким обрывом предложения.

Часты ошибки в соединении глаголов с разным управлением: «лечить и заботиться о больных», «кафедра организовала и руководит практикой».

Неверный выбор предлогов после глаголов. Страдает управление: «благодаря обстоятельств».

Постарайтесь выработать у себя нормативную зоркость: не просто слушайте других людей, а подмечайте ошибки в звучащей речи.

Неумение склонять числительные

Даже в речи министра финансов промелькнуло: «без двухста тридцати процентов»! Основные правила склонения числительных занимают в любом учебнике русского языка ровно одну страницу, и вы в состоянии их выучить. Эти правила нужны при ответе на любом экзамене, будь то физика или история.

Употребление жаргонных и сленговых слов

Когда компьютерные гении перекидываются словечками «клава», «зависнуть», «комп», «винды», «кинуть на мыло» и т. д., это нормально. Но на устном экзамене лучше такие не использовать. Они плохи не сами по себе, а при употреблении не к месту, когда вы не знаете их литературных синонимов. Скажем, другу на вопрос о каком-либо фильме вы можете ответить «зашибись» или «отстой», но на вопрос экзаменатора об экранизации романа Л. Толстого «Война и мир» найдите другие выражения.

В последние годы стало модно активно включать в свою речь варваризмы

Употребляемые без всякой на то надобности иноязычные слова. И. С. Тургенев считал: «Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас». Замечательно, если к моменту поступления в институт, вы освоили 2-3 иностранных языка, но на вступительном экзамене в российский вуз лучше говорить по-русски. Интересно, что люди, хорошо владеющие иностранными языками, меньше склонны «украшать» свою речь иноязычными словами, чем те, кто «читает со словарем». Последние предпочтут сказать «крейзи» вместо «сумасшедший» или «эксклюзив» вместо «исключительный»: чем меньше знаешь, тем больше хочется хвастаться... Кроме того, иностранные слова являются своеобразной «зоной риска» еще и потому, что многие не вполне четко понимают их смысл. Отсюда - «начистить харизму», «перехватить у конкурента менталитет» или «амфибрахий - это место, где живут амфибии».

История из жизни

На устном экзамене по физике один преподаватель стал свидетелем жесточайшего провала абитуриента из-за неумения вербально грамотно обозначать свои мысли:

- Здесь как бы прямоугольный контур перемещается поступательно...

- Позвольте, молодой человек, прямоугольный контур или как бы прямоугольный контур?

- Ну да. И типа магнитное поле тока...

- Извините, что прерываю! Магнитное поле или типа магнитного поля?

- Ну и короче, прямоугольный проводник...

- Прямоугольный проводник стал короче? Физика - наука точная, извольте изъясняться понятно!

Молодой человек попытался еще пару раз начать ответ, но въедливый физик постоянно его прерывал, требуя уточнений. И абитуриент не выдержал: с криком «Я так говорю!» он бросил билет на стол и выбежал из аудитории.

Потренируемся?

Попробуйте объясните пожилому человеку, недавно приехавшему в большой город, что такое «савбуфер». Чтобы он понял. Засеките время. За сколько минут часов, суток  и какими усилиями вы сможете это сделать?

Е.А. Ланцева, старший преподаватель МГТУ им. Баумана

 

Проверь себя

1. Перепишите предложения, исправляя речевые ошибки.

Об этом мы познакомим вас позже.

Эти трагические события сыграли резонанс по всей стране.

Написав диссертацию, работа будет допущена к защите.

В политике нельзя торопиться, иначе можно нарубить дрова.

2. Дайте толкования иноязычным словам.

ректор, моделировать, комиссионный, эссе.

3. Дайте толкования фразеологизмам.

Абсолютный нуль, боек на язык, галопом по Европам, посеять зубы дракона.

4. Перепишите, заменяя числа словами.

На 289 стадионах. Вместе с 762 зрителями.

5. Поставьте ударения в словах.

нефтепровод, добела, ракушка, облегчить.

6. Выберите правильный вариант:

займ - заем, свёкла - свекла, ходатайствовать – ходатайствовать, острие- остриё, играет значение – играет роль, звонит – звонит, туфля – туфель, кремень – кремень, каталог – каталог, прейскурант – прейскурант цен, ляг – ляжь, ехай – поезжай, бухгалтер – булгахтер, кто последний? – кто крайний?, подскользнуться – поскользнуться, искра – искра, напополам – пополам, чего ты делаешь? – что ты делаешь?, возвращаться со школы – возвращаться из школы, вышла из кабинета – отошла из кабинета, одержать успехи – одержать победу, черное кофе – черный кофе.

Из теста МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004 г.

Правильные ответы

1. Перепишите предложения, исправляя речевые ошибки.

С этим мы познакомим вас позже.

Эти трагические события имели резонанс по всей стране.

После написании диссертации она будет допущена к защите.

В политике нельзя торопиться, иначе можно наломать дров.

2. Дайте толкования иноязычным словам.

Ректор - глава вуза, моделировать - создавать, комиссионный - уцененный, эссе - небольшое произведение, жанр прозы.

3. Дайте толкования фразеологизмам.

Абсолютный нуль - ничего не значащий, боек на язык - разговорчив, галопом по Европам - в спешке, поверхностно, посеять зубы дракона - зародить вражду.

4. Перепишите, заменяя числа словами.

На 289 стадионах - на двухстах восьмидесяти девяти. Вместе с 762 зрителями - с семьюстами шестьюдесятью двумя.

5. Поставьте ударения в словах.

Нефтепровод, добела, ракушка, облегчить, жалюзи.

6. Выберите правильный вариант:

заем, свёкла, ходатайствовать, остриё, играет роль, звонит, туфля, кремень, каталог, бухгалтер, прейскурант, ляг, поезжай, бухгалтер, кто последний?, поскользнуться, искра, пополам, что ты делаешь?, возвращаться из школы, вышла из кабинета, одержать победу, черный кофе.

 

Источник: Куда пойти учиться, 43 от 31.10.2005 г.

http://www.ucheba.ru/library/article368.html

 

Полезные ссылки

Библиотека СПбГУАП (менеджмент, право, физика) http://lib.aanet.ru/main/fulltext2001.htm

Рейтинг высших учебных заведений России http://www.alledu.ru/static/1/479

Вопросы и ответы

Бесплатные консультации по написанию курсовых и дипломных работ >>>
Если у Вас возникли вопросы и предложения, то мы с радостью их выслушаем >>>

С уважением,

администратор проекта www.sessia.net
Влахова Ольга

Внимание! Перепечатка любых материалов из рассылки возможна только с разрешения администрации сайта. По всем вопросам обращаться info@sessia.net


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: job.student.sessia
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное